Рабочая программа 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному

языку в 8 классе

соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М. Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русскому родному языку решает задачи,
обозначенные

в целевых

установках

предметной области ОДНКНР.

и

приоритетных

направлениях

В рабочую программу включены темы и

учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыбиковой
Н.В. для 8 классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета

Ученик

научитсяосознавать и определять (называть)

эмоции;сочувствовать
красоту

и

другим

выразительность

людям,сопереживать;уметь
речи,

стремиться

к

свои
чувствовать

совершенствованию

собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру,
традиции;

проявлять

равноправному

межэтническую

сотрудничеству;

толерантность,

доброжелательно

готовность
относиться

к
к

окружающим.
Ученик получит возможность для формирования интереса к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму,
к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к
изучению языка; осознания ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научитсясамостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в
достижении поставленной цели и определитьпоказатели достижения цели.
Коммуникативные результаты
Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме
с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

быть

готовым

корректировать

свою

точку

зрения;договариваться

и

приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться сопоставлять свои идеи с
идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга;
указывать причины успехов и неудач в деятельности;называть трудности, с
которыми столкнулся при решении задач и предлагать пути их преодоления
или избегания в дальнейшей деятельности;анализировать собственные
мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений.
Познавательные результаты
Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами
чтения:

изучающим,

информацию,

просмотровым,

представленную

в

ознакомительным;

разных

формах

извлекать

(сплошной

текст;

несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять
анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить
рассуждения.
Ученик получит возможность научиться формулировать проблемы;
проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её
существования);указать на риски, которые могут возникнуть при достижении
цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить цели на
основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; приводить
аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов
(знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Язык и культура
Ученик научится приводить примеры, которые доказывают, что изучение
русскогоязыка
страны;приводить

позволяет

лучше

примеры

узнать

историю

национального

и

культуру

своеобразия,

богатства,выразительности

русского

национальноесвоеобразие
метафор;выявлять

родного

языка;

общеязыковых

единицы

языка

с

и

анализировать
художественных

национально-культурным

компонентомзначения в текстах; характеризовать лексику русского языка с
точки зрения происхождения(с использованием словарей);

понимать и

комментировать основные активные процессы в
современном русском языке;характеризовать заимствованные слова по
языку-источнику (изславянских и неславянских языков), времени вхождения
(самые древние иболее поздние) (в рамках изученного, с использованием
словарей); сфере функционирования.
Ученик

получит

возможность

научиться

комментировать

роль

старославянского языка в развитии русскоголитературного языка; определять
значения

лексических

заимствований

последнихдесятилетий;

характеризовать неологизмы по сфере употребления истилистической
окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;комментировать
исторические

особенности

русского

речевогоэтикета

(обращение);

характеризовать основные особенности современного русскогоречевого
этикета; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках
изученного);регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,
учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных
слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов,
антонимов.
Культура речи
Ученик научится соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических
формах именсуществительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках
изученного);различать
нормы;употреблять

варианты
слова

современнойорфоэпической

с

орфоэпической
учётом

и

акцентологической

произносительных

нормы;употреблять

слова

вариантов
с

учётом

стилистических вариантов орфоэпическойнормы;понимать и характеризовать
активные процессы в областипроизношения и ударения современного
русского

языка;

правильно

соответствующееобозначаемому

выбирать
им

предмету

действительности;

соблюдать

синонимов‚

омонимов‚паронимов;

