Пояснительная записка Рабочая программа по русскому родному языку в 8 классе соответствует: - федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией О.М. Александровой; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по русскому родному языку решает задачи, обозначенные в целевых установках предметной области ОДНКНР. и приоритетных направлениях В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыбиковой Н.В. для 8 классов Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родному русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения учебного предмета Ученик научитсяосознавать и определять (называть) эмоции;сочувствовать красоту и другим выразительность людям,сопереживать;уметь речи, стремиться к свои чувствовать совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять равноправному межэтническую сотрудничеству; толерантность, доброжелательно готовность относиться к к окружающим. Ученик получит возможность для формирования интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к изучению языка; осознания ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты освоения учебного предмета Регулятивные результаты Ученик научитсясамостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и определитьпоказатели достижения цели. Коммуникативные результаты Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы. Ученик получит возможность научиться сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга; указывать причины успехов и неудач в деятельности;называть трудности, с которыми столкнулся при решении задач и предлагать пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности;анализировать собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений. Познавательные результаты Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, информацию, просмотровым, представленную в ознакомительным; разных формах извлекать (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Ученик получит возможность научиться формулировать проблемы; проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её существования);указать на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; приводить аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета Язык и культура Ученик научится приводить примеры, которые доказывают, что изучение русскогоязыка страны;приводить позволяет лучше примеры узнать историю национального и культуру своеобразия, богатства,выразительности русского национальноесвоеобразие метафор;выявлять родного языка; общеязыковых единицы языка с и анализировать художественных национально-культурным компонентомзначения в текстах; характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения(с использованием словарей); понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (изславянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние иболее поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования. Ученик получит возможность научиться комментировать роль старославянского языка в развитии русскоголитературного языка; определять значения лексических заимствований последнихдесятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления истилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;комментировать исторические особенности русского речевогоэтикета (обращение); характеризовать основные особенности современного русскогоречевого этикета; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. Культура речи Ученик научится соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах именсуществительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);различать нормы;употреблять варианты слова современнойорфоэпической с орфоэпической учётом и акцентологической произносительных нормы;употреблять слова вариантов с учётом стилистических вариантов орфоэпическойнормы;понимать и характеризовать активные процессы в областипроизношения и ударения современного русского языка; правильно соответствующееобозначаемому выбирать им предмету действительности; соблюдать синонимов‚ омонимов‚паронимов; антонимов‚ слово, или нормы максимально явлению реальной употребления употреблять слова в соответствии с их лексическим значением итребованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (врамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголыс учетом стилистических норм современного русского языка; анализировать и различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; использовать при общении в электронной среде этикетные формы иустойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основенационального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения вситуациях делового общения; Ученик получит возможность научиться использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари дляопределения лексического значения слова и особенностей егоупотребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,орфографические словари для определения нормативных вариантовпроизношения и правописания; использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимовдля уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнениянормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания ипредложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессередактирования текста; использовать орфографические словари и справочники по пунктуациидля определения нормативного написания слов и постановки знаковпрепинания в письменной речи. Речь. Речевая деятельность. Текст. Ученик научится использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различныхфункционально-смысловых типов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым,ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;владеть умениями информационной переработки прослушанного илипрочитанного текста; основными способами и средствами получения,переработки и преобразования информации; использовать графики,диаграммы, план, схемы для представления информации;уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики приконтактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др. Ученик получит возможность научиться уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики придистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение отинициативы, завершение диалога и др.; анализировать структурные элементы и языковые особенности письмакак жанра публицистического стиля речи;создавать тексты как результат проектной (исследовательской)деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его вустной форме; принимать участие в учебно-научной дискуссии;анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо); владеть правилами информационной безопасности при общении всоциальных сетях Содержание учебного предмета № 1 Наименование раздела/темы Язык и культура 2 Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 3 Культура речи Основные лексическиенормысо временногорусскогол итературного языка.. 4 Культура Основные речи Содержание Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, словапраславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и ихприметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете, в западноевропейском, а также в речевом этикете малых народов России. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕]и ̕ [в̕]; произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Терминология и точность речи.Нормы употреблениятерминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, грамматические нормы современного русского литературного языка. 5 6 7 8 имеющим в своём составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественноименных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Культура речи Активные процессы в речевом этикете. Новые Речевой этикет варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. Язык и речь. Виды Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, речевой текстовый и послетекстовый этапы деятельности. работы.Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст как единица Структура аргументации: тезис, аргумент. языка и речи Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Функциональные Разговорная речь. Самохарактеристика, разновидности языка самопрезентация, поздравление.Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т. д. Тематическое планирование № Тема раздела 1 четверть 1 Язык и культура Тема урока Исконно русскаялексика и её особенности Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературногоязыка и их признаки Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычные словав разговорнойречи, дисплейных текстах,современнойпублицистике. Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Благопожеланиекак ключевая идея речевогоэтикета. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, речевом этикете, а также в речевом этикете малых народов России. Называние другого и себя,обращение к знакомому и незнакомому Кол-во часов 9 1 1 1 1 1 2 1 1 2 четверть 7 Специфика приветствий, 1 2 Культура речи традиционная тематика бесед у русских и других народов. Проверочная работа №1 Типичныеорфоэпические и акцентологическиеошибки в современной речи Нормыупотреблениятерминов Трудные случаисогласования в русском языке Особенностисовременного речевого этикета Проверочная работа №2 3 четверть 3 Речь. Речевая Информация:способы и средстваеё деятельность. получения и Текст переработки Слушание как видречевой деятельности Аргументация.Правила эффективнойаргументации Доказательство иего структура. Видыдоказательств 4 четверть 3. Речь. Речевая Разговорная речь.Самопрезентация деятельность. Научный стильречи. Реферат. Текст Учебно-научнаядискуссия Языкхудожественнойлитературы. Проверочная работа №3 Резервные уроки Итого 1 1 1 1 1 1 10 3 2 3 2 9 2 2 2 2 1 35 Электронные ресурсы Основные правила грамматики (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html). Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/). «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru). «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/). русского языка «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm). Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/) «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/). Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/). «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/). Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/ Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/ Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/ Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/ Основы культуры речи и риторики http://www.mediaterra.ru/rhetoric/