Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
бурятскому
языку
как
государственному,
предназначенная для учащихся 8 классов МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3 г.Улан-Удэ» составлена на основе:
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего образования;
программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая
гимназия
№3
г.Улан-Удэ»,
которая
разработана
в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.02.2020 г.;
регионального стандарта начального и основного общего образования по
бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с
русским языком обучения ( приказ №830 от 9 июня 2009 г.);
программы по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов
образовательных школ с русским языком обучения авторов Содномов С.Ц.,
Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д.;
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия № 3»;
Учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
положения о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
Рабочая программа составлена по УМК «Алтаргана» С.Ц. Содномова, А.А.
Надагуровой и рассчитана на 35 часов.
При обучении бурятскому языку
преподавания
ориентированные,
языков:
применяются различные технологии
коммуникативные,
проектные,
а
также
игровые,
дистанционные
личностнотехнологии
и
электронные ресурсы: Учи.ру», Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также
мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по бурятскому языку
как государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества, понимание значимости использования
бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского
народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции
в
межкультурной и
межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей
страны и мира;
- готовность отстаивать национальные
и
общечеловеческие
(гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие
исследовательских учебных действий, включая навыки
- работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации.
Программа также предусматривает
- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях:
использование учебных умений, связанных со способами организации учебной
деятельности,
доступных
учащимся
5-9
классов
и
способствующих
самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры
монголоязычных народов;
- а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение
ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки,
словообразовательный анализ, выборочное использование перевода;
- умение пользоваться двуязычными словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Предметные результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы
бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя);
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в
пределах изученной тематики и усвоенного лексико- грамматического материала;
Ученик получит возможность научиться:
– Вести диалог-обмен-мнениями;
– брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
- строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность
и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной
тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее ит.д.;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей
стране, о зарубежных странах;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст,
ключевые
слова/
план/
вопросы,
выражать
своё
отношение
к
прочитанному/услышанному;
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/
вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
- делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
- комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
- кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
- кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
схемы и т. п.);
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Ученик научится:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество
неизученных языковых явлений;
- воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные
прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые
явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом
выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Ученик научится:
- читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов
разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления,
используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки,
выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную
информацию, выражать своё мнение;
- читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/
запрашиваемую
информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным
пониманием значимой/нужной/интересующей информации);
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные
на изученном языковом материале;
- выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичном тексте;
- восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Ученик научится:
- заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство,
национальность, адрес и т. д.);
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с
употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать
благопожелания (объемом 20–30 слов);
- писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и
запрашивать
аналогичную
информацию
о
друге
по
переписке;
выражать
благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес);
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план
(объемом 80-100 слов, включая адрес).
Ученик получит возможность научиться:
- делать
использования
краткие
выписки
из
текста
с
целью
их
в собственных устных высказываниях;
- составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко
излагать
в
письменном
виде результаты проектной
деятельности;
- писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
- применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках
изучаемого лексико-грамматического материала;
- правильно ставить
знаки препинания
в
конце предложения, при
причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала;
- расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами,
принятыми в бурятском языке.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка.
Фонетическая сторона речи Ученик научится:
- различать на слух и адекватно
произносить звуки и слова бурятского
языка;
- соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
- членить предложения на смысловые группы;
- соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий,
специальный вопросы).
Ученик получит возможность научиться:
- различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в
прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
- узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы
(слова,
словосочетания,
реплики-клише
речевого
этикета),
в
том
числе
многозначные слова в пределах тематики основной школы;
- употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в
том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
-
соблюдать
существующие
в
бурятском
языке
нормы
лексической
сочетаемости;
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных
способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием
аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей:
глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(лдэ, -лдо), -лса (-лсэ,-лсо);
имена существительные при помощисуффиксов-шан
(-шэн,
- шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (-лгэ, -лго),-л;
имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), тай (-тэй,-той);
наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр);
числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад
(- ээд, -өөд, -яад, -ёод,-гаад).
