Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся

5 класса

соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией М.Т.Баранова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Вороновой Т.Н. для 5 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок" программы

воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения русского языка:

Ученик научится:


осознанию эстетической ценности русского языка;



уважительному отношению к родному языку, гордость за него;



потребности

сохранения

чистоты

русского

языка

как

явления

национальной культуры;


уважению и принятию других народов России и мира, межэтнической

толерантности;


любви к природе, осознанию её уникальности, необходимости её

беречь, умению чувствовать красоту природы;


ориентироваться

в системе моральных норм и ценностей, их

присвоению;


приобщится к культуре родного народа к произведениям широко

известных национальных писателей;


формированию чувства уважения к традициям, обычаям, культурным

ценностям народов Бурятии, усвоению

идеи общечеловеческого родства,

взаимосвязанности людей разных национальностей;


стремлению к речевому самосовершенствованию;



пополнению словарного запаса и усвоению грамматических средств,

для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:


чувству прекрасного – умению чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;


любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;



устойчивому познавательному интересу к чтению, к ведению диалога с

автором текста;


интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной

форме общения;


интересу к изучению языка;



осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

Ученик научится:
владеть всеми видами речевой деятельности:
АУДИРОВАНИЕ


понимать основное содержание небольшого по объёму научно-

учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;


выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

ЧТЕНИЕ


владеть техникой чтения;



выделять в тексте главную и второстепенную информацию;



разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;



отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;



владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;



прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа

учебника;


извлекать информацию из словарей разных видов;



правильно расставлять логические ударения, паузы;



выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

ГОВОРЕНИЕ
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение,



тип речи;


доказательно отвечать на вопросы учителя;



создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную

мысль;


выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных

языковых средств и интонации.
ПИСЬМО


подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;



создавать письменное высказывание разных типов речи;



составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;



определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;



делить текст на абзацы;



писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных

стилей);


выражать своё отношение к предмету речи;



находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования,

рассуждения;


подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;



использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;



исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;



применению приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной

жизни;


способности использовать родной язык как средство получения знаний

по другим учебным предметам;


применению полученных знаний, умений и навыков анализа языковых

явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);


коммуникативно-целесообразному взаимодействию с окружающими

людьми в процессе речевого общения, совместному выполнению какоголибо задания, участию в спорах, обсуждениях актуальных тем;


овладению национально-культурными нормами речевого поведения в

различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;



способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;



самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,

корректировать свою деятельность;



в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:


самостоятельно

вычитывать

виды

текстовой

информации:

фактуальную, подтекстовую, концептуальную;


адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,

воспринятого на слух;


извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной

текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);


владеть

различными

видами

аудирования

(выборочным,

ознакомительным, детальным);


перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в

другую (составлять план, таблицу, схему);


излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,

сжато, выборочно;


пользоваться словарями, справочниками;



строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

позиций в сотрудничестве;


уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;


уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем

принимать решения и делать выборы;


уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром;



осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;



оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой

ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;


оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;



адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи, различными видами монолога и диалога;


высказывать и обосновывать свою точку зрения;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

быть готовым корректировать свою точку зрения;


выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;



договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;


задавать вопросы.

Предметные результаты освоения русского языка:
Речь и речевое общение
Ученик научится:


использовать различные виды монолога (повествование, описание,

рассуждение;


сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;



использовать различные виды диалога в ситуациях формального и

неформального, межличностного и межкультурного общения;



соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с

точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных

целей

речевого

взаимодействия,

уместности

использованных языковых средств;


предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого

общения.
Ученик получит возможность научиться:



выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично

представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;


участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать

собственную позицию, доказывать её, убеждать;


понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:


различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с

пониманием

основного

содержания,

с

выборочным

извлечением

информации);


передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной

коммуникативной задачей в устной форме;


понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную

задачу,

основную

мысль,

логику

изложения

учебно-научного,

публицистического, официально делового, художественного аудиотекстов,
распознавать

в

них

основную

и

дополнительную

информацию,

(подтекстовую)

информацию

комментировать её в устной форме.
Ученик получит возможность научиться:


понимать

явную

и

скрытую

публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и
комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:


понимать

содержание

прочитанных

учебно-научных,

публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в
устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме
плана, тезисов (в устной и письменной форме);



использовать практические умения ознакомительного, изучающего,

просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;


передавать схематически представленную информацию в виде связного

текста;


использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и

другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;


отбирать и систематизировать материал на определённую тему,

анализировать

отобранную

информацию

и

интерпретировать

её

в

соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:


понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)

информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;


извлекать

информацию

по

заданной

проблеме

(включая

противоположные точки зрения на её решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение
Ученик научится:


создавать устные монологические и диалогические высказывания (в

том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические,

бытовые,

учебные

темы

(в

том

числе

лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных

предметов)

разной

коммуникативной

направленности

в

соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад

в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);


обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой

учебной деятельности, распределение частей работы;


извлекать

из

различных

источников,

систематизировать

и

анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной
форме с учётом заданных условий общения;


соблюдать

в

практике

устного

речевого

общения

основные

орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:


создавать устные монологические и диалогические высказывания

различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;


выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект,

реферат;


анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их

успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:


создавать

письменные

монологические

высказывания

разной

коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо,
отзыв, расписка, доверенность, заявление);


излагать

содержание

прослушанного

или

прочитанного

текста

(подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;



соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,

орфографические

и

пунктуационные

нормы

современного

русского

литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:


писать рецензии, рефераты;



составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;



писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых

требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:


анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей,

жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также
требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;


осуществлять информационную переработку текста, передавая его

содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;


создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,

стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:


создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с

учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и, в соответствии со
спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:


владеть практическими умениями различать тексты разговорного

характера,

научные,

художественной

публицистические,

литературы

официально-деловые,

(экстралингвистические

тексты

особенности,

лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);



различать и анализировать тексты разных жанров;



создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и

типов речи;


оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной

функциональной

направленности

с

точки

зрения

соответствия

их

коммуникативным требованиям и языковой правильности;


исправлять речевые недостатки, редактировать текст;



выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:


различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,

публицистические,

официально-деловые,

тексты

художественной

литературы с точки зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;


создавать тексты различных функциональных стилей и жанров,

участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;


составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом

стиле;


готовить

выступление,

информационную

заметку,

сочинение-

рассуждение в публицистическом стиле;


принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере

общения, соблюдая нормы речевого поведения;


создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с

учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств;


анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,

аргументации,

языкового

коммуникативных задач;

оформления,

достижения

поставленных



выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-

этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:


характеризовать основные социальные функции русского языка в

России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль
старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;


определять различия между литературным языком и диалектами,

просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;


оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:


характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика.
Ученик научится:


проводить фонетический анализ слова;



соблюдать основные орфоэпические правила современного русского

литературного языка;


извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и

справочников;


использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:


опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);



выразительно читать прозаические и поэтические тексты;



извлекать

необходимую

информацию

из

мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах
деятельности.
Морфемика и словообразование.
Ученик научится:



делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и

словообразовательного анализа слова;


различать изученные способы словообразования;



анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные

пары и словообразовательные цепочки слов;


применять знания и умения по морфемике и словообразованию в

практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:


характеризовать

словообразовательные

цепочки

и

словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;


опознавать основные выразительные средства словообразования в

художественной речи и оценивать их;


извлекать

необходимую

информациюиз

морфемных,

словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;


использовать этимологическую справку для объяснения правописания

и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:


проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое

значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных
слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;


группировать слова по тематическим группам;



подбирать к словам синонимы, антонимы;



опознавать фразеологические обороты;



соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;



использовать лексическую синонимию как средство исправления

неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;


пользоваться различными видами лексических словарей (толковым

словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и
др.)

и

использовать

полученную

информацию

в

различных

видах

деятельности.
Ученик получит возможность научиться:


объяснять общие принципы классификации словарного состава

русского языка;


аргументировать различие лексического и грамматического значений

слова;


опознавать омонимы разных видов;



оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,

уместного и выразительного словоупотребления;


извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного

типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Ученик научится:


опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,

служебные части речи;


анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или

иной части речи;


употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с

нормами современного русского литературного языка;


применять

морфологические

знания

правописания, в различных видах анализа;

и

умения

в

практике



распознавать явления грамматической омонимии, существенные для

решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:


анализировать синонимические средства морфологии;



различать грамматические омонимы;



опознавать

основные

выразительные

средства

морфологии

в

публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления морфологических средств в



текстах научного и официально-делового стилей речи;


извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических

трудностей, в том числе мультимедийных;


использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис
Ученик научится:


опознавать

основные

единицы

синтаксиса

(словосочетание,

предложение) и их виды;


анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки

зрения

структурной

и

смысловой

организации,

функциональной

предназначенности;


употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами

современного русского литературного языка;


использовать

разнообразные

синонимические

синтаксические

конструкции в собственной речевой практике;


применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в

различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:


анализировать синонимические средства синтаксиса;



опознавать

основные

выразительные

средства

публицистической и художественной речи и оценивать их;

синтаксиса

в



объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в

текстах научного и официально-делового стилей речи;


анализировать особенности употребления синтаксических конструкций

с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:


соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе

письма (в объёме содержания курса);


объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и

письменной форме (с помощью графических символов);


обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные

ошибки;


извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и

справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:


демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой

стороны речи;


извлекать

необходимую

информацию

из

мультимедийных

орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать
эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:


выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом

значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах;


приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка

позволяет лучше узнать историю и культуру страны;


уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной

деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:


характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и

истории народа — носителя языка;


анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым

этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание программы
Разделы
программы
1. Речь и речевое
общение. Речевая
деятельность.
Текст.
Функциональные
разновидности
языка.

Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Речь, речевое общение.
Осознание основных
Речевая ситуация. Речь
особенностей устной и
устная и письменная.
письменной речи. Различение
Речь диалогическая и
диалогической и
монологическая.
монологической речи.
Монолог и его виды.
Владение различными видами
Диалог и его виды.
диалога и монолога. Владение
Виды речевой
нормами речевого поведения в
деятельности: чтение,
типичных ситуациях
аудирование (слушание), формального и неформального
говорение, письмо.
межличностного общения.
Понятие текста,
Овладение основными видами
основные признаки
речевой деятельности.
текста (членимость,
Адекватное понимание
смысловая цельность,
основной и дополнительной
связность). Тема,
информации текста,
основная мысль текста.
воспринимаемого зрительно
Микротема текста.
или на слух. Передача
Функциональносодержания прочитанного или
смысловые типы речи:
прослушанного текста в
описание,
сжатом или развёрнутом виде в
повествование,
соответствии с ситуацией
рассуждение.
речевого общения.
Функциональные
Овладение практическими
разновидности языка:
умениями просмотрового,
разговорный язык;
ознакомительного, изучающего
функциональные стили: чтения, приёмами работы с
научный, язык
учебной книгой и другими
художественной
информационными
литературы. Основные
источниками. Овладение
жанры разговорной речи различными видами
(рассказ, беседа).
аудирования.

2.Общие сведения Взаимосвязь языка и
о языке. Язык и
культуры, истории
культура
народа. Русский речевой
этикет. Русский язык в
современном мире

3.Фонетика

Фонетика как раздел

Создание устных и
письменных монологических, а
также устных диалогических
высказываний разной
коммуникативной
направленности с учётом целей
и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на
определённую тему.
Анализ текста с точки зрения
его темы, основной мысли,
структуры, принадлежности к
функционально-смысловому
типу речи. Деление текста на
смысловые части и
составление плана.
Соблюдение норм построения
текста (логичность,
последовательность, связность,
соответствие теме и т. д.).
Оценивание и редактирование
устного и письменного
речевого высказывания.
Установление принадлежности
текста к определённой
функциональной
разновидности языка. Создание
письменных высказываний
разных типов речи: описание,
повествование, рассуждение.
Осознание важности
коммуникативных умений в
жизни человека, понимание
роли русского языка в жизни
общества и государства в
современном мире. Осознание
красоты, богатства,
выразительности русского
языка.
Уместное использование
правил русского речевого
этикета в учебной
деятельности и повседневной
жизни.
Совершенствование навыков

и
орфоэпия

лингвистики.
Звук как единица языка.
Система гласных звуков.
Система согласных
звуков. Изменение
звуков в речевом потоке.
Элементы фонетической
транскрипции.
Слог ударение.
Орфоэпия как раздел
лингвистики.
Основные правила
нормативного
произношения
И ударения.
Орфоэпический словарь.

различения ударных и
безударных гласных, звонких и
глухих, твёрдых и мягких
согласных. Объяснение с
помощью элементов
транскрипции особенностей
произношения и написания
слов.
Проведение фонетического
разбора слов. Нормативное
произношение слов. Оценка
собственной и чужой речи с
точки зрения орфоэпической
правильности. Использование
орфоэпического словаря для
овладения произносительной
культурой.
4.Графика
Графика как раздел
Совершенствование
лингвистики.
навыков сопоставления
Соотношение звука и
звукового и буквенного
буквы. Обозначение на
состава слова. Использование
письме твёрдости и
знания алфавита при поиске
мягкости согласных.
информации в словарях,
Способы обозначения
справочниках, энциклопедиях,
[j].
в СМС-сообщениях.
5.Морфемика
Морфемика как раздел
Осмысление морфемы как
лингвистики. Морфема
значимой единицы языка.
словообразование как минимальная
Осознание роли морфем в
значимая единица языка. процессах формо- и
Словообразующие и
словообразования. Применение
формообразующие
знаний по морфемике в
морфемы. Окончание
практике правописания.
как формообразующая
морфема. Приставка,
суффикс как
словообразующие
морфемы. Корень.
Однокоренные слова.
Чередование гласных и
согласных в корнях слов.
Варианты
морфем.Возможность
исторических изменений
в структуре слова.
Понятие об этимологии.

