Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования
с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе В.Ф.Чертова, Л.А. Трубиной, Н.А. Ипполитовой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по литературе решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыреновой Т.А. для 6 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания
основного общего образования.

Личностные:
Ученик научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей
русского народа, уважительно относиться к родной литературе, испытывать
гордость за неё;
оценивать свои и чужие поступки, проявлять внимание, удивление, желание
больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
понимать

определяющую

роль

родной

литературы

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
планированию пути достижения цели, установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
учитывать условия выполнения учебной задачи, выделять альтернативные
способы достижения цели,
осуществлять

итоговый

контроль

деятельности

(«что

сделано»)

и

пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, задавать вопросы, осуществлять контроль, составлять план
текста;
целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать
технологии

модель

решения

задачи;

использовать

(включая

выбор

адекватных

задаче

компьютерные

инструментальных

программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных
и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Ученик получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, брать на себя инициативу в организации совместного действия
(деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в
учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
анализировать

изучаемые

объекты

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить

сравнение,

самостоятельно

классификацию

выделенным

основаниям

изученных

объектов

(критериям)

при

по

указании

количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной
задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;
проводить

сравнение

и

классификацию

изученных

объектов

по

самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные:
Ученик научится:
в познавательной сфере:
понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы,
литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX—XX веков,
произведений

литературы

народов

России

и

зарубежной

литературы;понимать связи литературных произведений с эпохой их
написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных

ценностей

и

их

современного

звучания;анализировать

литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его

героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;определять
в

произведении

элементы

сюжета,

композиции,

изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);владеть элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры; к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к
художественным произведениям национальных писателей; сопоставлять их с
духовно-

нравственными

ценностями

других

народов;формулировать

собственное отношение к произведениям русской литературы,собственную
интерпретацию

(в

отдельных

случаях)

изученных

литературных

произведений; понимать авторскуюпозицию и своё отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
воспринимать

на

слух

литературные

произведения

разных

жанров,

осмысленному чтению и адекватному восприятию;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; умение вести диалог;
писать изложения и сочинения на темы, связанные

с тематикой,

проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимать образную природулитературы как явление словесного искусства;
эстетически

воспринимать

эстетический вкус;

произведения

литературы;

формировать

понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Содержание программы
Образ человека в литературе
(вводный урок)
Литература как художественная картина жизни человека. |Связь литературы
с историей, философией, психологией. Художественная литература как
«человековедение».

Образ

человека

в

литературном

произведении.

Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и
типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные
второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ
автора в литературном произведении.
Мифология
«Яблоки Гесперид». «Прометей».
Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах
народных представлений о героических ха- актерах. Троянский цикл.
Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой, героический
характер.
Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов.) Объяснение
отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии,
с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев
античной мифологии.
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и
кинематографе.
Внеклассное чтение. Ф. А: Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Античная литература
Гомер. Слово о поэте.

«Илиада» (эпизод

«Поединок

Ахилла

и

Гектора»). «Одиссея» (эпизод

«Одиссей у Циклопа»). Мифологическая основа античной литературы. Герои
греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны.
Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера.
Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства
создания образа. Обобщённое значение образа и индивидуальные свойства
характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания
образа. Метафорический смысл слова «одиссей».
Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном»
образе.
Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое
Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и
кинематографе.
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея»
(эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).
Героический эпос народов мира
(обзор)
«Калевала» (фрагменты).
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
Изображение народной жизни, традиций. Обобщённое содержание образов
героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как
атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в
изобразительном искусстве и музыке.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из
героев народного эпоса.
Русский фольклор

Песни «Ах,

кабы

на

цветы

да

не

морозы...»,

«Ах

вы,

ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная
дубровушка...».
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального
характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные,
солдатские, разбойничьи и др.), их бытование

и распространение.

Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
Теория литературы. Народная песня.
Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных
достоинств

героя.

Прославление

силы,

мужества,

справедливости,

бескорыстного служения Отечеству.
Теория литературы. Былина. Гипербола.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины
Связь

с

другими

видами

искусства.

Русский

героический

ос

в

изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П.
Бородина. Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья
Муромец».
Древнерусская литература
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Герои

произведений

древнерусской

литературы.

Идеал

человека

и

человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании
образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ
русской женщины, ной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной,
корыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвование. Понимание
любви к Богу и к человеку в Средневековье, изображение борьбы за власть,
отражение исторических реалий в повести.
Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание, сальный образ.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести, письменный
рассказ об одном из героев. Связь с другими видами искусства. Опера Н. А.
Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы омских
чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей
Петра и Февронии и Михаила в Муром- Кремле XVII века. Китежская
легенда в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В.
Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о
Тверском Отроче монастыре».
Жанр баллады в зарубежной литературе
(обзор)
И.В.Гёте«Лесной

царь».

