Рабочая программа 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству в 9 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего
образования с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного

г.

Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
- авторской программе основного общего образования;
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Национально-региональный

компонент

программы

реализуется

через

знакомство учащихся с видами живописи, скульптуры, архитектуры,
национальным орнаментом и декоративно-прикладным творчеством.
Рабочая программа ориентирована на использование:
авторской программеы «Искусство. 8-9 классы» под редакцией: Г.П.
Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Программа образовательных
учреждений «Искусство. 8-9 классы» - М.: «Просвещение», 2014 г.
Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/,
https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/.
.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
искусству и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты
- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую
культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов
развития;
- ценностей культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества, сформированность основ гражданской идентичности;
- присвоение художественного опыта человечества в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение
на этой основе собственного духовного мира;
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоциональноценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или
индивидуальной)

художественно-эстетической

деятельности

при

воплощении (создании) художественных образов;
- оценивать художественно-творческие возможности; умение вести
диалог, аргументировать свою позицию;
-

наличие

художественных предпочтений,

эстетического

вкуса.

эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и
искусству;
- расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих
задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного

восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание
произведений искусства;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в различных видах деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений
между явлениями культуры;
- работа

с

самостоятельному

разными источниками
общению

с

информации,

искусством

и

стремление

к

художественному

самообразованию;
-

культурно-познавательная,

коммуникативная

и

социально-

эстетическая компетентности;
- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи и
собственные возможности её решения;
- осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить
необходимые коррективы;
- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать
умозаключения и выводы;
- владеть логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления ассоциаций, аналогий и классификации;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
- понимать многофункциональность искусства и его значимость для
разных областей культуры;
- пользоваться ИКТ - компетентности;

- эстетически относиться к окружающему миру.
Предметные результаты
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного
опыта поколений;
- понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
-

уважение

культуры

другого

народа;

знание

основных

закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа,
особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов
искусства;
-

устойчивый

интерес

к

различным

видам

учебно-творческой

деятельности, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- устойчивые потребности в общении с искусством в качестве зрителя,
слушателя, читателя;
- развитие художественного мышления, творческого воображения,
внимания, памяти;
- осознанного применения специальной терминологии для обоснования
собственной точки зрения на факты и явления искусства;
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности,
владения практическими умениями и навыками, способами художественной
деятельности;
- использование знаний и умений, навыков в изучении других
предметов,

межличностном

школьной жизни, досуга и др.

общении,

создании

эстетической

среды

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
В результате изучения Искусства:
учащиеся научатся:
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- осознавать ценность искусства разных народов мира и место
отечественного искусства;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный
потенциал,

накопленный

эмоционально-ценностное

в

произведениях

отношение

к

искусства,

искусству

и

проявлять
к

жизни,

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства;
- формировать коммуникативную, информационную и социальноэстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и
письменной речи;
-

использовать

методы

эстетической

коммуникации

осваивать

диалоговые формы общения с произведениями искусства;
-

развивать

в

себе

индивидуальный

художественный

вкус,

интеллектуальную и эмоциональную сферы;
- воспринимать и анализировать эстетические ценности;
- высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и
массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой
эстетический кругозор;
- понимать условность языка различных видов искусства, создавать
условные изображения, символы;

- определять зависимость художественной формы от цели творческого
замысла;
-

реализовывать

самоопределение

и

свой

творческий

самореализацию

потенциал,

личности

на

осуществлять
эстетическом

(художественно-образном) материале.
В процессе практической работы на уроках учащиеся получат
возможность научиться:
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из
других источников;
- применять умения и навыки в каком-либо виде художественной
деятельности;
- решать творческие проблемы;
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и
культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями,
связанными с восприятием, исполнением произведений искусства);
- чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства;
- действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении
учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя
с другими людьми в достижении общих целей;
- проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.;
анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и
соотносить их с поставленной задачей;
-

ориентироваться

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и
искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и
ложные ценности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)
Тема 1. Искусство и власть (3 часа)
Основные теоретические сведения
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство
как способ идеологического воздействия на людей.
Практические работы
1. Подготовить презентацию на тему, связанную с внушением народу
определенных чувств и мыслей средствами искусства
Тема 2. Какими средствами воздействует искусство (3 часа)
Основные теоретические сведения
Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль
жизни,

изменять

ценностные

ориентации.

