Рабочая программа 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе по литературе для общеобразовательных учреждений
под редакцией Чертова В.Ф.;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по литературе решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыбиковой Н.В. для 9 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания
основного общего образования

Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;

доброжелательно относиться к другому человеку,

уважать другую личность; решать моральные и нравственные проблемы,
руководствуясь нравственными идеалами, высокими идеалами русской
классической литературы и литературы народов России; осознавать свой
гражданский долг перед Отечеством, приводить примеры героических
поступков предшественников и современников, воспетые в отечественных
литературных

произведениях;

совершенствовать
художественные

постоянно

читая,

личные

патриотические

произведения,

отражающие

саморазвиваться,

качества;
разные

понимать

этнокультурные

традиции.
Ученик получит возможность научиться самовыражаться в художественном
и

нравственном

пространстве

культуры,

самосовершенствоваться

и

постоянно развиваться как гармоничная личность; беречь литературные
памятники культуры России, бережно к ним относиться, видеть в них часть
общей традиции и культуры Отечества; беречь памятники мировой
литературы и культуры; понимать личную ответственность за их сохранение.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель
деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих

возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов; определять действие(я) в соответствии с учебной
и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с

учебной и познавательной задачей; осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою
деятельность,

аргументируя

причины

достижения

или

отсутствия

планируемого результата.
Ученик получит возможность научиться обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять или находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для

выполнения

учебной

и

познавательной

задачи;

определять

потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его
для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию; отбирать инструменты для оценивания своей
деятельности.
Коммуникативные результаты
Ученик научится определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности; отбирать и
использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или
письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать
нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей; создавать письменные «клишированные» и
оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать
технологии

модель

решения

задачи;

(включая

выбор

адекватных

использовать
задаче

компьютерные

инструментальных

программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных
и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание

писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать
информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Ученик получит возможность научиться корректно и аргументированно
отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль; критически относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
Познавательные результаты
Ученик научится подбирать слова, соподчиненные ключевому слову,
определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепь
ключевого слова и соподчиненных ему слов; строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную
информацию,

интерпретируя

ее

в

контексте

решаемой

задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности.
Ученик получит возможность научиться анализировать опыт разработки и
реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического)
на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или
заданных критериев оценки продукта/результата; находить в тексте
требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте
событий,

явлений,

процессов;

резюмировать

главную

идею

текста;

преобразовывать

текст,

«переводя»

его

в

другую

модальность,

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный); критически
оценивать содержание и форму.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится анализировать литературное произведение любого жанра;
конспектировать
литературного

литературно-критическую
произведения

с

эпохой

статью;
его

понимать

написания;

связь

сравнивать

произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа; знать изученные тексты русской
классической

и

зарубежной

литературы,

наизусть

знать

изученные

поэтические тексты русской литературы; цельно и осознанно воспринимать
художественное произведение в единстве формы и содержания полно и
адекватно понимать авторский текст, чётко формулировать авторскую
позицию; понимать ключевые проблемы изученных произведений, начиная с
фольклора

и

заканчивая

произведениями

современной

литературы;

приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставить их с духовно-нравственными ценностями других
народов; владеть изученной терминологией, грамотно применять её при
анализе художественного произведения;

понимать образную природу

литературы как словесного искусства; понимать роль изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений; участвовать в дискуссии и дебатах на
литературную тему; создавать сочинения, посвященные целостному анализу
небольшого по объёму эпического или лирического произведения.
Ученик получит возможность научиться
самостоятельного
содержание;

чтения

выбирать

выбирать произведения для

и

беседовать,

всесторонне

путь

анализа

литературного

анализируя

их

произведения,

подходящий к жанровородовой природе текста; сопоставлять произведения
русской и мировой литературы самостоятельно; высказывать собственное
отношения к произведениям русской литературы;

давать собственную

интерпретацию
произведений;

(в

отдельных

создавать

случаях)

сочинения

изученных

любого

жанра;

литературных
самостоятельно

формулировать вопросы и задания для анализа литературных произведений;
вести самостоятельную исследовательскую или проектную деятельность;
планировать и осуществлять её этапы, создавать и представлять её
результаты.

Содержание учебного предмета
Художественный мир
Особенности художественного мира автора и литературного направления.
Разграничение понятий "стиль" и "направление". Основные литературные
направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Проблемы соотнесения художественного мира произведения с литературным
направлением.
Древнерусская литература
Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов.
Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской
литературы (летописание, воинская повесть, духовное красноречие, житие,
хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу
последующего времени. Образы и мотивы литературы Древней Руси в
искусстве и литературе XIX—XX веков.
Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие протопопа Аввакума».
Традиционное и новаторское в жанре жития Аввакума. Отражение
исторической обстановки и духа времени в Житии. Аввакум как идеолог
русского старообрядческого движения. Этапы жизненного пути Аввакума.
Высокое и низкое в образе героя. Испытания, выпавшие на долю героя,
защищающего "веру отцов". Образы сподвижников и врагов. Роль бытовых
сцен и деталей в произведении. Особенности языка произведения.

Теория литературы. Автобиографизм. Исповедальные мотивы. Сатира.
Психологизм (начальные представления).
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней
Руси. История открытия "Слова...". Время создания памятника. Проблема
авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Особенности жанра и
композиции. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ
русской женщины. Авторская позиция в "Слове". "Золотое слово".
Святослава и основная идея произведения. Фольклорная символика.
Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения.
Переводы и переложения "Слова...".
Теория литературы

Воинская повесть. Лирические и исторические

отступления. Сопоставительный анализ "Слова..." и описания событий
похода князя Игоря, изложенных в Ипатьевской летописи. Сопоставление
древнерусского и средневекового эпоса. Песнь о Роланде, (сюжет,
композиция, герои, идейное звучание).
Реферат по литературе (практикум)
Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы.
Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и
правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его
включения в текст реферата.
Литература европейского Возрождения
Этапы художественной культуры Возрождения. Происхождение термина
"Возрождение". Новая гуманистическая идеология, интерес к человеку, его
физической

и

духовной

природе.

Античность

как

одна

из

основ

художественной культуры Возрождения. Возрождение в Италии, Франции,
Испании, Англии. Северное Возрождение.
У. Шекспир. Слово о поэте.Трагедия "Гамлет" (фрагменты)
Трагический характер конфликта. Проблемы смысла жизни долга и чести,
нравственною выбора. Гамлет как рефлектирующий герой. Проблема
бездеятельности Гамлета. Осознание героем необходимости возмездия и

бесчеловечности мести. Гамлет как "вечный" образ. Тема жизни как театра.
Образ Офелии. Смысл финала.
Теория литературы. Трагическое. Проблематика. "Вечные" проблемы.
"Вечные" образы.
Зарубежная литература XVII—XVIII веков
Эпоха Просвещения в западноевропейской истории и культуре. Термин
"Просвещение". Убеждённость в особой роли просвещения, знаний в
общественном развитии. Идея естественного человека. Франция как центр
культуры Просвещения. Деятельность энциклопедистов. Литературные
направления эпохи (барокко, классицизм, сентиментализм, неоромантизм).
Просвещение в Германии (И -В. Гёте. Ф Шиллер).
И.-В. Гете. Слово о поэте. Трагедия "Фауст" (фрагменты)
Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии.
Композиция произведения. Роль прологов. Образы Фауста и Мефистофеля
как "вечные" образы. История сделки человека с дьяволом как "бродячий"
сюжет. Смысл договора Фауста и Мефистофеля. Жажда познания и
деятельности как свойство человеческого духа. Образ Маргариты. Тема
любви и красоты. Символический смысл слепоты главного героя. Жанровое
своеобразие "Фауста".
Теория литературы. "Бродячий" сюжет. "Вечный" образ. Трагедия. Пролог.
Жанр оды в мировой литературе (обзор)
Пиндар. '"Первая истмийская ода (фрагменты)
Ф. Малерб. "Ода королеве".
М. В. Ломоносов "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года"
(фрагменты)
А. П. Сумароков "Ода на суету мира"
А. И. Радищев "Вольность"
А. С. Пушкин "Вольность"
В. В. Маяковский "Ода революции"

История оды. Жанровые особенности.

Ода в

нормативной

практике

классицизма. Развитие и переосмысление жанра в литературе.
Теория литературы. Оды. Классицизм. "Высокий" стиль. Архаика.
Русская литература ХVШ века
Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и
его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества
деятелей русского Просвещения (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского,
Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова). Реформа
русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII
веке (драматические произведения А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина).
Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова).
Классицизм в других видах искусства. Мозаики М. В. Ломоносова.
Портретная живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого. Архитектурные
ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, Архангельское (Москва);
дворцовые и парковые ансамбли Царского Села, Павловска.
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения "Объявление
любви", "Фелица" (фрагменты), "Властителям и судиям", "Памятник".
Своеобразие художественного мира поэзии Державина. Восприятие всего
сущего как оправданного свыше. Жизнеутверждающий характер поэзии.
Изображение жизни во всем ее многообразии. Представления поэта о
подлинных

жизненных

ценностях.

Гражданский

и

нравственный

максимализм. Основные темы и проблемы поэзии. Темы природы, дружбы,
любви,

поэта

и

поэзии.

Философская

проблематика.

Особенности

державинской сатиры. Традиционное и новаторское в поэзии.
Теория

литературы. Классицизм.

Предметный

мир.

Философская

Ода.
лирика.

Художественный
Сатира.

мир.

Изобразительно-

выразительные средства.
Зарубежная литература XIX века
Исторические события и научные открытия первой половины XIX века и их
отражение в литературе. Появления понятия "всемирная литература".

Становление национальных литератур, оформление сводов сказаний разных
народов. Интерес к универсализации и взаимообогащению, освоению
национальной самобытности других народов. Внутренний мир личности и
изображение драматических последствий столкновения личности с реальным
миром в произведениях романтиков. Романтические концепции двоемирия.
Начало эпохи классического реализма. Исследование реальности в разных
аспектах как основной принцип реалистического искусства.
Художественный мир романтизма (обзор)
Э. Т. А. Гофман. Новелла "Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер"
(фрагменты)
Дж. Г. Байрон. Поэма "Паломничество Чайльд-Гарольда" (фрагменты)
В. Гюго. "Девяносто третий год" (фрагменты)
Э. А. По. Стихотворение "Ворон".
Концепции

мира

и

человека

в

романтическом

искусстве.

Противопоставление действительности ("страшного мира") романтическому
началу, миру мечты (романтическое двоемирие). Романтический герой.
Осознание героем недостижимости идеала (романтическая ирония). Система
жанров в литературе романтизма. Особенности романтического стиля.
Романтический

пейзаж.

Психологизм

в

романтической

литературе.

Использование формы дневника, исповеди. Фольклорные традиции в
искусстве романтизма. Национальное своеобразие немецкого, английского,
французского, американского романтизма. Романтизм в живописи (Э.
Делакруа, Ф. Рунге и др.), музыке (Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Шопен и др.).
Теория

литературы. Романтизм. Романтический

герой.

Романтический пейзаж. Романтическая повесть. Романтическая поэма.
Русская литература первой половины XIX века
Русская литература и её связь с национальной историей. Осмысление
русской литературой ценностей западноевропейской и мировой культуры.
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе
романтических ценностей. Зарождение реализма в русской литературе.

Национальное самоопределение русской литературы. Русская литература
первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы русской литературы первой половины XIX века (свобода,
нравственные

искания

человека,

обращение

к

народу

в

поисках

нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением
человека, образ "маленького человека"). Литературная жизнь в первой
половине XIX века. Литературные общества, кружки, журналы. Роль
литературы в формировании русского литературного языка.
В.

А.

Жуковский.

Обзор

жизни

и

творчества.

Стихотворения

"Невыразимое", "Море". Основные темы, мотивы и образы поэзии
Жуковского.

Своеобразие

художественного

мира.

сентиментальной литературы в лирике поэта. Лирический герой,
восприятие мира. Своеобразие

романтизма

Традиции
его

Жуковского.

Теория литературы. Лирический герой. Романтизм.
Целостный анализ лирического произведения (практикум)
Обобщение

представлений

о

лирическом

произведении.

Повторение

основных понятий, связанных с анализом художественной формы и
художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой,
лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык,
строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа
лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно
прочитанных стихотворений В. А. Жуковского и др.).
А.С. Грибоедов. Обзор жизни и творчества. Комедия "Горе от ума". История
сознания и публикации комедии. Прототипы. Черты классицизма, романтизма
и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Смысл названия и проблема ума
в комедии. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика
пьесы. Чацкий как необычный "резонёр" и предшественник "странного
человека" в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ Софии
и женские образы в комедии. Образ социальной среды. Фамусовское общество,
ею основные представители. Художественная функция второстепенных и

внесценических персонажей. Своеобразие композиции. Особая рать монологов
в комедии. Герои-анти поды и герои-двойники. Отсутствие классической
развязки. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения.
Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга к
создании речевых характеристик героев. Традиции басен И. А. Крылова,
вольный стих. Конкретно-историческое и вневременное в комедии. "Вечные"
темы и "вечные" образы. "Горе от ума" на русской сцене. Комедия "Горе от
ума" в критике: И. А. Гончаров. "Мильон терзаний".
Теория литературы. Комедия. Конфликт. Главные, второстепенные и
внесценические персонажи. Проблематика. Традиции и новаторство. Речевая
характеристика персонажа. Вольный стих.
А.С. Пушкин. Биография и творчество. Стихотворения "Вольность", "К
Чаадаеву",

"Деревня",

"К

морю",

"К***"

("Я

помню

чудное

мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."),
"Пророк", "Поэт", "На холмах Грузин лежит ночная мгла...", "Я Вас
любил: любовь еще, быть может...". "Мадонна", "Бесы", "Осень",
"Поэту", "Эхо", "Поэт и толпа", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...",
"...Вновь я посетил...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформации традиционных жанров в
пушкинской лирике (ода, сатира, элегия, послание). Основные темы поэзии
Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных
этапах его творческого пути. Поэтические манифесты Пушкина. Лирика
Пушкина и романтизм. Философская глубина, религиозно-нравственные
мотивы в поздней лирике. Проблема нравственною идеала. Реалистическое
осмысление

действительности.

Своеобразие

трагизма

пушкинского

творчества. Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Традиции
античной поэзии, классицизма, романтизма и реалистические тенденции в
поздней лирике Пушкина. Мотивы и образы пушкинской лирики в русской
поэзии.

Теория литературы. Художественный мир. Лирические жанры. Новаторство.
Тематика. Лирический герой.
Роман

в

стихах

"Евгений

Онегин".

История

создания

романа,

первоначальный замысел и его эволюции. Своеобразие жанра и композиции
"свободного романа". Единство эпического и лирического начал. Основные
темы лирических отступлений. Сюжетные линии романа. Художественная
функция "Отрывков из путешествии Онегина". Роль эпиграфов, предисловия,
писем героев, сна Татьяны. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в
русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как "милый идеал" автора.
Автор

и

герои

романа.

Образ

читателя.

Нравственно-философская

проблематика произведения. Темы любви, дружбы, творчества, природы в
романе. Смысл финала. Реализм и энциклопедизм романа. Картины жизни
русского общества. "Онегинская строфа". Особенности языка романа,
сочетание высокой и низкой лексики. Роман "Евгений Онегин" в критике: В.
Г. Белинский. "Сочинения Александра Пушкина", статьи восьмая, девятая
(фрагменты). Ф. М. Достоевский. "Речь о Пушкине".
Теория литературы. Роман в стихах. Сюжет. Композиция. Лирические
отступления. "Онегинская строфа". Эпиграф. Реализм.
Н.Г.

Дамдинов.

Стихотворение

«Пушкин».

Образ

Пушкина

в

художественной литературе. Произведения, посвященные гибели поэта.
Пушкинские темы, образы и мотивы в литературе народов России.
Лирические отступления в эпическом произведении (практикум)
Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах
и функциях эпическом произведении. Анализ лирических отступлений.
Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлении в одной из глав
романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
Поэты пушкинской поры (обзор)
К. П. Батюшков. "Мой гений", "Есть наслаждение и в дикости лесов...".
Е. А. Баратынский. "Разуверение", "Приманкой ласковых речей...", "Мой
дар убог, и голос мой негромок...". "Муза" ("Не ослеплён я музою моею...").

А. А. Дельвиг. "Элегия" ("Когда, душа, просилась ты..."), "Не осенний
частый дождичек...".
Д. В. Давыдов. "Песня старого гусара", "Гусарский пир".
П. А. Вяземский. "Дорожная дума". "Жизнь наша в старости — изношенный
халат...". "Золотой век" в истории русской поэзии. Литературная жизнь в
первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. "Арзамас" как
"братство" литераторов. Поэты-"любомудры". "Вечные" темы в поэзии
пушкинской поры.
Теория литературы. ""Золотой век" русской поэзии
М.Ю. Лермонтов. Биография и творчество. Стихотворения "Мой демон",
"К***" ("Я не унижусь пред тобою..."), "Нет, я не Байрон. я другой...",
"Смерть Поэта", "Узник". "Когда волнуется желтеющая нива...",
"Дума", "Поэт" ("Отделкой дорогой блистает мой кин- жал..."),
"Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет,
не тебя так пылко я люблю...", "Прощай, немытая Россия...", "Родина",
"Пророк".
Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тоска по духовной
свободе и идеалу. Жажда любви и гармонии. Поэтические манифесты
Лермонтова. Лирика Лермонтова и романтизм. Философская глубина и
исповедальный характер лермонтовской лирики. Природа и человек. Тема
родины. Пушкинские темы и образы в лирике Лермонтова. Реалистические
тенденции в творчестве. Своеобразие лирического героя лермонтовской
поэзии. Образ поэта. Романтическая символика. Мотивы и образы
лермонтовской лирики в русской поэзии.
Теория литературы. Художественный мир. Мотив. Исповедь. Символ.
Роман " Герой нашего времени". Смысл заглавия. Нравственнофилософская проблематика произведения, проблема судьбы. Жанровое
своеобразие романа. Особенности повествования. Композиция произведения,
её

роль

в

раскрытии

образа

Печорина.

Художественная

функция

предисловии. Печорин в ряду других героев романа (Максим Максимыч,

горцы, контрабандисты. Грушницкий и представители "водяного общества".
Вернер, Вулич). Приём двойничества. Тема любви и женские образы в
романе. Мастерство пейзажных описаний, портретных характеристик.
Приёмы психологического изображения. Смысл финала. Черты романтизма и
реализма в романе. Роман "Герой нашего времени" в критике: В. Г.
Белинский.

"Герой

нашего

времени",

сочинение

М.

Лермонтова"

(фрагменты).
Теория литературы. Романтизм Реализм. Социально-психологический
роман. Психологизм. Форма исповеди. Форма дневника. "Вершинная"
композиция. "Кольцевая" композиция. Психологический портрет Пейзаж.
Композиция литературного произведения (практикум)
Обобщение знаний о композиции литературного произведения. Основные
части (структура) произведения, их последовательность и принципы
соединения. Композиция повествования. Композиция сюжета. Построение
системы образов. Ведущий композиционный принцип. Примерный план
анализа

композиции

эпического

произведения

(на

материале

ранее

изученных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).
Лермонтовские образы и мотивы в поэзии русского модернизма (обзор)
Д. С. Мережковский. "Одиночество".
Ф. К. Сологуб. "Мы — пленённые звери...".
К. Д. Бальмонт. "К Лермонтову".
А. А. Блок. "Усталость".
Н. Дамдинов. «Наш Лермонтов».
Лермонтовские традиции в поэзии русского модернизма. Романтическая
символика в лермонтовской поэзии и поэзии русских символистов.
Теория литературы. Модернизм. Символизм. Серебряный век русской
поэзии.
Н. В. Гоголь. Биография и творчество. Повесть "Шинель". Повесть "Шинель"
в контексте цикла "петербургских повестей". Образ Петербурга. Образ Акакия
Акакиевича Башмачкина и тема "маленькою человека". Конфликт мечты и

действительности,

человеческого

(гуманною)

и

бюрократического

(бездушного). Обобщённый образ "значительного лица". Шинель как образсимвол. Смысл фантастического финала. Гуманистический пафос повести.
Авторская позиция и способы её выражения. Роль художественной детали.
Теория литературы. Повесть. Цикл. Тема "маленького человека".
Поэма "Мёртвые души" (первый том). История создания поэмы. Ориентация
на

традицию

западноевропейской

прозы

и

трёхчастную

композицию

"Божественной комедии" Данте Алигьери. Своеобразие жанра и композиции.
Тематика лирических отступлений. Авантюра Чичикова как сюжетная основа
повествования. "Чичиков в системе образов персонажей. Образы помещиков и
чиновников, средства их создания. Художественная функция "Повести о
капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл
названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика. Образ Руси.
Символическое значение образа дороги. Гоголевская программа духовного
возрождения России, авторская интерпретация поэмы в книге "Выбранные
места из переписки с друзьями". Художественное своеобразие прозы Гоголя
(художественная деталь, прием контраста, роль гиперболы и сравнения,
алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
Гоголь и русская литература.
Теория литературы. Замысел и воплощение. Жанровое своеобразие. Поэма.
Художественный

мир

произведения.

Сюжет.

Композиция.

Лирические

отступления. Вставные тексты. Символ. Оксюморон.
Анализ вставного текста в эпическом произведении (практикум)
Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения.
Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд,
повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного
текста в эпическом произведении. Подготовка к написанию сочинения по
анализу одною из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя.

Характеристика художественного мира литературного произведения
(практикум)
Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения.
Художественный мир литературного произведения и художественный мир
литературного направления. Доминанты художественного мира писателя.
Примерный план характеристики художественного мира литературного
произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголя.
Русская литература XX века (обзор)
Л. А. Андреев Рассказ "Город".
Ф. К. Сологуб Рассказ «Маленький человек".
В. В. Набоков Рассказ "Рождество".
Рассказы Х.Н.Намсараева из сборника «Так было».
Обобщение сведений о традиционных темах, образах и мотивах в русской
литературе. Гуманистический пафос произведений русской классики.
Проблемы взаимоотношений человека и социальной среды, судьбы человека
и его частной жизни. Развитие темы "маленького" человека, в русской
литературе XX века.
Теория литературы. Традиция. Проблематика. Тематика.
Тематическое планирование
№
п/п

Тема раздела

1 четверть
1
Художественный мир
2

Древнерусская
литература

Тема урока

Колво
часов
18
Особенности художественного мира 1
автора и литературного направления.
Периодизация литературы Древней 1
Руси.
Краткая
характеристика
периодов.
Основные
жанры
древнерусской
литературы
(летописание,
воинская
повесть,
духовное
красноречие,
житие,
хождение), их каноны.

3
4
5
6
7

8

9

Реферат по литературе
(практикум)
Литература
европейского
Возрождения
Зарубежная
литература
XVII—
XVIII веков
Жанр оды в мировой
литературе (обзор)
Русская
литература
ХVШ века
Зарубежная
литература XIX века

«Слово о полку Игореве»
как
величайший памятник литературы
Древней Руси.
Содержание и структура реферата по
литературе.
У. Шекспир. Проблемы смысла жизни
долга и чести, нравственною выбора в
трагедии «Гамлет»
Смысл
договора
Фауста
и
Мефистофеля в трагедии И.-В. Гете
«Фауст».
Развитие и переосмысление жанра в
литературе.
Обзор творчества деятелей русского
Просвещения
Своеобразие художественного мира
поэзии Державина.
Внутренний
мир
личности
и
изображение
драматических
последствий столкновения личности с
реальным миром в произведениях
романтиков.
Основные темы и проблемы русской
литературы первой половины XIX века

Русская
литература
первой половины XIX
века
10 В.А. Жуковский
Основные темы, мотивы и образы
поэзии В.А. Жуковского.
Целостный
анализ
лирического
произведения (практикум)
11 А.С. Грибоедов.
А.С. Грибоедов. Обзор жизни и
творчества. Комедия "Горе от ума".
История создания и публикации
комедии.
Социальная
и
нравственная
проблематика пьесы «Горе от ума».
Чацкий как необычный "резонёр" и
предшественник "странного человека"
в русской литературе.
Образность и афористичность языка
комедии.
12 А.С. Пушкин. Лирика. А.С. Пушкин. Биография и творчество.
2 четверть
Поэтическое новаторство Пушкина,
трансформации традиционных жанров

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
14
1

в пушкинской лирике.
Тема свободы и творчества в лирике
Пушкина
Тема любви и дружбы в лирике
Пушкина
Философские темы в лирике Пушкина
13 А.С.
Пушкин. История создания романа «Евгений
«Евгений Онегин»
Онегин», первоначальный замысел и
эволюция.
Онегина и тип "лишнего человека" в
русской литературе.
Онегин и Ленский.
Татьяна как "милый идеал" автора.
Автор и герои романа.
Нравственно-философская
проблематика романа.
Темы любви, дружбы, творчества,
природы в романе.
Реализм и энциклопедизм романа.
Картины жизни русского общества.
"Онегинская строфа". Особенности
языка романа
Роман "Евгений Онегин" в критике
3 четверть
Образ Пушкина в стихотворении Н.Г.
Дамдинова «Пушкин».
Лирические отступления в эпическом
произведении (практикум)
14 Поэты
пушкинской Литературная жизнь в первой трети
поры (обзор)
XIX века.
15 М.Ю.
Лермонтов. М.Ю.
Лермонтов.
Биография
и
Лирика.
творчество.
Основные мотивы и настроения поэзии
Лермонтова.
Тема творчества в лирике Лермонтова.
Тема Родины в лирике Лермонтова
Философская лирика Лермонтова
16 М.Ю.
Лермонтов. Нравственно-философская
"Герой
нашего проблематика произведения.
времени".
Композиция произведения, её роль в
раскрытии образа Печорина.
Печорин и «водяное общество».
Тема любви и женские образы в
романе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Приёмы
психологического
изображения в романе.
Тема судьбы в романе.
Роман "Герой нашего времени" в
критике.
Композиция
литературного
произведения (практикум)
Осмысление творческого наследия
Лермонтова в очерке Н. Дамдинова
«Наш Лермонтов».
17 Лермонтовские
Лермонтовские традиции в поэзии
образы и мотивы в русского модернизма.
поэзии
русского
модернизма (обзор)
18 Н.В.
Гоголь. Н.В. Гоголь. Биография и творчество.
«Шинель».
Повесть "Шинель" в контексте цикла
"петербургских повестей".
4четверть
Образ Петербурга в повести.
Образ Акакия Акакиевича Башмачкина
и тема "маленькою человека".
19 Н.В.
Гоголь. История
создания
поэмы.
"Мёртвые души"
Западноевропейские традиции в поэме.
Образы помещиков и чиновников,
средства их создания.
Образ Чичикова в поэме.
Образ России в поэме.
Социальная
и
нравственная
проблематика поэмы.
Художественная функция "Повести о
капитане Копейкине" и притчи о
Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.
Тематика лирических отступлений
поэмы.
Художественное своеобразие прозы
Гоголя
Анализ вставного текста в эпическом
произведении (практикум)
Характеристика художественного мира
литературного
произведения
(практикум)
20 Русская
литература Традиционные темы, образы и мотивы
XX века (обзор)
в русской литературе.
Развитие темы "маленького" человека,

1
1
1
1
1
1

1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

в русской литературе XX века.
21
22

Резервные уроки
Итого

2
68

Электронные ресурсы
(образовательной платформы РЭШ, библиотеки МЭШ, канала Youtube)
Жанры древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве»
Литература ХVIII века. Классицизм в русском и
мировом искусстве
Классицизм как литературное направление.
Г. Р. Державин – поэт-философ. «Властителям и
судиям», «Памятник»
Общая характеристика русской и мировой
литературы XIX века. Понятие о романтизме и
реализме
Романтическая лирика начала XIX века.
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»
Особенности языка комедии. Смысл названия
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ
первого действия
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ
второго действия
Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума». Анализ третьего действия
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Прозрение героев. Анализ четвёртого действия
Роль внесценических персонажей в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Признаки
классицизма, романтизма и реализма в комедии

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2147/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3077/
https://youtu.be/
58Vg260nb4Q
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2148
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2149
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2152/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2153/
https://www.youtube.com/
watch?v=r-6jeOS8avw
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2156/
https://youtu.be/kBtiGjArFVw
https://youtu.be/
y00eiHbcRhY
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/3031874
https://youtu.be/
ecr9M3Xocv8
https://youtu.be/
BH9JCFUiH2g
https://youtu.be/7mc6BubMOE

Критика о комедии. И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний»
А. С. Грибоедов. Русская классическая литература в
оценке русских критиков
А. С. Пушкин. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
«К Чаадаеву», «19 октября» («Роняет лес багряный
свой убор…»)
Эволюция любовной лирики А. С. Пушкина

Любовная лирика Пушкина. «К***» («Я помню
чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь ещё,
быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла…»
Свободолюбивая лирика Пушкина. «Анчар»,
«Туча», «Бесы», «К морю»
А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар»
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,
«Пророк», «Няне»
А. С. Пушкин. Стихотворение «Памятник»
Философская лирика А. С. Пушкина
А. С. Пушкин. Цикл «Маленькие трагедии»
А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
Образ Онегина
Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика
Образ Татьяны
«Онегин, добрый мой приятель…»
Автор и герой романа
Два письма в романе

https://youtu.be/CCrh7ly1tWk
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2157/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2158/
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/591757
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/4087150
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/2719545
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2672/

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2671/
https://www.youtube.com/
watch?v=-qMjw-Bg04A
https://www.youtube.com/
watch?v=sKuaZRTQ2lI
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2670/
https://www.youtube.com/
watch?v=LpLg8TJHK0g
https://www.youtube.com/
watch?v=6hK3JeVdGhI
https://youtu.be/
Wl709HIYDrk
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2669/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2159/
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/248536
https://www.youtube.com/
watch?v=XiT7dEAqn9o
https://www.youtube.com/
watch?v=AlxoA8V7ajQ
https://www.youtube.com/
watch?v=1uM7HsQNZXk
https://www.youtube.com/
watch?v=i1dRis94_ng
https://www.youtube.com/
watch?v=tilCQ3Puk8c
https://youtu.be/
mIs04QM6KPw

Проблема счастья в романе
«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»
Роман в стихах «Евгений Онегин» в русской
критике
Русская классическая литература в оценке русских
критиков (В. Г. Белинский о Пушкине)
Мотивы лирики Лермонтова
М. Ю. Лермонтов «Дума». «Смерть поэта», «И
скучно, и грустно»
М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
М. Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике
Лермонтова. «Поэт» («Отделкой золотой блистает
мой кинжал…»), «Пророк». «Родина»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк»
Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк»
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я
люблю…»
М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Повесть «Бэла»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Повесть «Максим Максимыч»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Повесть «Тамань»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Повесть «Княжна Мери»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Повесть «Фаталист»
Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том)
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков.

https://www.youtube.com/
watch?v=ncIcT7U725Y
https://www.youtube.com/
watch?v=7KKNTdmwwVI
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/637638
https://www.youtube.com/
watch?v=cEpvrD41IWw
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2159/
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/4056541?
date=2020-03-05
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2668/
https://www.youtube.com/
watch?v=YVkn6prrYHk
https://www.youtube.com/
watch?v=xt-TdagXyUI
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3078/
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/3139111
https://www.youtube.com/
watch?v=U4yNrJetlSQ
https://www.youtube.com/
watch?v=B5Mg4DConl0
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2160/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2161/
https://www.youtube.com/
watch?v=ph4vjCpO2Io
https://www.youtube.com/
watch?v=9IesbVLt-w8
https://youtu.be/
BB1pXpCUH3Q
https://youtu.be/
u0LpFVwCMGM
https://youtu.be/
g1oTXhtaN5Y
https://youtu.be/
nHKrKYyyyyE
https://arzamas.academy/
special/ruslit/episodes/39
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2162/
https://youtu.be/
FtQheuWmCDc

Манилов
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков.
Коробочка
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков.
Ноздрев
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков.
Собакевич
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков.
Плюшкин
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образ Чичикова

Н. В. Гоголь «Мертвые души». Роль «Повести о
капитане Копейкине»
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Роль авторских
отступлений

https://www.youtube.com/
watch?
v=LOmDF5diruc&list=PLZLn
oQcaGtIhzz6KYmyiVduq6rR
uZnI5a&index=31&t=0s
https://www.youtube.com/
watch?
v=LOmDF5diruc&list=PLZLn
oQcaGtIhzz6KYmyiVduq6rR
uZnI5a&index=31&t=0s
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/1544856
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/1544856
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/2395925
https://youtu.be/
Q6T27ScWtMA
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/1689778
https://www.youtube.com/
watch?v=0CUb2HD7A3Y


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».