Рабочая программа 10 класс (Базовый)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 10 классе базового уровня
соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.И. Сахарова, С.А. Зинина;
- основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
-положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 105 часов. Разработана учителем русского
языка Бимбаевой Н.Г. для 10 классов.
Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания
среднего общего образования
Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• доброжелательно относиться к другому человеку, уважать другую
личность;

•

решать

моральные

и

нравственные

проблемы,

руководствуясь

нравственными идеалами, высокими идеалами русской классической
литературы;
• осознавать свой гражданский долг перед Отечеством, приводить примеры
героических поступков предшественников и современников, воспетые в
отечественных литературных произведениях;
• постоянно

читая,

саморазвиваться,

совершенствовать

личные

патриотические качества
•

понимать

художественные

произведения,

отражающие

разные

этнокультурные традиции.
Ученик получит возможность научиться:
• самовыражаться в художественном и нравственном пространстве культуры,
самосовершенствоваться и постоянно развиваться как гармоничная личность;
• беречь литературные памятники культуры России, бережно к ним
относиться, видеть в них часть общей традиции и культуры Отечества;
• беречь памятники мировой литературы и культуры; понимать личную
ответственность за их сохранение.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится:
• целеполаганию,

включая

постановку

новых

целей,

преобразование

практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять

констатирующий

и

предвосхищающий

контроль

по

результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
• Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной
на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
• адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками,

определять

цели

и

функции

участников,

способы

взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь
убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других
людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать

партнѐру

необходимую

информацию

как

ориентир

для

построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания
к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и

эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
• в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять
еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные результаты
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшимобъѐмом к
понятию с большим объѐмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
• структурировать

тексты,

включая

умение

выделять

главное

и

второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений,
понимать

и

употреблять

обороты

речи,

построенные

на

скрытом

уподоблении, образном сближении слов.
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения, эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• анализировать литературное произведение любого жанра;
• составлять и оформлять списки источников;
• конспектировать литературно-критическую статью;
• понимать связь литературного произведения с эпохой его написания;
• сравнивать произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа;
• знать изученные тексты русской классической и зарубежной литературы,
наизусть знать изученные поэтические тексты русской литературы;

• цельно и осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы
• и содержания полно и адекватно понимать авторский текст, чётко
формулировать авторскую позицию;
• понимать ключевые проблемы изученных произведений, начиная с
фольклора и заканчивая произведениями современной литературы;
• приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставить их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
• владеть изученной терминологией, грамотно применять её при анализе
художественного произведения;
• понимать образную природу литературы как словесного искусства;
• понимать значение русского слова в его эстетической функции, понимать
роль

изобразительно-выразительных

языковых

средств

в

создании

художественных образов литературных произведений;
• выполнять групповые исследовательские задания на литературную тему;
• участвовать в дискуссии и дебатах на литературную тему;
• создавать сочинения, посвященные целостному анализу небольшого по
объёму эпического или лирического произведения.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать произведения для самостоятельного чтения и беседовать,
всесторонне анализируя их содержание;
• выбирать путь анализа литературного произведения, подходящий к
жанрово-родовой природе текста;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно;
• высказывать собственное отношения к произведениям русской литературы;
• давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
• создавать сочинения любого жанра;

• самостоятельно

формулировать

вопросы

и

задания

для

анализа

литературных произведений;
• вести самостоятельную исследовательскую или проектную деятельность;
планировать и осуществлять её этапы, создавать и представлять её
результаты.
Содержание программы
Введение (1 ч.)
Русская литература конца XVIII – XIX века – основа российской культурной
традиции,

формирующая

представление

о

национальных

идеалах

и

общечеловеческих принципах.
Русская литература конца XVIII – начала XIX века (4 ч.)
Связь между философскими идеями, историческим процессом, социальноэкономическими,

научными

достижениями

и

развитием

литературы.

Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе на рубеже
веков.
Общая

характеристика

творчества

Г.Р.Державина.

