Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 6 классе
соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования
с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакциейО.М.Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по родному русскому языку решает задачи, обозначенные
в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.
В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Вандановой М. Ч.
для 6 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку
и реализацию модуля "Школьный урок"
программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание
эстетической
ценности
русского
языка;
уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3)
приобщение учащихся к культуре региона путем введения на уроках
работы с фольклорными текстами, текстами произведений национальных
писателей;
4) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
говорение и письмо:
• способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение
различными
видами
монолога
(повествование,
описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос,
диалог-побуждение,
диалог-обмен
мнениями
и
др.;
сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного
языка;
соблюдение
основных
правил
орфографии
и
пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
• осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь
с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические
и
речевые
ошибки,
недочёты,
исправлять
их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными
нормами
речевого
поведения
в
различных
ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского языка:
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и
мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
•определять
различия
между
литературным
языком
и
диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
•проводить фонетический анализ слова;
•соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
•извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
•опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
•делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического
анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
•опознавать
основные
выразительные
средства
словообразования
в
художественной речи и оценивать их;
•извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных
и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
•использовать
лексическую
синонимию
как
средство
исправления
неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
•опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет, олицетворение);
•пользоваться
различными
видами
лексических
словарей
(толковым
словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и
др.)
и
использовать
полученную
информацию
в
различных
видах
деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
•объяснять общие принципы классификации словарного состава русского
языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
•опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления лексических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Ученик научится:
•опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;
служебные части речи;
•анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной
части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
•применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
•распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
•анализировать синонимические средства морфологии;
•различать грамматические омонимы;
•опознавать
основные
выразительные
средства
морфологии
в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
•извлекать
необходимую
информацию
из
словарей
грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и
их виды;
•анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения
структурной
и
смысловой
организации,
функциональной
предназначенности;
•употреблять
синтаксические
единицы
в
соответствии
с
нормами
современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции
в собственной речевой практике;
•применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
•опознавать
основные
выразительные
средства
синтаксиса
в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного
и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с
точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма
(в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
•извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
•извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения
в
произведениях
устного
народного
творчества,
в
художественной
литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира
Содержание программы
Разделы
программы
1.
Язык и
культура
Основное содержание
по темам
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на уровне
учебных действий)
Русский язык как
Осознавать роль русского языка в
развивающееся
жизни общества и государства, в
явление. Связь
современном мире; роль языка в
исторического развития жизни человека; красоту, богатство,
языка с историей
выразительность русского языка.
общества. Факторы,
Иметь элементарные представления
влияющие на развитие о месте русского языка в кругу
языка: социальнославянских языков, роли старополитические события славянского (церковнославянского)
и изменения в
языка в развитии русского языка, об
обществе, развитие
основных формах функционауки и техники,
нирования современного русского
влияние других языков. языка.
Устаревшие слова как
2.
Культура речи
живые свидетели
истории. Историзмы
как слова,
обозначающие
предметы и явления
предшествующих эпох,
вышедшие из
употребления по
причине ухода из
общественной жизни
обозначенных ими
предметов и явлений, в
том числе национальнобытовых реалий.
Архаизмы как слова,
имеющие в
современном русском
языке синонимы.
Группы лексических
единиц по степени
устарелости.
Перераспределение
пластов лексики между
активным и пассивным
запасом слов.
Актуализация
устаревшей лексики в
новом речевой
контексте (губернатор,
диакон, ваучер,
агитационный пункт,
большевик, колхоз и
т.п.). Лексические
заимствования
последних десятилетий.
Употребление
иноязычных слов как
проблема культуры
речи.
Основные
орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка.
Нормы ударения в
полных
причастиях‚ кратких
Осознавать связь русского языка с
культурой и историей России.
Приводить примеры, которые
доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и
культуру страны.
Иметь представление об
формах страдательных
причастий прошедшего
времени‚ деепричастия
х‚ наречиях. Нормы
постановки ударения в
словоформах с
непроизводными
предлогами (на дом‚ на
гору) Основные
лексические нормы
современного русского
литературного языка.
Паронимы и точность
речи. Смысловые
различия, характер
лексической
сочетаемости, способы
управления,
функциональностилевая окраска и
употребление
паронимов в речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
паронимов в речи.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
Типичные ошибки
грамматические
ошибки в речи.
Глаголы 1 лица
единственного числа
настоящего и будущего
времени (в том числе
способы выражения
формы 1 лица
настоящего и будущего
времени глаголов
очутиться, победить,
убедить, учредить,
утвердить), формы
глаголов совершенного
и несовершенного вида‚
особенностях русского речевого
этикета; уместно использовать
правила речевого поведения в
учебной деятельности и
повседневной жизни.
формы глаголов в
повелительном
наклонении. Нормы
употребления в речи
однокоренных слов
типа висящий –
висячий, горящий –
горячий. Варианты
грамматической нормы:
литературные и
разговорные падежные
формы
причастий‚ деепричаст
ий‚ наречий.
Отражение вариантов
грамматической нормы
в словарях и
справочниках.Литерату
рный и разговорный
варианты
грамматической
норм(махаешь –
машешь;обусловливать,
сосредоточивать,
уполномочивать,
оспаривать,
удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет Русская
этикетная речевая
манера общения:
умеренная громкость
речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная
артикуляция‚ эмоциона
льность речи‚ ровная
интонация. Запрет на
употребление грубых
слов, выражений, фраз.
Исключение
категоричности в
разговоре.
