Рабочая программа 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая

программа

учебного

курса

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 9 класса составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17. 18. 2010г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
4. Примерной

основной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
5. Рабочая программа составлена на основании: комплексной программы по
«Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная
школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т.,
Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2018 г.
6. Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для
общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.,
издательство «Просвещение», 2018г.
Планируемые результаты
7. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных,

метапредметных и предметных результатов школьного курса по ОБЖ и
реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
общего образования.

Цели и задачи учебного предмета:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих
безопасное поведение

в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской
Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие

умений предвидеть возникновение опасных

ситуаций по

характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
своих возможностей.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях
снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации,
принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
 Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для
образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ
Министерства образования Российской Федерации 2004 г.
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования
 Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для
5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией
Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2018 г
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник

Литература для

учителя

ЭОР
«Основы

1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности

безопасности

жизнедеятельности:

жизнедеятельно 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов,
сти. 9 класс».

Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение,

Учебник для

2010.

общеобразовате 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх,
льных

кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост.

учреждений/

Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

А.Т. Смирнов,

3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8

Б.О.

класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.

Хренников, М.,

http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65

издательство

Инструкции,

учебные

фильмы,

–

иллюстрированные

«Просвещение» инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и
, 2018 г.

плакаты по охране труда, безопасности дорожного
движения,

технике

безопасности,

безопасности

жизнедеятельности;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

-

Методические

материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по
ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15
– Каталог по основам безопасности жизнедеятельности
единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm
Методические
образовательного

рекомендации
процесса

в

по

-

организации

общеобразовательных

учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/

-

Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для
5-11 классов;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12

-

Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2
журнала «Основы безопасности жизни»;

Место учебного предмета в учебном плане:

–

Материалы

Предлагаемая программа рассчитана на изучение «Основ безопасности
жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени в
год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе
ученик должен знать:
♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального
характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные
последствия и правила личной безопасности;
♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной
безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по
обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
♦ основные

виды

террористических

актов,

их

цели

и

способы

осуществления;
♦ правила поведения при угрозе террористического акта;
♦ государственную политику противодействия наркотизму;
Ученик должен уметь:
♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных
ситуаций по их характерным признакам;
♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную
безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
♦ действовать

при

угрозе

возникновения

террористического акта,

соблюдая правила личной безопасности;
♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
♦

активного отдыха в природных условиях;
♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

♦

соблюдения норм здорового образа жизни.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся:
Контроль

за

уровнем

знаний

учащихся

предусматривает

проведение

лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:


вводный



текущий



тематический



итоговый
Формы контроля:

 проверочная работа
 тест
 фронтальный опрос
 контрольная практическая работа
 зачет
 индивидуальные разноуровневые задания.
Преобладающей

формой

текущего

контроля

выступают

письменный

(самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, контрольные
работы, зачеты.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
 годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма
содержания учебного предмета за учебный год;
 четверть– оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо
части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного
полугодия на основании текущей аттестации;
 текущую

аттестацию

-

оценка

качества

усвоения

содержания

компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в
процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля

качества усвоения содержания учебных программ

учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные,
практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на
вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в
форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных
форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ
учащихся
технологии.

могут

использоваться

информационно

–

коммуникационные

При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие
формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в
баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии
оценивания

по

каждому

предмету

разрабатываются

методическим

объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом
ОУ.
1.

Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения
качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота,
прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка
учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля
успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной
аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться
письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной
аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К
годовой аттестации относятся:

устным

формам

защита реферата, зачет, собеседование и

другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой
аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с
государственным стандартом общего образования
Предмет

1

2

3

4

Итоговы

четверть

четверть

четверть

четверть

й
контроль
(год)

Основы

Тестовая

Тестовая

Тестовая

Тестовая

Тестовая

безопасности

работа

работа

работа

работа

работа

жизнедеятельности

Содержание рабочей программы
Структурно программа курса состоит из

трех основных разделов:

безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы
медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы
безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел
основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена
тем, что в последнее время очевидна тенденция к

ухудшению состояния

здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой
болезней».
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты
человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также
практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам
поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач,
практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в
реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Кол№

Название

во

Основные изучаемые

Требования к уровню

п/п

темы

часо

вопросы темы

усвоения материала

в
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
1.