Философская

и

анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снегирь», «На
смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Оды «Вельможа» и
«Фелица».
Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу. Роль
В.А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое
двоемирие (элегия «Сельское кладбище», «Певец во стане русских воинов
трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады («Светлана» повторение, «Людмила», «Лесной царь», «Эолова арфа»). Роль Жуковского в
создании литературного общества «Арзамас».
Теория литературы: литературное направление, ода, сатира,

жанр

поэтического послания, романтическая элегия.
А.С. Пушкин (8 ч)
Личность

писателя,

основные

периоды

творчества,

статус

общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий

развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкинаромантика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы.
Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом.
Любовная лирика «михайловского периода» и новый образ лирического
героя, тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой
биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике
Пушкина.
Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня»
(повторение),

«Погасло

дневное

светило…»,

«Свободы

сеятель

пустынный…», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой
убор…»), «Пророк» (последние три – повторение), «Разговор книгопродавца
с поэтом», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Я вас любил…»
(повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье…»), «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил…», «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…».
Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Роман в стихах
«Евгений Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии».
«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»: вечный конфликт в конкретных
исторических

обстоятельствах.

Столкновение

общечеловеческих

нравственных начал с нормами сословной этики.
«Моцарт

и

Сальери»:

вечный

конфликт

в

условиях

исторических

обстоятельств. Столкновение противоположных, несовместимых принципов
отношения к искусству.
«Каменный

гость»:

вечный

конфликт

в

условных

обстоятельствах.

Использование бродячего сюжета мировой литературы о герое-любовнике:
конфликт человека с собственной судьбой.
«Пир во время чумы»: вечный конфликт человека с его собственной душой.
Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная
повесть.
М.Ю. Лермонтов (6 ч.)

Исторический и литературный фон 1830-1840-х годов.
Драматичная
Лермонтов

судьба
как

лермонтовского

наследник

и

как

поколения.

Личность

писателя.

творческий

оппонент

Пушкина,

продолжатель русской романтической традиции, «последний романтик».
Романтический конфликт и трагизм романтического сознания в творчестве
Лермонтова. Полярность образов и категорий как принцип лермонтовской
поэтики. Отказ от напряженного сюжета ради усиления психологического
эффекта.
Анализ рассказчика и самоанализ героя в романе «Герой нашего времени»
(повторение). Особенности композиции, которые подчинены основной
задаче – раскрыть «историю души человеческой». Нравственно-философские
проблемы романа. Образ главного героя – портрет целого поколения. Роль
рассказика и характер повествования.
Стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Есть речи – значение…», «На
севере диком стоит одиноко…», «Они любили друг друга так долго…»,
«Тучи», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»), «Ангел» («По небу полуночи
ангел летел…»), «Валерик», «Нет, я не Байрон – я другой…», «Как часто,
пестрою толпою окружен…», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…». Драма «Маскарад».
Поэма «Демон». Религиозно-философские мотивы, система художественных
противоречий, автор и герой. Образ героини, тема страдания, греха и
спасения. Связь с образом Демона в поэзии А.С. Пушкина. Стихотворение
Лермонтова «Мой демон» и замысел поэмы.
Теория литературы: понятие «поэзии мысли», психологизм, психологическая
проза, религиозно-философские мотивы.
Н.В. Гоголь (7ч.)
Гоголевский период в русской литературе. Противоречивая личность
великого писателя. Религиозный идеал и социальная поэтика. Основные
этапы творческого пути. Пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и
незримые, неведомые ему слезы». Влияние украинской народной культуры

