Рабочая программа 11 класс (Базовый)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 11 классе базового уровня
соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту среднего
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.И. Сахарова, С.А. Зинина;
- основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 102 часа. Разработана учителем русского
языка и литературы Вороновой Т.Н. для 11 класса.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания
среднего общего образования
Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• доброжелательно относиться к другому человеку, уважать другую личность;

•

решать

моральные

и

нравственные

проблемы,

руководствуясь

нравственными идеалами, высокими идеалами русской классической
литературы;
• осознавать свой гражданский долг перед Отечеством, приводить примеры
героических поступков предшественников и современников, воспетые в
отечественных литературных произведениях;
• постоянно

читая,

саморазвиваться,

совершенствовать

личные

патриотические качества;
• понимать

художественные

произведения,

отражающие

разные

этнокультурные традиции.
Ученик получит возможность научиться:
• самовыражаться в художественном и нравственном пространстве культуры,
самосовершенствоваться и постоянно развиваться как гармоничная личность;
• беречь литературные памятники культуры России, бережно к ним
относиться, видеть в них часть общей традиции и культуры Отечества;
• беречь памятники мировой литературы и культуры; понимать личную
ответственность за их сохранение.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится:
• целеполаганию,

включая

постановку

новых

целей,

преобразование

практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять

констатирующий

и

предвосхищающий

контроль

по

результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной
на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
• адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками,

определять

цели

и

функции

участников,

способы

взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь
убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других
людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать

партнѐру

необходимую

информацию

как

ориентир

для

построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания
к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и

эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
• в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять
еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные результаты
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшимобъѐмом к
понятию с большим объѐмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
• структурировать

тексты,

включая

умение

выделять

главное

и

второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений,
понимать

и

употреблять

обороты

речи,

построенные

на

скрытом

уподоблении, образном сближении слов.
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения, эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• анализировать литературное произведение любого жанра;
• составлять и оформлять списки источников;
• конспектировать литературно-критическую статью;
• понимать связь литературного произведения с эпохой его написания;
• сравнивать произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа;
• знать изученные тексты русской классической и зарубежной литературы,
наизусть знать изученные поэтические тексты русской литературы;

• цельно и осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы
• и содержания полно и адекватно понимать авторский текст, чётко
формулировать авторскую позицию;
• понимать ключевые проблемы изученных произведений, начиная с
фольклора и заканчивая произведениями современной литературы;
• приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставить их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
• владеть изученной терминологией, грамотно применять её при анализе
художественного произведения;
• понимать образную природу литературы как словесного искусства;
• понимать значение русского слова в его эстетической функции, понимать
роль

изобразительно-выразительных

языковых

средств

в

создании

художественных образов литературных произведений;
• выполнять групповые исследовательские задания на литературную тему;
• участвовать в дискуссии и дебатах на литературную тему;
• создавать сочинения, посвященные целостному анализу небольшого по
объёму эпического или лирического произведения.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать произведения для самостоятельного чтения и беседовать,
всесторонне анализируя их содержание;
• выбирать путь анализа литературного произведения, подходящий к
жанрово-родовой природе текста;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно;
• высказывать собственное отношение к произведениям русской литературы;
• давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
• создавать сочинения любого жанра;

• самостоятельно

формулировать

вопросы

и

задания

для

анализа

литературных произведений;
• вести самостоятельную исследовательскую или проектную деятельность;
планировать и осуществлять её этапы, создавать и представлять её
результаты.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час).
Сложность и самобытность русской литературы XX века. Реалистические
традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.
И. А. Бунин (3 часа).
Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану
воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др.

Живописность,

напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм
стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из СанФранциско». Для самостоятельного чтения: повесть «Суходол», рассказы
«Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
Теория литературы: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о
творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на
бунинскую прозу. Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
А.И. Куприн (4 часа).
Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота
«природного»

человека.

«Гранатовый

браслет»,

«Суламифь»

как

философские размышления писателя о настоящей любви. Символический
смысл

художественных

деталей,

поэтическое

изображение

природы.

Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл
финала.Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Allez!»,
«Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

Теория

литературы:

очерковая

проза;

символическая

деталь.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна
«Олеся». Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2)
LarqoAppassionato(к рассказу «Гранатовый браслет»).
М. Горький (6 часов).
Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др.
Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной
мощи свободного человека. «На дне». Философско-этическая проблематика
пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический
стержень пьесы. Роман «Мать» как произведение социалистического
реализма. Публицистика Горького. Сочинение по творчеству М.Горького.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие
люди», «Ледоход».
Теория литературы: романтизированная проза; принцип полилога и
полифонии в драме.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в

раннем творчестве М. Горького.Межпредметные связи: М. Горький и МХАТ;
сценические интерпретации пьесы «На дне».
Л.Н. Андреев(1 час).
Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Для
самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек»,
«Стена».
Теория литературы: неореализм; евангельский мотив. Внутрипредметные
связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева. Межпредметные
связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки

Л.Н.

Андреева.
Русская поэзия конца XIX – начала XX века (9 часов).
В. Брюсов, Ф.Сологуб, К. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Хлебников, Э.А.По,
И.Анненский, А.Белый, И.Северянин, Н. Клюев.Серебряный век русской
поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии

русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные
открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок (7 часов).
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в
темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На
железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле
Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в
процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как
трагическое

предупреждение

об

эпохе

«неслыханных

перемен».

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского
мироощущения.Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как
отражение «музыки стихии» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и
различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и
христианские

мотивы

в

произведении.

Споры

по

поводу

финала

«Двенадцати».
Теория литературы: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия. Внутри
предметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А.
Блока; творческие связи А.Блока и А.Белого. Межпредметные связи: лирика
А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый
иллюстратор поэмы «Двенадцать».
С. А. Есенин (6 часов).
Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую
радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю, где
желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не
жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору. Природа
родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в
ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике

20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической
речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты
есенинской

поэтики.

Снегина».Созвучность

Поэмы
проблематики

«Черный
поэмы

человек»,

революционной

«Анна
эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее
нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и
души как главная тема «позднего» С.А. Есенина. Сочинение по творчеству
Есенина. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери»,
«Цветы», «Страна негодяев». Стихотворения Р.Фроста.
Теория литературы: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая
поэма. Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; пушкинские традиции
в лирике Есенина. Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические
циклы и романсы Г. Свиридова, 3.Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).
В. В. Маяковский (5 часов).
Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Проблематика, художественное своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Для
самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш»,
«Хорошо!».
Теория литературы: образная гиперболизация; декламационный стих;
поэтические неологизмы. Внутрипредметныесвязи: библейские мотивы в
поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В.
Маяковскому. Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество
художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В.
Маяковский и театр, кино, Т.С.Элиот "Полые люди"
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (5 часов).
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений.
Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ

эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А.
Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И.
Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).
Литературные

группировки,

возникшие

после

Октября

1917

года

(Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал»,
«Серапионовы

братья»

и

др.).

Возникновение

эмигрантской части «расколотой лиры».

«гнезд

рассеяния»

Развитие жанра антиутопии в

романе Е. Замятина «Мы». Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М.
Зощенко.
В.В. Набоков (обзор) (2 часа).
Роман«Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки».
Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной
организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях
пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней
жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание
финала романа. Для самостоятельного чтения: роман «Защита Лужина».
Теория

литературы:

Внутрипредметные

элитарная

связи:

проза;

пушкинские

литературное

двуязычие.

реминисценции

в

романе

«Машенька»; В. Набоков и И.Бунин. Межпредметные связи: литературное
двуязычие

в

творчестве

В.

Набокова;

размышления

писателя

о

художественном значении русского языка.
Литературный процесс 30-х–начала 40-х годов XX века
А. П. Платонов (1 час).
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный
человек», «Котлован». Оригинальность, самобытность художественного
мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика,
правдоискателя.

Соотношение

«задумчивого»

авторского

героя

с

революционной доктриной «всеобщего счастья». Роль «ключевых» словпонятий в художественной системе писателя. Для самостоятельного чтения:
рассказы «Родина электричества», «Старый механик», повесть «Джан».

Теория литературы: индивидуализированный стиль писателя; литературная
антиутопия. Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А.
Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А.
Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»). Межпредметные
связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
М. И. Цветаева (3 часа).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»,
«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…»,
«Идешь на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества

Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность,
внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как
отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена».
Теория

литературы:

поэтический

темперамент;

дискретность

(прерывистость) стиха. Внутрипредметные связи: пушкинская тема в
творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской
лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и

др.).

