Положение об итоговом индивидуальном образовательном проекте по программе основного общего образования

Протокол №1 от 27.08.2015

Приказ №1 от 1.09.2015

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебный проект – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации
самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые
методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую,
иную).
Проектная работа – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся,
направленной на получение результата, который нужно представить и защитить.
Этот вид работы способствует более глубокому усвоению программного материала,
планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического
использования изучаемого предмета, развивает собственно проектные умения и навыки, которые
являются необходимыми качествами личности в современных условиях.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной
программы основного общего образования.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации работы над итоговым
индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной
деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения
педагогов и обучающихся.
1.5. Выполнение итогового проекта обязательно для учащихся 5-9 классов по любому учебному
предмету. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый
проект. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, дуальными
1

или индивидуальными. Какой проект будет выполнять обучающийся, он выбирает сам. Проект может
носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.6. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябре учебного
года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год. Для формирования
поля проектной деятельности и еѐ организации каждый учитель-предметник курирует тематику
проектов по своему предмету, помимо этого классные руководители курируют работу.
1.7. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих
материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1.8. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное
основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление
профильного обучения в старшей школе.
2. Цели и задачи выполнения Итогового Индивидуального Проекта.
2.1. Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. Продемонстрировать учащимися способность и готовность к освоению систематических знаний,
их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
2.1.2. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития.
2.1.5. Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2 Задачами выполнения ИИП являются:
2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чѐтко определить цель, описать шаги по еѐ
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую
информацию, правильно еѐ использовать).
2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу
в срок в соответствии с установленным планом).
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта.
3.1. Программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются образовательной
организацией.

2

3.2. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор.
Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует
родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником,
согласуется с педагогом. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору
обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для
обучающегося тему. В то же время педагог должен аргументировано отклонить тему проекта,
выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения,
косвенно пропагандирующие асоциальное поведение, является околонаучной.
3.4. Программа действий по
реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается
обучающимся совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной,
культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым,
предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов
этой проблемы.
4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по
выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее
авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь
практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной
сфере человеческой деятельности.
4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены.
Совместно с обучающимися составлена программа действий.
5. Организация проектной деятельности.
5.1. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год проходит в октябре;
5.2. К концу сентября должен произойти выбор тем для проектирования и утверждение тем и научных
руководителей приказом директора не позднее 30 сентября. Изменение темы проекта обучающимся 5-9
классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную деятельность,
в основном разрешается только корректировка названия темы или переход из одной проектной группы в
другую в течение месяца.
5.3. В октябре-январе в школе идет работа над проектами. В это время происходят групповые и
индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения,
эксперимент и др.
5.4. К 30 января руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о ходе проектной
деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и
путях их решения. Перед отчетом заместителю директора руководитель проекта заслушивает
аналогичный отчет обучающегося.
5.5. Далее организуется предзащита: 1) обучающиеся защищают проект перед учащимися своего класса,
(февраль-март) 2) защита проекта на школьной научно-практической конференции в 4 четверти. Форму
предзащиты определяет руководитель проекта.
6. Права и ответственность сторон.
3

Руководитель индивидуального проекта должен:
 Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
образовательному проекту;
 Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники
необходимой информации;
 Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному
проекту;
 Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования;
 Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального
образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
 Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
 Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
 Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Обучающийся должен:
 Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
 Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
 Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального
образовательного проекта:
 Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
 На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения
индивидуального образовательного проекта;
 Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.
7. Процедура защиты.
1. Проект с отзывом сдается в учебную часть не позднее чем за 2 недели до защиты проекта, которая
будет организована в апреле – мае в рамках промежуточной аттестации.
2. Этапы защиты:
- выступление учащегося с докладом по теме проекта,
- ознакомление членов жюри с отзывом руководителя проекта,
- ответы учащегося на вопросы жюри, поставленные в пределах темы проекта,
- оценка проекта, складывающегося из: оценки проекта на основе требований к нему, оценки
выступления и оценке ответов на вопросы, поставленные в ходе защиты.
3. Результаты объявляются на заключительной части защиты проектов и заносятся в соответствующий
документ.

8. Этапы выполнения проектной работы.