Националь 4

Россия в мировом

Знать: Страны и

ная

сообществе. Страны и

организации в

безопаснос

организации в современном

современном мире, с

ть России в

мире, с которыми Россия

которыми Россия успешно

мировом

успешно сотрудничает.

сотрудничает.

сообществе

Значение для России

Степень влияния каждого

сотрудничества со странами

человека на национальную

СНГ. Роль молодого

безопасность России.

поколения России в развитии

Влияние определенного

нашей страны. Национальные поведения каждого
интересы России в

человека на национальную

современном мире и их

безопасность России.

содержание. Степень влияния Формирование общей
каждого человека на

культуры населения в

национальную безопасность

области безопасности

России. Значение

жизнедеятельности.

формирования общей

Уметь: Умение работать с

культуры населения в

учебником, выделять

области безопасности

главное

жизнедеятельности для

Умение анализировать и

обеспечения национальной

делать выводы

безопасности России
2.

Чрезвычай 3

Опасные и чрезвычайные

Знать: Классификация

ные

ситуации, общие понятия и

Ч.С., основные причины

ситуации

определения. Классификация

увеличения их числа.

природного

чрезвычайных ситуаций,

Ч.С. природного характера,

и

основные причины

их причины и последствия

техногенно

увеличения их числа.

Уметь: Умение

го

Масштабы и последствия

анализировать и делать

характера

чрезвычайных ситуаций для

выводы

как угроза

жизнедеятельности человека.

Умение работать с

националь

Чрезвычайные ситуации

ной

природного характера, их

безопаснос

причины и последствия.

ти России

Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их

учебником, выделять
главное

причины и последствия.
3.

Современн

3

Военные угрозы

Знать: Основные правила

ый

национальной безопасности

поведения , если вас

комплекс

России. Внешние и

захватили в заложники.

проблем

внутренние угрозы

Уметь: Умение

безопаснос

национальной безопасности

анализировать и делать

ти

России. Роль Вооруженных

выводы

социальног

Сил России в обеспечении

Умение работать с

о

национальной безопасности

учебником, выделять

характера

страны.

главное

Международный терроризм –
угроза национальной
безопасности России.
Наркобизнес как
разновидность проявления
международного терроризма.
4.

Обеспечен

2

ие личной
безопаснос
ти при
угрозе
террористи
ческого
акта
5.

Организац

3

Единая государственная

Знать: Нормативно-

ионные

система предупреждения и

правовые акты по защите

основы по

ликвидации чрезвычайных

населения от ЧС в мирное

защите

ситуаций (РЧРС). Основные

и военное время. Задачи и

населения

задачи, решаемые РЧРС по

основные направления

страны от

защите населения страны от

работы РСЧС и МЧС

чрезвычай

чрезвычайных ситуаций

Уметь: Умение

ных

природного и техногенного

анализировать и делать

ситуаций

характера.

выводы

мирного и

Гражданская оборона как

Умение работать с

военного

составная часть

учебником, выделять

времени

национальной безопасности

главное

обороноспособности страны.
Основные факторы,
определяющие развитие
гражданской обороны в
настоящее время.
МЧС России – федеральный
орган управления в области
защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций. Роль МЧС России
в формировании культуры в
области безопасности
жизнедеятельности населения
страны.
6.

Основные

5

Мониторинг и

Знать: Инженерные

мероприят

прогнозирование

сооружения для защиты

ия,

чрезвычайных ситуаций.