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой
(автобиографический очерк «Мать и музыка»).
О. Э. Мандельштам (2 часа).
Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях,
уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих
веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму.
Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и
противостояние

«веку-волкодаву».Художественное

мастерство

поэта.

Теория литературы: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота»
русской поэзии. Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в
литературе разных эпох. Межпредметные связи: песни на стихи М.
Исаковского, М. Светлова, А. Жарова и др.
А. Н. Толстой (1 час).

Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической
личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Булгаков (5 часов).
Сатира Булгакова – по выбору. Сатирическое изображение политических
временщиков, приспособленцев, обывателей (Гетман, Тальберг, Лисович).
Роман

«Мастер

и

Маргарита»как

«роман-лабиринт»

со

сложной

философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных
пластов

в

образно-композиционной

системе

романа.

Нравственно-

философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада»
М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в
проблематике «Мастера и Маргариты».
Для

самостоятельного

чтения:

пьесы

«Бег»,

«Дни

Турбиных».

Теория литературы: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк
нравов. Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М.
Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В.
Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь). Межпредметныесвязи:М. Булгаков и
театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова;
музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Б. Л. Пастернак (5 часов).
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет»,
«Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне
хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад»
и др. по выбору. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.
Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество.
Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака.
Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем
творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л.
Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного
повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема
интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его

отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения
Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования. Для
самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя - жизнь », «Когда разгуляется»,
поэма «Девятьсот пятый год».
Теория литературы: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма;
евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта. Межпредметные
связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б.
Пастернака.
А. А. Ахматова (5 часов).
Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос
был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро
жить…», «Бывает так: какая-то истома…».Психологическая глубина и
яркость

любовной лирики. Поэма

публикации.

Тема

исторической

«Реквием». История

памяти.

Сочинение

по

создания и
творчеству

А.А.Ахматовой. Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король»,
«Приморский

сонет», «Поэма

без

героя».

Теория

литературы:

исповедальность лирического произведения; микроцикл. Внутрипредметные
связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и

М.

Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин,
Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и
Requiem В.А. Моцарта.
М. А. Шолохов (7 часов).Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта
и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог
«Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение
революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и
святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в
художественной

системе

романа.

Сложность,

противоречивость

пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций
народного правдоискательства.
Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Историческиконкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь»,
«Алёшкино

сердце».

гуманистическая

Опорные

понятия:

концепция

хронотоп

«Родинка»,
романа-эпопеи;

истории в литературе.

Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в
«Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в
контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель,
М.Булгаков). Межпредметные связи: исторические источники романа
«Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.);
«Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю.
Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С.
Герасимова (1958).
Н. А. Заболоцкий (1 час). Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый
куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан
природой суровой...» и др. по выбору. Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов.
Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в
лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной
концепции

Н.

Заболоцкого.

Интонационно-ритмическое

и

образное

своеобразие лирики Заболоцкого. Для самостоятельного чтения: сборник
«Столбцы», поэма «Торжество земледелия». Теория литературы: поэзия
ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика. Внутрипредметные

связи:

опыт

переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние
поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П.
Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в
русской литературе. Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов
(обзор). (3 часа)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О.
Берггольц, Ю. Гроссман и др.). А.А.Бальбуров, Л.А.Хилтухин "Приказываю
жить".
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского,
Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова.
«Моабитские тетради» Муссы Джалиля. Жанр поэмы в литературной
летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать
восемь» М. Светлова и др.).
«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М.
Шолохова. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов.
Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова,
В. Астафьева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
А.Т.Твардовский (3 часа).
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...»,
«Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь
человечество вини…» и др. по выбору. Доверительность и теплота
лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как
основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема
нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет.
Философская проблематика поздней лирики поэта. Поэмы «Василий
Тёркин»,«По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэмазавещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической
памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота
позиции автора. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая
память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское

окно...», поэмы «Дом у дороги»,

«За

далью-даль».

Теория литературы: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»;
некрасовские традиции в лирике

А.

