Пояснительная записка Рабочая программа по бурятскому языку как государственному, предназначенная для учащихся 8 классов МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ» составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.02.2020 г.; регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения ( приказ №830 от 9 июня 2009 г.); программы по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов образовательных школ с русским языком обучения авторов Содномов С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д.; основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»; Учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; положения о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; Рабочая программа составлена по УМК «Алтаргана» С.Ц. Содномова, А.А. Надагуровой и рассчитана на 35 часов. При обучении бурятскому языку преподавания ориентированные, языков: применяются различные технологии коммуникативные, проектные, а также игровые, дистанционные личностнотехнологии и электронные ресурсы: Учи.ру», Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте». Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по бурятскому языку как государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; - стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; - развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; - готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); - развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки - работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации. Программа также предусматривает - формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; - а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; - умение пользоваться двуязычными словарями; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметные результаты Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Ученик научится: - начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); - расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико- грамматического материала; Ученик получит возможность научиться: – Вести диалог-обмен-мнениями; – брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. Ученик научится: - строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; - сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах; - описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; - давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; - описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы. Ученик получит возможность научиться: - делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; - комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; - кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; - кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т. п.); - кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Ученик научится: - воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; - воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; - воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Ученик получит возможность научиться: - выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; - использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение: Ученик научится: - читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; - читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); - читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; - выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Ученик получит возможность научиться: - устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; - восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Ученик научится: - заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.); - писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30 слов); - писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); - писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включая адрес). Ученик получит возможность научиться: - делать использования краткие выписки из текста с целью их в собственных устных высказываниях; - составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; - кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; - писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Ученик научится: - применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; - правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; - расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Ученик получит возможность научиться: - сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Ученик научится: - различать на слух и адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; - соблюдать правильное ударение в словах и фразах; - членить предложения на смысловые группы; - соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Ученик получит возможность научиться: - различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Ученик научится: - узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; - употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; - соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; - распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; - распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(лдэ, -лдо), -лса (-лсэ,-лсо); имена существительные при помощисуффиксов-шан (-шэн, - шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (-лгэ, -лго),-л; имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), тай (-тэй,-той); наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр); числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (- ээд, -өөд, -яад, -ёод,-гаад). Ученик получит возможность научиться: - распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; - знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; - распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; - распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (нэгэдэхеэр, эхилхэдээ, тиихэдээ, саашааүргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.); - использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Ученик научится: - оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: - распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; - распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; - распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; - распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд, аад; - распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг; - использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; - распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ) һаа; - распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; - распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; - распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; - распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; - распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; - распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүйтаба, табахахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; - распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэржэбайһан саг; дабтаһан причасти, үнгэрһэн саг, үниүнгэрһэнсагай причасти; холбоһондеепричасти, илгаһандеепричасти; - распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зорин хандалга; - распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); - распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога гда (-гдэ, -гдо); - распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги; - распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц; - распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемые типа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Ученик получит возможность научиться: - распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ – һаа; - распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; - распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …, тэрэ…. Социокультурные знания и умения Ученик научится: - употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; - представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; - понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; - понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); - понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; - распознавать образцы художественной, публицистической литературы. Ученик получит возможность научиться: - использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; - находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и других стран; - понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Ученик научится: - выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Ученик получит возможность научиться: - использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; - пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и чтении. в познавательной сфере: - умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу. в ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации. в эстетической сфере: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. в трудовой сфере: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. в физической сфере: - стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Содержание обучения в 8 классе Учебная Темы раздела Количество четверт часов ь I «Моя родина» 9 часов II «Здоровый образ жизни» 8часов III «Мои увлечения. Праздники » 10часо IV «Природа родного края» 8 часов Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Мой день. Режим и распорядок дня. Время. Часы. Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Профессии. Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Тематическое планирование № Название тем и разделов Количество Формы контроля часов Раздел: « Моя родина» (9ч) 1 1 Введение лексики 1 2 Активизация лексики 1 3 Работа над диалогом 1 Диалог-расспрос 4 Мой город. Высказывание 1 Высказывание 5 Города Бурятии 1 Тест 6 Работа с текстом 1 Опрос 7 Развитие грамматических навыков 1 Фронтальный опрос 8 Устное народное творчество 1 Индивидуальный контроль 9 Писатели и поэты Бурятии 1 Тест Раздел: «Здоровый образ жизни» (8ч) 10 О вреде наркотиков 1 Индивидуальный контроль 11 Диалог 1 Диалог-расспрос 12 Я люблю спорт 1 13 Разговор о дружбе 1 14 Монологическое высказывание 1 15 Работа над диалогом 1 Высказывание Диалог-обмен мнениями 16 Чтение текста 1 17 Тренировка грамматики 1 Тест Раздел: «Мои увлечения. Праздники» (10 ч) 18 Монологическое высказывание 1 Опрос 19 Работа над диалогом 1 Диалог-расспрос 20 Урок-игра «Мое хобби» 1 21 Работа с текстом 1 22 Совершенствование 1 Письменное задание грамматических навыков 23 Работа с текстом 1 Опрос 24 Сагаалган-любимый праздник 1 Письменное задание 25 Известные люди Бурятии 1 Сообщение 26 Чтение текста 1 Индивидуальный контроль 27 Тренировка грамматики 1 Опрос Раздел: «Природа родного края» 8ч 28 Работа с текстом 1 Опрос 29 Развитие навыков устной речи 1 Опрос 30 Флора и фауна Бурятии 1 Индивид. задания 31 Животные мир Бурятии 1 Фронтальный опрос 32 Чтение текста «Байкал» 1 Фронтальный опрос 33 Работа над диалогом 1 34 Работа над чтением 1 35 Повторение пройденного за год 1 Тест