6.Лексикология
фразеология

7. Морфология

8.Синтаксис

Этимологический
словарь.
Лексикология как раздел
лингвистики. Слово как
единица языка.
Лексическое значение
слова. Однозначные и
многозначные слова;
прямое и переносное
значения слова.
Переносное значение
слов как основа тропов.
Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Словари синонимов и
антонимов русского
языка. Разные виды
лексических словарей и
их роль в овладении
словарным богатством
родного языка.
Морфология как раздел
грамматики. Части речи
как лексикограмматические разряды
слов. Система частей
речи в русском языке.
Самостоятельные
(знаменательные) части
речи.
Общее грамматическое
значение,
морфологические и
синтаксические свойства
имени
существительного,
имени прилагательного,
местоимения, глагола,
наречия.
Словари грамматических
трудностей.
Синтаксис как раздел
грамматики.
Словосочетание и
предложение как

Извлечение необходимой
информации из лексических
словарей различных типов
(толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов,
фразеологического словаря и т.
п.) и использование её в
различных видах деятельности.

Распознавание частей речи по
грамматическому значению,
морфологическим признакам и
синтаксической роли.
Проведение морфологического
разбора слов разных частей
речи.
Нормативное употребление
форм слов различных частей
речи. Применение
морфологических знаний и
умений в практике
правописания.

Проведение синтаксического
разбора словосочетаний и
предложений разных видов.
Оценка собственной и чужой

9.Правописание:
орфография и
пунктуация

единицы синтаксиса.
Виды предложений по
цели высказывания и
эмоциональной окраске.
Грамматическая основа
предложения, главные и
второстепенные члены.
Структурные типы
простых предложений:
двусоставные и
односоставные,
распространённые и
нераспространённые,
предложения
осложнённой
и неосложнённой
структуры. Однородные
члены предложения,
обращение.
Классификация сложных
предложений. Прямая
речь.
Орфография как система
правил правописания.
Понятие орфограммы.
Правописание гласных и
согласных в составе
морфем. Правописание
Ъ и Ь. Употребление
прописной и строчной
буквы. Перенос слов.
Орфографические
словари и справочники.
Пунктуация как система
правил правописания.
Знаки препинания и их
функции.
Знаки препинания в
конце предложения.
Знаки препинания в
простом неосложнённом
предложении.
Знаки препинания в
простом осложнённом
предложении.

речи с точки зрения
правильности, уместности и
выразительности употребления
синтаксических конструкций.
Применение синтаксических
знаний и умений в практике
правописания.

Овладение орфографической и
пунктуационной зоркостью.
Соблюдение основных
орфографических
и пунктуационных норм в
письменной речи. Опора на
фонетический, морфемный и
морфологический анализ при
выборе правильного написания
слова. Опора на грамматикоинтонационный анализ при
объяснении расстановки знаков
препинания в предложении.
Использование
орфографических словарей и
справочников по
правописанию.

Знаки препинания в
сложном предложении.
Знаки препинания при
прямой речи, в диалоге.
Тематическое планирование

№
п/п

Наименование раздела или темы

1 четверть
1.
Язык и общение
2.
Повторение пройденного в 1-4 классах.
Звуки и буквы. Орфография. Орфограмма.
Части речи. Глагол. Имя существительное.
Имя прилагательное. Местоимение.
Правописание частей речи. Текст.
3.
Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи.
2 четверть
Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи.
4.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфография. Культура речи.
5.
Лексика.
Культура речи.
3 четверть
5.
Лексика.
Культура речи.
6.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
7.
Имя существительное.
4 четверть
8.
Имя прилагательное.
9.
Глагол.
10. Повторение и систематизация изученного.

Колво
Конт
Кол- часов роль
во
по
ные
часов разви работ
тию
ы
речи

2

1

0

Всего

(36)
3

15

3

2

20

10

2

1

13
(28)

3.

11.

Резервные уроки
Итого:

8

3

1

12

10

3

1

14

2

0

0

2
(40)

4

1

1

6

15
14

1
4

1
1

10
15

2
2

1
1

17
18
(36)
12
18

4

0

0

4

2

0

0

2

110

20

10

140


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».