Родная литература 6 класс МИКЭБИ

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 6 классе
составлена

для

детей,

обучающихся

по

технологии

МиКЭБИ,

и

соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по родной литературе решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыреновой Т.А.для 6 класса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родной (русской) литературе

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования

Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик получит понимание гражданской идентичности (уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в
качестве гражданина России, субъективной значимости использования
русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной
сопричастности

судьбе

российского

народа);

осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ

культурного

наследия

народов России и человечества

(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
Ученик получит возможность сформировать целостное

мировоззрение,

соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.; эстетическое сознание через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического
произведения,

характера

(способности

отражающие

разные

понимать

художественные

этнокультурные

традиции;

сформированности основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты

Ученик научится анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель
деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих

возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Ученик получит возможность научиться наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся

в

процессе

взаимопроверки;

соотносить

реальные

и

планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и
делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности),
утомления),

эффекта

эффекта

восстановления

активизации

(ослабления

(повышения

проявлений

психофизиологической

реактивности).
Коммуникативные результаты
Ученик научится предвидеть(прогнозировать) последствия коллективных
решений; взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при
решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации; понимать
позицию другого, различать

в

его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории; обсуждать различные
точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и

разнообразные языковые средства; целенаправленно искать и использовать
информационные

ресурсы,

необходимые

для

решения

учебных

и

практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный
аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.
Ученик получит возможность научиться использовать информацию с учетом
этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного
типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Познавательные результаты
Ученик научится вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на
него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя

или

обобщая;

объяснять

с

заданной

точки

зрения);

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область; строить схему, алгоритм действия, исправлять
или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося
знания

об

объекте,

к

которому

применяется

алгоритм;

строить

доказательство.
Ученик получит возможность ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать
главную идею текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые
компоненты; сопоставляет разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме; делать выводы и заключения о намерениях
автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с

личным жизненным опытом; осуществлять сравнение, классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам русского и сибирских
народов, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях
речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию
средствами

других

художественный

искусств

(иллюстрация,

фильм);выделять

фольклорных

текстов

как

нравственном

идеале

своего

нравственную

основу
и

мультипликация,

для

развития

русского

проблематику
представлений

народов,

о

формирования

представлений о русском национальном характере; учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения; целенаправленно
использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;

определять

с

помощью

пословицы

жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать произведения
устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
Ученик

получит

возможность

научиться

сравнивать

произведения,

принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала русского народа; рассказывать о самостоятельно прочитанном
произведении, обосновывая свой выбор.
Содержание учебного предмета
Русский фольклор
Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Исторические песни,
лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Устное народное
творчество Байкальского региона. Связь фольклорных произведений с
другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе.
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы. Житие Феодосия Печерского. Житие Серафима
Саровского.
Литература XVIII века
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного
процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.
Фонвизин.
Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир".
Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских
идеалов.
Литература XIX века
Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение
выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и
человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном
сиянии...", это утро, радость эта...".
Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз".
И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости,
превратностей судьбы.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в
произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и
друг", "Русский язык". "Записки охотника». Целостная картина России,
освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле.
"Гамлет Щигровского уезда", Льгов".
А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия",
"Лошадиная фамилия". Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее".