Ученик получит возможность научиться:
- распознавать
и
употреблять
в
речи в
нескольких
значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
- знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
- распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
- распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения
его
целостности
(нэгэдэхеэр,
эхилхэдээ,
тиихэдээ,
саашааүргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.);
- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с
русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
- оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
- распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной
и отрицательной форме) и восклицательные;
- распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами;
- распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными
частицами;
- распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд, аад;
- распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с
союзами и союзными словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг;
- использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных
предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени;
- распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ) һаа;
-
распознавать
и
употреблять
в
речи
личные
и
неличные
имена
существительные в единственном числе и во множественном числе;
- распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного
притяжания;
- распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные;
- распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
превосходной степенях качества;
- распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия;
-
распознавать
и
употреблять
в
речи
количественные,
порядковые
числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных,
выражающих стоимость товара зуута, время арбагүйтаба, табахахад, таба хори, дату
2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг,
үнгэржэбайһан
саг;
дабтаһан
причасти,
үнгэрһэн саг,
үниүнгэрһэнсагай
причасти;
холбоһондеепричасти, илгаһандеепричасти;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан
хандалга, заан хандалга, зорин хандалга;
- распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
- распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога гда (-гдэ, -гдо);
- распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные,
целевые послелоги;
- распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные,
вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц;
- распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемые типа -хаяа
(-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д.
Ученик получит возможность научиться:
-
распознавать
сложноподчиненные
предложения
с
придаточными:
изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа,
дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ – һаа;
- распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и
деепричастными оборотами;
- распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями
типа хэн …, тэрэ….
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:
- употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета;
- представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке;
- понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного материала;
- понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии
бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора
(скороговорки, поговорки, пословицы);
- понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа;
- распознавать образцы художественной, публицистической литературы.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
- находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного
народов, народов своей страны и других стран;
- понимать роль владения языками в современном мире.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
- выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств:
использовать переспрос при говорении.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать
перифраз, синонимические и
антонимические
средства, жесты, мимику при говорении;
- пользоваться
языковой
и
контекстуальной догадкой, при
аудировании и чтении.
в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу.
в ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе
культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных
контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание
места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения,
познания, самореализации и социальной адаптации.
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций
в живописи, музыке, литературе.
в трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание,
спорт, фитнес).
Содержание обучения в 8 классе
Учебная Темы раздела
Количество
четверт
часов
ь
I
«Моя родина»
9 часов
II
«Здоровый образ жизни»
8часов
III
«Мои увлечения. Праздники »
10часо
IV
«Природа родного края»
8 часов
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби).
Семейные праздники. Помощь по дому.
Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения
друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).
Мой день. Режим и распорядок дня. Время. Часы.
Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение
врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы.
Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь.
Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната,
школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения
учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся.
Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение,
путешествия, музыка, чтение).
Профессии.
Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее
популярные программы в регионе, России.
Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат,
население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.
Тематическое планирование
№
Название тем и разделов
Количество Формы контроля
часов
Раздел: « Моя родина» (9ч)
1
1
Введение лексики
1
2
Активизация лексики
1
3
Работа над диалогом
1
Диалог-расспрос
4
Мой город. Высказывание
1
Высказывание
5
Города Бурятии
1
Тест
6
Работа с текстом
1
Опрос
7
Развитие грамматических навыков
1
Фронтальный опрос
8
Устное народное творчество
1
Индивидуальный контроль
9
Писатели и поэты Бурятии
1
Тест
Раздел: «Здоровый образ жизни»
(8ч)
10
О вреде наркотиков
1
Индивидуальный контроль
11
Диалог
1
Диалог-расспрос
12
Я люблю спорт
1
13
Разговор о дружбе
1
14
Монологическое высказывание
1
15
Работа над диалогом
1
Высказывание
Диалог-обмен мнениями
16
Чтение текста
1
17
Тренировка грамматики
1
Тест
Раздел: «Мои увлечения.
Праздники» (10 ч)
18
Монологическое высказывание
1
Опрос
19
Работа над диалогом
1
Диалог-расспрос
20
Урок-игра «Мое хобби»
1
21
Работа с текстом
1
22
Совершенствование
1
Письменное задание
грамматических навыков
23
Работа с текстом
1
Опрос
24
Сагаалган-любимый праздник
1
Письменное задание
25
Известные люди Бурятии
1
Сообщение
26
Чтение текста
1
Индивидуальный контроль
27
Тренировка грамматики
1
Опрос
Раздел: «Природа родного края»
8ч
28 Работа с текстом
1
Опрос
29 Развитие навыков устной речи
1
Опрос
30 Флора и фауна Бурятии
1
Индивид. задания
31 Животные мир Бурятии
1
Фронтальный опрос
32 Чтение текста «Байкал»
1
Фронтальный опрос
33 Работа над диалогом
1
34 Работа над чтением
1
35 Повторение пройденного за год
1
Тест