Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 7 классе
соответствует:
-
федеральному
образовательному
стандарту
основного
общего
образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
-
программе
воспитания
муниципального
общеобразовательного
учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной
программы воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М.Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 –
9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая
программа
по родному
русскому
языку
решает
задачи,
обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях
предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и
учебный
материал,
содержащие
вопросы
духовно-нравственного
воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыреновой Т.А для 7 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса
по родному русскому языку
и реализацию модуля "Школьный урок"
программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения родного русского языка:
Ученик научится:
выявлять
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально-культурную специфику русского
языка;
приводить
примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны, народа;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения
в
произведениях
устного
народного
творчества,
в
художественной литературе и исторических текстах;
характеризовать
лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно
русская и заимствованная;
понимать
процессы
заимствования
лексики
как
результата
взаимодействия национальных культур;
понимать
роль заимствованной лексики в современном русском языке,
распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов
России и мира;
определять
осознавать
различия между литературным языком и диалектами,
диалекты
как
части
народной
культуры,
понимать
национально-культурное своеобразие диалектизмов;
осознавать
изменения в языке как объективный процесс, понимать
внешние и внутренние факторы языковых изменений, иметь общее
представление об активных процессах в современном русском языке;
владеть
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;
выявлять
общее и специфическое в языках и культурах русского и других
народов России и мира;
Ученик получит возможность научится:
характеризовать
носителя языка на отдельных примерах взаимосвязи
языка, культуры и истории народа;
владеть
культурой межнационального общения;
понимать
национальную специфику русского речевого этикета по
сравнению с речевым этикетом других народов
Метапредметные результаты освоения русского родного языка:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
анализировать
существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать
собственные
проблемы
и
определять
главную
проблему;
ставить
цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать
учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать
целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
определять
совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать
инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать
свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
работая
по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик результата.
определять
критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно
пользоваться
выработанными
критериями
оценки
и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
фиксировать
и анализировать динамику собственных образовательных
результатов познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
подбирать
слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
выстраивать
логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять
общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять
предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять
явление из общего ряда других явлений;
Ученик получит возможность научиться:
определять
обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений;
строить
рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить
рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
излагать
полученную информацию;
подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
играть
определенную роль в совместной деятельности;
принимать
позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
устранять
в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
отбирать
и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять
в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
соблюдать
нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
принимать
создавать
решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
письменные
оригинальные
тексты
с
использованием
необходимых речевых средств;
использовать
вербальные и невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные под руководством учителя;
делать
оценочный
непосредственно
вывод
после
о
достижении
завершения
обосновывать его.
Ученик получит возможность научиться:
цели
коммуникативного
коммуникации
контакта
и
целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
выбирать,
строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать
компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для
разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты освоения русского родного языка:
Язык и культура
Ученик научится:
осознавать
роль русского языка в жизни общества и государства, в
современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,
выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о
месте русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных
формах функционирования современного русского языка;
осознавать
связь русского языка с культурой и историей России;
приводить
примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны.
Ученик получит возможность научиться:
уместно
использовать
правила
речевого
поведения
деятельности и повседневной жизни;
овладеть
культурой межнационального общения.
в
учебной
Культура речи
Ученик научится:
ответственно
и осознанно относиться к использованию русского родного
языка во всех сферах жизни,
владеть
культурой речи: навыками сознательного и произвольного
использования
норм
русского
литературного
языка
для
создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и
письменной
форме
с
учётом
требований
уместности,
точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности;
соблюдать
основные
орфоэпические
и
акцентологические
нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать
основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка;
соблюдать
основные грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать
основные
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе);
пользоваться
нормативным
словарям
современного
русского
литературного языка и совершенствовать умения пользоваться ими.
Ученик получит возможность научиться:
понимать
вариативность орфоэпических и акцентологических норм
современного русского языка;
Речь. Речевая деятельность. Текст
Ученик научится:
определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
понимать,
анализировать и создавать тексты разных функционально-
смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
владеть
различными
выборочным‚
видами
ознакомительным,
монологической
речи,
слушания
критическим‚
учебно-научных,
(детальным,
интерактивным)
художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
владеть
различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
дифференцировать
и интегрировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку;
выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь
между выявленными фактами;
соотносить
части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и
частями текста и определять средства их выражения; определять начало и
конец темы; выявлять логический план текста;
проводить
зрения
его
анализ прослушанного или прочитанного текста с точки
композиционных
особенностей,
количества
микротем;
перерабатывать прослушанный или прочитанный текст;
владеть
правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях;
уместно
общения:
использовать коммуникативные стратегии и тактики устного
убеждение,
комплимент,
уговаривание,
похвала,
самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.
