2 класс Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку в 2 классе соответствует:


федеральному образовательному стандарту начального общего образования;



примерной образовательной программе начального общего образования;



программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения

«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с
методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020г;


авторской программе под редакцией В.П. Канакиной, В. Г.Горецкого;



основной

образовательной

программе

начального

общего

образования

МАОУ

«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;


учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;



положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.УланУдэ».
В 2 классе на изучение предмета «Русский язык » отводится 4 ч в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная

рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов школьного курса по русскому языку и реализацию модуля «Школьный урок»
программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:


представления о своей этнической принадлежности;



развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое
достояние русского народа – русский язык;



представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их
деятельность и др.);



осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;



положительного отношения к говорящим на разных языках, и их родному языку;



представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;



положительного отношения к языковой деятельности;



заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной
деятельности;



понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в
поведении на принятые моральные нормы;
1



развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;



этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости,
совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;



развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной
деятельности;



представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к
проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:


Принимать и сохранять цель и учебную задачу;



высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в
сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;



планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации;



учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале
учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;



выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации;



проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;



оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;



адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;



понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;



выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД


Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под
руководством учителя или самостоятельно);



воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);



ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в
оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);



работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,
схема), под руководством учителя и самостоятельно;



осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с
2

поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;


пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и
учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения
учебных и практических задач;



пользоваться словарями и справочным материалом учебника;



осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов
(художественного и познавательного);



составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам
учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);



составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;



осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);



ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;



находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;



осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;



обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);



делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);



осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила,
определения;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить
рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:


Слушать собеседника и понимать речь других;



оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);



принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);



выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;



задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить
понятные для партнёра высказывания;



признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и
3

позицию;


формулировать собственное мнение и аргументировать его;



работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру;



строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны
Российской Федерации, языка межнационального общения;



воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского
народа и языкам, на которых говорят другие народы;



понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления
национальной культуры, как развивающегося явления;



первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого
курса);



начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших
монологических высказываний;



овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского
языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:
фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого
курса);



применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе
выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);



первоначальные умения проверять написанное;



овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;



формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать,
классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть
речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
4

Обучающийся научится:


участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);



строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный
вопрос, для выражения своего собственного мнения);



(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать
с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);



пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;



различать устную и письменную речь;



различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;



отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;



анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;



понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать
заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять
последовательность частей текста;



читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их
записывать;



составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по
рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его
концу.

Обучающийся получит возможность научиться:


анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки
зрения правильности, точности, ясности содержания;



соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях
учебника;



озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;



распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;



замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;



составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую
жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);



находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);



составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями
языка; на определённую тему;
5



составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);



письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной
подготовки) по вопросам;



проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и
оформлении.

Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:


различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить
звуки в слове и вне слова;



определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный –
безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой –
звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);



характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;



понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);



анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;



определять функции букв е, ё, ю, я в слове;



определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];



определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать
слова по слоговому составу;



определять ударный и безударные слоги в слове;



правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;



использовать знание алфавита при работе со словарями;



определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;



устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки,
ёлка, маяк;



находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);



произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка
(круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:


осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в
6

учебнике алгоритма;


устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным
мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;



применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и
орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие,
шипящие, мягкие и твёрдые и др.);



пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:


осознавать слово как единство звучания и значения;



выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;



различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);



иметь представление о синонимах и антонимах;



распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;



подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;



наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;



наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:


выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;



на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении (простые случаи);



замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;



пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:


осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием
«однокоренные слова»;



владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других
(неоднокоренных) слов;



распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать
родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
7



определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой
определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:


различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;



различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;



подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в
корне слова.