Твардовского.

Межпредметные

связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»:
документы, свидетельства, воспоминания.
А.И.Солженицын (3 часа).
Повесть «Один

день

Ивана

Денисовича».

Отражение

«лагерных

университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь
с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и
точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в
повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в
характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Символичность финала рассказа и его названия. Роман «Архипелаг ГУЛАГ»
(фрагменты). Для самостоятельного чтения:рассказ «Захар Калита», цикл
«Крохотки».Теория литературы: двуединство героя и автора в эпосе; тип
героя-праведника. Внутрипредметные связи: тема народного праведничества
в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М.
Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).

Межпредметные связи:

нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной»
России в прозе писателя.
П. М. Шулунов "Горькие судьбы". Документальное произведение. Авторжертва сталинских репрессий. Трагические события 1937 года.
Русская литература 60-90 годов (1 час).
Новый

тип

литературного

процесса.

Литературные

течения.

Общечеловеческое и исторически-конкретное в характерах. Обновление
повествовательных форм. «Оттепель» 1953—1964 годов— рождение нового
типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и
общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В.
Аксенова и др. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая»

лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А.
Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
Н. Рубцов (1 час).
Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией.
Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного
очага. Одухотворенная красота природы в лирике. Задушевность и
музыкальность поэтического слова Рубцова. Опорные понятия:«тихая»
лирика, напевный стих. Внутрипредметные связи: есенинские традиции в
лирике Н. Рубцова. Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н.
Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
В.Г.Распутин (1 часа).
Рождение мифо-фольклорного реализма. Повести «Последний срок», «Живи
и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар».Для самостоятельного чтения:
повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана».
Теория

литературы:

Внутрипредметные

«деревенская
связи:

проза»,

нравственная

трагическое

проблематика

пространство.
романа

Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание» и повести В.Г. Распутина «Дочь
Ивана, мать Ивана». Межпредметные связи: экранизация повести «Прощание
с Матёрой», «Василий и Василиса».
В.П. Астафьев (2 часа).
Повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

Натурфилософия В.

Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный
пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке.
«Жестокий»

реализм

позднего

творчества

Астафьева.

Синтетическая

жанровая природа крупных произведений писателя. Для самостоятельного
чтения:

повести

«Стародуб»,

«Перевал».Теория

литературы:

натурфилософская проза, новеллистический цикл. Внутрипредметные связи:
«Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя. Межпредметные

связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок»,
Д.Д.Дугаров "Черный соболь". Экологические и нравственные проблемы.
В. Т. Шаламов (1 час).
«Колымские рассказы». Нравственная проблематика «лагерной» прозы В.
Шаламова.
Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х
годов (обзор). (1 час).
Творчество А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота».
В. М. Шукшин (2 часа).
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю
деревню

на

жительство».

Колоритность

и

яркость

шукшинских

героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных
полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и
глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и
деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Для самостоятельного
чтения: повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина
красная».
Теория литературы: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные

связи:

творчество

В.

Шукшина

и

произведения

«деревенской» прозы. Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина
(к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.)
Русская проза и поэзия 80-90-х годов (2 часа).
Внутренняя

противоречивость

и

драматизм

современной

культурно-

исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена
нравственных

критериев

и

т.п

И.А.Бродский.

Поэзия

и

судьба.

Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…»
Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение
опыта реальной жизни с культурой разных эпох. Авторская песня. Жизнь и
творчество Б. Ш. Окуджавы, В.В.Высоцкого. (обзор).
Литература последнего десятилетия (1 час).

Основные

тенденции

современного

литературного

процесса.

Постмодернизм. Проза В. Пелевина, А.Битова, В.Маканина, Т.Толстойи др.
Резерв - 2 часа.
Тематическое планирование
№ п/п