Литература XX века
Традиции литературы XX века.
Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве
С.А.Есенина.
Литература 20 века. Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в
поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".
И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в
произведениях Бунина. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль
синеет...", "Октябрьский рассвет". Красота человеческой души в рассказе
"Сверчок".
Н.А.Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта."В
старом парке", "Купавы", "Подорожники".
Творчество бурятских поэтов. Д. Улзытуев, Б. Дугаров. Стихотворения о
родной земле.
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение
взрослых и детей, тимуровское движение. "Горячий камень". Нравственные
уроки ценности жизни в произведении.
К.Д. Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".
Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика,
сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и
милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты".
Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности,
о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и
состраданию ко всему живому. Жестокая правда войны, трудная цена
Победы в произведении "Красное вино Победы". Образ защитников родной
земли в повести "Усвятские шлемоносцы". Исторические и патриотические
мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".
Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Обзор книги
"Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об
отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках
«Отечество", "Средняя полоса".
В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на
реальных событиях.
Ю.П.Герман. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек",
"Дело, которому ты служишь".
Тематическое планирование
1 четверть
1
Русский
Былина "Илья Муромец и Соловейфольклор (2 ч) Разбойник"
Малые жанры фольклора. Песни, сказки,
частушки. Устное народное творчество
Байкальского региона
2
Из
Житийный
жанр
в
древнерусской
древнерусской литературе.
литературы.
Житие Феодосия Печерского. Житие
(2 ч)
Серафима Саровского. «О попечении о
душе. О хранении сердца»
3

4

9
1
1
1
1

Из литературы Гражданский
пафос
как
основная 1
18 века. (1ч)
отличительная
черта
литературного
процесса
эпохи
классицизма.
М.В.
Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин
Из литературы А.А.Фет. Умение выразить в слове
1
19 века. (5ч)
тончайшие и прекрасные движения в жизни
природы и человеческой души. "Устало все
кругом: устал и цвет небес...", "В лунном
сиянии...", Это утро, радость эта..."
Басни как жанр. И.А.Крылов.
Аллегорический смысл и мораль басни
"Обоз".

1

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
Непреходящие ценности жизни в
произведениях Тургенева. Стихотворения в
прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг",
"Русский язык"

1

И.С.Тургенев. "Записки
охотника".Целостная картина России,
освещенная любовным, поэтическим

1

отношением автора к родной земле.
"Гамлет Щигровского уезда", Льгов"
2 четверть

7
А.П.Чехов. Юмористические рассказы.
"Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная
фамилия"

5

1

Из литературы Творчество С.А. Есенина. Тема любви к 1
20 века. (25ч) Родине - центральная в творчестве
С.А.Есенина
Предметно-поэтический мир в
1
стихотворении С.А.Есенина "В хате"
И.А.Бунин. Неповторимые художественные 1
образы родной природы в произведениях
Бунина."И цветы, и шмели, и трава...",
"Гаснет вечер, даль синеет...",
"Октябрьский рассвет".
Н.А. Рубцов. Неразрывная связь природы и
человека в творчестве поэта."В старом
парке", "Купавы", "Подорожники".

1

Творчество бурятских поэтов. Д. Улзытуев,
Б. Дугаров. Стихотворения о родной земле

1

Проверочная работа

1

3 четверть
Из литературы А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества.
20 века
Бескорыстное и доброе отношение друг к
другу - центральная идея повести "Тимур и
его команда".

10
1

Повесть "Тимур и его команда". История
создания повести, герои произведения,
роль тимуровского движения в судьбе
страны.

1

А.П.Гайдар. "Горячий камень".
Нравственные уроки ценности жизни в
произведении.

1

К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества.
Красота человеческих взаимоотношений в
рассказе "Настя", "Синель".

1

К.Д.Воробьев. Рассказ "У кого поселяются 1

аисты".Уроки доброты и милосердия
Е.И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен"о 2
природе творчества. "Покормите птиц"призыв писателя к милосердию
Образ защитников родной земли в повести 2
"Усвятские шлемоносцы". Исторические и
патриотические
мотивы
в
рассказе Е.И.Носова
"НЛО
нашего
детства".
Проверочная работа
1
4 четверть
Из литературы Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги
20 века
"Земля родная". Обзор книги "Письма о
добром и прекрасном". Размышления
автора о патриотизме, об отечественной
истории, о главных нравственных законах
жизни.
В.М. Песков. Образ России в очерке
"Помнить о Родине", в очерках
«Отечество", "Средняя полоса".
В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни""деловая правда", основанная на реальных
событиях.
Итоговая контрольная работа
6
Итого

9
2

2
2
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».