Рабочая программа 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству в 7 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего
образования с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного

г.

Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
- авторской программе основного общего образования «Искусство.
Изобразительное искусство», авторы программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев,
М.В. Кармазина;
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Национально-региональный

компонент

программы

реализуется

через

знакомство учащихся с видами живописи, скульптуры, архитектуры,
национальным орнаментом и декоративно-прикладным творчеством.
Рабочая программа ориентирована на использование:
Искусство. Изобразительное искусство, 7 кл. В 2 ч.: учебник / С. П.
Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - 4-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,
2017. - 143, (1) с.: ил.
Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/,
https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/.

Литература
Дополнительные пособия для учителя:
Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и
учащимися для подготовки уроков, сообщений и рефератов
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://moikompas.ru/tags/piastilin
http://art.thelib.ru/culture/piktures/iskusstvo_yaponii.html
http://www.orientmuseum.ru/art
http://www.vasnecov.ru
Электронные пособия (информационно-коммуникационные средства).
Познавательная

коллекция.

Сокровища

мирового

искусства

СD.

Специализированные DVD - фильмы: виды изобразительного искусства
(пластические искусства) памятники архитектуры России и мира;
по стилям и направлениям в искусстве;
по творчеству художников жанры изобразительного искусства.
Живопись акварелью.
Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом.
Искусство. Введение н цветоведение: учебный альбом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
искусству и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

на

чувств

и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для
деятельности,

себя новые

развивать

мотивы

задачи в учебе
и

интересы

и познавательной

своей

познавательной

деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты

Предметные

результаты

художественно-творческой

характеризуют

деятельности,

опыт

который

учащихся

в

приобретается

и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально
ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности

к

сопереживанию,

зрительной

памяти,

ассоциативного

мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-

развитие

визуально-пространственного

мышления

как

формы

эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах
и

жанрах

визуально-пространственных

искусств:

изобразительных

(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом (музеи);
-

приобретение

опыта

работы

различными

художественными

материалами и в разных техниках, в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства,

освоение

практических

умений

и

навыков

восприятия,

интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты учебного предмета, курса
В результате изучения искусства у обучающихся:
Учащиеся должны знать:
- основы изобразительной деятельности;
- виды графического искусства;
- графические материалы;
- живописные материалы и цветовое решение композиции;
- основные законы линейной перспективы;
- особенности композиции в пейзаже;
- монументальные виды искусства;
- искусство изготовления ковров и декоративных тканей;
Учащиеся научатся:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство
разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая,
средневековой Европы, западной Европы);
-

различать

по

материалу,

технике

исполнения

современное

декоративно-прикладное искусство (витраж, мозаика, гобелен, батик и т.д.);
- продумывать сюжет и композицию монументальной росписи;
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства
(народного,

классического,

современного)

связь

конструктивных,

декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы и
декора.
В

процессе

практической работы

на уроках учащиеся

получат

возможность научиться:
- строить предметы сложной формы (самовары, кувшин; умело
пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного
возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в
традиции

народного

искусства

на

основе

ритмического

повтора

изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды,
объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения
фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном

материале

плоскостных

или

объемных

декоративных

композиций;
- анализировать картины с учётом исторической обстановки в момент
их создания;
- определять значимость собрания музея определенной направленности
в ряду других музеев.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Рисунок (8 ч)
Тема 1. Рисунок мягкими материалами (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство с мягкими графическими материалами. Работа с углем и
сангиной.
Практические работы
1. Выполнить рисунок натюрморта углем.
Тема 2. Перспектива. (4 часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство с основными законами линейной перспективы, которые
позволят изображать предметы нам картинной плоскости и передавать
глубину

пространства.

Перспективное

изменение

формы

и

размера

окружности. Обратная перспектива. Явление световой перспективы.
Практическая работа
1. Выполнить зарисовку домов с прилегающим пространством с
высокой и низкой точек зрения.
2. Выполнить зарисовку церковной архитектуры.
3. Найти произведение искусства с обратной перспективой.
4.