участвовать
в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого
поведения в споре;
строить
устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных
видов
(ответ-анализ,
ответ-обобщение,
ответ-добавление,
ответ-
группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
создавать
устные и письменные тексты описательного (определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение) и аргументативного типа
(рассуждение, доказательство, объяснение);
создавать
текст
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его
в устной форме;
читать,
проводить
комплексный
анализ
и
создавать
тексты
публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный
очерк; тексты рекламных объявлений);
читать,
проводить комплексный анализ и интерпретировать тексты
фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и
литературные сказки, рассказы загадки, пословицы, притчи и т.п.);
определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные
позиции;
оценивать
устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и
объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать
собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.
Ученик получит возможность научиться:
проводить
анализ прослушанного или прочитанного текста с точки
зрения основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные,
рамочные/
дедуктивно-индуктивные,
стержневые/индуктивно-
дедуктивные);
создавать
объявления (в устной и письменной форме); деловые письма.
Содержание программы
Разделы
программы
1.Язык
и культура
Основное содержание
по темам
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на уровне
учебных действий)
Русский язык как
Осознавать роль русского языка в
развивающееся
жизни общества и государства, в
явление. Связь
современном мире; роль языка в
исторического развития жизни человека; красоту, богатство,
языка с историей
выразительность русского языка.
общества. Факторы,
Иметь элементарные представления
влияющие на развитие о месте русского языка в кругу
языка: социальнославянских языков, роли старополитические события славянского (церковнославянского)
и изменения в
языка в развитии русского языка, об
обществе, развитие
основных формах функционауки и техники,
нирования современного русского
влияние других языков. языка.
Устаревшие слова как
живые свидетели
истории. Историзмы
как слова,
обозначающие
предметы и явления
предшествующих эпох,
вышедшие из
употребления по
2.Культура
речи
причине ухода из
общественной жизни
обозначенных ими
предметов и явлений, в
том числе национальнобытовых реалий.
Архаизмы как слова,
имеющие в
современном русском
языке синонимы.
Группы лексических
единиц по степени
устарелости.
Перераспределение
пластов лексики между
активным и пассивным
запасом слов.
Актуализация
устаревшей лексики в
новом речевой
контексте (губернатор,
диакон, ваучер,
агитационный пункт,
большевик, колхоз и
т.п.). Лексические
заимствования
последних десятилетий.
Употребление
иноязычных слов как
проблема культуры
речи.
Основные
орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка.
Нормы ударения в
полных
причастиях‚ кратких
формах страдательных
причастий прошедшего
времени‚ деепричастия
х‚ наречиях. Нормы
постановки ударения в
словоформах с
Осознавать связь русского языка с
культурой и историей России.
Приводить примеры, которые
доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и
культуру страны.
Иметь представление об
особенностях русского речевого
этикета; уместно использовать
правила речевого поведения в
учебной деятельности и
повседневной жизни.
непроизводными
предлогами (на дом‚ на
гору) Основные
лексические нормы
современного русского
литературного языка.
Паронимы и точность
речи. Смысловые
различия, характер
лексической
сочетаемости, способы
управления,
функциональностилевая окраска и
употребление
паронимов в речи.
Типичные речевые
ошибки‚ связанные с
употреблением
паронимов в речи.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
Типичные ошибки
грамматические
ошибки в речи.
Глаголы 1 лица
единственного числа
настоящего и будущего
времени (в том числе
способы выражения
формы 1 лица
настоящего и будущего
времени глаголов
очутиться, победить,
убедить, учредить,
утвердить), формы
глаголов совершенного
и несовершенного вида‚
формы глаголов в
повелительном
наклонении. Нормы
употребления в речи
однокоренных слов
типа висящий –
висячий, горящий –
горячий. Варианты
грамматической нормы:
литературные и
разговорные падежные
формы
причастий‚ деепричаст
ий‚ наречий.
Отражение вариантов
грамматической нормы
в словарях и
справочниках.
Литературный и
разговорный варианты
грамматической норм
(махаешь – машешь;
обусловливать,
сосредоточивать,
уполномочивать,
оспаривать,
удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет Русская
этикетная речевая
манера общения:
умеренная громкость
речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная
артикуляция‚ эмоциона
льность речи‚ ровная
интонация. Запрет на
употребление грубых
слов, выражений, фраз.
Исключение
категоричности в
разговоре.
Невербальный
(несловесный) этикет
общения. Этикет
использования
изобразительных
жестов. Замещающие и
3.Речь. Речевая
деятельность.
Текст
сопровождающие
жесты.
Язык и речь. Виды
речевой деятельности
Традиции русского
речевого общения.
Коммуникативные
стратегии и тактики
устного общения:
убеждение,
комплимент,
уговаривание, похвала,
самопрезентация и др.,
сохранение инициативы
в диалоге, уклонение от
инициативы,
завершение диалога и
др. Текст как единица
языка и речи Текст,
основные признаки
текста: смысловая
цельность,
информативность,
связность. Виды
абзацев. Основные
типы текстовых
структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные
(дедуктивноиндуктивные),
стержневые
(индуктивнодедуктивные)
структуры. Заголовки
текстов, их типы.