населения. Система

проводимы

Основное предназначение

оповещения, Сигнал

ев

проведения мониторинга и

«Внимание всем»

Российской

прогнозирования

Эвакуация, план эвакуации

Федерации,

чрезвычайных ситуаций.

учреждения,

по защите

Инженерная защита

средства индивидуальной

населения

населения и территорий от

защиты

от

чрезвычайных ситуаций.

Уметь: Умение

чрезвычай

Оповещение населения о

анализировать и делать

ных

чрезвычайных ситуациях.

выводы

ситуаций

Централизованная система

Действовать при угрозе

мирного и

оповещения населения о

нападения, при

военного

чрезвычайных ситуациях,

оповещения о химическом

времени

единая дежурно-

заражении, в очаге

диспетчерская служба на базе инфекционного
телефона 01. Создание

заболевания, при

локальных и

оповещении о

автоматизированных систем

радиоактивном заражении

оповещения.

Применять правила

Эвакуация населения.

эвакуации, использование

Классификация мероприятий

различных укрытий и

по эвакуации населения из

защитных сооружений

зон чрезвычайных ситуаций.
Экстренная эвакуация;
рассредоточение персонала
объектов экономики из
категорированных городов.
Заблаговременные
мероприятия, проводимые
человеком при подготовке к
эвакуации.
Аварийно-спасательные и
другие неотложные работы в
очагах поражения.

7.

Основы

4

Виды террористических

Знать: Основные задачи

государств

акций, их цели и способы

ГО по защите населения от

енной

осуществления.

террористических актов.

политики

Подразделение терроризма

Уголовная

по

по видам в зависимости от

ответственность,

организаци

целей, которые преследуют

предусмотренная за

и борьбы с

преступники.

участие в

терроризмо

Международный терроризм и террористической

ми

его основные особенности.

деятельности

наркобизне

Законодательная и

Правила поведения при

сом

нормативно-правовая база по

угрозе террористического

организации борьбы с

акта.

терроризмом. Основные

Наказания, применяемые в

органы федеральной

России для борьбы с

исполнительной власти,

наркоманией

непосредственно

Профилактика наркомании.

осуществляющие борьбу с

Уметь: Умение работать с

терроризмом. Основные

учебником, выделять

задачи гражданской обороны

главное

по защите населения от

Умение анализировать и

террористических актов.

делать выводы

Система борьбы с

Правила безопасного

терроризмом. Существующие поведения в случае
в мировой практике формы

возникновения пожара и в

борьбы с терроризмом.

случае возникновения

Организация

террористического акта

информирования населения о
террористической акции.
Уголовная ответственность,
предусмотренная за участие в

террористической
деятельности.
Правила поведения при
угрозе террористического
акта.
Государственная политика
противодействия
распространению
наркомании. Основные меры,
принимаемые в России для
борьбы с наркоманией.
Наказания, предусмотренные
Уголовным кодексом РФ, за
сбыт наркотических средств
и за склонение к
потреблению наркотических
средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
8.

Основы

3

Здоровье человека как

Знать: Здоровье, ЗОЖ,

здорового

индивидуальная, так и

факторы, определяющие

образа

общественная ценность.

состояние

жизни

Определение, данное

индивидуального здоровья

здоровью в Уставе

Физическое здоровье,

Всемирной организации

гигиены, изменения в

здравоохранения (ВОЗ).

подростковом возрасте,

Основные факторы,

духовное здоровье,

оказывающие существенное

акселерация

влияние на здоровье

Уметь: Иметь

человека. Взаимосвязь,

представление об

существующая между

основных положениях

духовной, физической и

здорового образа жизни

социальной составляющими

Отрабатывать навыки

здоровья человека.

личной гигиены, занятие

Здоровый образ жизни и

физкультурой

его составляющие. Роль

Укреплять здоровье,

здорового образа жизни в

восстанавливать душевное

формировании у человека

равновесие

общей культуры в области
безопасности
жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье
населения и национальная
безопасность России.
9.