Выполнить

рисунок

Натюрморта

в

условиях

контрастного

освещения.
Тема З. Объем и контраст в рисунке (2 часа)
Основные технические сведения
Знакомство с особенностями построения предметов сложной формы.
Правила построения предметов с одной или двумя ручками, с ручкой и
носиком. Выбор источника освещения (свеча, настольная лампа, солнце и
пр.), интенсивность света (яркий свет, прямой или рассеянный). Явление
светового контраста. Эффект пограничного светового контраста.
Практические работы

1. Выполните линейно-конструктивное построение кружки, кувшина с
носиком и ручкой.
2. Выполните рисунок натюрморта в условиях искусственного
освещения.
Тема 4. Рисование головы человека. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Идеальные пропорции головы человека, расположенной анфас и в
профиль. Закономерности рисования портрета человека с натуры.
Практические работы
1. Выполнить зарисовку головы человека анфас, в профиль и в
трехчетвертном повороте, используя сведения об идеальных пропорциях.
2. Выполнить рисунок головы человека с натуры.
Раздел 2. Живопись (3 часа)
Тема 5. Пространственная среда (1 час)
Основные теоретические сведения
Живописные отношения и пространство в натюрморте. Приёмы и
особенности изображения пространства в натюрморте. Световая и цветовая
перспектива в условиях пленэра. Влияние световой перспективы на
изменение цвета предмета, тона, объёма, резкости контуров.
Практические работы
1. Сделать копию с картины простого пейзажа. С применением
световой и воздушной перспективы.
Тема 6. Контраст н живописи. (1 час)
Основные теоретические сведения
Виды контрастов (одновременный и последовательный контрасты).
Деление контраста на ахроматический (светлостный) и хроматический
(цветовой).

Явление

однновременпого

контраста.
Практические работы

цветового

(хроматического)

1. Выполнить упражнение. Написать два этюда яблока или груши,
располагая их поочерёдно на разных по цветовому току, контрастных
относительно натуры драпировках.
Тема 7. Живописные техники. (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство с техникой многослойной живописи - лессировкой.
Пуантилизм - техника, основанная на аддитивном смешении цветов (два
разных цветовых пятка, расположенных рядом на определенном расстоянии,
воспринимается как единый цвет).
Практические работы
1. Написать этюд кувшина в технике пуантилизм, мелкими точечными
мазками.
Раздел 3. Композиция (3 часа)
Тема 8. Особенности композиции пейзажа (1 час)
Основные теоретические сведения
Основные закономерности изменения пейзажа. Роль архитектурных
мотивов в композит сюжета. Композиционные приёмы и средства раскрытия
художественного замысла.
Практические работы
1. Нарисуйте самый красивый дом вашего города с окружением.
Тема 9. Композиция в художественном творчестве мастера (2 часа)
Основные теоретические сведения
Закономерности

построения

художественного

произведения,

с

приёмами изображения основных мимических выражений лица. Сюжет и его
воплощение в картине.
Практические работы
1. Сочинить композицию на тему «Сказочные герои».
Раздел 4. Дизайн. (2 часа)
Тема 10. Флористический дизайн. (1 час)
Основные теоретические сведения

Основные
Особенности

формы

цвета

и

и

пили

формы.

европейской
Икебана.

аранжировки

Основные

цветов.

художественно-

композиционные приёмы икебаны.
Практическая работа
1. Выполните эскиз цветочной композиции в европейском стиле.
2. Сделайте презентацию, посвященную одному из стилей японской
школы икебаны.
Раздел 5. Монументальное и декоративно-прикладное искусство.
(10 часов)
Тема 11. Монументальные виды искусства (4 часа)
Основные теоретические сведения
Монументальная живопись, произведения связанные с архитектурными
сооружениями, помещенные на стены, потолок, своды, полы. Наскальные
рисунки,

древнеримские

Возрождения.

и

древнегреческие

Византийская

мозаика.

фрески.

Фрески

Средневековый

знаки
витраж.

