Рабочая программа 8 класс по Баранову

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования
с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Надмитовой Р.Б. для 8 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок" программы

воспитания основного общего образования.
Личностные:
Ученик научится:

- пониманию русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному
отношению к родному языку, гордости за него; потребности сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремлению к
речевому самосовершенствованию;
-усвоению

достаточного

объема

словарного

запаса

и

усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе

речевого

общения;

способности

к

самооценке

на

основе

наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному

учреждению,

понимания

выраженного

преобладании

учебно-познавательных

в

необходимости

учения,

мотивов

и

предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач; ·адекватного понимания причин успешности/неуспешности
учебной деятельности; ·положительной адекватной дифференцированной
самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности; ·морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Метапредметные:
Ученик научится:

- пониманию устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
- владению видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватному восприятию на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
- способности

извлекать информацию, включая средства массовой

информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно

пользоваться

словарями

различных

типов,

справочной

литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
- умению сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения
их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
- умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
- владению различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);

- соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного

языка;

соблюдение

основных

правил

орфографии

и

пунктуации в процессе письменного общения;
- способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
- способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Ученик получит возможность научиться:
-применять обретенные умения, навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков
анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
-коммуникативно целесообразно взаимодействовать с людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
Ученик научится:


употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа



словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры;
использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при



создании устных и письменных высказываний;
проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в



процессе практической речевой деятельности;


использовать выразительные средства языка;



оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе

текстов художественной литературы
опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические



категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
Ученик получит возможность научиться:
-

пониманию

информации

устного

и

письменного

сообщения

(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
- способности извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-

способности

определять

цели

предстоящей

учебной

деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
- владению различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
- соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного

языка;

соблюдение

основных

правил

орфографии

и

пунктуации в процессе письменного общения;
- способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание учебного предмета
Введение. Функции современного языка в современном мире
Осознать роль русского языка в жизни общества и государства, в
современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,
выразительность русского языка
Повторение пройденного в V-VII классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Овладеть основными понятиями синтаксиса.
Осознавать

(понимать)

словосочетания

и

различие

сочетания

слов,

словосочетания
являющихся

и

предложения,

главными

членами

предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных
словосочетаний и фразеологизмов и др.

Словосочетание
Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные,
именные, наречные).
Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды
подчинительной связи в словосочетании; нарушение норм сочетания слов в
составе словосочетания.
Анализировать и характеризовать словосочетания по
морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению
словосочетания.
Простое предложение
Повторение

пройденного

о

предложении.

Грамматическая

(предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.
Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Распознавать

(выделять)

словосочетания

в

составе

предложения.

Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного.
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и
письменной речи.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью
высказывания.
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске;
утвердительные и отрицательные предложения.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности
повествовательных,

побудительных,

вопросительных,

предложений; утвердительные и отрицательные

восклицательных

предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей
высказывания

(повествовательные,

побудительные,

вопросительные,

восклицательные и невосклицательные, утвердительные, отрицательные);
употреблять их в речевой практике.
Простые двусоставные предложения. Главные члены
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом.
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Синтаксические

синонимы

главных

членов

предложения,

их

текстообразующая роль.
Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения
простые и сложные, предложения осложненной структуры.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых
двусоставных предложений.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы
его выражения.
Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным
словосочетанием

или

сложносокращенным

словом;

определения

с

определяемыми словами.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и
косвенное

дополнение

(ознакомление).

Несогласованное

определение.

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при
приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины,
цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот;
знаки препинания при нем.
Определять второстепенные члены, способ их выражения, задавать к ним
вопросы.

Составлять предложения со второстепенными членами.
Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать
и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с
обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с
прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной
задачей высказывания.
Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным
порядком слов в речи.
Простые односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с
главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные,
безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия

односоставных

и

двусоставных

предложений,

их

текстообразующая роль.
Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные
предложения.
Опознавать

односоставные

предложения;

определять

их

виды

и

морфологические способы выражения главного члена.
Сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.
Анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их
структурные и смысловые особенности.
Моделировать односоставные предложения разных типов.
Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Разграничивать

и

сопоставлять

предложения

нераспространенные, полные и неполные.

распространенные

и

Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи.
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные
члены

предложения,

противительными,
неоднородные
Разделительные

связанные

разделительными)

определения.
знаки

Ряды

препинания

союзами
и

(соединительными,

интонацией.

однородных
между

Однородные

членов

и

предложения.

однородными

членами.

