Родная литература 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 8 классе
соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по родной литературе решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыбиковой Н.В. для 8 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родной (русской) литературе

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования

Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик получит понимание гражданской идентичности (уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в
качестве гражданина России, субъективной значимости использования
русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной
сопричастности

судьбе

российского

народа);

осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ

культурного

наследия

народов России и человечества

(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
Ученик получит возможность сформировать целостное

мировоззрение,

соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира; эстетическое сознание через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического
произведения,

характера

(способности

отражающие

разные

понимать

художественные

этнокультурные

традиции;

сформированности основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты

Ученик научится анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель
деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих

возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Ученик получит возможность научиться наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся

в

процессе

взаимопроверки;

соотносить

реальные

и

планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и
делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности),
утомления),

эффекта

эффекта

восстановления

активизации

(ослабления

(повышения

проявлений

психофизиологической

реактивности).
Коммуникативные результаты
Ученик научится предвидеть(прогнозировать) последствия коллективных
решений; взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при
решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации; понимать
позицию другого, различать

в

его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории; обсуждать различные
точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и

разнообразные языковые средства; целенаправленно искать и использовать
информационные

ресурсы,

необходимые

для

решения

учебных

и

практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный
аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.
Ученик получит возможность научиться использовать информацию с учетом
этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного
типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Познавательные результаты
Ученик научится вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на
него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя

или

обобщая;

объяснять

с

заданной

точки

зрения);

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область; строить схему, алгоритм действия, исправлять
или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося
знания

об

объекте,

к

которому

применяется

алгоритм;

строить

доказательство.
Ученик получит возможность ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать
главную идею текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые
компоненты; сопоставляет разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме; делать выводы и заключения о намерениях
автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с

личным жизненным опытом; осуществлять сравнение, классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам русского и сибирских
народов, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях
речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию
средствами

других

художественный

искусств

фильм);

(иллюстрация,

выделять

фольклорных

текстов

как

основу

нравственном

идеале

своего

и

мультипликация,

нравственную

для

развития

русского

проблематику

представлений

народов,

о

формирования

представлений о русском национальном характере; учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения; целенаправленно
использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;

определять

с

помощью

пословицы

жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать произведения
устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
Ученик

получит

возможность

научиться

сравнивать

произведения,

принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала русского народа; рассказывать о самостоятельно прочитанном
произведении, обосновывая свой выбор.
Содержание учебного предмета
Введение. Родная литература как способ познания жизни.
Устное народное творчество. Фольклорные традиции в русской литературе.
Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен

(«Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и
другие) в произведениях А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан».
Из древнерусской литературы. Рассказы русских летописей XII – XIV
веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской
литературе. «Гнездо орла».
Из литературы XVIII века. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из
«Истории государства Российского».
Из литературы XIX века. Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке".
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя
рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись.
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном
содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них
реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
А.

Толстой.

Слово о поэте.

«Князь Михайло Репнин».

Исторический

рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская

Л.А.

Гимназистки.

Рассказ

«Тайна».

Тема

равнодушия

и

непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Сочинение «Глубина
человеческих чувств и способы их выражения в литературе».
Из литературы XX века. Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в
произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во
имя победы.
Васильев Б.П. «Завтра была война». Образы подростков в произведениях о
Великой Отечественной войне.

Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения
характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество
подростков в современном мире. Сочинение по творчеству данных писателей
(по выбору учителя). Практикум выразительного чтения.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о
ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в
лирике.
Творчество

писателей

и

поэтов

Республики

Бурятия

(по

выбору

обучающихся и учителя)
Тематическое планирование
№
Тема раздела
п/п
1 четверть
1
Введение.
2

Устное народное
творчество.

3

Из древнерусской
литературы.
Из
литературы
XVIII века.

4
5

Из
литературы
XIX века.

Тема урока

Кол-во
часов
9
Родная литература как способ познания 1
жизни.
Фольклорные традиции в русской 2
литературе.
Роль народных песенв произведениях 1
А.С. Пушкина.
Рассказы русских летописей XII – XIV 1
веков (по выбору учителя).
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, 1
рассказы из «Истории государства
Российского».
Благородство чувств героя рассказаА.А. 1
Бестужева-Марлинского
"Вечер
на
бивуаке".
Отражение мира чувств человека в 2
стихотворении
«Водопад»
Е.А.

Баратынского
2 четверть

7
Человек и судьба в повести А.С. Пушкина
«Пиковая дама».
Образ Петербурга в повести.
Аллегорический
смысл
лирикофилософской новеллы В.М. Гаршина «То,
чего не было».
Исторический рассказ А.Н. Толстого
«Князь Михайло Репнин»
Поэтические традиции XIX века в
творчестве А.Н. Апухтина.
Тема равнодушия и непонимания в
рассказах Л.А. Чарской

2
1
1
1
1
1

3 четверть
Сочинение «Глубина человеческих чувств
и способы их выражения в литературе».
6
Из
литературы Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы
XX века.
детей в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Образы подростков в повести Б.П.
Васильева «Завтра была война».
Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно
маленькой…» Р.Рождественского.
Жизненная позиция героя рассказа Е.А.
Пермяка «Ужасный почерк».
Нравственные
идеалы
в
рассказе
Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася».
Поступок героя как отражение характера
в рассказе В.Ф. Козлова «Сократ - мой
друг».
Тема одиночества в рассказе Л.Романовой
«Мы приговариваем тебя к смерти».
4 четверть
Сочинение
по
творчеству
данных
писателей (по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения.
Мотив
одиночества
в
лирике
поэтовXXвека.
Творчество
писателей
и
поэтов
Республики Бурятия
7
Резервные уроки
8
Итого

10
2
1
1
1
1
1
1
1
9
2
1
2
3
2
35

Электронные ресурсы
Лирическая песня как вид народной
поэзии

https://uchebnik.mos.ru/catalogue?
date=2020-03-05&types

Отражение жизни народа в народных
песнях
Возникновение древнерусской литерату
ры
Б. Ш. Окуджава. Личность и творчество

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/
material_view/atomic_objects/707298

Изображение человека как важнейшая
идейно-нравственная проблема
литературы
А. К. Толстой. Исторические баллады
«Василий Шибанов», «Князь Михайло
Репнин»
Проза Великой Отечественной войны

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2683/

Песни на слова русских поэтов XX века.
А. Н. Вертинский «Доченьки», И. А.
Гофф «Русское поле», С. А. Есенин
«Отговорила роща золотая...»;
Н. Заболоцкий «В этой роще
березовой…»; Б. Окуджава «По
смоленской дороге…»

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/
material_view/atomic_objects/1798447
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/
material_view/atomic_objects/2307094

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2306/

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/
material_view/atomic_objects/688660
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».