1 полугодие

Кол-во
часов
48

1

1

2

3

4

Тема раздела

Тема урока

Русская литература
Вводный урок. Сложность и
конца XIX – XX века. самобытность русской
литературы XX века.
Реалистические традиции и
модернистские искания в
литературе начала XX века.
И.А.Бунин.
И.А.Бунин. Очерк жизни и
творчества. Поэтический мир
И.А.Бунина. Традиции и
новаторство бунинской поэзии.
"Чудная власть прошлого" в
рассказе «Антоновские
яблоки».Тема любви в
рассказах Бунина.
Острое чувство кризиса
цивилизации в рассказе
«Господин из Сан-Франциско».
А.И.Куприн.
А.И.Куприн. Очерк жизни и
творчества.
Воплощение нравственного
идеала в повести «Олеся».
Талант любви в рассказе
«Гранатовый браслет».
Размышление о настоящей
любви в повести «Суламифь»
Контрольное сочинение по
творчеству И.А.Бунина и
А.И.Куприна.
М.Горький.
М.Горький. Очерк жизни и
творчества. Романтизм
Горького. Композиция
романтических рассказов
Горького.

1

1

1
1
1
1

1
1

5

6

Особенности жанра и
конфликта в пьесе «На дне».
Пути героев на "дно".
Роль Луки. Спор о правде и
человеке в драме «На дне».
Роман «Мать» как произведение
социалистического реализма
(обзор).
Контрольное сочинение по
творчеству М.Горького.
Л.Н. Андреев.
Очерк жизни и творчества.
Нравственно-философская
проблематика рассказа «Иуда
Искариот».
Русская поэзия конца Традиции и новаторство в
XIX – начала XX
русской литературе на рубеже
века
XIX - ХХ веков. Новые
литературные течения.
Модернизм.
Символизм как течение в
русской поэзии на рубеже XIXXX веков.
«Старшие
символисты»
(Д.С.Мережковский,
З.Н.Гиппиус)
Поэзия В.Я.Брюсова.
«Поэзия как волшебство» в
творчестве К.Д.Бальмонта.
Рациональное и магическое в
поэзии: звук и смысл. Э.А.По и
русские поэты.
Поэзия «младосимволистов»
(А.Белый, Ф.Сологуб).
Акмеизм как течение в русской
поэзии на рубеже XIX-XX
веков.
Мир образов Н.Гумилева.
Футуризм как течение в
русской поэзии на рубеже XIXXX веков. Поэтический мир
В.Хлебникова.
«Эгофутуризм» Игоря
Северянина.
Урок-зачет по поэзии

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

1

1
1

7

8

9

10

А.А.Блок.

С.А.Есенин.

В.В.Маяковский.

Октябрьская

Серебряного века.
А.А.Блок. Личность и
1
творчество.
Романтический мир раннего
Блока.
Стихотворение Блока
1
«Незнакомка».
Тема любви в творчестве Блока. 1
Поэма «Соловьиный сад»
Тема Родины в творчестве
Блока.
Поэма «Двенадцать» как
«зеркало русской революции».
Библейские мотивы в поэме.
Звуковые и цветовые образысимволы в поэме.
С.А.Есенин как национальный
поэт
Тема Родины в поэзии Есенина.
Русская пейзажная лирика и
стихотворения Р.Фроста
Любовная лирика Есенина.
Поэмы С.Есенина «Анна
Снегина», «Черный человек».
Урок-практикум по творчеству
Есенина
В.В.Маяковский. Жизнь и
творчество. Маяковский и
футуризм. Поэзия как вызов
своему времени. "Нате" и поэма
Т.С.Элиота "Полые люди"
Ранняя лирика В.Маяковского.
Тема любви.
Художественное своеобразие
поэмы Маяковского «Облако в
штанах».
Маяковский и революция.
Поэма «Во весь голос»
(вступление). Проблематика,
художественное своеобразие.
Сатира В.Маяковского. Пьесы
«Клоп», «Баня».
Литература и публицистика

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

1
1
1

1
1

революция и
литературный
процесс 20-х годов

11

12

В.В. Набоков.

А. П. Платонов.