на картину мира, созданную в произведениях Гоголя. Внутренняя логика
творческого пути писателя, основные этапы, связь с литературным
процессом. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ
Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла
«Миргород»: величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная
современность («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»). Романтизм и натурализм в художественном мире Гоголя.
Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек» как религиознофилософская и социально-нравственная категория. Комедия «Ревизор»:
философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение).
«Мертвые души». Сатирическое, эпическое и лирическое в поэме. Авторская
концепция омертвения души. Образ накопителя Чичикова. Лирические
отступления, их идейно-художественный смысл. Образ автора, его роль в
поэме. Речевая характеристика героев. Роль детали в поэтике Гоголя.
Своеобразие гоголевского комизма. Особенности гоголевского лиризма.
Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души». Сочинение по поэме
Гоголя «Мёртвые души». «Петербургские повести»: «Нос», «Записки
сумасшедшего», «Шинель» (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы: понятие о гротеске.
Русская литература Русская литература 2-ой половины XIXвека (1 ч.)
Русская литература второй половины XIXвека – равноправная участница
мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными
движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность
тех и других для формирования русской культуры. Роль В.Г. Белинского и
Н.А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы
(«Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу
(В.Г. Белинский «Письмо к Н.В. Гоголю. Писатели-шестидесятники (общий
обзор),

их

попытка

соединить

эстетические

задачи

с

пропагандой

революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве.

«Новые люди» в русской прозе 1850-1860-х годов. Роль жанра романа в
развитии русской прозы.
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (1 часа)
Эстетические

взгляды

Чернышевского

и

их

отражение

в

романе.

Особенности жанра и композиции. Образы «новых людей». Теория
«разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Четвёртый
сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.
Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.
А.Н. Островский (6 ч.)
Личность

драматурга.

Роль

А.Н.Островского

в

создании

русского

национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции
«Москвитянина» к «Современнику». Комедии «Свои люди — сочтемся!»,
«На

всякого

мудреца

довольно

простоты».

Особенности

поэтики

Островского. «Социальная» драматургия Островского. Народная драма
«Гроза». Драматургические жанры Островского: народная комедия, народная
драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Роль Островского в
развитии русской комедийной традиции, влияние Грибоедова. Речевые
характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские
образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния.
Островский и европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен. «Пер
Гюнт» — в отрывках, А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» обзор, Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» - обзор).
«Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского.
Судьба русского дворянства в изображении Островского и в изображении
Тургенева

(«Дворянское

гнездо»).

Система

персонажей.

Образы

Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.
«Гроза». «Бесприданница». (По выбору учителя и учащихся.)
Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная патриархальность против
патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы.

Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской
действительности в пьесах драматурга.
Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и
«Луч света в темном царстве».
Драма «Бесприданница». Одно из вершинных произведений Островского.
Старая театральная коллизия — судьба «бедной невесты» — и ее
новаторское решение в драме Островского. Прием упреждающего развития.
Образ Ларисы и ее трагическая судьба. Символика имени. Образ Паратова:
«Уж не пародия ли он?» Богатство речевой характеристики героев. Русская
провинция в драматургии Островского.
Теория литературы: авторская позиция в драматургии.
Ф.И.Тютчев (2ч.)
Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего.
Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная
лирика.

«Денисьевский»

цикл.

Философская

лирика.

Ритмическое

своеобразие лирики Тютчева.
Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные
селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О,
как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не
плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня
казнящий Бог...».
Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический
цикл.
А.А.Фет (2 ч.)
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в
творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.
Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода — осень — куришь...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты

мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью
южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...».
Теория литературы: жанр ноктюрна.
Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (1 час).
И.А. Гончаров (7 ч.)
Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в
творчестве Гончарова. Общая характеристика романной трилогии Гончарова
(«Обыкновенная история», «Обломова», «Обрыв») как художественного
целого. Художественная картина мира, созданная писателем. Злободневные
темы и масштабный эпический взгляд на современность.
Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами
натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Место Гончарова в
истории русского романа. Герои Гончарова и жизненный идеал писателя.
Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада»
(дополнительное чтение).
«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце – главное
литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки –
духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной
поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург – два разных мира.
Квартира Обломова – островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его
мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и
Штольц.

Дружба-противостояние.