Композиция

и

средства

эмоциональной выразительности разных искусств.
Практические работы
1. Выполнить изобразительную композицию, которая ассоциируется с
одним из знакомых музыкальных произведений
Тема 3. Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино и на
телевидении (3 часа)
Основные теоретические сведения
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Практические работы
1.

Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному

спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору)
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)
Тема 4. Дар предвосхищения (1 час)
Основные теоретические сведения
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания,
способного к пророчеству. Миф о Кассандре.

Практические работы
1.

Напишите

эссэ

о

каком-либо

заинтересовавшем

явлении

современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино,
театра), в котором есть скрытое пророчество будущего.
Тема 5. Какие знания дает искусство. Предсказания в искусстве (2 часа)
Основные теоретические сведения
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Предупреждение

средствами

искусства

о

социальных

опасностях.

Предсказания в искусстве.
Практические работы
1. Посмотреть кинофильм «Андрей Рублев» (Режиссер А. Тарковский).
Попытайтесь объяснить,

почему фильм,

в котором

Русская

земля,

истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом,
произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.
Тема 6. Художественное мышление в авангарде науки (2 часа)
Основные теоретические сведения
Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и
искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве
художников, композиторов, писателей авангарда.
Практические работы
1.

Создать

средствами

любого

вида

искусства

композицию,

отражающую представление о будущем России, мира.
Тема 7. Художник и ученный (2 часа)
Основные теоретические сведения
Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Практические работы
1. Вспомнить литературное произведение с антисимметричными
названиями (например «Принц и нищий»). Вспомнить народные сказки, в
основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

2. Выполнить декоративную работу, используя антисимметрию как
принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (11 ч)
Тема 8. Эстетическое формирование искусством окружающей среды (1
час)
Основные теоретические сведения
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
Практические работы
1. Подготовить презентацию на одну из тем: «Площадь современного
города», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских)
праздниках», «Традиции и современность в облике города».
Тема 9. Архитектура исторического города (1час)
Основные теоретические сведения
Архитектура: средневековый город, храмовый комплекс, архитектура
Возрождения.
Практические работы
1.

Используя

средневекового

черную пасту или

города.

Передайте

тушь,

начертите

характерные

черты

план-схему
русского,

европейского и восточного средневекового города (по выбору).
Тема 10. Архитектура современно города (1 час)
Основные теоретические сведения
Планировка и строительство городов.
Практические работы
1. Выполнить коллективную работу: «Проект детской площадки для
двора» (Чертеж, рисунок, макет, описание, расчеты).
Тема 11. Специфика изображений в полиграфии (1 час)
Основные теоретические сведения
Полиграфическая промышленность: книжная, журнальная графика,
плакаты и афиши.
Практические работы

1. Найти иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему
любимому произведению с изображением персонажа, который нравится
больше других.
Тема 12. Развитие дизайна и его значение в жизни современного
общества (1 час)
Основные теоретические сведения
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Практические работы
1. Оформить пригласительный билет; поздравительную открытку;
программу музыкального концерта, конкурса, фестиваля (по выбору)
Тема 13. Декоративно-прикладное искусство (1 час)
Основные теоретические сведения
Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как
отражение практических и эстетических потребностей человека.
Практические работы
1. Выполните эскиз росписью по мотивам какого-либо русского
народного промысла Жостово, Городец, Хохлома.
Тема 14. Музыка в быту (1 час)
Основные теоретические сведения
Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни
человека.
Практические работы
1. Подготовить презентацию на темы «Классическая музыка в
современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».
Тема 15. Массовые и общедоступные искусства (1 час)
Основные теоретические сведения
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии,
кино

и

телевидении.

Монтажность,

художественного мышления.
Практические работы

«клиповость»

современного

1. Создать, используя фотографии, презентацию на одну из тем: «Моя
семья»,

«Мир

моих увлечений»,

«Друзья».

