Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 5 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования
с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
-

положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая

гимназия №3».
Рабочая программа по литературе решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Жамбаловой Р.Н. для 5 классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ учебного предмета (ФГОС)
В

соответствии

стандартом

с

данная

Федеральным
рабочая

государственным

программа

образовательным

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты:

- совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.);
-

приобщение учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского

региона, к художественным произведениям широко известных национальных
писателей, формирование у школьников чувства уважения к традициям,
обычаям, культурным ценностям народов региона.
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

структурировать

материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять

причинно-

следственные

связи

в

устных

и

письменных

высказываниях, формулировать выводы;
-

овладение

умениями

самостоятельно

организовывать

собственную

деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
познавательная сфера:
– понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской
литературы 18 века, произведений русских писателей 19- 20 веков,
произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать

тему,

идею,

нравственный

пафос

литературного

произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) ценностно-ориентационная сфера:
- приобщение

к духовно- нравственным ценностям русской литературы и

культуры, сопоставление их с духовно- нравственным ценностям

других

народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3)коммуникативная сфера:
- восприятие на слух литературных

произведений разных жанров,

осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста ;
отвечать на вопросы по прослушанному

или прочитанному

тексту;

создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести
диалог;
-

написание изложение, сочинений на темы, связанные с тематикой,

проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетическая сфера:
-

понимание образной природы как явления словесного

эстетическое

восприятие

эстетического вкуса;

произведений

литературы;

искусства;
формирование

-

понимание

русского

слова

и

его

эстетической

функции,

роли

изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных
образов литературных произведений.
Содержание программы
Художественный образ в литературе
«Литература как искусство слова»
Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа
в литературе как искусстве слова. Художественный вымысел, фантазия,
другие средства создания образов в литературе.
Мифология.
«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис». «Орфей в подземном
царстве».
Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении
искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение,
эпитет, аллегория.
Развитие речи. Устное и письменное изложение мифа. Постановка вопроса и
развернутый ответ на вопрос.
Вн.чт. Мифы о Нарциссе. А.С. «Славянская и российская мифология».
Русский фольклор
Русские пословицы из собрания В.И.Даля. Пословица как воплощение
житейской мудрости. Темы пословиц.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена –доказчица», «Лиса и журавль».
Бурятские сказки. «Две мышки», «Собачий пай», «Волк и налим» и другие,
притча «Соломенная ограда».
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений
народа. Виды сказок. Положительный герой и его противники. Простота
сказочного сюжета.
Бурятские народные сказки. Нравоучительный и философский характер
сказок. Сказители сказок. Определение жанра сказки и характеристика
отдельных бурятских сказителей (А.А. Тороева, Д. Сампилова, П.Е.

Жетухаева, Л. М. Болотова). Особенности деления бурятских сказок онтохонов на три основных вида (фантастические или волшебные, о
животных и реалистические или бытовые).
Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора.Основные темы
русского фольклора. Постоянный эпитет.
Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной
речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.
«Литературная сказка» (обзор)
Ш. Перро. «Золушка». Х.К.Андерсена «Снежная королева». А.Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители».
Апполон Шадаев. Сказка «Три молодца, три мудреца». Народная мудрость в
сказке. Победа рассудительности над поспешностью
Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и
злые персонажи. Нравственные проблемы литературных сказок.
Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной
Развитие речи. Сочинение сказок. Отзыв о самостоятельно прочитанных
сказках.
«Аннотация» (практикум)
Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и
сборникам. Примерный план аннотации.
Древнерусская литература
«Повести временных лет». («Предание об основании Киева», «Сказание о
юноше-кожемяке»). Предание о летописце Несторе. Исторические события и
их отражение в летописи. Нравственные проблемы в «Повести временных
лет».
Теория литературы.

Летопись.

Повесть. Древнерусская литература.