Противопоставление

абсолютной

пассивности и абсолютной активности. Мотив испытания в «Обломове».
Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала.
Нарицательность образа Обломова.
Творчество И.А. Гончарова в оценке критики. Н.А. Добролюбов. «Что такое
обломовщина?». Д.И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В.
Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова».
Теория литературы: понятие «картина мира».
И.С. Тургенев (9 ч.)

Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева.
«Записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» - главный вопрос
тургеневских героев. Проблема художественного времени в прозе Тургенева
и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургеневская
картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том
числе идеологического.
Проблема «отцов» и «детей» в художественном мире Тургенева.
«Нигилизм» и «идеализм» как два проявления социальной болезни. Женские
образы в тургеневской прозе. Роман «Отцы и дети». Основной конфликт
романа и средства его выражения. Злободневность романа. Базаров и Павел
Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова.
Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и
Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А. Антонович. «Асмодей
нашего времени». Д.И. Писарев. «Базаров, «Реалисты». Н.Н. Страхов. «Отцы
и дети». И.С. Тургенев». Русская критика о творчестве Тургенева (Н.Г.
Чернышевский. «Русский человек на rendezvous»). Сочинение по роману.
Теория

литературы:

цикл

рассказов

как

художественное

единство.

Соотношение понятий «проза»/ «поэзия» и «эпос» / «лирика».
Н.С.Лесков (3ч. )
Личность писателя. Концепция русского национального характера в
творчестве Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина
российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в
произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» —
обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»
(повторение).
«Очарованный

странник».

Иван

Флягин

—

герой-правдоискатель.

Изображение не столько типического, сколько яркого, исключительного.
Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.
Теория литературы: понятие сказа.
М.Е. Салтыков-Щедрин (3ч. )

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом
творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная
реальность. Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от
народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное
мастерство Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» - одно из самых ярких проявлений позиции
писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и
отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск,
аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают
черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные
традиции. Эзопов язык.
Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный;
эзопов язык.
Н.А.Некрасов (4 ч.)
Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная
позиция. Некрасов — редактор «Современника» и «Отечественных записок»,
организатор литературного процесса. Некрасов — новатор в области
поэтической формы; некрасовские ритмы народный язык его поэзии, влияние
фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве
Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лирический герой Некрасова.
Лироэпические произведения.
Стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые
люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание
Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко
презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма
Некрасова — «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие —
композиционный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного
бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно

народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены.
«Люди холопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме.
Реальность и фантастика в поэме Некрасова. Сочинение по поэме.
Теория литературы: народность, новаторство.
Теория литературы: антологическая лирика.
Ф.М.Достоевский (9 ч.)
Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. «Маленький
человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература.
Особенности романов Достоевского. Религиозно-философские искания
писателя, мечта о «положительно-прекрасном» герое (роман«Идиот»),
проблема взаимодействия личности и социальной среды.
Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы».
Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки
зрения героя от точки зрения автора, полифонизм. Достоевский-публицист:
«Пушкинская речь».
«Преступление и наказание». История создания. Психология героя-идеолога,
образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа
«Преступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против
обыденной жизни и в конце концов добровольно принимает на себя
нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки
бунта героя. Утрата веры в Бога — в центре внимания Достоевского. Сюжет
романа

и

система

персонажей.

Преступление.

Болезнь.

Испытание.

Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе.
Петербург Раскольникова. Идейный смысл романа. Сочинение по роману.
Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.
Л.Н.Толстой (15 ч.)
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира.
Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая
роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия
«Детство»,

«Отрочество»,

«Юность»

(обзорно).

Диалектика

души.

Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире:
«Казаки». Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в
творчестве

Толстого.

художественность:

«Анна

роман

Каренина

(обзор).

«Воскресение»,

Назидательность

повесть

и

«Хаджи-Мурат».

Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать».
Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской
литературы XIX века. «Война и мир». Роман-эпопея. Историческое
повествование

Толстого.

Смысл

названия.

Сюжетное

построение.