послереволюционных лет как
живой документ эпохи
(«Окаянные дни» И.А. Бунина,
«Несвоевременные мысли» М.
Горького, «Молитва о России»
И. Эренбурга, «Плачи» А.М.
Ремизова, «Голый год» Б.
Пильняка и др.).
Литературные группировки:
Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ,
конструктивизм, имажинизм,
«Перевал», «Серапионовы
братья», «гнездо рассеяния»
эмигрантской части «расколотой лиры »
Развитие жанра антиутопии в
романе Е. Замятина «Мы». Я и
мы: "Мы" и "1984" Дж. Оруэлла
Юмористическая проза 20
годов. Рассказы М. Зощенко
Роман «Машенька». Драматизм
эмигрантского небытия героев
«Машеньки». Образ Ганина и
тип «героя компромисса».
Своеобразие сюжетновременной организации
повествования
Черты чеховских «недотеп» в
обывателях пансиона фрау
Дорн. Словесная пластика
Набокова в раскрытии
внутренней жизни героев и
описании «вещного» быта.
Горько-ироническое звучание
финала романа
2 полугодие
Очерк жизни и творчества.
Рассказы
«Возвращение», «Июльская
гроза», повести «Сокровенный
человек». Оригинальность,
самобытность художественного
мира А.П. Платонова. Тип
платоновского героя-мечтателя,

1

1
1
1

1

54
1

13

14

М. И. Цветаева.

О.Э. Мандельштам

15

А. Н. Толстой.

16

М. А. Булгаков.

романтика, правдоискателя.
Очерк жизни и творчества.
Основные темы творчества
Цветаевой. Конфликт быта и
бытия, времени и вечности.
Исповедальность, внутренняя
самоотдача, максимальное
напряжение духовных сил как
отличительная черта поэзии
М. Цветаевой.
Своеобразие поэтического
стиля. Силуэты женской души в
зеркале русской и американской
лирики: М.Цветаева и Э.
Дикинсон.
Истоки поэтического
творчества. Близость к
акмеизму.
Историческая тема в лирике
Мандельштама. Осмысление
времени и противостояние
«веку-волкодаву».
Художественное мастерство
поэта. Мифологические мотивы
в русской и ирландской поэзии
(У.Б. Йейтс)
Роман «Петр Первый»
Основные этапы становления
исторической личности, черты
национального характера в
образе Петра.
Жизнь и творчество.
Сатирические повести
Булгакова.
«Мастер и Маргарита» как
«роман-лабиринт» со сложной
философской проблематикой.
Нравственно-философское
звучание «ершалаимских» глав.
Взаимодействие трех
повествовательных пластов в
образно-композиционной
системе романа...
Сатирическая «дьяволиада»

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

17

18

19

Б. Л. Пастернак

А. А. Ахматова

М. А. Шолохов

М.А. Булгакова в романе.
Неразрывность связи любви и
творчества в проблематике
«Мастера и Маргариты»
Единство человеческой души и
стихии мира в лирике
Пастернака. Неразрывность
связи человека и природы, их
взаимотворчество.
Любовь и поэзия, жизнь и
смерть в философской
концепции Пастернака.
Трагизм гамлетовского
противостояния художника и
эпохи в позднем творчестве
поэта.
Роман «Доктор Живаго».
Черты нового лирикорелигиозного повествования в
романе Пастернака. Фигура
Юрия Живаго и проблема
интеллигенции и революции в
романе.
Нравственные искания героя,
его отношение к
революционной доктрине
«переделки жизни».
«Стихотворения Юрия Живаго»
как финальный лирический
аккорд повествования.
Жизнь и творчество.
Психологическая глубина и
яркость любовной лирики.
Патриотизм и
гражданственность поэзии
Ахматовой.
Поэма «Реквием». История
создания и публикации. Тема
исторической памяти.
Тема народного страдания и
скорби в поэме.
Сочинение по творчеству
А.А.Ахматовой.
Очерк жизни и творчества

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

20

Н. А. Заболоцкий

21

Великая
Отечественная война
и её художественное
осмысление в
русской литературе.
Литературный
процесс 50-х –
начала 80-х годов.

писателя.
«Донские рассказы» как пролог
«Тихого Дона».
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и
масштабность шолоховского
эпоса. Картины жизни донского
казачества в романе.
Изображение революции и
Гражданской войны как
общенародной трагедии.
Идея Дома и святости
семейного очага в романе. Роль
и значение женских образов в
художественной системе
романа.
Сложность, противоречивость
пути «казачьего Гамлета»
Григория Мелехова, отражение
в нем традиций народного
правдоискательства.
Художественно-стилистическое
своеобразие «Тихого Дона».
Исторически-конкретное и
вневременное и
общечеловеческое в
проблематике шолоховского
романа-эпопеи.
Н. Заболоцкий и поэзия об
эриутов. Вечные вопросы о
сущности красоты и единства
природы и человека в лирике
поэта.
Публицистика времен войны
(А. Толстой, И. Эренбург,
Л. Леонов, О. Берггольц, Ю.
Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Жанр
поэмы в литературной летописи
войны.
«Окопный реализм» писателейфронтовиков 60—70-хгодов.
«Повесть о настоящем
человеке» Б. Полевого,

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1

22

23

24

А. Т. Твардовский

А.И.Солженицын

Русская литература
60-90 годов.