Сказание.
Вн.чт. «Сказание о Белгородском киселе»
«Жанр басни в мировой литературе» (обзор)
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук». Федр «Лисица и Ворон». Ж. де
Лафонтен «Дуб и Трость». Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб». Сюжеты античных

басен и их обработка в литературе 17-18 веков. Нравственные проблемы в
баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной
идеи.
Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория.
Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.
Русская литература 19 века.
И.А.Крылов. Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья
под дубом». Связь басен с традицией русского устного народного творчества.
Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях.
Особая роль диалогов и разговорных интонации в баснях.
Теория литературы. Аллегория. Идея басни.
Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.
А.С.Пушкин Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
Реальная основа и художественный образ няни. Образ человека и образ
русской зимы в стихотворении. Изображение природы и настроения
человека.
Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Вн.чт. И.А. Бунин «Няня». «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина.
Традиционный сказочный сюжет. Поучительный характер сказки.
Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказки наизусть.
Вн. ч. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов

Стихотворение

«Бородино».

История

создания

стихотворения. Образы русских солдат и образ Бородинской битвы.
Основная идея стихотворения.
Теория литературы. Ритм. Рифма. Звукопись.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть.
Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Н.В.Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством». Смысл названия повести.
Изображение народной жизни и народных характеров. Образы Вакулы и
Оксаны. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ
рассказчика.
Теория литературы. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление
цитатного плана. Пересказ фрагментов повести.
Вн.ч. Повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место».
«Образ времени года в литературном произведении» (обзор)
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...»
А.А.Фет. «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…»
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш сад…»
И.А.Бунин «Лес. точно терем расписной…» Картины природы и отражение
настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и
образ человека. Средства создания образа времени года.
Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение

стихотворения наизусть. Описание

любого времени года с использованием цитат.
И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта
и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и
барыни. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.
Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащихся к
событию или герою.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни
простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских
детей. Роль диалогов в стихотворении.
Теория литературы. Собирательный образ. Диалог. Ритм.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть.
Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворений.
Вн.ч. Н.А. Некрасов. Стихотворения.

«Заглавный образ в произведении и средства его создания» (практикум)
Определение

вида

заглавного

образа

литературного

произведения.

Примерный план рассказа о заглавном образе произведения.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа,
его основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы
Жилина и Костылина. Поэтический образ Дины. Смысл названия.
Теория литературы. Сюжет. Эпизод.
Развитие речи. Составление цитатного плана. Письменный ответ на вопрос
об одном из персонажей рассказа.
А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Образы детей. Проблема взаимопонимания
взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова.
Теория литературы. Комическое. Юмор.
Развитие речи. Написание рассказа на основе личных впечатлений.
Вн.ч. Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
«Письменный отзыв о литературном произведении» (практикум)
Письменный план письменного отзыва о литературном произведении.
Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.
«Образ Родины в русской поэзии» (обзор)
И.С.Никитина «Русь», «Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого,
И.Северянин «Запевка», Н.М.Рубцов «Родная деревня»,
Картины

родной

природы.

Изображение

жизни

русских

людей.

Национальных характеров, традиций.
Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня.
Вн.ч. Произведения русской поэзии.
Русская литература 20 века.
И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», «У птицы есть гнездо, у
зверя есть нора…». Особенности художественной картины, нарисованной в
стихотворении. Символическое значение природных образов.
Теория литературы. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», «Нивы
сжаты, рощи голы…». Картины деревенской России и природные образы в
стихотворениях

поэта.

Своеобразие

поэтического

языка,

есенинских

метафор, эпитетов.
Д.Улзетуев «Ая-ганга». Картины родной природы. Изображение жизни
бурят. Национальных характеров, традиций.
Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Вн.ч. С.А. Есенина «Песнь о собаке».
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры
повествования.

Сочетание

реального

и

фантастического.

Образ

исторического времени.
Теория литературы. Сказ. Сказ и сказка.
Развитие речи. Пересказ фрагментов с сохранением сказовой манеры
повествования.
«Образы детей в мировой литературе»
В.