Особенности композиции. Образ повествователя. Система персонажей.
«Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души».
Художественное

мастерство

Толстого

в

создании

индивидуального

человеческого характера. Сочинение по роману.
Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея
А. П. Чехов (10 ч.)
Личность писателя, творческий путь: от журналистики к сатире, от сатиры к
юмору, от юмора к социальной философии.
Русская литература конца XIX века и кризис жанра романа. Рассказ как
форма, выражающая содержание современности. Человек в художественном
мире Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский
герой:

средний

человек,

провинциальный

интеллигент.

Проблема

рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драматургия и
поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и
европейская новелла его времени. Мастерство Чехова-драматурга.
Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Дом с мезонином», «Дама с
собачкой», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви: «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви».
«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, трагическое и комическое в образах
главных

героев

пьесы.

Особенности

сюжетного

Комическая ситуация. Смешное и трагическое в пьесе.

построения

пьесы.

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм
драматических героев. Значение образов-символов в пьесе. Главный герой
пьесы.

Новаторство

Чехова-драматурга.

Художественное

мастерство

писателя. Сочинение по пьесе.
Теория литературы: юмор, сатира, комизм, драматизм
Тематическое планирование
(базовый уровень)
№

Тема раздела

Тема урока

Кол-во

п/п

часов
1 полугодие

1

48

Русская

Вводный урок. Русская литература конца

литература

XVIII – XIX века – основа российской 1

конца XVIII – культурной
XIX века.

традиции,

формирующая

представление о национальных идеалах и
общечеловеческих принципах.
Связь

между

историческим

философскими
процессом,

экономическими,

идеями, 1

социальнонаучными

достижениями и развитием литературы.
Классицизм, сентиментализм, романтизм в
русской литературе на рубеже веков.
Общая

характеристика

Г.Р.Державина.
анакреонтическая

творчества 1

Философская
лирика.

и

Широта

тематики. Стихотворения «Снигирь», «На
смерть князя Мещерского», «Властителям
и судиям». Оды «Вельможа» и «Фелица».
2

В.А.Жуковский Роль В.А. Жуковского в зарождении 1

.

русского

романтизма.

Романтическое

двоемирие (элегия «Сельское кладбище»,
«Певец во стане русских воинов». Трагизм
и несерьезность как сюжетные принципы
баллады

(«Светлана»

«Людмила»,

-

«Лесной

повторение,

царь»,

«Эолова

арфа»). Роль Жуковского в создании
литературного общества «Арзамас».
3

А.С. Пушкин.

Личность писателя, основные периоды 2
творчества.
«Одна

свобода

(вольнолюбивая

–

мой

лирика

кумир» 1

поэта)

«И

с

каждой осенью я расцветаю вновь…»
(эволюция пейзажной лирики)
«Печаль моя полна тобою…» (эволюция 1
любовной лирики). «Мой жребий пал: я
лиру избираю!»
(тема творчества в произведениях поэта)
Поэма «Медный всадник» (роль человека 1
в истории, судьба «маленького»человека в
поэме)
«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»: 1
вечный

конфликт

в

конкретных

исторических

обстоятельствах.

Столкновение

общечеловеческих

нравственных начал с нормами сословной
этики.
Роман
История

в

стихах

«Евгений

создания

романа.

Онегин». 2
Жанровое

своеобразие романа. Петербургская жизнь

Онегина. Онегин и Ленский. Онегин –
«лишний»

человек.Татьяна

Ларина

–

любимая героиня Пушкина. Татьяна и
Ольга.

Роман

Онегин»

как

А.С.Пушкина

«Евгений

«энциклопедия

русской

жизни». В.Г.Белинский о романе.
4

М.Ю.

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

1

Лермонтов

Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотив 1
свободы и гордого одиночества в лирике
поэта.
«Любить, но кого же?...»(тема любви) 1
Тема Родины, поэта и поэзии в творчестве
М.Ю. Лермонтова.
Поэма «Демон». Религиозно-философские 1
мотивы,

система

противоречий,

художественных

автор

и

герой.

