Пояснительная записка Рабочая программа по родному русскому языку в 7 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией О.М.Александровой; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по родному русскому языку решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы Цыреновой Т.А для 7 классов. Планируемые результаты учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родному русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения родного русского языка: Ученик научится: выявлять взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны, народа; выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке, распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; определять осознавать различия между литературным языком и диалектами, диалекты как части народной культуры, понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов; осознавать изменения в языке как объективный процесс, понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений, иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке; владеть нормами русского речевого этикета в различных сферах общения; выявлять общее и специфическое в языках и культурах русского и других народов России и мира; Ученик получит возможность научится: характеризовать носителя языка на отдельных примерах взаимосвязи языка, культуры и истории народа; владеть культурой межнационального общения; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов Метапредметные результаты освоения русского родного языка: Регулятивные УУД Ученик научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. устранения. Ученик получит возможность научиться: определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата. определять критерии правильности выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов познавательной деятельности. Познавательные УУД Ученик научится: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; Ученик получит возможность научиться: определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию; подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Коммуникативные УУД Ученик научится: играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; принимать создавать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; делать оценочный непосредственно вывод после о достижении завершения обосновывать его. Ученик получит возможность научиться: цели коммуникативного коммуникации контакта и целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения русского родного языка: Язык и культура Ученик научится: осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; осознавать связь русского языка с культурой и историей России; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Ученик получит возможность научиться: уместно использовать правила речевого поведения деятельности и повседневной жизни; овладеть культурой межнационального общения. в учебной Культура речи Ученик научится: ответственно и осознанно относиться к использованию русского родного языка во всех сферах жизни, владеть культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); пользоваться нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствовать умения пользоваться ими. Ученик получит возможность научиться: понимать вариативность орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка; Речь. Речевая деятельность. Текст Ученик научится: определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально- смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. владеть различными выборочным‚ видами ознакомительным, монологической речи, слушания критическим‚ учебно-научных, (детальным, интерактивным) художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; проводить зрения его анализ прослушанного или прочитанного текста с точки композиционных особенностей, количества микротем; перерабатывать прослушанный или прочитанный текст; владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; уместно общения: использовать коммуникативные стратегии и тактики устного убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. участвовать в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого поведения в споре; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ- группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; создавать устные и письменные тексты описательного (определение, дефиниция, собственно описание, пояснение) и аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение); создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; читать, проводить комплексный анализ и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений); читать, проводить комплексный анализ и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы загадки, пословицы, притчи и т.п.); определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные позиции; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст. Ученик получит возможность научиться: проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно- дедуктивные); создавать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма. Содержание программы Разделы программы 1.Язык и культура Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Русский язык как Осознавать роль русского языка в развивающееся жизни общества и государства, в явление. Связь современном мире; роль языка в исторического развития жизни человека; красоту, богатство, языка с историей выразительность русского языка. общества. Факторы, Иметь элементарные представления влияющие на развитие о месте русского языка в кругу языка: социальнославянских языков, роли старополитические события славянского (церковнославянского) и изменения в языка в развитии русского языка, об обществе, развитие основных формах функционауки и техники, нирования современного русского влияние других языков. языка. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по 2.Культура речи причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастия х‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета; уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни. непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричаст ий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Речевой этикет Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциона льность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и 3.Речь. Речевая деятельность. Текст сопровождающие жесты. Язык и речь. Виды речевой деятельности Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Текст как единица языка и речи Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивноиндуктивные), стержневые (индуктивнодедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Функциональные разновидности языка Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог; расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога) - нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Характеризовать коммуникативные цели говорящего. Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. (просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, плана. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций. Писать неофициальные письма, расписки, доверенности, заявления. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения. Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Тематическое планирование № Тема раздела Тема урока Кол-во п/п часов 1 четверть 1 Язык и 1. Русский язык как развивающееся 1 культура явление 2. Факторы, влияющие на развитие 1 языка 3. Устаревшие слова 4. Историзмы. Архаизмы 5. Лексические единицы 6. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов 7. Устаревшая лексика. Лексические заимствования 2 четверть 1 Язык культура 9 1 1 1 1 1 8. Употребление иноязычных слов 1 9. Проверочная работа 1 7 и 1. Основные орфоэпические нормы 1 современного русского литературного языка 2 Культура речи 2. Основные лексические нормы 1 современного русского литературного языка 3. Основные лексические нормы 1 современного русского литературного языка 4. Речевые ошибки 1 5. Основные грамматические нормы 1 современного русского литературного языка 6. Основные грамматические нормы 1 современного русского литературного языка 7. Проверочная работа 1 3 четверть 2 3 Культура речи 10 1. Варианты грамматической нормы 1 2. Речевой этикет 1 3. Грубые слова 1 4. Невербальный этикет общения 1 Речь. Речевая 5. Язык и речь. Виды речевой 1 деятельность. деятельности Текст 6. Традиции русского речевого общения 1 7. Текст как единица языка и речи 1 8. Основные типы текстовых структур. 1 Заголовки текстов 9. Функциональные языка разновидности 1 10. Проверочная работа 1 4 четверть 3 Речь. Речевая 1. Язык и речь. деятельность. деятельности Текст 2. Спор 9 Виды речевой 1 1 3. Публицистический стиль 1 4. Язык художественной литературы 1 5. Язык художественной литературы 1 6. Проектная работа 1 7. Проектная работа 1 8. Итоговая контрольная работа 1 9. Анализ контрольной работы 1 Итого: 35ч.