Монументальное искусство в Московском метро.
Практические работы
1. Выполните эскиз росписи для интерьера классной Комнаты.
2. Выполните мозаику тематической композиции «Живая природа» из
доступного материала. Можно использовать цветную бумагу.
3. Выполните эскиз витража для своей комнаты.
4. Выполните эскиз мозаики «Атрибуты искусств» для предполагаемой
станции метро «Площадь искусств».
Тема 12. Искусство изготовления ковров и декоративны тканей. (6
часов)
Основные теоретические сведения
Гобелен - вид декоративно-прикладного искусства, стенной без
ворсовый ковёр, вытканный в ручную перекрёстным переплетением нитей.
Шпалерное ткачество. Батик - ручная роспись по ткани с использованием

резервирующих составов. История возникновения и развития. Техники
холодного и горячего батика.
Практические работы
1. Выполнить гуашью эскиз гобелена на тему «Времена года».
Выполнить в материале творческую работу по своему эскизу.
2. Выполнить в материале творческую работу в холодной технике
батика.
Раздел 6. Беседы об искусстве (8 часов)
Тема 13. Музеи мира (3 часа).
Основные теоретические сведения
Знакомство с музеями Европы и Америки. Художественный музей
изобразительного искусства Прадо. Художественный музей Орсе. Музей
Гуггенхайм.
Практические работы
1. Выполнить анализ одной из картин коллекции музея Прадо.
Рассказать об исторических условиях создания полотна. Какие идеи автор
вложил в свою картину?
2. Посмотреть какие направления представлены в музее Орсе.
3. Выяснить, коллекции каких музеев мира содержат произведения ХХXXI вы. Какого они масштаба, какие авторы н них представлены?
Тема 14. Музеи Бурятии. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Художественный музей им. Ц.C. Сампилова. История создания музея.
Фонд музея. Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. Выставочная
деятельность.
Практические работы
1. Написать сообщение о художниках Бурятии (выбрать одного и
кратко описать творческую деятельность).
2. Приготовить презентацию об одном из музеев Бурятии.
Тема 15. Музеи России (2)

Основные теоретические сведения
Саратовский художественный музей. Астраханская государственная
картинная галерея. Вятский художественный музей. История создания
музеев. Экспозиции музея.
Практические работы
1. Назвать известные картины К. Брюллова, В. Перова, И. Репина, В.
Сурикова.
2.

Познакомиться

с

биографией

Б.

Кустодиева.

Приготовить

сообщение.
Тема 16. Дворцово-парковые ансамбли (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство

с

дворцово-парковыми

ансамблями

Ораниенбаума.

Истории создания. Архитектурные сооружения и парки.
Практические работы
1. Найти, с какими историческими личностями связана история
создания

памятников

Ораниенбаума.

архитектуры

дворцово-паркового

ансамбля

Тематическое планирование
7 класс (35 часов)
Подразделы и темы

Количество учебных часов
подразделы

темы

1 четверть 9 часов
Рисунок (8 ч)
Рисунок мягкими материалами

1ч

Перспектива

4ч

Объем и контраст в рисунке

2ч

Рисование головы человека

2ч
2 четверть 7 часов
Живопись (3 ч)

Пространственная среда

1ч

Контраст в живописи

1ч

Живописные техники

1ч
Композиция (3 ч)

Особенности композиции пейзажа

1ч

Композиция в художественном творчестве

2ч

мастера
Дизайн (2 ч)
Флористический дизайн

1ч
3 четверть 10 часов

Флористический дизайн

1ч

Монументальное и декоративно-прикладное искусства (10 ч)
Монументальные виды искусства

4ч

Искусство изготовления ковров и

5ч

декоративных тканей
4 четверть 9 часов

Искусство изготовления ковров и

1ч

декоративных тканей
Беседы об искусстве (8 ч)
Музеи мира

3ч

Музеи Бурятии

2ч

Музеи России

2ч

Дворцово-парковые ансамбли

1ч
Итого

Итого за год

35 ч
35 ч

ИТОГО: 35 часов, из них 15часов на реализацию рабочей
программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».