Рабочая программа 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе по литературе для общеобразовательных учреждений
под редакцией Чертова В.Ф.;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по литературе решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыбиковой Н.В. для 8 класса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по

литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится уважать и любить традиции Отечества; гордиться
героическим

прошлым

Родины;

осознавать

свою

этническую

принадлежность, будет знать историю и культуру своего народа и края;
будет готов и способен к саморазвитию на основе мотивации к
обучению и познанию; учитывать социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира; ценить культуру, литературу и
традиции народов России и мира; участвовать в школьном самоуправлении;
основам экологической культуры на основе признания ценности жизни.
Ученик получит возможность научиться осознавать значение семьи в жизни
человека и общества, заботливо относиться к каждому члену своей семьи.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи,
устанавливать

целевые

приоритеты,

обнаруживать

проблему; самостоятельно анализировать

и

формулировать

условия достижения цели на

основе выделенных учителем ориентиров, действий в новом материале;
заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно находить причины
своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха,
осуществлять познавательную рефлексию действий, вносить коррективы в
выполнение действий; осуществлять контроль по результату и способу

действий; проявлять целеустремленность и настойчивость в преодолении
трудностей; самостоятельно находить способы разрешения трудностей;
прилагать

волевые

усилия;

демонстрировать

приемы

регуляции

эмоциональных состояний.
Коммуникативные результаты
Ученик научится предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных
решений; взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при
решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации; понимать
позицию другого, различать

в

его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории; обсуждать различные
точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и
разнообразные языковые средства; целенаправленно искать и использовать
информационные

ресурсы,

необходимые

для

решения

учебных

и

практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный
аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.
Ученик получит возможность научиться использовать информацию с учетом
этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного
типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Познавательные результаты
Ученик научится вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на
него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя

или

обобщая;

объяснять

с

заданной

точки

зрения);

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область; строить схему, алгоритм действия, исправлять
или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося
знания

об

объекте,

к

которому

применяется

алгоритм;

строить

доказательство.
Ученик получит возможность ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать
главную идею текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые
компоненты; сопоставляет разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме; делать выводы и заключения о намерениях
автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с
личным жизненным опытом; осуществлять сравнение, классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится выявлять особенности языка и стиля писателя; определять
родо-жанровую специфику художественного произведения; объяснять свое
понимание

нравственно-философской,

социально-исторической

и

эстетической проблематики произведений; постепенно переходя к анализу
текста; анализировать литературные произведения разных жанров; вести
учебные дискуссии; выразительно читать произведения устного народного
творчества;

пользоваться

каталогами

библиотек,

библиографическими

указателями, системой поиска в Интернете.
Ученик получит возможность научиться сравнивая

произведения,

принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского
и

своего

народов);

рассказывать

о

самостоятельно

произведении, обосновывая свой выбор; выбирать

путь

прочитанном
анализа

произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть

их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; оценивать
интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;

вести

самостоятельную

проектно-исследовательскую

деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Художественный мир литературного произведения.
Литературные роды и жанры. Понятие о художественной форме. Жанр как
относительно

устойчивая

форма

литературного

творчества.

Деление

литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре.
Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода
и

жанра

в

античных

поэтиках

(Аристотель)

и

манифестах

западноевропейского классицизма (Н. Буало). Понятие о художественном
мире литературного произведения. Основные литературные направления:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Древнерусская литература.
Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов.
Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской
литературы (летописание, воинская повесть, духовное красноречие, житие,
хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу
последующего времени. Образы и мотивы литературы Древней Руси в
искусстве и литературе XIX—XX веков.
Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного
канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль
жития. Влияние жанра жития на последующую литературу. Житие Серия
Радонежского. Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей
в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения.

Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной
литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии.
Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского.
Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных,
стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке
Б. К. Зайцева.
Теория литературы. Канон. Агиография. Житие. Житийные сюжеты.
Житийный герой. Стиль «плетение словес». Развитие речи. Сочинениеописание по картине М. В. Нестерова. Сочинение-эссе «Почему Сергия
Радонежского называли «ангелом русской земли»?» Наблюдение

над

особенностями стиля художественного текста на примере сопоставления
фрагмента очерка Б.К.Зайцева и фрагмента «Жития Сергия Радонежского»
Епифания Премудрого .
Духовная традиция в русской поэзии (обзор).
М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве». Г. Р.
Державин «Бог». В. А. Жуковский «Теснятся все к Тебе во храм...».
А. С. Хомяков «Воскресение Лазаря». Ф. И. Тютчев «О вещая душа
моя...», «Хоть я и свил гнездо в долине...». А. А. Фет «К Сикстинской
Мадонне».