Подберите

музыкальное

сопровождение к презентации.
Тема 16. Изобразительная природа кино (1 час)
Основные теоретические сведения
Изобразительная природа кино.
Практические работы
1. Придумайте сюжет небольшого, но занимательного фильма или
мультфильма. Сделайте раскадровку.
Тема 17. Музыка в кино (1 час)
Основные теоретические сведения
Музыка в кино. Драматические произведения.
Практические работы
1. Прослушать музыку из понравившегося кинофильма.
Тема 18. Тайные смыслы образов искусства или загадки музыкальных
хитов (1 час)
Основные теоретические сведения
Кинематографическое творчество
Практические работы
1. Посмотрите фильм режиссера Г. Бардина «Адажио»
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (7 ч)
Тема 19. Вопрос себе как первый шаг к творчеству (3 часа)
Основные теоретические сведения
Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов
мышления в разных видах искусства.
Практические работы
1. Какое место в развитие человечества и познании мира занимает
искусство
Тема 20. Литературные страницы (3 часа)
Основные теоретические сведения

Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд
на

старые

проблемы.

Искусство

в

жизни

выдающихся

людей.

Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и
пространственных искусств.
Исследовательский проект «Пушкин – наше все» (1 часа)

Дополнительные пособия для учителя:
Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и
учащимися для подготовки уроков, сообщений и рефератов
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://moikompas.ru/tags/piastilin
http://art.thelib.ru/culture/piktures/iskusstvo_yaponii.html
http://www.orientmuseum.ru/art
http://www.vasnecov.ru
Электронные пособия (информационно-коммуникационные средства).
Познавательная

коллекция.

Сокровища

мирового

искусства

СD.

Специализированные DVD - фильмы: виды изобразительного искусства
(пластические искусства) памятники архитектуры России и мира;
по стилям и направлениям в искусстве;
по творчеству художников жанры изобразительного искусства.
Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом.
Искусство. Введение н цветоведение: учебный альбом.
История мировой культуры.
Энциклопедии.
Дж. Вазари. Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих.
Альбомы по искусству, репродукции.
Собрание «Великие художники».
Библиографический словарь «Музыканты и композиторы».
Дж. Холл Словарь сюжетов и символов в искусстве.

Тематическое планирование
9 класс (34 часа)
Подразделы и темы

Количество учебных часов
подразделы

темы

1 четверть 9 часов
Воздействующая сила искусства (9 ч)
Искусство и власть

3ч

Какими средствами воздействует искусство

3ч

Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в

3ч

театре, кино и на телевидении
2 четверть (8 часов)
Искусство предвосхищает будущее (7 ч)
Дар предвосхищения

1ч

Какие знания дает искусство. Предсказания в

2ч

искусстве
Художественное мышление в авангарде науки

2ч

Художник и ученный

2ч

Дар созидания. Практическая функция (11 ч)
Эстетическое формирование искусством

1ч

окружающей среды
3 четверть 10 часов
Архитектура исторического города

1ч

Архитектура современно города

1ч

Специфика изображений в полиграфии

1ч

Развитие дизайна и его значение в жизни

1ч

современного общества
Декоративно-прикладное искусство

1ч

Музыка в быту

1ч

Массовые и общедоступные искусства

1ч

Изобразительная природа кино

1ч

Музыка в кино

1ч

Тайные смыслы образов искусства или загадки

1ч

музыкальных хитов
4 четверть 7 часов
Искусство и открытие мира для себя (7 ч)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству

3ч

Литературные страницы

3ч

Исследовательский проект «Пушкин – наше

1ч

все»
Итого
Итого за год

34 ч
34 ч

ИТОГО: 34 часов, из них 15часов на реализацию рабочей программы
по воспитанию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

«Рассмотрено»

«Согласовано»:

«Утверждено»

на заседании МО

Заместитель директора по Директор МАОУ

Протокол №_____

УР____________________ «Лингвистическая

от «___»_________ 2020 Шохоева Е.Н.

гимназия №3»

года

от «___» _______ 2020

__________________

Руководитель

года

Шарханов В.С.

МО_____________

Приказ № __________

ФИО

от «___»________ 2020

_____________________

года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного

курса,

предмета, дисциплины

(модуля)______Искусство___________________________________
ФИО ______Стремаухова Вера Владимировна ________________
Квалификационная категория______________________________
Класс___9 класс___________________________________________
Год составления программы____2020-2021___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».