Факторы,

3

разрушаю

Ранние половые связи и
их последствия.

щие

Инфекции, передаваемые

Знать: Ранние половые
связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые

репродукти

половым путем. Понятие о

половым путем.

вное

ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Понятие о ВИЧ- инфекции

здоровье

и СПИДе
Уметь: Умение работать с
учебником, выделять
главное

10.

Правовые

3

Брак и семья. Роль семьи

Знать: Основные

основы

в воспроизводстве населения

положении Семейного

сохранения

страны. Основные функции

кодекса РФ

и

семьи. Влияние культуры

Уметь: применение

укреплени

общения мужчины и

я

женщины на создание

репродукти

благополучной семьи.

вного
здоровья

основных понятий

Семья и здоровый образ
жизни человека. Роль семьи в
формировании здорового
образа жизни.
Основные положения
Семейного кодекса РФ.

11.

Основы

Первая медицинская

Знать: признаки

медицинск

помощь при массовых

применения

их знаний

поражениях.

психоактивных веществ

и оказание

Первая медицинская помощь

Уметь: Умение работать с

первой

при передозировке

учебником, выделять

медицинск

психоактивных веществ

главное

ой помощи

Поурочно-тематическое планирование

№

Тема урока

Виды, формы
контроля

1

Россия в мировом сообществе.

Устный опрос

2

Национальные интересы России в современном Устный опрос
мире.

3

Основные угрозы национальным интересам и

Устный опрос

безопасности России.
4

Формирование общей культуры населения в

Устный опрос

области безопасности жизнедеятельности.
Правовое воспитание участников дорожного
движения
5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие

Тест

понятия и определения, их классификация.
Причины и следствия ДТП
6

Ч.С. природного характера, их причины и

Устный опрос

последствия.
7

Ч.С.техногенного характера их причина и

Зачет

последствия. Сложные ситуации на дорогах и
перекрестках
8

Военные угрозы национальной безопасности

Устный опрос

России.
9

Международный терроризм - угроза

Устный опрос

национальной безопасности России.
10 Наркобизнес как разновидность проявления

Тест

международного терроризма.
11 Единая государственная система

Устный опрос

предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)
12 ГО как составная часть национальной

Устный опрос

безопасности и обороноспособности страны.
13 МЧС России - федеральный орган управления в Устный опрос
области защиты населения и территорий от ЧС
14 Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Зачет

15 Инженерная защита населения и территорий от

Тест

ЧС
16 Оповещение населения о ЧС

Устный опрос

17 Эвакуация населения.

Устный опрос

18 Аварийно-спасательные и другие неотложные

Тест

работы в очагах поражения
19 Виды террористических акций, их цели и

Устный опрос

способы осуществления.
20 Законодательная и нормативно-правовая база

Устный опрос

по организации борьбы с терроризмом.
21 Система борьбы с терроризмом.
22 Правила поведения при угрозе

Тест

террористического акта.
23 Государственная политика противодействия

Устный опрос

наркотизму.
24 Профилактика наркомании.

Устный опрос

25 Здоровье человека как индивидуальная так и

Устный опрос

общественная ценность
26 Здоровый образ жизни и его составляющие.

Устный опрос

27 Репродуктивное здоровье населения и

Устный опрос

национальная безопасность России. Первая
доврачебная помощь при ДТП
28 Ранние половые связи и их последствия.

Тест

Первая доврачебная помощь при ДТП
29 Инфекции, передаваемые половым путем.

Устный опрос

Первая доврачебная помощь при ДТП
30 Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Первая

Зачет

доврачебная помощь при ДТП
31 Брак и семья.

Устный опрос

32 Семья и здоровый образ жизни человека.

Устный опрос

Первая доврачебная помощь при ДТП
33 Основы семейного права в Российской
Федерации. Первая доврачебная помощь при
ДТП

Фронтальный опрос

34 Первая медицинская помощь при массовых
поражениях
Зачет по учебному модулю «Дорожная
безопасность»

Устный опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».