А.

К.

Толстой

«Мадонна

Рафаэля»,

«Грешница».

К.Р.«Молитва»
Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания.
Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в
окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ
Христа.

Стихи

Богородичного

цикла.

Искусство

как

воплощение

Божественной гармонии. Жанровое и стилевое богатство духовной поэзии.
Развитие традиций духовной поэзии в русской литературе XX века.
Теория литературы. Духовная поэзия.
Сочинение-эссе на литературную тему (практикум).
Своеобразие содержания и композиции сочинения-эссе на литературную
тему.

Выражение

собственного

отношения

к

героям,

событиям,

изображенным в произведении. Особенности эссеистического стиля (на
примере образцов эссе, принадлежащих известным писателям, критикам,
публицистам). Эссе и «слово» как жанры прозаической речи. Составление
примерного плана сочинения-эссе, обсуждение тезисов, подбор цитат (на
материале произведений древнерусской литературы).
Зарубежная литература XVII века.
Классицизм как литературное направление (обзор)
Концепция мира и человека в искусстве классицизма. Представление
идеальней модели мира. Универсальные общечеловеческие типы. Попытка
художественного преодоления хаоса действительности. Изображение борьбы
долга и чувства. Нормативность, строгая иерархия жанров в литературе
классицизма. Особая роль «высоких» жанров (оды, трагедии, эпопеи).
Особенности стиля классицизма. Традиции античного искусства в литературе
классицизма. Классицизм в живописи, архитектуре, музыке.
Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве».
Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи
комедии. Смысл названия. Образ господина Журдена. Особенности времени,
пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения.
Мастерство

драматурга

в

построении

диалогов,

создании

речевых

характеристик персонажей.
Теория литературы. Драматический род. Комедия. Проблематика. Русская
литература XVIII века.
Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и
его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества
деятелей русского Просвещения (Феофана Прокоповича, А. Д. Кантемира, В.
К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова). Реформа русского
стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке.
Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова).
Портретная живопись. Архитектурные ансамбли.

Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Бедная Лиза»
Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы
сословного

неравенства,

семьи,

любви.

Отражение

художественных

принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведения.
Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести
к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния
человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл
финала повести. Особенности языка.
Теория литературы. Сентиментализм. Психологизм. Портрет. Пейзаж.
Сентиментальная повесть.
Русская литература XIX века.
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Капитанская дочка».
Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа.
«История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение исторического
факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных
людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ
Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. Пугачев и Екатерина.
Тема милости и справедливости. Гринев как герой-рассказчик; особенности
эволюции характера. Литературные традиции в создании образа. Образ
Савельича. Гринев и Швабрин. Тема долга и чести. Смысл названия романа.
Образ

Маши

Мироновой

в

свете

авторского

идеала.

Особенности

композиции романа. Роль эпиграфов. Художественная функция сна Гринева,
портрета, пейзажных описаний.
Теория литературы. Исторический роман. Образ исторического события.
Фольклорные традиции. Эпиграф.
Анализ проблематики литературного произведения
Обобщение

сведений

о

проблематике

литературного

произведения

(философской, социальной, нравственной). Особенности сочинений на темы
нравственно-философские. Темы, сформулированные в форме проблемного
вопроса или

в виде цитаты. Составление

плана сочинения, подготовка

тезисов, подбор цитат. Формы выражения собственных суждений, оценок,
вопросов, возникших в процессе чтения и осмысления содержания
произведения.
М.Ю.

Лермонтов.

Жизнь

и

творчество

(обзор).

Слово

о

поэте.

Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Своеобразие художественного мира
настроения

Лермонтова. Основные образы и

стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное

состояние. Картина сна и картина природы. Философская проблематика
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Особенности
композиции. Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как
романтический герой. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя.
События в жизни героя. Философский смысл эпиграфа. Тема свободы выбора
и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое
противостояние человека и обстоятельств. Образ монастыря и образ
кавказской природы. Смысл финала поэмы.
Теория

литературы.

Романтизм.

Романтическая

поэма.

Трагическое.

Эпиграф. «Вершинная» композиция. Форма исповеди.
Н. В. Гоголь.
комедии.

Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Ревизор». Сюжет

Особенности

конфликта,

основные

стадии

его

развития.

Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Чтение писем в начале
комедии и в финале как композиционный прием. Смысл названия и
эпиграфа. Образ типичного провинциального уездного города. Обобщенные
образы чиновников. Сатирическая направленность комедии. Роль гиперболы
и гротеска в ее художественном мире. Образ Хлестакова. Сцена вранья.
Хлестаков и хлестаковщина. Средства создания характеров в комедии.
Речевые

характеристики

персонажей.