Гюго

«Отверженные».

Ч.

Диккенс

«Оливер

Твист».

М.

Твен

«Приключения Тома Сойера». О. Генри «Вождь краснокожих». Образы детей
в произведениях для детей. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.
Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания.
Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении.
А.С. Грин. Повесть «Алые паруса». Мечта и реальность действительности в
повести. Образы Ассоль и Грея. Символические образы моря, солнца. паруса.
Смысл названия.
Теория литературы. Образы предметов.
Развитие

речи.

Описание

одного

из

символических

образов

с

использованием цитат.
А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное
содержание рассказа. Философская символика образа цветка.
Теория литературы. Символ. Язык произведения.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос с использованием цитат.

Вн.чт. Рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».
«Проза и поэзия как формы художественной речи» (практикум)
Ритм в художественной прозе и поэзии. Особенности стихотворной речи.
Рифма. Способы рифмовки. Определение стихотворного размера.
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Фольклорные традиции в
пьесе-сказки. Поучительный смысл. Роль монологов и диалогов.
Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог.
Диалог.
Развитие речи. Выразительное чтение

фрагментов.

«Монолог и диалог как средства создания художественного образа»
(практикум)
Начальное представление об эпосе, драме, лирике как литературных родах.
Определение места и художественной функции монологов и диалогов в
ранее изученных произведениях.
«Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор)
А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». В.П. Катаева «Сын полка».
Образ детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и
взрослые в условиях военного времени. Гуманистический характер военной
поэзии и прозы.
Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор
воспоминаний о событиях военного времени.
Вн.чт. Дети во время Ленинградской блокады. Ю. Яковлев. «Девочка с
Васильевского острова»
Образы родной природы в литературе XX века
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Изображение становления характера
главного героя рассказа.
Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием
цитат.
Вн.ч. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» («Удар сокола») Михаил
Батоин. Рассказ «Бор ста сосен».
«Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей»
(обзор)
Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка». Ю.П.Казаков «Арктур гончий пес». Животные в жизни человека. Судьбы животных. Способы
выражения авторского отношения в произведениях о животных. Развитие
речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных.
«Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)
А.Конан Дойл «Камень Мазарини». М.М. Зощенко «Галоша» Р. Бредбери
«Все лето в один день». Жанровые признаки рассказа как малого эпического
жанра. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический,
научно-фантастический, детективный.
Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах.
«Тема и идея литературного произведения»
Начальное представление о теме и идее литературного произведения.
«Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном
произведении.
Тематическое планирование
Тема

Кол-во
часов

1 четверть

27

Литература как искусство слова
Литература как искусство слова.

1

Мифология
Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар».

1

Художественный образ в мифе.

1

Славянская мифология

1

Русский фольклор
Фольклор и народная словесность. Русские

пословицы из 1

собрания В.И. Даля.
Русские народные сказки. Бурятские народные сказки

1

РР. Творческая работа с использованием пословиц, поговорок и 1
загадок
Литературная сказка
Сказка А.Погорельского «Черная курица , или Подземные 1
жители».
Авторская позиция в сказке А.Погорельского «Черная курица , 1
или Подземные жители».
Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1

Сил добра и зла в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1

Вн. чт. Читаем литературные сказки. Аполлон Шадаев. Сказка 1
«Три молодца, три мудреца».
РР. Практикум. Аннотация.

1

Древнерусская литература
Древнерусские летописи. «Повести временных лет» .(«Предание 1
об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»
Сказание о белгородском киселе.

1

Жанр басни в мировой литературе. Басни Эзопа
Жанр басни в мировой литературе. Басни Эзопа.

1

Басни Жан де Лафонтена и Г.Э. Лессинга.

1

Басни А.П.Сумарокова, И.И. Дмитриева .

1

Русская литература 19 века
Басни И.А. Крылова «Волк и ягненок», «Волк на псарне»

1

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под дубом».

