Рабочая программа 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе
соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту среднего
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М. Александровой;
- основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа разработана учителем русского языка Бимбаевой Н.Г. для
10 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания среднего общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик

научится

осознавать и определять (называть)

свои

эмоции;

сочувствовать другим людям, сопереживать; уметь чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять

межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
доброжелательно относиться к окружающим.
Ученик

получит возможность для формирования интереса к чтению, к

ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму,
к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к
изучению языка; осознания ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Ученик

получит возможность научиться самостоятельно ставить новые

учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в
достижении поставленной цели и определить показатели достижения цели.
Коммуникативные результаты
Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме с
учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться сопоставлять свои идеи с идеями
других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга; указывать
причины успехов и неудач в деятельности; называть трудности, с которыми

столкнулся при решении задач и предлагать

пути их преодоления или

избегания в дальнейшей деятельности; анализировать собственные мотивы и
внешнюю ситуацию при принятии решений.
Познавательные результаты
Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию,
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация,

таблица,

схема);

перерабатывать

и

преобразовывать

информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Ученик получит возможность научиться

формулировать

проблемы;

проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её
существования); указать

на риски, которые

могут

возникнуть

при

достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить
цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;
приводить аргументы для использования полученных при решении задачи
ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Язык и культура
Ученик научится понимать и комментировать причины языковых изменений,
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с
историей общества; приводить примеры, которые доказывают, что изучение
русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры,
правильно употреблять их в речи; регулярно

использовать

словари,

в

том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного
вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые

словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц

и

поговорок,

крылатых

слов

и

выражений;

учебные

этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
Ученик получит возможность научиться выявлять единицы языка с
национально-культурным компонентом значения в текстах; приводить
примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных

метафор;

понимать

фразеологических

оборотов

с

и

истолковывать

национально-культурным

значения

компонентом;

анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических
оборотов; уместно употреблять их.
Культура речи
Ученик научится понимать и характеризовать активные процессы в области
произношения и ударения; соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
различать

варианты

орфоэпической

и

акцентологической

нормы;

употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;

употреблять слова с учётом стилистических

вариантов орфоэпической нормы; употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные
случаи в рамках изученного);

опознавать

частотные

примеры

тавтологии и плеоназма; соблюдать синтаксические нормы современного
русского литературного языка: управление предлогов; построение простых
предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с
косвенной речью; анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и
исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; распознавать
типичные ошибки в построении сложных предложений;

редактировать

предложения с целью исправления грамматических ошибок;

Ученик получит возможность научиться анализировать и оценивать с точки
зрения норм современного русского литературного языка чужую и
собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным
нормам современного литературного языка;

использовать при общении в

электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого
этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в
ситуациях делового общения; понимать активные процессы в современном
русском речевом этикете; использовать

толковые,

в

том

числе

мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и
особенностей его употребления; использовать орфоэпические, в том числе
мультимедийные,
произношения

и

словари

для

определения

правописания;

нормативных

использовать

словари

вариантов
синонимов,

антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники
для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Ученик научится пользоваться различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным,

изучающим,

поисковым)

учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.); владеть
умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации; анализировать
структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно

использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового
письма; создавать деловые письма;Ученик получит возможность научиться
уместно

использовать

коммуникативные

стратегии

и

тактики

при

дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.; анализировать структурные элементы
и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
принимать участие в учебно-научной дискуссии; анализировать и создавать
тексты

публицистических

жанров

(письмо);владеть

правилами

информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
№ Наименование
п/п раздела/темы
1
Язык и культура

2

Культура речи.
Основные
орфоэпические
нормы
современного

Содержание
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры ключевых
слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые
слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов
в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.

3

4

6

7
8

русского
литературного
языка.
Культура речи.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.

Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости. Речевая
избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью. Современные
толковые
словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Культура речи.
Типичные грамматические ошибки. Управление:
Основные
управление предлогов благодаря, согласно,
грамматические
вопреки; предлога по с количественными
нормы
числительными в словосочетаниях с
современного
распределительным значением (по пять груш – по
русского
пяти груш). Правильное построение
литературного
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге
языка.
– рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
словами). Правильное употребление предлогов
о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из
Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних
и тех же падежных форм, в частности форм
родительного и творительного падежей. Нормы
употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных
предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)
‚ повторение частицы бы в предложениях с
союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Язык и речь.
Русский язык в Интернете. Правила
Виды речевой
информационной безопасностипри общении в
деятельности.
социальных сетях. Контактное и дистантное
общение.
Текст как единица Виды преобразования текстов: аннотация,
языка и речи
конспект. Использование графиков, диаграмм,
для представления информации.
Функциональные Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-

разновидности
языка

деловой стиль. Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности. Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента
на защите проекта. Публицистический стиль.
Проблемный очерк. Язык художественной
литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.

Тематическое планирование
№

Тема раздела

Тема урока

Кол-во

п/п

часов

1 полугодие
1

Язык и культура

16
Отражение в русском языке культуры 1
и истории русского народа
Ключевые слова русской культуры

1

Ключевые слова, обозначающие мир 1
русской природы
Крылатые

слова

и

выражения

в 1

русском языке
Развитие

русского

языка

как 1

закономерный процесс
Основные

тенденции

развития 1

современного русского языка
Новые иноязычные заимствования в 1
современном русском языке
Словообразовательные неологизмы в 1
современном русском языке

Переосмысление

значений

слов

в 1

современном русском языке
Стилистическая переоценка слов в 1
современном русском языке
Проверочная работа №1
2

Культура речи

Активные

1

процессы

в

области 1

произношения и ударения
Основные лексические нормы русского 1
языка
Лексическая

сочетаемость

слова. 1

Свободная и несвободная сочетаемость
Речевая

избыточность

и

точность. 1

Тавтология и плеоназм
Основные

грамматические

нормы 1

русского языка
2 полугодие

19
Употребление

падежной

формы 1

существительного с предлогом
Нормы употребления причастных и 1
деепричастных оборотов
Типичные

ошибки

в

построении 1

сложных предложений
3

Речевой этикет

Этикетное

речевое

поведение

в 1

ситуации делового общения

4

Речь. Текст

Правила сетевого этикета

1

Проверочная работа №2

1

Русский язык в Интернете. Правила 1
информационной

безопасности

при

общении в социальных сетях
Этикет Интернет-переписки

1

Виды

преобразования

текстов: 1

аннотация, конспект
5

Функциональные

Разговорная речь. Анекдот, шутка

1

разновидности языка

Официально-деловой стиль. Деловое 1
письмо
Научно-учебный

подстиль.

Доклад, 1

сообщение
Публицистический стиль. Проблемный 1
очерк
Язык

художественной

Диалогичность

в

литературы. 1

художественном

произведении
Афоризмы. Прецедентные тексты

1

Проверочная работа №3

1

7

Резервные уроки

3

8

Итого

35
Электронные ресурсы

Основные

правила

грамматики

русского

языка

(http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
«Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
«Словарь

устаревших

и

диалектных

(http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
«Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
«Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).

слов»

Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/
Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/
Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/
Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm
Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/
Основы культуры речи и риторики http://www.mediaterra.ru/rhetoric/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».