1. Подготовительный

Этапы
работы

Содержание
работы
Определение темы и
целей проекта

Деятельность
обучающихся
Обсуждают и выбирают
тему

Деятельность
учителя
Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме
проекта

Выбирают подтему или
предлагают новую
подтему
Объединяются в
микрогруппы,
распределяют
обязанности между
членами команды

Организует совместное
обсуждение подтем
проекта
Организует работу по
объединению школьников
в группы

Формирование
творческих групп

4

2.Планирование

Подготовка материала к
исследовательской работе
Установление способов
предоставления
результата (формы
отчета) и критериев
оценки результата и
процесса
Определение источников,
способов сбора и анализа
информации

Учитель и учащиеся совместно работают,
разрабатывают задания, вопросы для поисковой
работы, подбирают литературу
Обсуждают и
Предлагает формы отчета
корректируют формы
и примерные критерии
представления результата оценивания
и критерии оценивания
Анализируют основную
литературу, собирают
информацию
При групповом проекте –
распределяют функции

5. Презентация
(защита)

4. Оформление
Результатов

3. Разработка
проекта

Осуществление
Осуществляют поисковую
накопления информации
деятельность по
путем работы с
накоплению,
литературой,
систематизации,
анкетирования,
обобщению информации
эксперимента и др., ее
обобщение
Контроль и коррекция (например, предзащита, иное обсуждение)
Оформление результатов
Оформляют результаты
согласно выбранной
согласно выбранной
форме отчета
форме отчета

6.
Оценивание
и рефлексия

Корректирует и дополняет
предложения учащихся

Представление
выполненной работы

Делают доклад о
результатах работы

Консультирует,
координирует работу
обучающихся

Консультирует,
координирует работу
обучающихся

Организует экспертизу с
приглашением педагогов
школы, старшеклассников

Оценка работ согласно
Участвуют в оценке путем Совместно с экспертной
разработанным критериям коллективного
группой оценивает,
обсуждения и самооценок выявляет
неиспользованные
возможности, потенциал
продолжения работы

9. Критерии оценивания выполненной проектной работы.
№
крит
ерия

Критерии оценивания

Баллы

1. Ориентация в рассматриваемой теме
5

К1

К2

К3

К4

К5

К6
К7
К8

К9

К 10

Умение четко формулировать цель исследования
Цель сформулирована четко. Фактических оценок, связанных с пониманием
цели нет
Цель не сформулирована, или допущена 1 и более фактическая ошибка
Использование научных фактов и результатов, владение терминологией
Фактических ошибок в изложении научных фактов, а также в понимании и
употреблении терминов нет
Допущена 1 ошибка в изложении научных фактов или в употреблении
терминов
Допущено 2 и более ошибки в изложении научных фактов или в
употреблении терминов
Привлечение дополнительной информации
Дополнительная информация по предмету привлечена уместно, без
фактических ошибок
Дополнительная информация по предмету привлечена уместно, имеет не
более 1 фактической ошибки
Дополнительная информация по предмету не привлечена или привлечена
неуместно, и/или имеются 2 и более фактические ошибки
2. Глубина раскрытия проблемы
Понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение
интеллектуальными умениями
Теория вопроса понята верно
Теория вопроса понята верно, но имеются незначительные, не влияющие на
общее понимание неточности
Теория вопроса не понята
Аргументированность изложения материала
Учащийся привел не менее 2 аргументов по сформулированной им
проблематике. Фактических ошибок нет
Учащийся привел не менее 2 аргументов по сформулированной им
проблематике, но допустил в аргументации ошибку или привел только 1
аргумент
Учащийся не привел аргументов по сформулированной им проблематике
3. Креативность раскрытия проблемы
Достоверность выводов и результатов
Результаты и выводы достоверны
Результаты и выводы недостоверны
Оригинальность раскрытия проблемы
Проект отличает оригинальность раскрытия проблемы
Проблема раскрыта тривиально
Понимание сути задаваемых (раскрываемых) вопросов
Учащийся понимает суть задаваемых (раскрываемых) вопросов, умеет найти
способы ответа на вопрос
Учащийся не понимает сути задаваемых (раскрываемых) вопросов
Саморефлексия учащегося
Учащийся адекватно оценивает полученные результаты и свой вклад в
разработку проекта
Учащийся не может адекватно оценить полученные результаты и/ или свой
вклад в разработку проекта
Понимание практического назначения работы
Учащийся понимает практическое назначение выполненного исследования
Учащийся не понимает практическое назначение выполненного

1
0
2
1
0

2
1
0

2
1
0
2
1

0

1
0
1
0
1
0
1
0

1
0
6

исследования
Применение наглядности
Наглядность применена уместно
Наглядность не применена уместно или не применена вовсе
К 12 Отбор информации для выступления
Информация для выступления отобрана верно
Информация для выступления отобрана неверно (избыточно или
недостаточно)
К 13 Умение оппонировать
Учащийся продемонстрировал умение оппонировать
Учащийся не продемонстрировал умение оппонировать
4. Речевое оформление
К 14 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения
Речь учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью
и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют,
последовательность не нарушена
Речь учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью
и последовательностью изложения, но допущено не более 5 логических
ошибок
В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но
допущено более 5 логических ошибок
К 15 Точность и выразительность речи
Работа учащегося характеризуется точностью выражения мысли,
разнообразием грамматического строя речи
Работа учащегося характеризуется точностью выражения мысли, но
прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа
учащегося характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но
есть нарушения точности выражения мысли
Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи
Максимальное количество баллов за всю работу (К1 - К15)
К 11

