Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для обучающихся 5 класса основной
общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
- примерной образовательной программы основного общего образования;
- авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др.
«Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение».
- основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федерального перечня учебников;
- положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3».
Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Ботхоловой И. В. для 5 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по

истории и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения Истории Древнего мира:
Ученик научится:
уважению



к

Отечеству,

к

прошлому

и

настоящему

многонационального народа России, приобщаться знанию истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
способности к саморазвитию и самообразованию на основе



мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;
уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам



людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества.
ответственному



отношению

к

учению;

уважительному

отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному
отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции.
Ученик получит возможность научиться:


осознавать

этническую

принадлежность,

уважительному

и

доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям родного края и народов России и мира;

в

чувству ответственности и долга перед Родиной, идентифицировать себя
качестве

гражданина

России,

осознавать

и

ощущать

личностную

сопричастность судьбе своего народа;


основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых

в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на
основе

личностного

нравственное

выбора,

поведение,

формировать

осознанное

и

нравственные

ответственное

чувства

и

отношение

к

собственным поступкам, веротерпимости;
Метапредметные результаты освоения Истории Древнего мира:
Регулятивные УУД
Ученик научится:


анализировать существующие и планировать будущие образовательные

результаты;


идентифицировать собственные проблемы и определять главную

проблему;


ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и

существующих возможностей;


формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности;


обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,

указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.


устранения.

Ученик получит возможность научиться:


определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и

критерии оценки своей учебной деятельности;


отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;


оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или

отсутствия планируемого результата;


работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность

на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик результата.


определять критерии правильности выполнения учебной задачи;



свободно

пользоваться

выработанными

критериями

оценки

и

самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;



фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого



слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких



предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений



или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,



выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать



полученную

информацию,

интерпретируя

ее

в

контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в


проверке,

предлагать

и

применять

способ

проверки

достоверности

информации;
Ученик получит возможность научиться:


объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе познавательной и исследовательской деятельности;


делать вывод на основе критического анализа разных точек

зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.


определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;


анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации

учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.



определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде

обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду



обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных



экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного



фактора на другой фактор;
распространять



экологические

знания

и

участвовать

в

практических мероприятиях по защите окружающей среды.


овладеть культурой активного использования словарей, справочников,

открытых источников информации и электронных поисковых систем;
определять необходимые ключевые

поисковые слова и формировать

корректные поисковые запросы;


осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми

системами, базами знаний, справочниками;


формировать множественную выборку из различных источников

информации для объективизации результатов поиска;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:


определять возможные роли в совместной деятельности, и их

играть в совместной деятельности;


принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,

различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);


строить

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной деятельности;


корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;


критически

признавать

ошибочность

относиться

к

собственному

своего

мнения

(если

оно

мнению,

уметь

ошибочно)

и

корректировать его;


предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



выделять общую точку зрения в дискуссии;



договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в

соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать



эффективное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.);
устранять



в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
Ученик получит возможность научиться:


использовать

смысловых

блоков

своего

средства

логической

выступления;

связи

для

использовать

выделения

вербальные

и

невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; оценивать
эффективность коммуникации после ее завершения.


развивать компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий.


целенаправленно искать и использовать информационные

ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;


выбирать адекватные задаче инструменты и использовать

компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;


создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных

аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты освоения Истории Древнего мира:
Ученик научится:



определять место исторических событий во времени, объяснять смысл

основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей
эры, нашей эры);



использовать

историческую

карту как источник информации о

расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших
событий;



проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,

материальных памятниках Древнего мира;



описывать условия существования, основные занятия, образ жизни

людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях
древней истории, в том числе о событиях, происходивших на территории
Бурятии;



раскрывать

характерные,

существенные

черты:

а)

форм

государственного устройства древних обществ (с использованием понятий
«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия»,
«колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных
и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в древности;



объяснять,

в

чем

заключались

назначение

и

художественные

достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства;



давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней

истории и родного края.
Ученик получит возможность научиться:


давать характеристику общественного строя древних государств;



сопоставлять

свидетельства

различных

исторических

источников,

выявляя в них общее и различия;


видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;



высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного

наследия древних обществ, в том числе сообществ, проживавших на
территории Бурятии, в мировой истории.
Содержание курса «История древнего мира»
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1 . Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди.
Древнейшие

люди

Археологические
человека.

Орудия

-

наши

далёкие

свидетельства
труда

и

предки.