Ф.Шиллер. «Перчатка». В.Скотт. «Клятва

Мойны». P. Стивенсон.«Вересковый мёд».
Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного,
сверхъестественного в балладе. Народная литературная баллада. Своеобразие
балладного сюжета. Герой иды.
Теория литературы. Баллада. Сюжет. Развитие речи. Выразительное чтение
баллады.
Русская литература XIXвека.
В.А. Жуковский.Слово о поэте.Баллада «Светлана».
Источники
лирического,

сюжета

баллады.

светлого.

Образ

Сочетание
Светланы

таинственного,
и

средства

тёмного

его

и

создания

(«говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы,
особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения
и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала
баллады. Средства выражения авторской позиции.
Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады.
Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста

баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской
девушки.
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».
Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации
(практикум)
Основные

задачи

выразительного

чтения.

Исполнительская

задача.

Подготовка к выразительному чтению. Интерпретация как истолкование
смысла литературного произведения на основе его творческого прочтения.
Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, былины, басни, баллады и др.).
А.С. Пушкин. Слово о поэте.Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в
произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема
неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ
кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
Теория литературы. Баллада. Символический образ.
Развитие

речи.

Выразительное

чтение

стихотворения

наизусть.

Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...».
Роман «Дубровский».
История создания романа. Изображение жизни русского поместного
дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их
создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и
несправедливости.

Образы

крестьян.

Тема

бунта

в

романе.

Образ

«благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и
достоинства, романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции
авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и
способы её выражения в романе. Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет.
Композиция, главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая
характеристика. Тип.

Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в
развитии событий. Краткое изложение эпизодов с ответом на вопрос о его
роли в раскрытии образов персонажей.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». «Выстрел».
Портрет в литературном произведении
(практикум)
Особенности

словесного

портрета.

Портрет

как

одно

из средствхарактеристики образа персонажа. Портретные детали, план
анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух
персонажей.

Сопоставление

словес

-

портрета

героя

литературного

произведения и его живописной (или графической) интерпретации.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.'Стихотворения «Парус», «Листок».
Картины природы как средство выражения эмоционального состояния
лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие
лирического героя. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема
одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности
ритмики и строфики
Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические
образы. Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры. Строфа.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или
подготовка иллюстраций к стихотворению.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».
А.В. Кольцов. Слово о поэте.Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми
ты, рожь...». Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты
народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя. Теория
литературы. Лирический герой. Фольклорныемотивы в литературном
произведении. Белый стих.
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных
образов из его стихотворений.
Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чём шумит сосновый лес?..»).

Ф.И.

Тютчев.

Слово

о

поэте.Стихотворения «Какое

дикое

ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».
Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство
выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека.
Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.
Теория

литературы.

Лирический

герой.

Параллелизм.

Контраст.

Символический образ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело».
А.А. Фет. Слово о поэте.Стихотворения «Ласточки», «Учись у них — у
дуба, у берёзы...».
Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой
зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в
преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение
авторской позиции. Лирический герой и лирический адресат.
Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.
Развитие

речи.

Выразительное

чтение

стихотворения

наизусть.

Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
Внеклассное чтение. А. А.Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...)
Н.С. Лесков. Слово о писателе.Рассказ «Левша».
Изображение особенностей русского национального характера. Образы
талантливых русских умельцев. Образ Левши, средства его создания.
Фольклорные традиции в сказе. Смысл названия. Проблема народа и власти.
Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира
произведения.

Образ

повествователя.

Особенности

сказовой

манеры

повествования у Лескова. Словотворчество.
Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ, предмет;
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказ; Устные ответы на
вопросы о художественной функции детали.

Значение

образов

предметов

в

произведении.

Составление

плана

характеристики литературного героя. Внеклассное чтение. Н. С. Лесков.
«Человек на часах».
Сообщение о жизни и творчестве писателя
(практикум)
Биография как картина жизни человека. Смысловые части сказа о биографии
и творчестве писателя. Этапы подготовки сообщения о жизни и творчестве
писателя. Работа с учебником и дополнительными Источниками.
А.П. Чехов. Слово о писателе.Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».
Особенности

образов

персонажей

в

юмористических

произведениях.

Средства создания юмористических образов (пор- деталь, описание
поведения,

авторские

комментарии,

героев,

«говорящие»

фамилии).

Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приёма
антитезы

построении

системы

персонажей.

Своеобразие

чеховских

рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
Теория

литературы.

Юмористическое

произведение.

Антитеза.