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при
обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения.
Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами
сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным
соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными
союзами, с обобщающим словом).
Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения.
Осуществлять выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в
соответствии с грамматическими нормами.
Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами
предложения.
Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами
сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов.
Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения
в текстах разных стилей и жанров.
Обращения, вводные слова, междометия
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при
обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.
Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных

словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки
препинания.
Понимать (осознавать) функции вводных конструкций речи.
Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами,
словосочетаниями,

предложениями.

Знать

группы

вводных

слов

и

предложений по значению. Группировать вводные конструкции по заданным
признакам.
Сопоставлять предложения с вводными словами и предложения с
созвучными им членами предложения.
Моделировать

и

использовать

в

речи

предложения

с

вводными

конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
Использовать вводные слова в качестве средств связи предложений и
смысловых частей текста.
Анализировать

и

характеризовать

грамматические

и

семантические

особенности предложения с вводными
конструкциями. Наблюдать за использованием вводных конструкций в речи.
Понимать (осознавать) основные функции обращения. Опознавать и
правильно

интонировать

предложения

с

распространенными

и

нераспространенными обращениями.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные
приложения.

Обособленные

обстоятельства.

Уточнение

как

вид

обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при
обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические

синонимы

обособленных

членов

предложения,

их

текстообразующая роль.
Понимать сущность обособления, общие условия обособления.
Опознавать и правильно интонировать предложения с разными видами
обособленных членов.

Сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены
предложения.
Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами
обособленных членов.
Правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Оценивать

правильность

построения

предложений

с

обособленными

членами, корректировать недочеты.
Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами
разных видов.
Наблюдать

за

особенностями

употребления

обособленных

членов

предложения в текстах
разных стилей и жанров.
Прямая и косвенная речь
Повторение

изученного

о

прямой

речи

и

диалоге.

Способы

передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки
препинания при цитировании.
Синтаксические

синонимы

предложений

с

прямой

речью,

их

текстообразующая роль.
Выделять в произношении слова автора.
Заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения
данного текста.
Повторение пройденного в VIII классе
Развитие речи
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание
основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно
или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в
сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного,
изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими
информационными

источниками.

Овладение

различными

видами

аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного
текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание

устных

и

письменных

монологических,

а

также

устных

диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на
определённую

тему;

поиск,

анализ

и

преобразование

информации,

извлеченной из различных источников.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры,
принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на
смысловые части и составление плана. Определение средств и способов
связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор
языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля,
жанра.

Соблюдение

норм

построения

текста

(логичность,

последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и
редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление
плана текста, тезисов.
Тематическое планирование
Тема раздела
1 четверть
Повторение изученного.

Синтаксис, пунктуация,
культура речи.

Простое предложение

Тема урока

Кол-во
часов
27
Фонетика и графика. Орфография. 7
Морфемика и словообразование.
Лексика
и
фразеология.
Морфология.
Строение
текста.
Стили речи.
Словосочетание.
8
Строение
и
грамматическое
значение словосочетаний. Связь
слов в словосочетании.
Строение
и
грамматическое 1

значение предложений.
Интонация предложения. Порядок 2
слов в предложении. Логическое
ударение..
Двусоставное
Подлежащее.
3
предложение.
Главные Простое
глагольное
сказуемое. 6
члены предложения.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым
2 четверть
21
Второстепенные члены
Дополнение.
Определение. 8
предложения.
Приложение.
Обстоятельство.
Основные виды обстоятельства.
Односоставные
предложения.

Простое осложненное
предложение

Основные группы односоставных 9
предложений.
Предложения
с
главным членом - сказуемым:
определённо-личные,
неопределённо-личные, безличные.
Предложения с главным членом - 2
подлежащим.
Назывные
предложения.
Понятие
об
осложненном 1
предложении.

Предложения с
однородными членами.

Понятие об однородных
предложения.

3 четверть
Предложения с
однородными членами.

30
Однородные
члены,
связанные 9
сочинительными
союзами,
и
пунктуация при них
Обобщающие слова при однородных 3
членах и знаки препинания при них.
Обособленные определения
8
Обособленные приложения
3
Обособленные обстоятельства
7

Предложения с
обособленными членами.
4 четверть
Предложения с
обособленными членами.
Слова грамматически не
связанные с членами
предложения. Обращение

членах 1

Обособленные обстоятельства

27
2

Обращение и знаки препинания при 4
нём.
Вводные
слова
и
вводные 5
предложения. Знаки препинания при
них.

Способы передачи чужой
речи.

Повторение изученного
в 8 классе.
Итоговый урок
Итого

Вставные конструкции..
Предложения с прямой речью. Знаки
препинания в них.
Предложения с косвенной речью.
Замена прямой речи косвенной.
Цитаты и знаки препинания при них.
Повторение изученного в 8 классе.

2
3
4
6
1
105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».