первобытного
складывание

Прародина
состояния

опыта

их

человека.

древнейшего
изготовления.

Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие
человека - овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей
и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство
жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи
древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия
охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины.
Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в
родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись.
Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение
веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных
охотников и собирателей. Практическое занятие с рисованием.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении
производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда
земледельцев.

Районы

раннего

земледелия.

Приручение

животных.

Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к

производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений.
Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени.
Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение
культа.
Появление

неравенства

и

знати.

Развитие

ремёсел.

Выделение

ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки
металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение
семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати.
Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности?
Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция
(отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение
ремесла, появление городов, государств, письменности). Практическое
занятие - заполнение кроссворда «Переход от первобытности к цивилизации».
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет,
которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра.
«Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства.
Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система
орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта.
Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до
простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у
египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В
усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.
Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев.
Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания
фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф
фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы
военные. Появление наёмного войска. Лабораторная работа по заполнению
контурной карты.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов.
Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и
боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление
древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных
пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов.
Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в
гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона.
Образ

Нефертити.

Искусство

древнеегипетской

скульптуры:

статуя,

скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения
в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях
мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Презентация, видеоматериалы,
онлайн-экскурсии по экспозициям музеев.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их
разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое
письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские
папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга.
Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний
(математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени:

солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие,
культовое каменное строительство, становление искусства, письменности,
зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о
загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт
Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть
хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской
долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина
как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения
шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область
знаний и полномочий жрецов. Жрецы -учёные. Клинопись. Писцовые школы.
Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках.
Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится
главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша.
Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная
традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы
о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных
группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения
Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство.
Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в
городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии
финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён.
Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как
история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и

Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей
выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и
нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Цифровые
ресурсы, видеоурок.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.
Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых
правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как
столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава.

Освоение железа. Начало обработки железа.

Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в
военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления
для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав
Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых
Ассирией

стран.

Ниневия

-

достойная

столица

ассирийских

царей-

завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала.
Археологические
ассирийцах.

свидетельства

Гибель

ассирийского

Ассирийской

державы.

искусства.
Лабораторная

Легенды

об

работа

по

контурной карте.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии.
Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные
хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание
Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и
«царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя.
Столица великой державы древности - город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период
древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки
Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди

джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные
занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев.
Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Цифровые
ресурсы «Ридерз Дайджест»
Индийские

касты.

Миф

о

происхождении

четырёх

каст.

Обряд

жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество
неравных:

варны

и

касты

знатных

воинов,

земледельцев

и

слуг.

«Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение
буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы.
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и
Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция.
Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука
учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане.
Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана.
Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана.
Возмущение

народа.

Свержение

наследников

Цинь

Шихуана.

Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь
Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и
культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие
полноводных рек. Лабораторная работа по контурной карте.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский
дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество

Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы
критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура
великанов».

Каменные

Львиные

ворота.

Обдик

города-крепости:

археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо.
Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале
Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его
последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и
«Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны
Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль
поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов.
Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль
поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их
покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов.
Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле.
Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городовгосударств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого
алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и
ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные
занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и
винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления
Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах.

Демос восстаёт против знати.

Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в
управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание
выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты.
Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты:
противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни
и

правила

поведения

спартиатов.

Управление

Спартой

и

войском.

Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте
Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая
колонизация

побережья

Средиземного

и

Чёрного

морей.

Причины

колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли.
Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным
населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой
культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России.
Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов.
Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к
общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний.
Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ
Олимпийских игр. Видеоурок.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла
угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва.
Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада.
Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой
войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея
Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу.

Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот
спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской
битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота
в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии
персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень
Поликрата». Лабораторная работа по контурной карте.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз.
Установление в полисах власти демоса - демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея.
Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население
Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший
центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении
богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с
краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора
- главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы
Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты
Мирона и Поликлета.
В

афинских

школах

и

гимнасиях.

Воспитание

детей

педагогами.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские
гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и
Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских
гимнасиях. Обучение красноречию. Распределение тем проектов по культуре
Греции.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство.
Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На
представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление
комедии

Аристофана

представлений.

«Птицы».

Воспитательная

роль

театральных

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V B .
ДО Н .

