Рабочая программа 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству в 6 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего
образования с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

г.

общеобразовательного
Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
- авторской программе основного общего образования «Искусство.
Изобразительное искусство», 6 кл., авторы программы С.П. Ломов, С.Е.
Игнатьев, М.В. Кармазина;
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Национально-региональный компонент программы реализуется через
знакомство учащихся с видами живописи, скульптуры, архитектуры,
национальным орнаментам и декоративно-прикладным творчеством.
Рабочая программа ориентирована на использование:
1.

Искусство. Изобразительное искусство, 6 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник

/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. – 5-е изд.,стереотип. – М.:
Дрофа, 2016. – 156, (4) с.: ил.
2.

Искусство. Изобразительное искусство, 6 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник

/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. – 5-е изд.,стереотип. – М.:
Дрофа, 2016. – 158, (2) с.: ил.

Образовательные платформы: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/,
https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
искусству и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-

усвоение

гуманистических,

традиционных

ценностей

многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

на

чувств

и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
совей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для
деятельности,

себя новые

развивать

мотивы

задачи в учебе
и

интересы

и

познавательной

своей

познавательной

деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
Предметные

результаты

художественно-творческой

характеризуют

деятельности,

опыт

который

учащихся

в

приобретается

и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения;
-

развитие

эстетического,

эмоционально-ценностного

видения

окружающего мира;
-

развитие

наблюдательности,

способности

к

сопереживанию,

зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
-

развитие

визуально-пространственного

мышления

как

формы

эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах
и

жанрах

визуально-пространственных

искусств:

изобразительных

(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом (музеи);
-

приобретение

опыта

работы

различными

художественными

материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства,

освоение

практических

умений

и

навыков

восприятия,

интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
В результате изучения Искусства:
учащиеся научатся:
- различать по стилистическим особенностям области декоративного
искусства;
- "читать" и разрабатывать гербы, соблюдая основные геральдические
правила;
-

выполнять

зарисовки

архитектурных

ансамблей

учитывая

пропорциональные соотношения;
- выполнять из пластилина фигуру человека с натуры;
- выявлять сюжеты картин, написанных на мифологические и
библейские темы;
- творчество величайших художников;
- анализировать композицию картины;
- анализировать жанры, в которых написаны картины;
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства
(народного,

классического,

современного)

связь

конструктивных,

декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы и
декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся получат
возможность научиться:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного
возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в
традиции

народного

искусства

на

основе

изобразительных или геометрических элементов;

ритмического

повтора

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды,
объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения
фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном

материале

плоскостных

или

объемных

декоративных

композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (лепка, роспись и
т.п.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Рисунок (9 ч)
Тема 1. Выразительные возможности линейного рисунка (3 часа).
Основные теоретические сведения
Различия академического и творческого рисунка. Линейный и тоновый
рисунок. Приёмы, позволяющие передать пространство в линейном рисунке
с помощью толщины и тона линии. Приёмы, позволяющие передать
освещенность в линейном рисунке, не прибегая к помощи светотени.
Фактура предметов в линейном рисунке.
Практические работы
1. Выполнить линейную зарисовку ветки дерева с целью передачи
пространственного расположения его веток листьев с помощью толщины и
тона линий.
2. Выполнить линейную зарисовку своего двора. Используя в работе
различные изобразительные средства, передать фактуру изображаемых
объектов - травы, дорожек, качелей, скамеек и т.д.
Тема 2. Изобразительные возможности тонового рисунка (2 часа).
Основные теоретические сведения
Приёмы, позволяющие передать объем предметов в торговом рисунке.
Передача объёмной формы предмета (светотень, штриховка). Вспомнить
правила постановки предметов для натюрморта. Определение торговых
отношений в рисунке натюрморта с натуры.
Практическая работа
1. Выполнить рисунок натюрморта, соблюдая последовательность в
работе.
Тема 3. Перспектива (3 часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство
перспективы.