Информативная
функция заголовков.
Тексты
аргументативного типа:
рассуждение,
доказательство,
объяснение.
Функциональные
разновидности языка
Осознавать роль речевой культуры,
коммуникативных умений в жизни
человека; знать основные
особенности устной и письменной
речи, основные причины
коммуникативных неудач и уметь
преодолевать их.
Владеть различными видами
монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных
видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог; расспрос,
диалог-побуждение, диалог - обмен
мнениями и др.; сочетание разных
видов диалога) - нормами речевого
поведения в типичных ситуациях общения.
Анализировать образцы устной и
письменной речи; соотносить их с
целями, ситуациями и условиями
общения. Сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания.
Характеризовать коммуникативные
цели говорящего.
Сравнивать образцы диалогической
и монологической речи.
Осуществлять осознанный выбор
языковых средств в зависимости от
цели, темы, основной мысли и
ситуации общения.
Иметь представление об основных
видах речевой деятельности и их
особенностях.
Адекватно понимать основную и
дополнительную информацию
текста, воспринимаемого зрительно
или на слух.
Овладеть различными видами
аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным),
различными видами чтения
Разговорная речь.
Беседа. Спор, виды
споров. Правила
поведения в споре, как
управлять собой и
собеседником.
Корректные и
некорректные приёмы
ведения спора.
Публицистический
стиль. Путевые
записки. Текст
рекламного
объявления, его
языковые и
структурные
особенности. Язык
художественной
литературы.
Фактуальная и
подтекстная
информация в текстах
художественного стиля
речи. Сильные позиции
в художественных
текстах. Притча.
(просмотровым, ознакомительным,
изучающим), приемами работы с
учебной книгой и другими
информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета.
Передавать в устной форме
содержание прочитанного или
прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с
ситуацией речевого общения.
Излагать в письменной форме
содержание прослушанного или
прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме
ученического изложения, тезисов,
плана.
Создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания на актуальные социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией
общения; письменные
высказывания разной коммуникативной направленности с
использованием разных
функционально-смысловых типов
речи и их комбинаций.
Писать неофициальные письма,
расписки, доверенности, заявления.
Отбирать и систематизировать
материал на определенную тему;
осуществлять поиск, анализ,
преобразование информации,
извлеченной из различных
источников, представлять и
передавать ее с учетом заданных
условий общения.
Знать признаки текста. Определять
тему, основную мысль текста,
ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые,
лексические и грамматические
средства связи предложений текста
и частей текста; выделять
микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные
элементы абзаца и целого текста
(зачин, средняя часть, концовка).
Устанавливать принадлежность
текста к определенному типу речи,
функциональной разновидности
языка.
характеризовать текст с точки
зрения единства темы, смысловой
цельности, последовательности
изложения, уместности и
целесообразности использования
лексических и грамматических
средств связи.
Тематическое планирование
№ Тема раздела
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
1 четверть
1
Язык
и 1. Русский язык как развивающееся 1
культура
явление
2. Факторы,
влияющие
на
развитие 1
языка
3. Устаревшие слова
4. Историзмы. Архаизмы
5. Лексические единицы
6. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом
слов
7. Устаревшая лексика. Лексические
заимствования
2 четверть
1
Язык
культура
9
1
1
1
1
1
8. Употребление иноязычных слов
1
9. Проверочная работа
1
7
и 1. Основные орфоэпические нормы 1
современного русского литературного
языка
2
Культура
речи
2. Основные
лексические
нормы 1
современного русского литературного
языка
3. Основные
лексические
нормы 1
современного русского литературного
языка
4. Речевые ошибки
1
5. Основные грамматические нормы 1
современного русского литературного
языка
6. Основные грамматические нормы 1
современного русского литературного
языка
7. Проверочная работа
1
3 четверть
2
3
Культура
речи
10
1. Варианты грамматической нормы
1
2. Речевой этикет
1
3. Грубые слова
1
4. Невербальный этикет общения
1
Речь. Речевая 5. Язык и речь. Виды речевой 1
деятельность. деятельности
Текст
6. Традиции русского речевого общения 1
7. Текст как единица языка и речи
1
8. Основные типы текстовых структур. 1
Заголовки текстов
9. Функциональные
языка
разновидности 1
10. Проверочная работа
1
4 четверть
3
Речь. Речевая 1. Язык и речь.
деятельность. деятельности
Текст
2. Спор
9
Виды
речевой 1
1
3. Публицистический стиль
1
4. Язык художественной литературы
1
5. Язык художественной литературы
1
6. Проектная работа
1
7. Проектная работа
1
8. Итоговая контрольная работа
1
9. Анализ контрольной работы
1
Итого:
35ч.