Смысл

финала.

Немая

сцена.

Трагическое и комическое в пьесе.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатирическая комедия.
Гипербола. Гротеск. Эпиграф. Образ социальной группы.
Сны в художественной литературе.

В.Г.Бенедиктов «Сон»
И.А.Гончаров«Сон Обломова» (из романа «Обломов»)
Н.Г.Чернышевский «Четвертый сон Веры Павловны» (из романа «Что
делать?»)
Д.С. Мережковский «Сон»
Сон и видения как специфическая форма изображения человека и его
внутреннего

состояния.

Символика

снов, пророческие

сны и сны-

предупреждения в произведениях художественной литературы. Сны как один
из способов выражения авторской позиции.
Теория литературы. Символика. Психологизм
Эпиграф в литературном произведении (практикум).
Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном
произведении. Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему
произведению или к отдельным главам (на материале ранее изученных
произведений А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В.
Гоголя). Подготовка к сочинению о художественной функции эпиграфа в
литературном

произведении.

Самостоятельный

подбор

эпиграфов

к

произведениям.
А.Н. Островский.

Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка».

Фольклорно-мифологическая

основа

сюжета.

Жанровое

своеобразие

«весенней сказки». Мир берендеев как отражение авторского представления
о сути национальной жизни. Символика образа Ярилы. Образ Снегурочки.
Тема любви в пьесе. Лирическое начало в драматическом произведении.
Тема «горячего сердца». Образы Купавы, Мизгиря и Леля. Символический
смысл финала. Сочетание трагизма и жизнеутверждения. Своеобразие языка
«весенней сказки».
Теория литературы. Художественный мир. Фольклорные традиции. Пьесасказка. Пролог.
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «После бала».
Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой

действительности. Нравственный максимализм писателя. Прием контраста в
рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей.
Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в
рассказе.

Образ

самосовершенствования.

героя-рассказчика.
Духовная

Тема

эволюция

Ивана

нравственного
Васильевича.

Изображение события рассказывания. Смысл названия.
Теория

литературы.

Рассказ.

Композиция.

Контраст.

Событие

рассказывания.
Предметный мир литературного произведения.
ГР.Державин «Приглашение к обеду»
А.А.Бестужев-Марлинский «Часы и зеркало»
Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»
И.С.Шмелев «Лето Господне» (фрагменты)
Общая характеристика предметного мира литературного произведения.
Образ предмета в эпических и лирических произведениях. Предмет как одно
из средств создания образа человека. Предмет как символ.
Теория литературы. Образ предмета. Художественная деталь. Символ.
Развитие речи. Устная характеристика предметного мира одного из
литературных произведений.
Русская литература XX века.
М. Горький.

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Челкаш». Черты

романтизма и реализма в рассказе. Своеобразие композиции. Прием «рассказ
в рассказе». Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. Роль пейзажа и портрета
в рассказе. Афористичность языка. Смысл финала. Авторская позиция и
способы ее выражения.
Теория литературы. Романтизм. Реализм. Романтический герой. Пейзаж.
Портрет. Антитеза.
А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Девушка пела в церковном
хоре», «Россия».

Художественный мир поэзии А.Блока. основные образы и настроения
лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…».
Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия»
Теория литературы. Лирический герой. Символ.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце».
Мифологические

и

литературные

источники

сюжета.

Нравственно-

философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека».
Особенности

художественного

мира

повести.

Изображение

реалий

послереволюционной действительности и приемы фантастики. Символика
имен,

названий,

художественных

деталей.

Образ

профессора

Преображенского. Символический смысл научного эксперимента. Образ
Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Смысл
названия повести. Приемы сатирического изображения.
Теория литературы. Повесть. Сатирическая повесть. Фантастика. Гротеск.
Интерьер в литературном произведении (практикум).
Обобщение сведений об интерьере как изображении закрытого от внешнего
пространства жилища, внутреннего убранства помещений в эпических и
драматических произведениях. Интерьер как место действия, средство
создания картины мира и образа персонажа. Интерьер как средство
выражения авторского отношения
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин»
(главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и
воин»). История создания поэмы. Особенности сюжета. Своеобразие жанра
«книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ
автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий
Теркин как воплощение русского национального характера. Соединение
трагического и комического в поэме. Символичность бытовых ситуаций.
Фольклорные традиции. Своеобразие языка поэмы. Сочетание разговорного
стиля и афористичности.

Теория литературы. Сюжет. Поэма. Композиция. Лирическое и эпическое.
Трагическое и комическое. Характер.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.
А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь..»
Д.С.Самойлов «Сороковые»
Е.А.Евтушенко «Хотят ли русские войны…»
В.С.Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Д.З. Жалсараев. «На границе».
В.Л.Кондратьев «Сашка»
Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика
произведений. Темы памяти и преемственности поколений.
Теория литературы. Проблематика. Жанр. Развитие речи. Письменный
отзыв об одном из произведений о Великой Отечественной войне.
Составление антологии «Поэты о Великой Отечественной войне».
А. И. Солженицын.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин

двор».
Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной
жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции
житийной литературы.
Р.В. Белоглазова. Рассказ «Ветка багульника». Лирическое начало в
эпическом произведении. Нравственно-философская проблематика рассказа.
Теория литературы. Рассказ. Притча. Житие.
Сочинение об образе социальной группы (практикум).
Общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих
одну

социальную группу. Черты

персонажах. Собирательный образ

социальной группы в отдельных
в литературных

Подготовка развернутого плана сочинения об

произведениях.

образах русских солдат в

поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (или об образах русских крестьян
в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»).

Анализ

жанрового

своеобразия

литературного

произведения

(практикум).
Обобщение сведений о родах и жанрах литературы. Жанры и жанровые
разновидности.

Примерный

план

анализа

жанрового

своеобразия

литературного произведения. Обнаружение признаков и текстов разных
жанров в произведении ( на материале классного и внеклассного чтения)
Форма сонета в мировой литературе (обзор)
Данте Алигьери « В своих очах любовь она хранит»
Ф. Петрарка «Промчались дни мои быстрее лани…»
У. Шекспир « Не соревнуюсь я с творцами од…», «Седины ваши зеркало
покажет», «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж..»
А.С.Пушкин «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета..»), «Мадона».
Ш.Бодлер «Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный..».
П. Верлен. «О, жизнь без суеты! Высокое призванье..»
В. Я. Брюсов. «Сонет к форме»
И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет»
В.И. Иванов «Венок сонетов»
Н. Дамдинов. Венок сонетов «Звездный путь».
История сонета как твердой стихотворной формы. Разновидности сонета
(«Итальянский»,

«Французский»,

«Английский»).

Универсальное

содержание сонета. Строгость композиции. Способы рифмовки. Сонет в
русской поэзии. Венок сонетов.
Теория литературы. Сонет. Строфика. Катрен. Терцет. Рифмовка. Венок
сонетов.
Литературные жанры в зеркале пародии (обзор).
В. А. Жуковский «Война мышей и лягушек» (фрагменты)
Козьма Прутков «Помещик и садовник», «Путник», «Современная
русская песнь»
Д. Д. Минаев «Поэт понимает, как плачут цветы...».

А. П. Чехов «Летающие острова». Пародия как комическое подражание
художественному произведению. Бурлеска и травестия как два классических
типа пародии. Элементы пародии в произведениях мировой классической
литературы. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности.
Теория литературы. Пародия. Бурлеска. Травестия.
Тематическое планирование
№ Тема раздела
п/п
1 четверть
1
Художественный мир
2
3
4
5

6

7

Древнерусская
литература
Духовная традиция в
русской поэзии
(обзор).
Сочинение-эссе на
литературную тему
(практикум).
Зарубежная
литература XVII века.
Русская литература
ХVШ века

Русская литература
первой половины XIX
века. А.С. Пушкин.

Тема урока

Особенности художественного мира
автора и литературного направления.
Житие Серия Радонежского.
Духовный путь Сергия Радонежского.
Религиозные мотивы в русской
поэзии.
Своеобразие содержания и
композиции сочинения-эссе на
литературную тему.
Классицизм как литературное
направление (обзор)
Проблематика комедии Ж.-Б. Мольера
«Мещанин во дворянстве»
Обзор творчества деятелей русского
Просвещения
Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество
(обзор).
Темы сословного неравенства, семьи,
любви в повести «Бедная Лиза».
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество
(обзор).
История создания романа
«Капитанская дочка»
Изображение исторических событий и
судеб частных людей.
Образ Пугачева в романе.
Гринев и Швабрин. Тема чести в

Колво
часов
18
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

романе.
Образ Маши Мироновой в свете
авторского идеала.
Тема милости и справедливости в
романе.
2 четверть
Русская литература
первой половины XIX
века. А.С. Пушкин.

8

9

М.Ю. Лермонтов.

Н. В. Гоголь.