Образ

героини, тема страдания, греха и спасения.
Связь с образом Демона в поэзии А.С.
Пушкина.
«Герой нашего времени» (повторение). 2
Особенности

композиции,

которые

подчинены основной задаче – раскрыть
«историю

души

человеческой».

Нравственно-философские

проблемы

романа. Образ главного героя – портрет
целого поколения. Роль рассказика и
характер повествования.
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.
Творческая

история

поэмы

1
«Мёртвые 1

души»

(смысл

названия,

сюжет

и

композиция)
Образы помещиков в поэме (Манилов, 1
Коробочка,

Ноздрёв,

Собакевич,

Плюшкин)
Образы чиновников в поэме

1

Образ накопителя Чичикова.

1

Образ России в поэме.

1

Лирические

отступления,

их

идейно-

художественный смысл.
Образ автора, его роль в поэме.
Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые 1
души».
5

Русская

Русская

литература

литература

XIXвека

второй

мирового литературного процесса.

половины

Роль В.Г. Белинского и

XIXвека

Н.А.

–

второй

равноправная

Некрасова

в

половины 1
участница

организации

литературного процесса, толстые журналы
(«Отечественные
«Современник»)

записки»,
и

их

влияние

на

литературу.
6

Н.Г.Чернышевс Н.Г.Чернышевский
кий

«Что

делать?» 1

Эстетические взгляды Чернышевского и
их отражение в романе. Особенности
жанра и композиции. Образы «новых
людей». Теория «разумного эгоизма».
Образ «особенного человека» Рахметова.

Четвёртый

сон

Веры

Павловны

как

социальная утопия. Смысл финала романа.
7

А.Н.Островски

Жизнь и творчество А.Н.Островского. 1

й

«Колумб Замоскворечья»
Драма «Гроза». Творческая история пьесы 1
«Гроза».

Основной

конфликт

и

расстановка действующих лиц в пьесе.
Город Калинов и его обитатели. Быт и 1
нравы «темного царства».
Молодое поколение в пьесе Островского 1
«Гроза».

Сила

и

слабость

характера

Катерины
Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч 1
света в тёмном царстве»
Быт и нравы русской провинции в пьесе

1

А.Н. Островского «Бесприданница»
8

Ф.И.Тютчев
А.А. Фет.

и Ф.И.Тютчев.

1

Жизнь и творчество.
Мотивы лирики Тютчева

1

А.А.Фет. Жизнь и творчество

1

Мотивы

лирики

А.А.

Фета. 1

Художественное своеобразие его поэзии
9

И.А.Гончаров

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три 1
романа писателя.
Роман

«Обломов».

сущность,

Обломов

характер,

Суть«обломовщины».

–

его 2

судьба.

Обломов

и

Штольц.

Сравнительная 1

характеристика.
Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и 1
Агафья Пшеницына (женские образы в
романе).
Историко-философский

смысл

романа. 1

Н.Добролюбов «Что такое обломовщина?»
10

И.С.Тургенев

Сочинение по роману «Обломов»

1

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

1

Сборник «Записки охотника»

1

Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. 1
Роман «Отцы и дети». История создания.
Смысл названия романа
Базаров

в

селе

Идеологические
разногласия

Кирсановых. 1

и
героев.

социальные
Торжество

демократизма над аристократией.
2 полугодие
10

57
Базаров в системе действующих лиц 1
романа. Трагический характер конфликта
в романе.
Кто истинные друзья и последователи 1
Базарова? Дружба и любовь в жизни
героев.
Мировоззренческий

кризис

Базарова. 1

Базаров и народ. Художественная сила
последних сцен романа И.С.Тургенева
«Отцы и дети».
Конспект статьи Д.Писарева «Базаров» и

1

Н.Г. Чернышевского. «Русский человек на
rendez-vous»
Подготовка к домашнему сочинению по 1
творчеству И.С.Тургенева
11

А.К. Толстой

А.К. Толстой

1

Личность поэта и его лирический герой.
12

Н.С.Лесков.

Личность писателя.