1

Выразительное чтение басен И.А. Крылова.

1

Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее 1
утро».

Природа и человек в стихотворениях А.С. Пушкина.

1

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 1
А.С.Пушкина.
Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

1

Вн. ч. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина.

1

"Что за прелесть эти сказки". Обобщение по сказкам

1

2 четверть

21

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

Образ исторического события в стихотворении.

1

Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» , «Два 1
великана».
Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

Фантастические события в повести.

1

Мир Диканьки.

1

Вн.ч. Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

1

Образ времени года в литературном произведении
Образ времени в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

1

РР. Описание любимого времени года с использованием цитат.

1

Повесть И.С.Тургенева «Муму».

1

Образ Герасима.

1

Образ исторического времени в повести.

1

РР. Сочинение(обучающее) Образ Герасима в повести «Муму».

1

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

1

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

1

Вн.ч .Выразительное чтение произведений Н.А.Некрасова.

1

Л.Н. Толстой.
Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

Образы горцев.

1

Образы Жилина и Костылина.

1

РР. Практикум. Заглавный образ в литературном произведении

1

РР.

Письменная

характеристика

заглавного

образа

с 1

использованием цитат.
3 четверть

30

Образ родины в русской поэзии
Образ родины в русской поэзии 19 века(«Русь» И.С.Никитина, 1
«Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого.
Стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « 1
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»
Особенности стихотворения "Няня"

1

Стихотворения С.А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи 1
да болота …», « Нивы сжат.рощи голы».
Вн.ч. Д.Улзетуев «Ая-ганга».

1

Сказ П.П. Бажова "Медной горы хозяйка"

1

Человек труда в сказе "Каменный цветок"

1

Образ рассказчика в сказах

1

Образ детей в мировой литературе
«Приключения Тома Сойера» М.Твена.

1

Мир детства в повести.

1

«Вождь краснокожих» О. Генри.

1

Рассказ А.П.Чехова «Мальчики»

1

Вн.чт. Образы сверстников в рассказах писателей 20 века

1

Практикум. Отзыв о литературном произведении

1

А.С. Грин

1

Повесть А.С. Грина «Алые паруса»

1

Образ Ассоль.

1

Образ Грея.

1

Описание встречи героев.

1

Финал повести.

1

А.С. Грин "Зеленая лампа"

1

Сказка- быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

1

Вн.чт. Рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».

1

Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи

1

Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Заглавный образ в пьесе –сказке.

1

РР Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа.

1

Образы

детей

в

военной

поэзии

и

прозе

Великой

Отечественной войны
Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

1

Повесть В.П. Катаева «Сын полка»

1

Образ Вани Солнцева.

1

4 четверть

27

Смысл названия повести.

1

Вн.ч. Произведения о Великой Отечественной войне.

1

В.П. Астафьев
Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Вн.ч. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Михаил Батоин. 1
Рассказ «Бор ста сосен».
Образы животных в мировой

литературе

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

1

Образы животных и образы людей в рассказе.

1

Рассказ Ю.П.Казакова «Арктур-гончий пес».

1

Ю.П.Казаков «Арктур-гончий пес».Образ Арктура.

1

Г.Троепольский "Белый Бим Черное Ухо"

1

РР. Письменный отзыв с использованием цитат.

1

Жанр рассказа в мировой литературе
Детективные рассказы А. Конан Дойля « Камень Мазарини».

1

Юмористический рассказ М.М.Зощенко «Галоша».

1

Научно-фантастический рассказ Р. Бредбери «Все лето в один 1
день».

Письменные отзывы о прочитанных рассказах

1

Обобщение
Практикум. Тема и идея литературного произведения

1

Практикум. Тема природы в художественной литературе

1

Моя любимая книга. Презентация

1

Проект. Электронная презентация "Памятники литературным 2
героям"
Литературный

праздник

"

По

страницам

изученных 2

произведений"
Итоговый урок. Рекомендации для внеклассного чтения

1

Резервные часы

4

Итого

105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».