1
0
1
0

1
0

2

1

0

2
1

0
21

Рекомендательная шкала перевода первичного балла за выполнение проектной работы в
отметку по пятибалльной шкале:
Отметка по
пятибалльной
шкале
Общий балл

«2»

«3»

«4»

«5»

0-5
Более низкая
оценка за проект
не выставляется.
Он подлежит
переделке или
доработке

6-12

13-17

18-21

7

Приложение 1
Виды проектов:
1. Информационные проекты. Направлены на работу с информацией о каком-либо объекте,
явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка уже для
широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,
аргументированные выводы.
2. Ролевые проекты. Высокая степень творчества, участники принимают на себя
определенные роли, имитируют социальные или деловые отношения.
3. Исследовательские проекты. Подразумевается деятельность учащихся, направленная на
решение творческой проблемы с заранее известным решением. Обязательна постановка
проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий.
4. Прикладные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности его участников: документ, проект закона, словарь и др. должна быть
возможность внедрения их в практику.
5. Интернет-проекты. Эти проекты всегда межпредметные. Работа учащегося организована на
основе компьютерной телекоммуникации, проводится в сетях.
Возможный результат (продукт) проекта:
1. Сайт.
2. Презентация.
3. Стенд.
4. Альбом.
5. Выставка.
6. Буклет.
7. Реферат.
8. Наглядный материал: плакаты, диаграммы, схемы.
9. Заочные и очные экскурсии.
10. Видеофильмы.
11. Конкурсы знатоков, КВН.
12. Музыкально-литературная композиция.
13. Рекламный рассказ.
14. Составление родословной.
15. Биографические очерки.

8

Приложение 2
Структура проекта
Какую бы форму ни предпочел автор, работа обязательно представляется в
напечатанном виде.
1. Титульный лист (по форме).
2. Оглавление (наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц).
3. Возможен эпиграф.
4. Введение (рекомендуемый объем до 2-х страниц или 10-20% работы от объема названных
частей).
Вводная часть должна включать:
- формулировка проблемы;
- обоснование актуальности темы с позиций научной значимости, либо востребованность в
настоящее время,
- постановку цели и формирование задач.
5. Основная часть (не более 10 страниц):
- структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяются
автором и руководителем,
- раскрывает основные положения выбранной темы, автор демонстрирует основные навыки
критического анализа материала по теме,
- автор высказывает собственное мнение, сформировавшееся на основе работы с источниками и
литературой,
- обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы
в работе.
6. Заключение (10 % от объема работы):
- подведение итогов выполненной работы,
- краткое и четкое изложение выводов,
- анализ степени выполнения поставленных во введении задач,
- описание полученного продукта.
7. Список использованной литературы. Оформляется в алфавитном порядке, в него вносится
весь перечень изученных в процессе работы материалов.
8. Приложения. В зависимости от специфики предмета и тематики проекта к нему могут быть
оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
Оформление проекта
1. Текст печатается на компьютере шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5. Порядок
оформления: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список
литературы. Каждая часть начинается с новой страницы.
2. Каждая страница нумеруется снизу в правой стороне. Счет нумерации ведется с титульного
листа, на котором цифры не проставляются. Страница имеет свои поля: слева – 3см, справа –
1,5 см, сверху и снизу – 2 см.

9

Приложение 3
Образец титульного листа

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

Проект на тему

«Планирование карьеры»

Выполнил : ФИО, ученик - класса
Научный руководитель: ФИО,
учитель информатики

Улан-Удэ, 20..

Оформление списка литературы:
Список оформляется в алфавитном порядке. В нем указываются фамилия автора, инициалы,
название работы, время и место издания, публикации. Например:
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1990.
2…
3…
После перечня печатных изданий в алфавитном порядке оформляется перечень интернет
источников.
10

Приложение 4
Образец отзыва руководителя проекта (заполняется в печатном виде).
ОТЗЫВ
на проект (вид и форма проекта):

ФИО учащегося:

Класс:
Тема:
Отзыв:

Дата:

Руководитель (подпись):

11

Приложение 5
Отчет руководителя (по каждому проекту)
Руководитель проекта:
_________________________________________________________________________________
Тема проекта:
__________________________________________________________________________________
Тип проекта:
__________________________________________________________________________________
Класс:
__________________________________________________________________________________
Учащиеся:
__________________________________________________________________________________
Проблема, поставленная учащимися:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Гипотезы решения проблемы:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Планируемый продукт:
__________________________________________________________________________________
Срок реализации проекта:
__________________________________________________________________________________
Цель и задачи, поставленные учащимися:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Цель и задачи для учителя:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

12

Оценивание и
рефлексия

Презентация
(защита)

Оформление
результатов

Разработка
проекта

Планирование

Подготовительный

Этапы работы над проектом:
Этап
Сроки реализации
Деятельность учащегося
Деятельность учителя

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».