Родная литература 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по Родной (русской) литературе в 9 классе
соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по родной литературе решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Цыбиковой Н.В. для 9 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родной (русской) литературе

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования

Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик получит понимание гражданской идентичности (уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в
качестве гражданина России, субъективной значимости использования
русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной
сопричастности

судьбе

российского

народа);

осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ

культурного

наследия

народов России и человечества

(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризацию гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества).
Ученик получит возможность сформировать целостное

мировоззрение,

соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.; эстетическое сознание через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического
произведения,

характера

(способности

отражающие

разные

понимать

художественные

этнокультурные

традиции;

сформированности основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и

средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; сформировать основы экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;ставить цель
деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих

возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Ученик получит возможность научиться

наблюдать и анализировать

собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся

в

процессе

взаимопроверки;соотносить

реальные

и

планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и
делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий

привели

к

получению

имеющегося

продукта

учебной

деятельности;демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной
проявлений

напряженности),
утомления),

эффекта

эффекта

психофизиологической реактивности).

восстановления

(ослабления

активизации

(повышения

Коммуникативные результаты
Ученик научится предвидеть(прогнозировать) последствия коллективных
решений; взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при
решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации; понимать
позицию другого, различать

в

его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории; обсуждать различные
точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и
разнообразные языковые средства;целенаправленно искать и использовать
информационные

ресурсы,

необходимые

для

решения

учебных

и

практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный
аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.
Ученик получит возможность научиться использовать информацию с учетом
этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного
типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Познавательные результаты
Ученик научится вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на
него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя

или

обобщая;

объяснять

с

заданной

точки

зрения);

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;строить схему, алгоритм действия, исправлять
или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося

знания

об

объекте,

к

которому

применяется

алгоритм;

строить

доказательство.
Ученик получит возможность ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать
главную идею текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые
компоненты; сопоставляет разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме; делать выводы и заключения о намерениях
автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с
личным жизненным опытом; осуществлять сравнение, классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик

научитсяосознанно воспринимать художественное произведение

русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;

воспринимать

художественный текст как

произведение искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку;определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных
поколений и вступать в диалог с другими читателями;

анализировать и

истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своё отношение к прочитанному;создавать собственный текст
аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других

искусствах; работать с разными источниками информации и владеть
основными способами её обработки и презентации.
Ученик

получит

возможность

научиться

выбирать

путь

анализа

произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
их художественную и смысловую функцию;сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать
интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;создавать

собственную

интерпретацию

изученного

текста

средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой
литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести
самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Введение. Прогноз развития литературных традиций.
Из русской литературы XVIII века.
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы
русского романтического направления XVIII века. Тема трагической любви.
Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века.
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н.
Стихотворение

«День

ли

царит,

тишина

ли

ночная…».

Анализ

стихотворения.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной
жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где
любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика.
Язык.

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в
рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.
Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века.
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.

А. М. Горький

«Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн. «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две
героини, две судьбы.
В.В.

Вересаев.

«Загадка».

Образ

города

как

антитеза

природному

миру.Красота искусства.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Великой Отечественной войне.
Из современной русской литературы.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о
человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа
автора.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две
героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая. «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора.
Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции
русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства
выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетнокомпозиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное.
Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение.

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая
судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма
героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой
жизни в изображении писателя.
Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении
«На земле безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Республики Бурятия. Любовь к малой родине
(по выбору обучающихся и учителя).

Тематическое планирование
1 четверть
9
1 Введение.
Прогноз развития литературных традиций.
2 Из
литературы Н. М. Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий
XVIII века.
образец
лирической
прозы
русского
романтического направления XVIII века.
3 Из
литературы Поэтические традиции XIX века в творчестве
XIX века.
А.Н. Апухтина.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная
энциклопедия народной жизни.
Анализ рассказов (по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь».
Иронический парадокс в рождественском
рассказе.
2 четверть
7
Письменная работа (ответ на проблемный
вопрос).
4 Из
литературы А. М. Горький «Макар Чудра». Герои
XX века.
неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.
«Габринус».
Образ города как антитеза природному миру в
рассказе В.В. Вересаева «Загадка».

1
1
2
2
1
2

2
2
2
1

3 четверть
5

6

4

7
8

10
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Поэтика 1
психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. 1
Образы подростков в повести В. Быкова 1
«Обелиск».
Письменная работа (ответ на проблемный 2
вопрос).
Из современной Солженицын
А.И.
Цикл
«Крохотки»
- 2
русской
многолетние раздумья автора о человеке,
литературы.
природе, о проблемах современного общества и о
судьбе России.
Анализ одного из рассказов цикла.
1
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема 1
любви и целомудрия.
Т.Н. Толстая «Соня». Тема нравственного 1
выбора.
четверть
8
Традиции русской классической прозы в 1
сборнике миниатюр В.Н. Крупина «Босиком по
небу»
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая 1
судьба человека в годы Великой Отечественной
войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное 1
взросление героя рассказа.
Р.И.Рождественский. Величие духа «маленького 1
человека»
в
стихотворении
«На
земле
безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Республики 1
Бурятия. Любовь к малой родине (по выбору
обучающихся и учителя).
Сочинение
«Диалог
поколений»
по 2
произведениям писателей, творчеству
которых посвящен раздел (по выбору учителя)
Резервные уроки
1
Итого
34
Электронные ресурсы
1. Литература XVIII века.

https://yandex.ru/video/preview/?
filmId=10110504440888973791&reqid=15918645
61484373-1641703462069521862500121-vla11266&suggest_reqid=51739659115383500474576
8277130076&text=литература+18+века+урок+ю

2. А.П. Чехов. «В

рождественскую ночь».

3. Возникновение древнерусской

литературы А. М. Горький
«Макар Чудра».
4. А.И. Куприн. «Габринус».
5. Солженицын А.И. Цикл

«Крохотки».

туб
https://yandex.ru/video/preview/?
filmId=13541924427507403539&text=чехов+в+р
ождественскую+ночь+урок+ютуб&path=wizard
&parent-reqid=159186433116959586098442127072516500458-production-app-hostvla-web-yp-348&redircnt=1591864345.1
https://yandex.ru/video/preview/?
filmId=3332407400006139500&text=макар+чудр
а+++урок+ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?
filmId=4872998434056174302&text=куприн+гам
бринус+++урок+ютуб
https://yandex.ru/video/preview/?
filmId=14644604186825073844&text=солженицы
н+крохотки+++урок+ютуб


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».