1

Картина российской жизни, в которой есть 1
место и праведности и «лютости», в
произведениях

Лескова

(«Тупейный

художник», «Запечатленный ангел» —
обзорно)
«Очарованный странник». Иван Флягин — 1
герой-правдоискатель.
Авторская

ирония

по

отношению

к

рассказчику. Близость к народной речи.
13

М.

Е. Жизнь и творчество.

1

Салтыков-

«Сказки»

Щедрин.

Своеобразие жанра поэтической сказки.

Салтыкова-Щедрина. 1

Общечеловеческое

звучание

сказок

Салтыкова-Щедрина
Роман «История одного города» (обзор) 1
Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в
создании условного образа города, сквозь
который

проступают

черты

реальной

истории России.
14

Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

1

Тема народа в творчестве Некрасова. 1
Поэма-эпопея

«Кому

на

Руси

жить

хорошо». Жанр и композиция.
Жизнь народа и образы крестьян в поэме 1
А.Н.Некрасова

«Кому

на

Руси

жить

хорошо».
Сатирические

портреты

помещиков

в 1

поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо». Художественные особенности
поэмы.
15

Ф.М.

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

1

Достоевский

«Маленький человек» в романе «Бедные 1
люди».
Мечта

о

«положительно-прекрасном» 1

герое
(роман

«Идиот»),

проблема

взаимодействия личности и социальной
среды.
Роман

«Преступление

История

и

создания

наказание». 1
социально-

психологического романа. Петербург в
изображении Достоевского.
Родион Раскольников в мире униженных и 1
оскорбленных. Путь к преступлению.
«Двойники» Родиона Раскольникова, их 1
роль в романе.
Наказание за преступление. Возрождение 1
души Раскольникова
Женские образы романа.

1

Смысл

финала

романа.

Идейное 1

содержание сна Раскольникова.
16

Л.Н. Толстой

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Мир

ребенка

трилогия

глазами

юного

«Детство»,

1
героя: 1

«Отрочество»,

«Юность» (обзорно).
«Сложный» герой в патриархальном мире: 1
повесть «Казаки».
Женские образы и проблема свободы в 1
творчестве Толстого. «Анна Каренина
(обзор).
Роман «Война и мир». История создания 1
романа- эпопеи. Особенности жанра и
композиции. Смысл названия.
Высший свет в романе Л.Н.Толстого 1
«Война и мир»
«Род человеческий развивается только в 1
семье».

Семья

Болконских

и

семья

Ростовых
Изображение войны 1805-1807гг.

1

«Надо жить, надо любить, надо верить»

1

«Война- противное человеческому разуму 1
и всей человеческой природе событие»
«Дубина народной войны поднялась со 1
всею

своею

грозною

…силой».

Партизанская война. Платон Каратаев и
Тихон Щербатый
«Нет величия там, где нет простоты , 1

добра и правды» (Образы Кутузова и
Наполеона)
Путь

исканий

главных

героев

Л.Н. 1

Толстого. Андрей Болконский и Пьер
Безухов
Женские образы в романе Л.Н.Толстого 1
«Война и мир». Наташа Ростова- любимый
женский образ Л.Н.Толстого.
Идейное и художественное своеобразие 1
романа.Художественное

мастерство

Толстого в создании индивидуального
человеческого характера.
17

А.П.Чехов.

Жизнь и творчество.

1

Рассказы «Студент», «Дом с мезонином», 1
«Дама с собачкой»,
«Палата № 6».Типичный чеховский
герой: средний человек, провинциальный
интеллигент.
Трилогия о любви.

1

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

1

«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, 1
трагическое

и

комическое

в

образах

главных героев пьесы.
«Вишнёвый сад»- драма или комедия?

1

Тема «уходящего мира». Образы старшего 1
поколения в пьесе.
Молодое поколение в пьесе.

1

«Россия- наш сад». Символика названия.

1

Сочинение по творчеству А.П.Чехова

1

Итоговый урок по курсу 10 класса
18

Резервные уроки
Итого

1
5
105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».