Невербальный
(несловесный) этикет
общения. Этикет
использования
изобразительных
жестов. Замещающие и
сопровождающие
жесты.
3. Речь. Речевая Язык и речь. Виды
деятельность.
речевой деятельности
Текст
Традиции русского
речевого общения.
Коммуникативные
стратегии и тактики
устного общения:
убеждение,
комплимент,
уговаривание, похвала,
самопрезентация и др.,
сохранение инициативы
в диалоге, уклонение от
инициативы,
завершение диалога и
др. Текст как единица
языка и речи Текст,
основные признаки
текста: смысловая
цельность,
информативность,
связность. Виды
абзацев. Основные
типы текстовых
структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные
(дедуктивноиндуктивные),
стержневые
(индуктивнодедуктивные)
структуры. Заголовки
текстов, их типы.
Информативная
функция заголовков.
Тексты
аргументативного типа:
рассуждение,
доказательство,
объяснение.
Функциональные
разновидности языка
Осознавать роль речевой культуры,
коммуникативных умений в жизни
человека; знать основные
особенности устной и письменной
речи, основные причины
коммуникативных неудач и уметь
преодолевать их.
Владеть различными видами
монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных
видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог; расспрос,
диалог-побуждение, диалог - обмен
мнениями и др.; сочетание разных
видов диалога) - нормами речевого
поведения в типичных ситуациях общения.
Анализировать образцы устной и
письменной речи; соотносить их с
целями, ситуациями и условиями
общения. Сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания.
Характеризовать коммуникативные
цели говорящего.
Сравнивать образцы диалогической
и монологической речи.
Осуществлять осознанный выбор
языковых средств в зависимости от
цели, темы, основной мысли и
ситуации общения.
Иметь представление об основных
видах речевой деятельности и их
особенностях.
Адекватно понимать основную и
дополнительную информацию
текста, воспринимаемого зрительно
или на слух.
Овладеть различными видами
аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным),
различными видами чтения
Разговорная речь.
Беседа. Спор, виды
споров. Правила
поведения в споре, как
управлять собой и
собеседником.
Корректные и
некорректные приёмы
ведения спора.
Публицистический
стиль. Путевые
записки. Текст
рекламного
объявления, его
языковые и
структурные
особенности. Язык
художественной
литературы.
Фактуальная и
подтекстная
информация в текстах
художественного стиля
речи. Сильные позиции
в художественных
текстах. Притча.
(просмотровым, ознакомительным,
изучающим), приемами работы с
учебной книгой и другими
информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета.
Передавать в устной форме
содержание прочитанного или
прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с
ситуацией речевого общения.
Излагать в письменной форме
содержание прослушанного или
прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме
ученического изложения, тезисов,
плана.
Создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания на актуальные социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией
общения; письменные
высказывания разной коммуникативной направленности с
использованием разных
функционально-смысловых типов
речи и их комбинаций.
Писать неофициальные письма,
расписки, доверенности, заявления.
Отбирать и систематизировать
материал на определенную тему;
осуществлять поиск, анализ,
преобразование информации,
извлеченной из различных
источников, представлять и
передавать ее с учетом заданных
условий общения.
Знать признаки текста. Определять
тему, основную мысль текста,
ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые,
лексические и грамматические
средства связи предложений текста
и частей текста; выделять
микротемы текста, делить его на аб-
зацы; знать композиционные
элементы абзаца и целого текста
(зачин, средняя часть, концовка).
Устанавливать принадлежность
текста к определенному типу речи,
функциональной разновидности
языка.
характеризовать текст с точки
зрения единства темы, смысловой
цельности, последовательности
изложения, уместности и
целесообразности использования
лексических и грамматических
средств связи.
Тематическое планирование
№
Тема раздела Тема урока
п/п
Кол-во
часов
1 четверть
1
Культура
речи
9
1. Современный русский литературный
1
язык
2. Структура национального языка
1
3. Русская орфоэпия
1
4. Орфоэпический практикум
1
5. Речь точная и выразительная.
1
Лексические нормы
6. Речевые ошибки. Коррекция речи.
1
7. Паронимы и правила их употребления.
1
8. Слово о «первой премьере»
1
9. Стилистическая окраска слова
1
2 четверть
1
Язык и
культура
7
1.
Речь правильная. Грамматические
нормы
1
2
Культура
речи
2.
Формы множественного числа,
1
родительного падежа
3.
Речевой этикет: нормы и традиции
1
4.
О приветствии в русском языке
1
5.
Формы обращения
1
6.
Орфографический и пунктуационный
1
практикум
7.
Язык и речь
1
3 четверть
2
Речь. Текст
10
1. Виды речевой деятельности
1
2. Средства выразительности устной речи 1
3. Формы речи
1
4. Текст и его строение
1
5. Композиционные особенности
1
описания, повествования, рассуждения.
6. Средства связи предложений и частей
1
текста
7. Комбинированный способ связи
1
8. Функциональные разновидности языка 1
9. Орфографический и пунктуационный
практикум
1
10. Разговорная речь. Просьба.
1
Извинение
4 четверть
3
9
1. Деловой стиль. Объявление
1
2. Научно-учебный подстиль. План
1
ответа на уроке
3. Типы планов текста. Вопросный план
1
4. Тезисный план
1
5. План на основе назывных
1
предложений
6. Публицистический стиль. Устное
1
выступление
7. Слоган
1
8. Язык художественной литературы.
1
Литературная сказка
9. Особенности языка фольклора
Итого:
1
35