антонимов‚

слово,
или

нормы

максимально

явлению

реальной

употребления

употреблять

слова

в

соответствии с их лексическим значением итребованием лексической
сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи
(врамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и
плеоназма;употреблять имена существительные, имена прилагательные,
глаголыс учетом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с
целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки
в устной и письменной речи; распознавать типичные ошибки в построении
сложных предложений;редактировать предложения с целью исправления
синтаксических и
грамматических ошибок; использовать при общении в электронной среде
этикетные формы иустойчивые формулы‚ принципы этикетного общения,
лежащие в основенационального русского речевого этикета; соблюдать
нормы русского этикетного речевого поведения вситуациях делового
общения;
Ученик получит возможность научиться использовать толковые, в том числе
мультимедийные, словари дляопределения лексического значения слова и
особенностей егоупотребления; использовать орфоэпические, в том числе
мультимедийные,орфографические словари для определения нормативных
вариантовпроизношения и правописания; использовать словари синонимов,
антонимов‚ омонимов‚ паронимовдля уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов‚омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники
для уточнениянормы формообразования, словоизменения и построения

словосочетания ипредложения; для опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессередактирования текста; использовать орфографические
словари и справочники по пунктуациидля определения нормативного
написания слов и постановки знаковпрепинания в письменной речи.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Ученик научится использовать различные виды слушания (детальное,
выборочное‚ознакомительное, критическое интерактивное) монологической
речи,

учебно-научных,

художественных,

публицистических

текстов

различныхфункционально-смысловых типов речи; пользоваться различными
видами чтения (просмотровым,ознакомительным, изучающим, поисковым)
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;владеть умениями информационной
переработки прослушанного илипрочитанного текста; основными способами
и средствами получения,переработки и преобразования информации;
использовать

графики,диаграммы,

план,

схемы

для

представления

информации;уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики
приконтактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.
Ученик

получит

возможность

научиться

уместно

использовать

коммуникативные стратегии и тактики придистантном общении: сохранение
инициативы в диалоге, уклонение отинициативы, завершение диалога и др.;
анализировать структурные элементы и языковые особенности письмакак
жанра публицистического стиля речи;создавать тексты как результат
проектной

(исследовательской)деятельности;

оформлять

реферат

в

письменной форме и представлять его вустной форме; принимать участие в
учебно-научной

дискуссии;анализировать

и

создавать

тексты

публицистических жанров (письмо); владеть правилами информационной
безопасности при общении всоциальных сетях
Содержание учебного предмета

№
1

Наименование
раздела/темы
Язык и культура

2

Культура речи
Основные
орфоэпические
нормы современного
русского
литературного языка.

3

Культура речи
Основные
лексическиенормысо
временногорусскогол
итературного языка..

4

Культура
Основные

речи

Содержание
Исконно
русская
лексика:
слова
общеиндоевропейского
фонда,
словапраславянского (общеславянского) языка,
древнерусские (общевосточнославянские) слова,
собственно русские слова. Собственно русские
слова как база и основной источник развития
лексики русского литературного языка.Роль
старославянизмов
в
развитии
русского
литературного языка и ихприметы. Стилистически
нейтральные,
книжные,
устаревшие
старославянизмы.Иноязычная
лексика
в
разговорной
речи,
дисплейных
текстах,
современной
публицистике.Речевой
этикет.
Благопожелание как ключевая идея речевого
этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и
«вы»
в
русском
речевом
этикете,
в
западноевропейском, а также в речевом этикете
малых народов России. Называние другого и себя,
обращение к знакомому и незнакомому.
Специфика приветствий, традиционная тематика
бесед у русских и других народов.
Типичные орфоэпические ошибки в современной
речи: произношение гласных [э], [о] после мягких
согласных и шипящих; безударный [о] в словах
иностранного происхождения; произношение
парных по твёрдости-мягкости согласных перед
[е] в словах иностранного происхождения;
произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение
женских отчеств на -ична, -инична;произношение
твёрдого [н] перед мягкими [ф̕]и
̕
[в̕];
произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Терминология
и
точность
речи.Нормы
употреблениятерминов в научном стиле речи.
Особенности
употребления
терминов
в
публицистике,
художественной
литературе,
разговорной
речи.
Типичные
речевые
ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение
точности
словоупотребления
заимствованных слов.
Типичные грамматические ошибки. Согласование:
согласование
сказуемого
с
подлежащим,

грамматические
нормы современного
русского
литературного
языка.

