Рабочая программа 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству в 8 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего
образования с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного

г.

Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
- авторской программе основного общего образования;
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Национально-региональный

компонент

программы

реализуется

через

знакомство учащихся с видами живописи, скульптуры, архитектуры,
национальным орнаментом и декоративно-прикладным творчеством.
Рабочая программа ориентирована на использование:
авторской программы «Искусство. 8-9 классы» под редакцией: Г.П.
Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Программа образовательных
учреждений «Искусство. 8-9 классы» - М.: «Просвещение», 2014 г.
Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/,
https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
искусству и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты
- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую
культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов
развития;
- ценностей культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества, сформированность основ гражданской идентичности;
- присвоение художественного опыта человечества в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение
на этой основе собственного духовного мира;
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоциональноценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или
индивидуальной)

художественно-эстетической

деятельности

при

воплощении (создании) художественных образов;
- оценивать художественно-творческие возможности; умение вести
диалог, аргументировать свою позицию;
-

наличие

художественных предпочтений,

эстетического

вкуса.

эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и
искусству;

- расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих
задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного
восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание
произведений искусства;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в различных видах деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений
между явлениями культуры;
- работа

с

самостоятельному

разными источниками
общению

с

информации,

искусством

и

стремление

к

художественному

самообразованию;
-

культурно-познавательная,

коммуникативная

и

социально-

эстетическая компетентности;
- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи и
собственные возможности её решения;
- осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить
необходимые коррективы;
- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать
умозаключения и выводы;
- владеть логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления ассоциаций, аналогий и классификации;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;

- понимать многофункциональность искусства и его значимость для
разных областей культуры;
- пользоваться ИКТ - компетентности;
- эстетически относиться к окружающему миру.
Предметные результаты
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного
опыта поколений;
- понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
-

уважение

культуры

другого

народа;

знание

основных

закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа,
особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов
искусства;
-

устойчивый

интерес

к

различным

видам

учебно-творческой

деятельности, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- устойчивые потребности в общении с искусством в качестве зрителя,
слушателя, читателя;
- развитие художественного мышления, творческого воображения,
внимания, памяти;
- осознанного применения специальной терминологии для обоснования
собственной точки зрения на факты и явления искусства;
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности,
владения практическими умениями и навыками, способами художественной
деятельности;
- использование знаний и умений, навыков в изучении других
предметов,

межличностном

школьной жизни, досуга и др.

общении,

создании

эстетической

среды

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
В результате изучения Искусства:
учащиеся научатся:
- представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в
жизни человека и общества;
-

наблюдать

(воспринимать)

объекты

и

явления

искусства,

воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения
искусства;
-

усваивать

особенности

языка

разных

видов

искусства,

художественных средств выразительности, специфики художественного
образа в различных видах искусства;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
- классифицировать изученные объекты и явления культуры;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из
различных источников;
- воспринимать явления художественной культуры разных народов
мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
-

понимать

и

интерпретировать

художественные

образы

ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в
произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
В процессе практической работы на уроках учащиеся получат
возможность научиться:
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из
других источников;
- применять умения и навыки в каком-либо виде художественной
деятельности;
- решать творческие проблемы;

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и
культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями,
связанными с восприятием, исполнением произведений искусства);
- чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства;
- действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении
учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя
с другими людьми в достижении общих целей;
- проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.;
анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и
соотносить их с поставленной задачей;
-

ориентироваться

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и
искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и
ложные ценности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 ч)
Тема 1. Искусство вокруг нас (2 часа)
Основные теоретические сведения
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
Искусство

как

Обращение

к

хранитель

культуры,

искусству

прошлого

духовного
с

опыта

целью

человечества.

выявления

его

полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды
искусства. Художественный образ - стиль - язык.
Практические работы
1. Написать небольшое сообщение о любимом произведении искусства.
Тема 2. Наука и искусство (1 час)
Основные теоретические сведения
Знание

научное

и

знание

художественное.

Роль

искусства

в

формировании художественного и научного мышления.
Практические работы
1. Приготовить презентацию на тему наука и искусство.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Тема 3. Искусство рассказывает о красоте Земли (3 часа)
Основные теоретические сведения
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая
жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство
как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной
форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений
окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и
формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли:
пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Практические работы

1. Приготовить презентацию на тему пейзаж в живописи, музыке,
литературе.
Тема 4. Человек в зеркале искусства: жанр портрет (4 часа)
Основные теоретические сведения
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи,
кино. Портреты наших великих соотечественников.
Практические работы
1. Написать сообщение о великом человеке (художник, композитор,
режиссер, полководец и т.д.)
2. Рисуем портрет современника (бумага, акварель, гуашь)
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
Тема 5. Роль искусства в движении народа (4 часа)
Основные теоретические сведения
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной
коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи,
международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание,
восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как
процесс коммуникации.
Практические работы
1. Создать проект выставки, фестиваля или музея (коллективная
работа)
Тема 6. Символы в жизни искусства (3 часа)
Основные теоретические сведения
Способы

художественной

коммуникации.

Знаково-символический

характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения.
Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Практические работы
1. Создание произведения искусства из подручных материалов
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 ч)

Тема 7. Что такое красота (1 час)
Основные теоретические сведения
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство
эстетического переживания.
Тема 8. Откровение вечной красоты (5 часов)
Основные теоретические сведения
Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)
человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.
Практические работы
1. Сделать подборку репродукций (различные реакции людей,
выражающие эмоции, чувства, поступки)
Тема 9. Понимание красоты в разные века (4 часов)
Основные теоретические сведения
Соединение в художественном произведении двух реальностей действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота
в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация
обыденности. Красота и польза.
Практические работы
1. Подготовить презентацию «Такая разная красота» (женский образ).
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 ч)
Тема 10. Преобразующая сила искусства (4 часа)
Основные теоретические сведения
Воспитание искусством - эта «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностноориентационная, нравственная, воспитательная. Функции искусства. Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности поэтизация, идеализация, героизация и др.
Практические работы
1. Арт-терапевтическое воздействие произведений искусства. Сделать
небольшую подборку на свое усмотрение

Тема 11. Идеал человека в искусстве (4 часа)
Основные теоретические сведения
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение
чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными
ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в
искусстве. Воспитание души.
Практические работы
1. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа», весенняя
сказка «Снегурочка». Раскрыть свое понимание глубокого смысла этой
доброй

и

поучительной

деятельности:

истории-сказки,

исследовательской,

выбрать

интересный

вид

художественно-практической

(музыкальной, литературной, театральной, хореографический и др.)

Тематическое планирование
8 класс (35 часов)
Подразделы и темы

Количество учебных часов
подразделы

темы

1 четверть 9 часов
Искусство в жизни современного человека (3 ч)
Искусство вокруг нас

2ч

Наука и искусство

1ч

Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство рассказывает о красоте Земли

3ч

Человек в зеркале искусства: жанр портрет

3ч

2 четверть 8 часов
Человек в зеркале искусства: жанр портрет

1ч

Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
Роль искусства в движении народа

4ч

Символы в жизни искусства

3ч
3 четверть 10 часов

Красота в искусстве и жизни (10 ч)
Что такое красота

1ч

Откровение вечной красоты

5ч

Понимание красоты в разные века

4ч

4 четверть 8 часов
Прекрасное пробуждает доброе (8 ч)
Преобразующая сила искусства

4ч

Идеал человека в искусстве

4ч
Итого
Итого за год

35 ч
35 ч

ИТОГО: 35 часов, из них 15часов на реализацию рабочей
программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».