Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе
соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту среднего
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М. Александровой;
- основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа разработана учителем русского языка Бимбаевой Н.Г. для
10 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку
и реализацию модуля "Школьный урок"
программы воспитания среднего общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик
научится
осознавать и определять (называть)
свои
эмоции;
сочувствовать другим людям, сопереживать; уметь чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять
межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
доброжелательно относиться к окружающим.
Ученик
получит возможность для формирования интереса к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму,
к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к
изучению языка; осознания ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Ученик
получит возможность научиться самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в
достижении поставленной цели и определить показатели достижения цели.
Коммуникативные результаты
Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме с
учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться сопоставлять свои идеи с идеями
других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга; указывать
причины успехов и неудач в деятельности; называть трудности, с которыми
столкнулся при решении задач и предлагать
пути их преодоления или
избегания в дальнейшей деятельности; анализировать собственные мотивы и
внешнюю ситуацию при принятии решений.
Познавательные результаты
Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию,
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация,
таблица,
схема);
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Ученик получит возможность научиться
формулировать
проблемы;
проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её
существования); указать
на риски, которые
могут
возникнуть
при
достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить
цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;
приводить аргументы для использования полученных при решении задачи
ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Язык и культура
Ученик научится понимать и комментировать причины языковых изменений,
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с
историей общества; приводить примеры, которые доказывают, что изучение
русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры,
правильно употреблять их в речи; регулярно
использовать
словари,
в
том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного
вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые
словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц
и
поговорок,
крылатых
слов
и
выражений;
учебные
этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
Ученик получит возможность научиться выявлять единицы языка с
национально-культурным компонентом значения в текстах; приводить
примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных
метафор;
понимать
фразеологических
оборотов
с
и
истолковывать
национально-культурным
значения
компонентом;
анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических
оборотов; уместно употреблять их.
Культура речи
Ученик научится понимать и характеризовать активные процессы в области
произношения и ударения; соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
различать
варианты
орфоэпической
и
акцентологической
нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических
вариантов орфоэпической нормы; употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные
случаи в рамках изученного);
опознавать
частотные
примеры
тавтологии и плеоназма; соблюдать синтаксические нормы современного
русского литературного языка: управление предлогов; построение простых
предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с
косвенной речью; анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и
исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; распознавать
типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать
предложения с целью исправления грамматических ошибок;
Ученик получит возможность научиться анализировать и оценивать с точки
зрения норм современного русского литературного языка чужую и
собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным
нормам современного литературного языка;
использовать при общении в
электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого
этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в
ситуациях делового общения; понимать активные процессы в современном
русском речевом этикете; использовать
толковые,
в
том
числе
мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и
особенностей его употребления; использовать орфоэпические, в том числе
мультимедийные,
произношения
и
словари
для
определения
правописания;
нормативных
использовать
словари
вариантов
синонимов,
антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники
для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Ученик научится пользоваться различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.); владеть
умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации; анализировать
структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового
письма; создавать деловые письма;Ученик получит возможность научиться
уместно
использовать
коммуникативные
стратегии
и
тактики
при
дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.; анализировать структурные элементы
и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
принимать участие в учебно-научной дискуссии; анализировать и создавать
тексты
публицистических
жанров
(письмо);владеть
правилами
информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
№ Наименование
п/п раздела/темы
1
Язык и культура
2
Культура речи.
Основные
орфоэпические
нормы
современного
Содержание
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры ключевых
слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые
слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов
в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
3
4
6
7
8
русского
литературного
языка.
Культура речи.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости. Речевая
избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью. Современные
толковые
словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Культура речи.
Типичные грамматические ошибки. Управление:
Основные
управление предлогов благодаря, согласно,
грамматические
вопреки; предлога по с количественными
нормы
числительными в словосочетаниях с
современного
распределительным значением (по пять груш – по
русского
пяти груш). Правильное построение
литературного
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге
языка.
– рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
словами). Правильное употребление предлогов
о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из
Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних
и тех же падежных форм, в частности форм
родительного и творительного падежей. Нормы
употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных
предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)
‚ повторение частицы бы в предложениях с
союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Язык и речь.
Русский язык в Интернете. Правила
Виды речевой
информационной безопасностипри общении в
деятельности.
социальных сетях. Контактное и дистантное
общение.
Текст как единица Виды преобразования текстов: аннотация,
языка и речи
конспект. Использование графиков, диаграмм,
для представления информации.
Функциональные Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-
разновидности
языка
деловой стиль. Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности. Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента
на защите проекта. Публицистический стиль.
Проблемный очерк. Язык художественной
литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Тематическое планирование
№
Тема раздела
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
1 полугодие
1
Язык и культура
16
Отражение в русском языке культуры 1
и истории русского народа
Ключевые слова русской культуры
1
Ключевые слова, обозначающие мир 1
русской природы
Крылатые
слова
и
выражения
в 1
русском языке
Развитие
русского
языка
как 1
закономерный процесс
Основные
тенденции
развития 1
современного русского языка
Новые иноязычные заимствования в 1
современном русском языке
Словообразовательные неологизмы в 1
современном русском языке
Переосмысление
значений
слов
в 1
современном русском языке
Стилистическая переоценка слов в 1
современном русском языке
Проверочная работа №1
2
Культура речи
Активные
1
процессы
в
области 1
произношения и ударения
Основные лексические нормы русского 1
языка
Лексическая
сочетаемость
слова. 1
Свободная и несвободная сочетаемость
Речевая
избыточность
и
точность. 1
Тавтология и плеоназм
Основные
грамматические
нормы 1
русского языка
2 полугодие
19
Употребление
падежной
формы 1
существительного с предлогом
Нормы употребления причастных и 1
деепричастных оборотов
Типичные
ошибки
в
построении 1
сложных предложений
3
Речевой этикет
Этикетное
речевое
поведение
в 1
ситуации делового общения
4
Речь. Текст
Правила сетевого этикета
1
Проверочная работа №2
1
Русский язык в Интернете. Правила 1
информационной
безопасности
при
общении в социальных сетях
Этикет Интернет-переписки
1
Виды
преобразования
текстов: 1
аннотация, конспект
5
Функциональные
Разговорная речь. Анекдот, шутка
1
разновидности языка
Официально-деловой стиль. Деловое 1
письмо
Научно-учебный
подстиль.
Доклад, 1
сообщение
Публицистический стиль. Проблемный 1
очерк
Язык
художественной
Диалогичность
в
литературы. 1
художественном
произведении
Афоризмы. Прецедентные тексты
1
Проверочная работа №3
1
7
Резервные уроки
3
8
Итого
35
Электронные ресурсы
Основные
правила
грамматики
русского
языка
(http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
«Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
«Словарь
устаревших
и
диалектных
(http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
«Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
«Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
слов»
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/
Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/
Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/
Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm
Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/
Основы культуры речи и риторики http://www.mediaterra.ru/rhetoric/