с

Анализ

историей
формы

становления
и

и

некоторыми

линейно-конструктивное

законами
построение

изображений. Воздушная перспектива. Приемы, позволяющие передать
воздух в рисунке.
Практические работы
1. Выполнить линейную зарисовку своей улицы. Определить линию
горизонта.
2. Выполнить линейно-конструктивное построение яблока, лимона,
кувшина.
3. Выполнить тоновую зарисовку многопланового пейзажа с целью
передачи глубины пространства.
Тема 4. Искусство набросков (2 часа)
Основные теоретические сведения
Особенности выполнения набросков животных. Передача очертания
тела животного, пропорции, движение, характерные особенности пластики.
Особенности

выполнения

набросков

фигуры

человека.

Характерные

особенности фигуры, характер, движение, пропорции.
Практические работы
1. Выполнить зарисовку домашнего животного.
2. Выполнить наброски фигуры человека.
Раздел 2. Живопись (9 часов)
Тема 5. Натюрморт (4 часа)
Основные теоретические сведения
Учебный натюрморт.

Последовательность работы над

учебным

натюрмортом. Правила постановки творческого натюрморта. Тоновые
отношения

в

натюрморте.

Знакомство

с

техническими

приемами

однослойной живописи акварельными красками - алла прима, по сухому и
сырому листу бумаги. Основы рисования гуашью.
Практические работы
1. Выполнить натюрморт из простых предметов быта в технике
гризайль.
2. Выполнить творческий натюрморт на тему «Моё окно».

3. Выполнить один и тот же натюрморт в технике алла прима по
сухому и сырому листу бумаги.
4. Выполнить натюрморт с натуры мазками.
Тема 6. Цветоведение (1 час)
Основные теоретические сведения
Цвето-тоновый строй картины, богатство и согласованность цветов,
соответствующих реальности. Особенности составления цветового единства.
Цветовая гармония.
Практические работы
1. Выполнить шар-гармонизатор к любому натюрморту.
Тема 7. Образ природы в пейзаже (2 часа)
Основные теоретические сведения
Особенности передачи времени суток

в пейзажной живописи.

Написание основных мотивом пейзажа (небо, земля, вода, растительность и
т.д.). Воздушное пространство в пейзаже.
Практические работы
1. Выполнить этюд пейзажа в любое время дня (утро, полдень, вечер).
2. Выполнить живописные зарисовки цветов, деревьев, неба. Передайте
их объем и многообразие оттенков.
Тема 8. Изображение человека в живописи. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Особенности изображения деталей фигуры человека (голова, руки).
Правила выполнения этюдов фигуры человека и приёмами, позволяющими
справиться с различными творческими задачами в набросках кистью.
Практические работы
1. Выполнить этюд головы.
2. Выполните набросок человека кистью.
Раздел 3. Композиция (2 часа)
Тема 9. Искусство композиции (2 часа)
Основные теоретические сведения

Знакомство с некоторыми приёмами закона контрастов, которые
способствуют выявлению главной идеи картины. Особенности создания
художественного образа героя композиции.
Практические работы
1. Найти несколько картин с цельной композицией, назвать
приёмы, использованные художником.
2. Выполнить иллюстрацию к поэме А.С. Пушкина "Руслан и
Людмила"
Раздел 4. Декоративное искусство. (5 часов)
Тема 10. Области декоративного искусства. (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство

с

областями

декоративного

искусства,

охватывающими различные отрасли творчества.
Практические работы
1.

Выполнить

(предмета

быта,

эскиз

мебели

декоративно-прикладного

и

т.д.).

Разработайте

его

изделия
форму

и

декоративное оформление.
Тема 11. Основы декоративной композиции. (1 час)
Основные теоретические сведения
Стилизация

объектов

изображения.

Основы

декоративной

композиции. Замкнутый и открытый тип композиции. Процесс
декоративной стилизации природных мотивов.
Практические работы
1. Выполнить декоративную стилизацию любого художественного
образа

(растения,

животного)

и

на

основе

вновь

художественного образа создать декоративную композицию.
Тема 12. Орнаментальная композиция (1 час)
Основные теоретические сведения

созданного

Знакомство
Геометрический,

с

основами

растительный,

орнаментальной
зооморфные,

композиции.

антропоморфный

и

комбинированный орнаменты. Типы орнаментальной композиции.
Практические работы
1. Выполнить эскизную разработку одного из видов орнамента.
Тема 13. Народный костюм. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Характерные

особенности

русского

народного

костюма.