э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль

Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и
демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники
Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец
Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты.
Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление
северного соседа Греции - Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе
Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской
культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя
Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора
отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене.
Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и
начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии
и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход
македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа
над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет.
Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание
Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в
Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов.
Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти.
Складывание пространства эллинистического мира на территории державы
Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства.
Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр
Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей.

Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие
учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен,
Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия
складывания

и

своеобразие

эллинистической

культуры.

Управление

обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности
афинской демократии. Урок - защита проектов по культуре Древней Греции.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над
Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота
населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Лабораторная
работа по контурной карте.
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян.
Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и
римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно
выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун
и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром.
Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение
земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима.
Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль
Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах.
Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в
Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание
военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы.
Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром
римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение
стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян.
Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление
господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост
Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение
Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского
консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник
рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в
сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские
игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в
римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских
войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение
земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения.
Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия
Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай
Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии.
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление
армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших,
приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым

размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под
руководством Красса. Причины поражения восставших. Цифровые ресурсы.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба
полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря.
Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме.
Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и
ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство
Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство
заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль
Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций.
Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана.
Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление
Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат
и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия
«Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки
императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских
легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и
верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о
славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание
культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение
нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и
Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии
и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны
света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды.

Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди.
Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве
Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели
Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Видеоурок.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда.
Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из
императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние
завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное
строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле.
Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица
империи.

Архитектурный

облик

Рима.

Колизей.

Пантеон.

Римский

скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в
низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в
жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в
Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и
варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы
полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление
Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности
армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан.
Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы).
Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение
новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима,
Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие

Рима

варварами.

Разделение

Римской

империи

на

два

самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию.
Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа

императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима
Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск
варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами.
Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача
имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя
перестала существовать. Конец эпохи античности.
Наш край в древности. Территории расселения бурятских племен и их
состав, основные даты в истории края; ход, причины, этапы, характер
заселения края, социальный и сословный состав населения края, его
эволюции. Изучение истории родного края позволяет увидеть свой край в
контексте мировой истории. Экскурсия в музей истории Бурятии.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие
в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к
Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств
Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Тематическое планирование
№ Тема
п/п раздела

11

22

Жизнь
первобыт
ных
людей

Древний
Восток

Тема урока

1 четверть
18 часов
Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Входная диагностика. Контрольная работа.
Древнейшие люди, родовые общины охотников и
собирателей
Возникновение искусства и религиозных верований,
земледелия и скотоводства
Возникновение земледелия и скотоводства
Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.
Повторение и обобщение
Государство на берегах Нила
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Жизнь египетского вельможи

Кол
-во
час
ов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33

44

Военные походы фараонов
Религия древних египтян
Искусство древнего Египта
Письменность и знания древних египтян
Древнее Двуречье
Вавилонский царь Хаммурапи
Финикийские мореплаватели
Контрольная работа
2 четверть
14 часов
Библейские сказания
Царство Давида и Соломона
Ассирийская держава
Персидская держава «царя царей»
Природа и люди древней Индии. Индийские касты
Чему учит китайский мудрец Конфуций
Первый властелин единого Китая
Контрольная работа
Повторение
Древняя
Греки и критяне
Греция
Микены и Троя
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея»
Религия древних греков
3 четверть
20 часов
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Зарождение демократии в Афинах
Древняя Спарта
Греческие колонии на берегах Средиземного и
Черного морей
Олимпийские игры
Победа греков над персами в Марафонской битве
Нашествие персидских войск на Элладу
В Гаванях афинского порта Пирей
В городе богини Афины
В афинских школах и гимназиях
В театре Диониса
Афинская демократия при Перикле
Города Эллады подчиняются Македонии
Поход Александра Македонского на Восток
В древней Александрии Египетской
Повторение
Повторение
Древний Древнейший Рим

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рим

Завоевание Римом Италии
1
Устройство Римской республики
1
4 четверть
18 часов
Вторая война Рима с Карфагеном
1
Установление господства Рима во всем
1
Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
1
Повторение и обобщение
1
Земельный закон братьев Гракхов
1
Восстание Спартака
1
Единовластие Цезаря в Риме. Установление империи в 1
Риме.
Соседи Римской империи в первые века н.э.
1
Рим при императоре Нероне
1
Первые христиане и их учение
1
Расцвет Римской империи во II в. н.э.
1
«Вечный город» и его жители
1
Римская империя при Константине
1
Взятие Рима варварами
1
Наш край в древности
1
Контрольная работа. Подведение итогов
1
Повторение
1
Повторение
1
Итого
70 часов
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».