5

6

7

8

имеющим в своём составе количественно-именное
сочетание;
согласование
сказуемого
с
подлежащим, выраженным существительным со
значением лица женского рода (врач пришёл –
врач пришла); согласование сказуемого с
подлежащим,
выраженным
сочетанием
числительного несколько и существительным;
согласование определения в количественноименных сочетаниях с числительными два, три,
четыре (два новых стола, две молодых женщины и
две молодые женщины).Нормы построения
словосочетаний
по
типу
согласования
(маршрутное такси, обеих сестёр – обоих
братьев).Варианты
грамматической
нормы:
согласование
сказуемого
с
подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало,
немного, немало, сколько, столько, большинство,
меньшинство.
Отражение
вариантов
грамматической
нормы
в
современных
грамматических словарях и справочниках.
Культура речи
Активные процессы в речевом этикете. Новые
Речевой этикет
варианты приветствия и прощания, возникшие в
СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имён; их оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приёмы в
коммуникации‚
помогающие
противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Язык и речь. Виды Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый,
речевой
текстовый
и
послетекстовый
этапы
деятельности.
работы.Основные методы, способы и средства
получения, переработки информации.
Текст как единица Структура
аргументации:
тезис,
аргумент.
языка и речи
Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации.
Причины
неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и
косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов
оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации.
Функциональные
Разговорная
речь.
Самохарактеристика,
разновидности языка самопрезентация, поздравление.Научный стиль
речи. Специфика оформления текста как
результата
проектной
(исследовательской)
деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.

Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты
речи для участия в учебно-научной дискуссии.
Правила
корректной
дискуссии.Язык
художественной литературы. Сочинение в жанре
письма другу (в том числе электронного),
страницы дневника и т. д.

Тематическое планирование
№

Тема раздела

1 четверть
1 Язык и культура

Тема урока
Исконно русскаялексика и её
особенности
Собственно русские слова как
база и основной источник
развития лексики русского
литературного языка.
Роль старославянизмов в
развитии русского литературногоязыка и
их признаки
Стилистически нейтральные,
книжные, устаревшие
старославянизмы.
Иноязычные словав разговорнойречи,
дисплейных
текстах,современнойпублицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его
основные особенности.
Благопожеланиекак
ключевая
идея
речевогоэтикета.
«Ты» и «вы» в русском речевом
этикете и в западноевропейском,
речевом этикете, а также в речевом этикете
малых народов России.
Называние другого и себя,обращение к
знакомому и
незнакомому

Кол-во
часов
9
1
1

1
1
1
2

1

1

2 четверть

7
Специфика приветствий,

1

2

Культура речи

традиционная тематика бесед у
русских и других народов.
Проверочная работа
№1
Типичныеорфоэпические и
акцентологическиеошибки в
современной речи
Нормыупотреблениятерминов
Трудные случаисогласования в
русском языке
Особенностисовременного
речевого этикета
Проверочная работа
№2

3 четверть
3 Речь.
Речевая Информация:способы
и
средстваеё
деятельность.
получения и
Текст
переработки
Слушание как видречевой
деятельности
Аргументация.Правила
эффективнойаргументации
Доказательство иего структура.
Видыдоказательств
4 четверть
3. Речь.
Речевая Разговорная речь.Самопрезентация
деятельность.
Научный стильречи. Реферат.
Текст
Учебно-научнаядискуссия
Языкхудожественнойлитературы.
Проверочная работа
№3
Резервные уроки
Итого

1
1
1
1
1
1
10
3
2
3
2
9
2
2
2
2
1
35

Электронные ресурсы
Основные

правила

грамматики

(http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
«Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

русского

языка

«Словарь

устаревших

и

диалектных

слов»

(http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
«Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
«Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/
Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/
Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/
Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm
Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/
Основы культуры речи и риторики http://www.mediaterra.ru/rhetoric/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».