Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для обучающихся 5 класса основной
общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
- примерной образовательной программы основного общего образования;
- авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др.
«Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение».
- основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федерального перечня учебников;
- положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3».
Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Ботхоловой И. В. для 5 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
истории и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения Истории Древнего мира:
Ученик научится:
уважению
к
Отечеству,
к
прошлому
и
настоящему
многонационального народа России, приобщаться знанию истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;
уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества.
ответственному
отношению
к
учению;
уважительному
отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному
отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать
этническую
принадлежность,
уважительному
и
доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям родного края и народов России и мира;
в
чувству ответственности и долга перед Родиной, идентифицировать себя
качестве
гражданина
России,
осознавать
и
ощущать
личностную
сопричастность судьбе своего народа;
основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на
основе
личностного
нравственное
выбора,
поведение,
формировать
осознанное
и
нравственные
ответственное
чувства
и
отношение
к
собственным поступкам, веротерпимости;
Метапредметные результаты освоения Истории Древнего мира:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать
инструменты
для
оценивания
своей
деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик результата.
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно
пользоваться
выработанными
критериями
оценки
и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких
предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений
или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать
полученную
информацию,
интерпретируя
ее
в
контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке,
предлагать
и
применять
способ
проверки
достоверности
информации;
Ученик получит возможность научиться:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности;
делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных
экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на другой фактор;
распространять
экологические
знания
и
участвовать
в
практических мероприятиях по защите окружающей среды.
овладеть культурой активного использования словарей, справочников,
открытых источников информации и электронных поисковых систем;
определять необходимые ключевые
поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, базами знаний, справочниками;
формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
определять возможные роли в совместной деятельности, и их
играть в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
строить
позитивные
отношения
в
процессе
учебной
и
познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически
признавать
ошибочность
относиться
к
собственному
своего
мнения
(если
оно
мнению,
уметь
ошибочно)
и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать
эффективное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
Ученик получит возможность научиться:
использовать
смысловых
блоков
своего
средства
логической
выступления;
связи
для
использовать
выделения
вербальные
и
невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; оценивать
эффективность коммуникации после ее завершения.
развивать компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты освоения Истории Древнего мира:
Ученик научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей
эры, нашей эры);
использовать
историческую
карту как источник информации о
расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших
событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни
людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях
древней истории, в том числе о событиях, происходивших на территории
Бурятии;
раскрывать
характерные,
существенные
черты:
а)
форм
государственного устройства древних обществ (с использованием понятий
«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия»,
«колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных
и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в древности;
объяснять,
в
чем
заключались
назначение
и
художественные
достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней
истории и родного края.
Ученик получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять
свидетельства
различных
исторических
источников,
выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного
наследия древних обществ, в том числе сообществ, проживавших на
территории Бурятии, в мировой истории.
Содержание курса «История древнего мира»
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1 . Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди.
Древнейшие
люди
Археологические
человека.
Орудия
-
наши
далёкие
свидетельства
труда
и
предки.
первобытного
складывание
Прародина
состояния
опыта
их
человека.
древнейшего
изготовления.
Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие
человека - овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей
и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство
жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи
древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия
охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины.
Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в
родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись.
Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение
веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных
охотников и собирателей. Практическое занятие с рисованием.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении
производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда
земледельцев.
Районы
раннего
земледелия.
Приручение
животных.
Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к
производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений.
Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени.
Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение
культа.
Появление
неравенства
и
знати.
Развитие
ремёсел.
Выделение
ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки
металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение
семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати.
Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности?
Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция
(отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение
ремесла, появление городов, государств, письменности). Практическое
занятие - заполнение кроссворда «Переход от первобытности к цивилизации».
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет,
которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра.
«Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства.
Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система
орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта.
Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до
простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у
египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В
усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.
Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев.
Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания
фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф
фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы
военные. Появление наёмного войска. Лабораторная работа по заполнению
контурной карты.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов.
Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и
боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление
древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных
пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов.
Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в
гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона.
Образ
Нефертити.
Искусство
древнеегипетской
скульптуры:
статуя,
скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения
в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях
мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Презентация, видеоматериалы,
онлайн-экскурсии по экспозициям музеев.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их
разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое
письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские
папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга.
Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний
(математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени:
солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие,
культовое каменное строительство, становление искусства, письменности,
зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о
загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт
Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть
хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской
долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина
как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения
шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область
знаний и полномочий жрецов. Жрецы -учёные. Клинопись. Писцовые школы.
Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках.
Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится
главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша.
Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная
традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы
о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных
группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения
Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство.
Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в
городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии
финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён.
Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как
история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и
Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей
выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и
нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Цифровые
ресурсы, видеоурок.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.
Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых
правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как
столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава.
Освоение железа. Начало обработки железа.
Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в
военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления
для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав
Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых
Ассирией
стран.
Ниневия
-
достойная
столица
ассирийских
царей-
завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала.
Археологические
ассирийцах.
свидетельства
Гибель
ассирийского
Ассирийской
державы.
искусства.
Лабораторная
Легенды
об
работа
по
контурной карте.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии.
Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные
хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание
Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и
«царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя.
Столица великой державы древности - город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период
древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки
Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди
джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные
занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев.
Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Цифровые
ресурсы «Ридерз Дайджест»
Индийские
касты.
Миф
о
происхождении
четырёх
каст.
Обряд
жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество
неравных:
варны
и
касты
знатных
воинов,
земледельцев
и
слуг.
«Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение
буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы.
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и
Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция.
Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука
учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане.
Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана.
Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана.
Возмущение
народа.
Свержение
наследников
Цинь
Шихуана.
Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь
Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и
культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие
полноводных рек. Лабораторная работа по контурной карте.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский
дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество
Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы
критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура
великанов».
Каменные
Львиные
ворота.
Обдик
города-крепости:
археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо.
Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале
Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его
последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и
«Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны
Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль
поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов.
Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль
поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их
покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов.
Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле.
Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городовгосударств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого
алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и
ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные
занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и
винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления
Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах.
Демос восстаёт против знати.
Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в
управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание
выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты.
Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты:
противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни
и
правила
поведения
спартиатов.
Управление
Спартой
и
войском.
Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте
Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая
колонизация
побережья
Средиземного
и
Чёрного
морей.
Причины
колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли.
Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным
населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой
культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России.
Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов.
Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к
общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний.
Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ
Олимпийских игр. Видеоурок.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла
угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва.
Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада.
Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой
войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея
Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу.
Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот
спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской
битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота
в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии
персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень
Поликрата». Лабораторная работа по контурной карте.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз.
Установление в полисах власти демоса - демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея.
Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население
Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший
центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении
богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с
краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора
- главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы
Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты
Мирона и Поликлета.
В
афинских
школах
и
гимнасиях.
Воспитание
детей
педагогами.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские
гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и
Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских
гимнасиях. Обучение красноречию. Распределение тем проектов по культуре
Греции.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство.
Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На
представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление
комедии
Аристофана
представлений.
«Птицы».
Воспитательная
роль
театральных
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V B .
ДО Н .
э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль
Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и
демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники
Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец
Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты.
Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление
северного соседа Греции - Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе
Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской
культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя
Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора
отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене.
Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и
начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии
и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход
македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа
над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет.
Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание
Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в
Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов.
Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти.
Складывание пространства эллинистического мира на территории державы
Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства.
Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр
Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей.
Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие
учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен,
Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия
складывания
и
своеобразие
эллинистической
культуры.
Управление
обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности
афинской демократии. Урок - защита проектов по культуре Древней Греции.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над
Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота
населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Лабораторная
работа по контурной карте.
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян.
Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и
римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно
выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун
и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром.
Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение
земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима.
Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль
Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах.
Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в
Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание
военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы.
Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром
римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение
стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян.
Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление
господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост
Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение
Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского
консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник
рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в
сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские
игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в
римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских
войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение
земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения.
Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия
Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай
Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии.
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление
армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших,
приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым
размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под
руководством Красса. Причины поражения восставших. Цифровые ресурсы.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба
полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря.
Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме.
Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и
ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство
Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство
заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль
Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций.
Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана.
Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление
Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат
и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия
«Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки
императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских
легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и
верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о
славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание
культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение
нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и
Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии
и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны
света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды.
Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди.
Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве
Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели
Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Видеоурок.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда.
Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из
императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние
завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное
строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле.
Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица
империи.
Архитектурный
облик
Рима.
Колизей.
Пантеон.
Римский
скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в
низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в
жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в
Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и
варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы
полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление
Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности
армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан.
Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы).
Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение
новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима,
Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие
Рима
варварами.
Разделение
Римской
империи
на
два
самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию.
Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа
императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима
Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск
варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами.
Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача
имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя
перестала существовать. Конец эпохи античности.
Наш край в древности. Территории расселения бурятских племен и их
состав, основные даты в истории края; ход, причины, этапы, характер
заселения края, социальный и сословный состав населения края, его
эволюции. Изучение истории родного края позволяет увидеть свой край в
контексте мировой истории. Экскурсия в музей истории Бурятии.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие
в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к
Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств
Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Тематическое планирование
№ Тема
п/п раздела
11
22
Жизнь
первобыт
ных
людей
Древний
Восток
Тема урока
1 четверть
18 часов
Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Входная диагностика. Контрольная работа.
Древнейшие люди, родовые общины охотников и
собирателей
Возникновение искусства и религиозных верований,
земледелия и скотоводства
Возникновение земледелия и скотоводства
Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.
Повторение и обобщение
Государство на берегах Нила
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Жизнь египетского вельможи
Кол
-во
час
ов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
44
Военные походы фараонов
Религия древних египтян
Искусство древнего Египта
Письменность и знания древних египтян
Древнее Двуречье
Вавилонский царь Хаммурапи
Финикийские мореплаватели
Контрольная работа
2 четверть
14 часов
Библейские сказания
Царство Давида и Соломона
Ассирийская держава
Персидская держава «царя царей»
Природа и люди древней Индии. Индийские касты
Чему учит китайский мудрец Конфуций
Первый властелин единого Китая
Контрольная работа
Повторение
Древняя
Греки и критяне
Греция
Микены и Троя
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея»
Религия древних греков
3 четверть
20 часов
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Зарождение демократии в Афинах
Древняя Спарта
Греческие колонии на берегах Средиземного и
Черного морей
Олимпийские игры
Победа греков над персами в Марафонской битве
Нашествие персидских войск на Элладу
В Гаванях афинского порта Пирей
В городе богини Афины
В афинских школах и гимназиях
В театре Диониса
Афинская демократия при Перикле
Города Эллады подчиняются Македонии
Поход Александра Македонского на Восток
В древней Александрии Египетской
Повторение
Повторение
Древний Древнейший Рим
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рим
Завоевание Римом Италии
1
Устройство Римской республики
1
4 четверть
18 часов
Вторая война Рима с Карфагеном
1
Установление господства Рима во всем
1
Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
1
Повторение и обобщение
1
Земельный закон братьев Гракхов
1
Восстание Спартака
1
Единовластие Цезаря в Риме. Установление империи в 1
Риме.
Соседи Римской империи в первые века н.э.
1
Рим при императоре Нероне
1
Первые христиане и их учение
1
Расцвет Римской империи во II в. н.э.
1
«Вечный город» и его жители
1
Римская империя при Константине
1
Взятие Рима варварами
1
Наш край в древности
1
Контрольная работа. Подведение итогов
1
Повторение
1
Повторение
1
Итого
70 часов
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе