Рабочая программа 6 класс МИКЭБИ

Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 6 классе составлена
для детей, обучающихся по технологии МиКЭБИ, и соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования
с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М.Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по родному русскому языку решает задачи, обозначенные
в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языкаЦыреновой Т.А. для
6 класса.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения родного русского языка:

Ученик научится:
 выявлять

взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной

культуры русского народа, национально-культурную специфику русского
языка;
 приводить

примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет

лучше узнать историю и культуру страны, народа;


выявлять

единицы

языка

с

национально-культурным

компонентом

значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах;
 характеризовать

лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно

русская и заимствованная;
 понимать

процессы заимствования лексики как результата взаимодействия

национальных культур;
 понимать

роль заимствованной лексики в современном русском языке,

распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов
России и мира;
 определять

различия между литературным языком и диалектами, осознавать

диалекты как части народной культуры, понимать национально-культурное
своеобразие диалектизмов;
 осознавать

изменения в языке как объективный процесс, понимать внешние

и внутренние факторы языковых изменений, иметь общее представление об
активных процессах в современном русском языке;
 владеть

нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;

 выявлять

общее и специфическое в языках и культурах русского и других

народов России и мира;
Ученик получит возможность научится:
 характеризовать

носителя языка на отдельных примерах взаимосвязи языка,

культуры и истории народа;
 владеть

культурой межнационального общения;

 понимать

национальную

специфику

русского

речевого

этикета

по

сравнению с речевым этикетом других народов
Метапредметные результаты освоения родного русского языка:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
 анализировать

существующие и планировать будущие образовательные

результаты;
 идентифицировать
 ставить

цель

собственные проблемы и определять главную проблему;

деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих возможностей;
 формулировать

учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;
 обосновывать

целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,

указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
 устранения.

Ученик получит возможность научиться:
 определять

совместно с педагогом критерии планируемых результатов и

критерии оценки своей учебной деятельности;
 отбирать

инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
 оценивать

свою деятельность, аргументируя причины достижения или

отсутствия планируемого результата;
 работая

по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на

основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик результата.
 определять
 свободно

критерии правильности выполнения учебной задачи;

пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,

исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;

 фиксировать

и анализировать динамику собственных образовательных

результатов познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
 подбирать

слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его

признаки и свойства;
 выстраивать

логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и

соподчиненных ему слов;
 выделять

общий признак двух или нескольких предметов или явлений и

объяснять их сходство;
 объединять

предметы и явления в группы по определенным признакам,

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять

явление из общего ряда других явлений;

Ученик получит возможность научиться:
 определять

обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи

между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить

рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от

частных явлений к общим закономерностям;
 строить

рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя

при этом общие признаки;
 излагать

полученную информацию;

 подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно

полученными данными.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
 играть

определенную роль в совместной деятельности;

 принимать

позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в

его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

 организовывать

учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом);
 устранять

в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
 отбирать

и использовать речевые средства в процессе коммуникации с

другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
 представлять

в устной или письменной форме развернутый план

собственной деятельности;
 соблюдать

нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в

соответствии с коммуникативной задачей;
 принимать
 создавать

решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
письменные

оригинальные

тексты

с

использованием

средства

или наглядные

необходимых речевых средств;
 использовать

вербальные

и невербальные

материалы, подготовленные под руководством учителя;
 делать

оценочный

непосредственно

вывод

после

о

достижении

завершения

цели

коммуникативного

коммуникации
контакта

и

обосновывать его.
Ученик получит возможность научиться:
 целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
 выбирать,

строить и использовать адекватную информационную модель для

передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 использовать

компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче

инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций);

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать

информационную

гигиену

и

правила

информационной

безопасности.
Предметные результаты освоения родного русского языка:
Язык и культура
Ученик научится:
 осознавать

роль русского языка в жизни общества и государства, в

современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,
выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о месте
русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных
формах функционирования современного русского языка;
 осознавать

связь русского языка с культурой и историей России;

 приводить

примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет

лучше узнать историю и культуру страны.
Ученик получит возможность научиться:
 уместно

использовать правила речевого поведения в учебной деятельности

и повседневной жизни;
 овладеть

культурой межнационального общения.

Культура речи
Ученик научится:
 ответственно

и осознанно относиться к использованию русского родного

языка во всех сферах жизни,
 владеть

культурой речи: навыками сознательного и произвольного

использования норм русского литературного языка для создания правильной
речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной
форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности;
 соблюдать

основные

орфоэпические

и

современного русского литературного языка;

акцентологические

нормы

 соблюдать

основные

лексические

нормы

современного

русского

литературного языка;
 соблюдать

основные грамматические нормы современного русского

литературного языка;
 соблюдать

основные

орфографические

и

пунктуационные

нормы

современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе);
 пользоваться

нормативным словарям современного русского литературного

языка и совершенствовать умения пользоваться ими.
Ученик получит возможность научиться:
 понимать

вариативность

орфоэпических

и

акцентологических норм

современного русского языка;
Речь. Речевая деятельность. Текст
Ученик научится:
 определять

цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать

коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
 понимать,

анализировать и создавать тексты разных функционально-

смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
 владеть

различными

выборочным‚

видами

ознакомительным,

слушания
критическим‚

(детальным,
интерактивным)

монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 владеть

различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,

изучающим,

поисковым)

учебно-научных,

художественных,

публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
 дифференцировать

и

интегрировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку;

выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь
между выявленными фактами;
 соотносить

части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать

причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и
частями текста и определять средства их выражения; определять начало и
конец темы; выявлять логический план текста;
 проводить

анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения

его композиционных особенностей, количества микротем; перерабатывать
прослушанный или прочитанный текст;
 владеть

правилами информационной безопасности

при общении в

социальных сетях;
 уместно

использовать коммуникативные стратегии и тактики устного

общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация,
просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы
в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
 участвовать

в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого

поведения в споре;
 строить

устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных

видов

(ответ-анализ,

ответ-обобщение,

ответ-добавление,

ответ-

группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
 создавать

устные и письменные тексты описательного (определение,

дефиниция, собственно описание, пояснение) и аргументативного типа
(рассуждение, доказательство, объяснение);
 создавать

текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;

оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
 читать,

проводить

комплексный

анализ

и

создавать

тексты

публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный
очерк; тексты рекламных объявлений);

 читать,

проводить комплексный анализ и интерпретировать тексты

фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и
литературные сказки, рассказы загадки, пословицы, притчи и т.п.);
определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные
позиции;
 оценивать

устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их

эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и
объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
 редактировать

собственные тексты с целью совершенствования их

содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.
Ученик получит возможность научиться:
 проводить

анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения

основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/
дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
 создавать

объявления (в устной и письменной форме); деловые письма.
Содержание программы

Разделы
программы
1.
Язык и
культура

Основное содержание
по темам

Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на уровне
учебных действий)
Русский язык как
Осознавать роль русского языка в
развивающееся
жизни общества и государства, в
явление. Связь
современном мире; роль языка в
исторического развития жизни человека; красоту, богатство,
языка с историей
выразительность русского языка.
общества. Факторы,
Иметь элементарные представления
влияющие на развитие о месте русского языка в кругу
языка: социальнославянских языков, роли старополитические события славянского (церковнославянского)
и изменения в
языка в развитии русского языка, об
обществе, развитие
основных формах функционауки и техники,
нирования современного русского
влияние других языков. языка.
Устаревшие слова как

2.Культура
речи

живые свидетели
истории. Историзмы
как слова,
обозначающие
предметы и явления
предшествующих эпох,
вышедшие из
употребления по
причине ухода из
общественной жизни
обозначенных ими
предметов и явлений, в
том числе национальнобытовых реалий.
Архаизмы как слова,
имеющие в
современном русском
языке синонимы.
Группы лексических
единиц по степени
устарелости.
Перераспределение
пластов лексики между
активным и пассивным
запасом слов.
Актуализация
устаревшей лексики в
новом речевой
контексте (губернатор,
диакон, ваучер,
агитационный пункт,
большевик, колхоз и
т.п.). Лексические
заимствования
последних десятилетий.
Употребление
иноязычных слов как
проблема культуры
речи.
Основные
орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка.
Нормы ударения в
полных

Осознавать связь русского языка с
культурой и историей России.
Приводить примеры, которые
доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и
культуру страны.

причастиях‚ кратких
формах страдательных
причастий прошедшего
времени‚ деепричастия
х‚ наречиях. Нормы
постановки ударения в
словоформах с
непроизводными
предлогами (на дом‚ на
гору) Основные
лексические нормы
современного русского
литературного языка.
Паронимы и точность
речи. Смысловые
различия, характер
лексической
сочетаемости, способы
управления,
функциональностилевая окраска и
употребление
паронимов в речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
паронимов в речи.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
Типичные ошибки
грамматические
ошибки в речи.
Глаголы 1 лица
единственного числа
настоящего и будущего
времени (в том числе
способы выражения
формы 1 лица
настоящего и будущего
времени глаголов
очутиться, победить,
убедить, учредить,
утвердить), формы

Иметь представление об
особенностях русского речевого
этикета; уместно использовать
правила речевого поведения в
учебной деятельности и
повседневной жизни.

глаголов совершенного
и несовершенного вида‚
формы глаголов в
повелительном
наклонении. Нормы
употребления в речи
однокоренных слов
типа висящий –
висячий, горящий –
горячий. Варианты
грамматической нормы:
литературные и
разговорные падежные
формы
причастий‚ деепричаст
ий‚ наречий.
Отражение вариантов
грамматической нормы
в словарях и
справочниках.
Литературный и
разговорный варианты
грамматической норм
(махаешь – машешь;
обусловливать,
сосредоточивать,
уполномочивать,
оспаривать,
удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет Русская
этикетная речевая
манера общения:
умеренная громкость
речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная
артикуляция‚ эмоциона
льность речи‚ ровная
интонация. Запрет на
употребление грубых
слов, выражений, фраз.
Исключение
категоричности в
разговоре.
Невербальный

(несловесный) этикет
общения. Этикет
использования
изобразительных
жестов. Замещающие и
сопровождающие
жесты.
3.Речь. Речевая Язык и речь. Виды
деятельность.
речевой деятельности
Текст
Традиции русского
речевого общения.
Коммуникативные
стратегии и тактики
устного общения:
убеждение,
комплимент,
уговаривание, похвала,
самопрезентация и др.,
сохранение инициативы
в диалоге, уклонение от
инициативы,
завершение диалога и
др. Текст как единица
языка и речи Текст,
основные признаки
текста: смысловая
цельность,
информативность,
связность. Виды
абзацев. Основные
типы текстовых
структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные
(дедуктивноиндуктивные),
стержневые
(индуктивнодедуктивные)
структуры. Заголовки
текстов, их типы.
Информативная
функция заголовков.
Тексты
аргументативного типа:
рассуждение,

Осознавать роль речевой культуры,
коммуникативных умений в жизни
человека; знать основные
особенности устной и письменной
речи, основные причины
коммуникативных неудач и уметь
преодолевать их.
Владеть различными видами
монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных
видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог; расспрос,
диалог-побуждение, диалог - обмен
мнениями и др.; сочетание разных
видов диалога) - нормами речевого
поведения в типичных ситуациях общения.
Анализировать образцы устной и
письменной речи; соотносить их с
целями, ситуациями и условиями
общения. Сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания.
Характеризовать коммуникативные
цели говорящего.
Сравнивать образцы диалогической
и монологической речи.
Осуществлять осознанный выбор
языковых средств в зависимости от
цели, темы, основной мысли и
ситуации общения.
Иметь представление об основных
видах речевой деятельности и их
особенностях.
Адекватно понимать основную и
дополнительную информацию
текста, воспринимаемого зрительно
или на слух.

доказательство,
объяснение.
Функциональные
разновидности языка
Разговорная речь.
Беседа. Спор, виды
споров. Правила
поведения в споре, как
управлять собой и
собеседником.
Корректные и
некорректные приёмы
ведения спора.
Публицистический
стиль. Путевые
записки. Текст
рекламного
объявления, его
языковые и
структурные
особенности. Язык
художественной
литературы.
Фактуальная и
подтекстная
информация в текстах
художественного стиля
речи. Сильные позиции
в художественных
текстах. Притча.

Овладеть различными видами
аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным),
различными видами чтения
(просмотровым, ознакомительным,
изучающим), приемами работы с
учебной книгой и другими
информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета.
Передавать в устной форме
содержание прочитанного или
прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с
ситуацией речевого общения.
Излагать в письменной форме
содержание прослушанного или
прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме
ученического изложения, тезисов,
плана.
Создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания на актуальные социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией
общения; письменные высказывания
разной коммуникативной
направленности с использованием
разных функционально-смысловых
типов речи и их комбинаций.
Писать неофициальные письма,
расписки, доверенности, заявления.
Отбирать и систематизировать
материал на определенную тему;
осуществлять поиск, анализ,
преобразование информации,
извлеченной из различных
источников, представлять и
передавать ее с учетом заданных
условий общения.
Знать признаки текста. Определять
тему, основную мысль текста,
ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые,

лексические и грамматические
средства связи предложений текста
и частей текста; выделять
микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные
элементы абзаца и целого текста
(зачин, средняя часть, концовка).
Устанавливать принадлежность
текста к определенному типу речи,
функциональной разновидности
языка.
характеризовать текст с точки
зрения единства темы, смысловой
цельности, последовательности
изложения, уместности и
целесообразности использования
лексических и грамматических
средств связи.
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
раздела
1 четверть
1
Язык
и культура

Тема урока

Кол-во
часов
9

1. Русский

язык

как

развивающееся 1

явление
Факторы, влияющие на развитие языка
Устаревшие слова
Историзмы. Архаизмы
Лексические единицы
Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом
слов
7. Устаревшая
лексика.
Лексические
заимствования

1
1
1
1
1

8. Употребление иноязычных слов

1

9. Проверочная работа

1

2.
3.
4.
5.
6.

2 четверть
1
Язык
и 1. Основные
культура
современного
языка

1

7
орфоэпические
нормы 1
русского литературного

2

Культура
речи

2. Основные

современного
языка
3. Основные
современного
языка

лексические
нормы 1
русского литературного
лексические
нормы 1
русского литературного

4. Речевые

ошибки
1
5. Основные
грамматические
нормы 1
современного русского литературного
языка
6. Основные
грамматические
нормы 1
современного русского литературного
языка
7. Проверочная

работа

1

3 четверть
2

3

Культура
речи

10
1. Варианты грамматической нормы

1

2. Речевой этикет

1

3. Грубые слова

1

4. Невербальный этикет общения

1

Речь.
5. Язык и речь. Виды речевой деятельности 1
Речевая
1
деятельност 6. Традиции русского речевого общения
ь. Текст
7. Текст как единица языка и речи
1
8. Основные типы текстовых структур. 1
Заголовки текстов
9. Функциональные разновидности языка

1

10. Проверочная работа

1

4 четверть
3

9

Речь.
1. Язык и речь. Виды речевой деятельности 1
Речевая
1
деятельност 2. Спор
ь. Текст
3. Публицистический стиль
1
4. Язык художественной литературы

1

5. Язык художественной литературы

1

6. Проектная работа

1

7. Проектная работа

1

8. Итоговая контрольная работа

1

9. Анализ контрольной работы

1

Итого:

35ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».