Характерные особенности бурятского народного костюма.
Практические работы
1. Выполнить эскиз

женского или мужского русского

народного

костюма.
2. Выполнить эскиз женского или мужского бурятского народного
костюма.
Раздел 5. Дизайн. (3 часа)
Тема 14. Формообразование предметов (1 ч)
Основные теоретические сведения
Основы формообразования предметов. Форма и её преобразование.
Практические работы
1. Выполнить дизайнерский проект любого предмета быта или техники.
Оформить в виде презентации. Провести презентацию проекта (групповая
работа).
Тема 15. Художественное оформление книги. (1 час)
Основные теоретические сведения
Основы художественного оформления книг. Макетирование книги
(внутренние и внешние элементы). Дизайн книги. Особенности
оформления

художественных

художественного произведения.
Практические работы

произведений.

Иллюстрирование

1. Выбрать художественное произведение (сказка, былина, стихи и д.р.)
и выполнить к нему иллюстрацию.
Тема 16. Геральдика (1 час)
Основные теоретические сведения
История появления геральдики. Основные правила создания гербов.
Внутренние и внешние элементы. Цвет в геральдике.
Практические работы
1. Выполнить эскиз личного или фамильного герба, соблюдая
геральдические правила.
Раздел 6. Беседы об искусстве. (7 часов)
Тема 17. Деревянное зодчество России (1 час)
Основные теоретические сведения
1. Знакомство с архитектурными ансамблями деревянного зодчества
России. Архитектурные особенности русских деревянных храмов.
Практические работы
1. Приготовить сообщение: основные элементы строения деревянных
храмов (четверики, восьмерики, бочки, шатры и т.д.).
Тема 18. Каменное зодчество Москвы (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство с древними памятниками архитектуры Москвы. Городские
архитектурные ансамбли.
Практические работы
1. Выполнить зарисовку самого высокого здания в своём городе.
Тема 19. Образ человека в скульптуре. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Особенности

скульптурного

изображения

человека

в

разные

исторические периоды. Пропорции фигуры человека в скульптуре. Искусство
скульптуры в России.
Практические работы

1. Составить таблицу, указать в столбцах имя скульптора, время, в
которое он жил, название скульптуры.
2. Выполнить из пластилина фигуру человека с натуры. Обратить
внимание на расположение фигуры в пространстве и её пропорциональные
особенности.
Тема 20. Музеи мира (1 час)
Основные теоретические сведения
Известные

музеи

Италии,

Германии.

Творчество

величайших

художников.
Практические работы
1. Выполнить презентацию об одном из художников.
Тема 21. Музеи Бурятии (1 часа)
Основные теоретические сведения
Музеи города Улан-Удэ и Бурятии.
Практические работы
1. Приготовить сообщение и рассказать о любом музее города УланУдэ или Бурятии.
Тема 22. Музеи России. (1 час)
Основные технические сведения
Знакомство с Пензенской областной картинной галереей, Тульским
областным художественным музеем, Воронежским областным музеем
изобразительных искусств.
Практические работы
1.

Найти

информацию

представленных в музеях.

о

картинах

известных

художников,

Тематическое планирование
6 класс (35 часов)
Подразделы и темы

Количество учебных
часов
подразделы

темы

1 четверть 9 часов
Рисунок (9 ч)
Выразительные возможности линейного рисунка

2ч

Изобразительные возможности тонового рисунка

2ч

Перспектива

3ч

Искусство набросков

2ч
2 четверть 8 часов
Живопись (9 ч)

Натюрморт

4ч

Цветоведение

1ч

Образ природы в пейзаже

2ч

Изображение человека в живописи

1ч

3 четверть 10 часов
Изображение человека в живописи.

1ч

Композиция

(2 ч)

Искусство композиции

2ч
Декоративное искусство (5 ч)

Области декоративного искусства

1ч

Основы декоративной композиции

1ч

Орнаментальная композиция

1ч

Народный костюм

2ч
Дизайн

Формообразование предметов

(3 ч)
1ч

Художественное оформление книги

1ч

4 четверть 8 часов
Геральдика

1ч
Беседы об искусстве (7 ч)

Деревянное зодчество России

1ч

Каменное зодчество Москвы

1ч

Образ человека в скульптуре

2ч

Музеи мира

1ч

Музеи Бурятии

1ч

Музеи России

1ч
Итого
Итого за год

35 ч
35 ч

ИТОГО: 35 часов, из них 15часов на реализацию рабочей
программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».