«Судьба человека» М.
Шолохова. Проза Ю.
Бондарева, К. Воробьева, В.
Кондратьева, Б. Васильева, Е.
Носова, В. Астафьева, «В
окопах Сталинграда» В.
Некрасова.
Доверительность и теплота
лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде
сущей» как основной мотив
«лирического эпоса»
художника.
Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах
истории в произведениях
разных лет. Поэма «Василий
Тёркин».
Гражданственность и
нравственная высота позиции
автора.
«По праву памяти» как поэмаисповедь, поэма-завещание.
Тема прошлого, настоящего и
будущего в свете исторической
памяти, уроков пережитого.
Повесть «Один день Ивана
Денисовича». Отражение
«лагерных университетов»
писателя.
Яркость и точность авторского
бытописания, многообразие
человеческих типов в повести.
Детскость души Ивана
Денисовича, черты
праведничества в характере
героя. Символичность финала
рассказа и его названия.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ»
(фрагменты).
Новый тип литературного
процесса. Литературные
течения. Обновление
повествовательных форм.

1

1

1

1

1

1
1

25

Н. Рубцов.

26

В.Г.Распутин

27

В.П. Астафьев

Новый характер взаимосвязей
писателя и общества в
произведениях В. Дудинцева,
В.Тендрякова,
В. Розова, В.
Аксенова и др.
Диалог поэта с Россией.
Прошлое и настоящее через
призму вечного. Образ
скитальца и родного очага.
Одухотворенная красота
природы в лирике.
Задушевность и музыкальность
поэтического слова Рубцова.
Рождение мифо-фольклорного
реализма. Повести «Последний
срок», «Живи и помни»,
повести «Прощание с
Матёрой», «Пожар».
Повесть «Царь-рыба».
Натурфилософия В. Астафьева.
Человек и природа: единство и
противостояние.
Э.Хемингуэй "Старик и море"
Роман «Печальный детектив»,
рассказ «Людочка».
Нравственный пафос
произведений писателя.
Проблема утраты человеческого
в человеке. «Жестокий»
реализм позднего творчества
Астафьева. Синтетическая
жанровая природа крупных
произведений писателя.
«Колымские рассказы». Нравственная проблематика
«лагерной» прозы В. Шаламова.
А. Вампилов. Пьеса «Утиная
охота».
Э.Олби "Случай в зоопарке"

28

В. Т. Шаламов.

29

Нравственнофилософская
проблематика прозы
и драматургии 70-80х годов (обзор).
В. М. Шукшин
Колоритность и яркость
шукшинских героев-«чудиков».
Народ и «публика» как два

30

1

1

1

1

1
1

1

31

Русская поэзия 8090-х годов.

32

Литература
последнего
десятилетия.

33

Повторение и
обобщение
изученного.
Подготовка
к экзамену.

34
35

нравственно-общественных
полюса в прозе В. Шукшина.
Сочетание внешней
занимательности сюжета и
глубины психологического
анализа в рассказах писателя.
Тема города и деревни,
точность бытописания в
шукшинской прозе.
Внутренняя противоречивость и
драматизм современной
культурно-исторической
ситуации (экспансия массовой и
элитарной литературы, смена
нравственных критериев и т.п.).
И. А. Бродский. Поэзия и
судьба. Воссоздание
«громадного мира зрения» в
творчестве поэта, соотношение
опыта реальной жизни с
культурой разных эпох.
Авторская песня. Жизнь и
творчество Б. Ш. Окуджавы,
В.С.Высоцкого (обзор).
Основные тенденции
современного литературного
процесса. Постмодернизм.
Проза В. Пелевина, А.Битова,
В.Маканина, Т.Толстой и др.
Повторение и обобщение
изученного. Подготовка к
экзамену.
Резервные уроки

Итого

1

1

1

1

1

2
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».