1
2
14

Особенности эволюции характера
Гринева
Смысл названия романа
Роман «Капитанская дочка» в критике
Анализ проблематики литературного
произведения (практикум)
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
(обзор).
Философская проблематика лирики
Лермонтова.
«Мцыри» как романтическая поэма.
Мцыри как романтический герой.
Тема свободы выбора и несбывшейся
судьбы свободолюбивой, незаурядной
личности.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество
(обзор).
Образ города в комедии «Ревизор»
Образы чиновников города N
Хлестаков и «хлестаковщина»

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 четверть

10

11

Сны в
художественной
литературе.
Русская литература
второй половины XIX
века

20
Трагическое и комическое в пьесе.
Средства создания характеров в
комедии.
Роль немой сцены в комедии.
«Ревизор» на сценах театров мира.
Комедия «Ревизор» в критике
Эпиграф в литературном
произведении (практикум).
Символика снов, пророческие сны и
сны-предупреждения в произведениях
художественной литературы.
Сны как один из способов выражения
авторской позиции.
А.Н. Островский. Жизнь и творчество
(обзор).
Сочетание трагизма и
жизнеутверждения в пьесе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

13

14
15

Предметный мир
литературного
произведения.
Русская литература
XX века. М. Горький.
А. Блок
М.А. Булгаков.

4 четверть
М.А. Булгаков.

16

17

18

А.Т. Твардовский.

Тема Великой
Отечественной войны
в русской литературе.
Русская литература
XX века.

«Снегурочка»
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество
(обзор).
Прием контраста в рассказе «После
бала»
Образ предмета в эпических и
лирических произведениях.
Предмет как одно из средств создания
образа человека.
М. Горький. Жизнь и творчество
(обзор).
Челкаш и Гаврила как герои-антиподы
в рассказе «Челкаш».
Художественный мир поэзии А.Блока.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество
(обзор).
Нравственно-философская и
социальная проблематика повести.
Символический смысл научного
эксперимента.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

Образ Шарикова и «шариковщина»
как социальное и моральное явление.
Интерьер в литературном
произведении (практикум).
А.Т. Твардовский. Жизнь и
творчество (обзор).
Соединение трагического и
комического в поэме «Василий
Теркин».
Василий Теркин как воплощение
русского национального характера.
Проблематика произведений о войне
Тема памяти и преемственности
поколений в стихотворениях о войне.
Образ героя в повести В.Л.
Кондратьева «Сашка»
А. И. Солженицын. Жизнь и
творчество (обзор).
Образ главной героини и тема
праведничества в рассказе «Матренин
двор»
Нравственно-философская
проблематика рассказа Р.В.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

19
20
21
22

Форма сонета в
мировой литературе
(обзор)
Литературные жанры
в зеркале пародии
(обзор).
Резервные уроки
Итого

Белоглазовой «Ветка багульника».
Сочинение об образе социальной
группы (практикум).
Анализ жанрового своеобразия
литературного произведения
(практикум).
История сонета как твердой
стихотворной формы.
Элементы пародии в произведениях
мировой классической литературы.

1
1
1
1
2
70

Электронные ресурсы
(образовательной платформы РЭШ, библиотеки МЭШ, канала Youtube)
Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
А. С. Пушкин «История Пугачёва» (отрывки).
«Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Анализ первой
главы повести
Образ Гринёва в повести А. C. Пушкина
«Капитанская дочка»
Формирование характера и взглядов Петруши
Гринёва
Семья капитана Миронова
Образ Емельяна Пугачёва в повести Пушкина
«Капитанская дочка»
Пугачёв и народное восстание в повести
Заячий тулупчик, или О чём говорит художественная
деталь в повести Пушкина
М. Ю. Лермонтов. Биография. Творчество

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/2145/
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/2150/
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/2678/
https://
www.youtube.com/watch?
v=rtGm6IRoC3s
https://
www.youtube.com/watch?
v=rtGm6IRoC3
https://
www.youtube.com/watch?
v=rtGm6IRoC3
https://
www.youtube.com/watch?
v=eg0UGUztjrE&t=24s
https://
www.youtube.com/watch?
v=pkzzqaxLdro
https://
www.youtube.com/watch?
v=pkzzqaxLdro
https://
www.youtube.com/watch?
v=oQhz9BelRPo&t=148s
https://

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
М. Ю. Лермонтов. История создания поэмы
«Мцыри»
М. Ю. Лермонтов. В чём смысл жизни Мцыри?
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая
поэма
М. Ю. Лермонтов. Судьба Мцыри – блаженство или
проклятие?
Мцыри как образ романтического героя в поэме
М. Ю. Лермонтова
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Образ Василия
Тёркина

www.youtube.com/watch?
v=MEEFV4vS87M
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/2284/
https://
www.youtube.com/watch?
v=SSUgeCdcqOg
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/3966225
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/3966225
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/3966225
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/3966225
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/2137/
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/3075/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».