Художественная деталь. Речевая характеристика.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о
роли художественной детали в произведении.
Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев».
Литература нонсенса и абсурда.(обзор) Л. Кэрролл.
«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (фрагмент из «Алисы в
Зазеркалье»). Лимерики. К. Честертон. Стихотворения.
П.

Чехов. «Задачи

сумасшедшего

математика». (Д

Хармс.

«День

Амфибрахий», «Столяр Кушаков»)
Особенности литературы нонсенса и абсурда. Авторская позиция. Языковые
средства создания комического. Приёмы языковой игры.
Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.
Развитие речи. Сочинение лимериков.
Автобиографические произведения русских писателей

(обзор)
JI. Н. Толстой. «Детство» (избранные главы).
М. Горький. «Детство» (избранные главы).
Особенности автобиографического повествования. Жизнь в восприятии
ребёнка. Темы детства и юности. Образ главного героя автобиографического
произведения. Образы родителе" и родного дома. Прототипы главных и
второстепенных персонажей автобиографического произведения. Образцы
русской автобиографической прозы XIX—XX веков.
Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повествование от первого
лица.
Развитие речи. Написание автобиографии или автобиографических заметок
на основе личных впечатлений или воспоминаний. Выявление черт
автобиографического произведен в ранее изученном и самостоятельно
прочитанном.
Внеклассное чтение. JI. Н. Толстой. «Отрочество». М. Горький. «В людях».
Русская литература XX века
А.И. Куприн. Слово о писателе.Рассказ «Чудесный доктор».
Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл
названия. Социальная и нравственная проблема тика произведения, его
гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного
рассказа.
Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ
Развитие

речи.

Сочинение

о

герое

литературного

произведения

с

выражением собственного отношения к нему.
Сочинение о персонаже литературного произведения
(практикум)
Начальные представления о сочинении на литературную тему. Сочинение о
персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н.
Толстого или др.). Анализ тем и составление развёрнутого плана сочинения.

Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний
портрета, поступков героя и др.).
А.А. Блок. Стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...», я в утро
туманное...».
Образ лирического героя. Средства передачи эмоционального состояния
лирического героя. Символическое значение образов дороги, леса, ветра,
утра и солнца. Своеобразие ритма стихотворений.
Теория литературы. Лирический герой. Символ. Повтор.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения, характеристика
лирического героя стихотворения.
В. В. Маяковский. Слово о поэте.Стихотворение «Хорошее отношение к
лошадям». Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Особенности
решения темы одиночества человека и лошади. Использование развёрнутой
метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения.
Новатор- поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения,
ритмики и строфики. Художественная функция слова и звукописи.
Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система
стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
Намжил Нимбуев. Природа и человек в творчестве. Картина мира кочевника
в произведениях Н. Нимбуева. Особенности самосознания поэта, его
творческой манеры. Теория литературы: верлибр. Лирический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Устная характеристика
лирического героя стихотворения.
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения
(практикум)
Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения.
Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В.
Маяковского. Определение особенностей метрики и строфики ранее
изученных и самостоятельно прочитанных произведений.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте.Стихотворения «Звезда полей», «Листья
осенние». Стихи поэтов Бурятии о родном крае. Тоонто – символ малой
родины в бурятской поэзии. Ц. Жамбалов «Юрта», В. Петонов «Ветер с
Байкала», М. Самбуев: стихи из цикла «Песни гор и тайги»
Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции.
Лирический герой, особенности его мировосприятия.
Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».
В.Г. Распутин. Слово о писателе.Рассказ «Уроки французского».
Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного
героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы.
Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы её выражения.
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании
образа персонажа.
Жанр песни в русской поэзии (обзор). А. Ф. Мерзляков. «Среди долины
ровныя...».А.А.Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
П. А. Вяземский.«Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»). Ф.
Н. Глинка. «Узник» («Не слышно шуму городского...»). И. И. Козлов.
«Вечерний звон».А. А. Григорьев.«О, говори хоть ты со мной...».Б. Ш.
Окуджава.«Арбатский романс». В. С. Высоцкий. «Кони привередливые».
Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Основные
темы и образы. Романс как разновидность лирических произведений.
Теория литературы. Народная песня. Романс.
Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе.
Зарубежная литература
Дж. Лондон. Слово о писателе, сказ «Сказание о Кише».
История незаурядной, героической личности. Особенности характера Киша и
отношение героя к людям. Тема взаимоотношений героя и окружающих его

людей. Картины быта и нравов Севера. Национальные черты в характере
главного героя
Теория литературы. Тема. Сказание. Герой.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанном Пронин зарубежного
писателя.
Внеклассное чтение. Дж. Лондон. «Любовь к жизни».
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе, сказка «Маленький принц».
Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира
детских раздумий о жизни, об отношениях между людьми. Мечта о разумно
устроенном, красивом и справедливом мире. Образы «взрослых». Темы
дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих
отношений. Роль метафоры в повести. Символическое значение образа
маленького принца.
Теория литературы. Философская сказка. Притча. Символ.
Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе.
Устное описание портрета маленького принца. Сочинение-миниатюра,
раскрывающее содержание цитаты из повести.
Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».
Жанр повести в русской литературе
Н. В. Гоголь. «Вий».
А.П. Чехов. «Степь».
М. Шукшин. «Живёт такой парень».
Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие
повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в
повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики
(социально-бытовые

психологические,

автобиографические,

юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).
Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.

Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях.
Взаимные рекомендации повестей раз ной тематики для самостоятельного
чтения.
Ц.-Ж.

Жимбиев

«Год

огненной

змеи»

(отрывки

из

романа).

Самоотверженный труд людей во имя победы над фашизмом. Образ
Батожаба, чистота помыслов, цельность характера героя. Утверждение
жизнестойкости, оптимизма в романе.
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании
образа персонажа.
Г.Раднаева. Поэма «Огонь над очагом» (отрывок). Семейные ценности и
любовь к родному краю в поэме Г. Раднаевой.
М.М. Пришвин
Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца».
Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Митраши, средства
их создания. Роль портретной детализации в описании характера. Проблема
становления личности, нравственная проблематика произведения. Авторская
позиция. Вера писателя в человека, его природную доброту. Художественная
функция истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне. Смысл
названия и жанрового определения произведения.
Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ Портретная деталь.
Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения.
Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.
Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».
Сопоставительная характеристика персонажей
(практикум)
Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей
(портрет, поступки, характер, привычки, его отношение к окружающим и
природе, отношение к нему других персоналией, авторское отношение и др.).

Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике
Насти и Митраши (или персонажей других ранее изученных произведений).
Тематическое планирование
Тема

Кол-во
часов

1 четверть

27

Образ человека в литературе.

1

Мифология
Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.

2

Гомер
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и 2
Гектора.
Образ Одиссея.
1
Героический эпос народов мира
Героический эпос. Образ Роланда.

2

Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».

1

Русский фольклор
Народная песня и ее виды.

1

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2

Древнерусская литература
Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

2

Жанр баллады в мировой литературе
Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

2

Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».

1

Русская литературе XIX века
Баллада
В. А. Жуковского «Светлана».
Выразительное
чтение
произведения
как
способ
интерпретации.
Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Образы помещиков Дубровского и Троекурова
«Дубровский».
Владимир Дубровский в родительском доме.

в

1
его 1
2

романе 1
1

Владимир Дубровский в доме Троекурова.

1

Финал романа «Дубровский».

1

Портрет в литературном произведении.

2

2 четверть

21

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».

1

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок».

2

Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты,
рожь...».
Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и
«С поляны коршун поднялся...».
Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у
березы...».
Сказ Н. С. Лескова «Левша».

1

Образы русских умельцев.

1

Авторская позиция в сказе «Левша».

1

Сообщение о жизни и творчестве писателя.

1

Рассказ
А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
Рассказ
А. П. Чехова «Хамелеон».
Урок внеклассного чтения по рассказам
А. П. Чехова.
Нонсенс и абсурд в английской поэзии.

1

Повесть Л. Н. Толстого «Детство».

2

3 четверть

30

Образ Николеньки Иртеньева.

1

Образы родителей.

1

Русская литература XX века
Повесть А. М. Горького «Детство».

2

Образы бабушки и деда Каширина.

1

Образ Алеши.

1

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

2

Сочинение о персонаже литературного произведения.

2

2
2
2

1
1
3

Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и 2
«Встану я в утро туманное...».
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к 2
лошадям».
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
3
Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья 2
осенние».Ц. Жамбалов «Юрта», В. Петонов «Ветер с Байкала», М.
Самбуев: стихи из цикла «Песни гор и тайги»
Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».
1
Образ главного героя рассказа.

1

Образ учительницы в рассказе.

1

Итоговый урок. Анализ письменных работ.

2

Жанр песни в русской поэзии XIX века.

1

Жанр песни в русской поэзии XX века.

2

Зарубежная литература
Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

1

Человек и природа в рассказе.

2

4 четверть

27

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

Образы «взрослых» в произведении.

1

Символическое значение образа маленького принца.

2

Письменное сочинение-миниатюра.

2

Повесть Н. В. Гоголя «Вий».

2

История Хомы Брута.

2

Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».

1

История Пашки Колокольникова.

1

Смысл названия повести.

1

Ц.-Ж. Жимбиев «Год огненной змеи» (отрывки из романа)

3

Г. Раднаева. Поэма «Огонь над очагом» (отрывок).

2

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

Взаимодействие мира природы и мира человека

1

Сопоставительная характеристика персонажей

1

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

2

Резервные уроки

4

Итого

105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».