Морфология
Обучающийся научится:


различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов),
вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;



находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков:
имя существительное, имя прилагательное, глагол;



находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи,
опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»?
и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа
имён существительных;



находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать
форму числа имён прилагательных, роль в предложении;



находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа
глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и
употребление в речи;



находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;



подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:


различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков,
определять их синтаксическую функцию в предложениях;



выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных
признаков, определять признаки частей речи;



различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы,
кефир);



выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;



использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;



пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
8

Синтаксис
Обучающийся научится:


различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;



определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию
конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;



сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой
на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения;



находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;



различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);



устанавливать связи слов между словами в предложении;



соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;



восстанавливать деформированные предложения;



составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:


опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие
предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными
членами;



находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:


раздельное написание слов в предложении;



написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под
ударением и без ударения);



отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;



перенос слов;



прописная буква в начале предложения, в именах собственных;



проверяемые безударные гласные в корне слова;



парные звонкие и глухие согласные в корне слова;



непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том
числе удвоенные буквы согласных;



разделительный мягкий знак (ь);



знаки препинания конца предложения (. ? !);
9



раздельное написание предлогов с именами существительными;



раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:


осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая
орфограмма»;



определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;



разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;



обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах;



применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;



пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при
проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Содержание курса: 2 класс (4 часа в неделю)
Наша речь (3 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение,
письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (2 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и
главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о
структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте.
Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение
составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по
10

определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством
учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы,
благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (13 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи.
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без
терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление
предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и
монолог.

Пунктуационное

оформление

диалогической

речи

и

соответствующая

ему

интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и
сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и
второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений
второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому),
из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и
их запись.
Слова, слова, слова… (16 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее
название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение
над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор
нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника
(толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая
часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова,
отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к
тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в
наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль
ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование
свойств

подвижности

для

проверки

безударных
11

гласных,

проверяемых

ударением.

Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать
ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов
(алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упр. в переносе слов.
Звуки и буквы. (26 ч.)
Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных
обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Алфавитное
расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение
гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных
слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение
правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной
гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы,
обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные
буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные
звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание
слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с
этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами.
Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости
согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного
слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным
в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед
согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Правописание буквосочетаний с шипящ. звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (21 ч.)
Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие
12

согласные звуки. Разделительный Ь.
Части речи. (42 ч.)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к
определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим
значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен
существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее
представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена
существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях,
именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и
др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных.
Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в
одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение
имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении,
имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка
правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые
отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы
близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени
прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в
словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен
прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена
прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в
речи.
Предлог

как

часть

речи.

Роль

предлогов

в

речи.

Раздельное

написание

наиболее

распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.
Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами
существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение (13 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков
в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова.
13

Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение
слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

3

2

Текст

2

3

Предложение

13

4

Слова, слова, слова

16

5

Звуки и буквы

26

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

21

7

Части речи

42

8

Повторение

13
Итого:

14

136 часов

Аннотация
к рабочей программе по русскому языку
2 класс
Категории

Характеристики

Нормативная и
методическая
база

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.
2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 (С изменениями и
дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.,
29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями и
дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29
декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.)
перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию
Минобрнауки России на 2020 - 2020 учебный год ;
Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15. № 1/5)
Основная образовательная программа начального общего образования
ОАНО Начальная общеобразовательная школа «Дари Детям Добро»
(утвержденная приказом №1 от 31.08.2017 г);
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-р)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о
15

внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» Учебный план
Положение о рабочей программе по предмету
Примерная (авторская) (авторы В.Г. Горецкий, В.П. Канакина;В.М.
Бойкина, М.Н. Дементьев Н.А. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы»
(учебно-методический комплект «Школа России»)) программа начального
общего образования по предмету «Русский язык» для обучающихся 2 класса
УМК

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник.2 класс. В 2 ч. Ч.
1.— М.: Просвещение.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.
2.— М.: Просвещение.

Цели

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык»
реализует познавательную и социокультурную цели:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека

Общая
характеристика
программы

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых

установок

начального

образования:

становлении

основ

гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ
16

умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап
системы

лингвистического

обеспечивающий

готовность

образования
выпускников

и

речевого
начальной

развития,
школы

дальнейшему образованию.
Количество

136 часов в год (34 недели), 4 часа в неделю

часов в учебном
плане
Планируемые
результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
-понимание значения русского языка как государственного языка нашей
страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
-воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному
языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
-понимание русского языка как великого достояния русского народа, как
явления национальной культуры, как развивающегося явления;
-первоначальное представление о некоторых нормах русского языка
(орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах
речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
-начальные умения выбирать адекватные языковые средства при
составлении небольших монологических высказываний;
-овладение первоначальными научными представлениями о системе и
структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми
понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика,
морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
-применение орфографических правил и правил постановки знаков
препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме
изучаемого курса);
-первоначальные умения проверять написанное;
17

к

-овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
-формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать,
классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово,
слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в
объёме изучаемого курса).

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».