Пояснительная записка Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «Всеобщая история» и «История России». Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует: - образовательному стандарту основного общего образования; - примерной образовательной программе основного общего образования; - авторской программе по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др.издательства «Дрофа», по Истории нового времени (конец XV-XVIIв.) ориентирована на учебник Дмитриевой О.В. «Всеобщая история. История нового времени. Конец XV-XVIIIв.»; - основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Разработана учителем истории и обществознания Дондуевой А.В. для 7 классов а, б, в, м. Планируемые результаты учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения Истории: Ученик научится: уважению к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, приобщаться знанию истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору; уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Ученик получит возможность научиться: осознавать этническую принадлежность, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям родного края и народов России и мира; чувству ответственности и долга перед Родиной, идентифицировать себя в качестве гражданина России, осознавать и ощущать личностную сопричастность судьбе своего народа; основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, веротерпимости; Метапредметные результаты освоения Истории: Регулятивные УУД Ученик научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. устранения. Ученик получит возможность научиться: определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата. определять критерии правильности выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов познавательной деятельности. Познавательные УУД Ученик научится: выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; Ученик получит возможность научиться: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. овладеть культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; Коммуникативные УУД Ученик научится: определять возможные роли в совместной деятельности, и их играть в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; критически относиться признавать ошибочность своего к собственному мнения (если мнению, оно уметь ошибочно) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Ученик получит возможность научиться: использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций идр.; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения учебного предмета. Ученик научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического направлениях развития, значительных о местах передвижений – важнейших походов, событий, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Ученик получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Содержание учебного курса по Истории Нового времени Раздел 1. Россия в XVI веке Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: Отмирание присоединение удельной Псковской, системы. Смоленской, Укрепление Рязанской земель. великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финноугорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Раздел 2. Смута в России Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Раздел 3. Россия в XVII веке Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. 2РРаздел4. Культурное пространство Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (КириллоБелозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Региональный компонент Наш регион в XVI—XVII вв. Раздел 5. Европа в конце ХV— начале XVII в. Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Международные конфликты между отношения в европейскими раннее Новое державами. время. Османская Военные экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Страны Европы и Северной Америки в XVII— начале ХVIII в. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Повторение. Значение Последствия революции в великих естествознании. географических Связь Нового открытий. времени с современностью. Проверочная работа. Формы занятий Создание презентаций к урокам. Видеоуроки. Эссе по проблемным вопросам истории. Защита проектов учащимися. Экскурсии в Национальный музей Республики Бурятия. Тематическое планирование по курсу «История России в конце XVI-XVII в. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIIв.» № Наименование главы, темы, урока урока Кол-во часов I четверть 1 Россия на рубеже XVI - XVII веков 1 час Введение 2-3 Василий III и его время: начало правления, завершение 2 час объединения земель вокруг Москвы. 4 Российское государство и общество: трудности роста. 1 час 5 Урок-практикум по теме «Начало реформ Ивана IV. 1 час Избранная рада». 6 Строительство царства. 1 час 7 Урок - лабораторная работа по теме «Строительство 1 час царства». 8 Урок-практикум по теме «Внешняя политика Ивана 1 час IV». 9-10 Опричнина. 2 час 11 Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV». 1 час 12 Русская культура в XVI веке. 1 час 13 Урок-практикум «Русская культура в XVI веке». 1 час 14 Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание 1 час Московского царства». 15 Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков. 1 час 16 Начало Смуты. Самозванец на престоле. 1 час 17 Разгар Смуты. Власть и народ 1 час 18 Повторение 1 час Итого за 1 четверть 18 часов 2 четверть 19 Окончание Смуты. Новая династия. 1 час 20 Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в 1 час России». 21 Социально-экономическое развитие России в XVII веке. 1 час 22 Сословия XVII века: «верхи» общества. 1 час 23 Сословия XVII века: «низы» общества. 1 час 24 Государственное устройство России в XVII веке. 1 час 25 Повторительно-обобщающий урок по теме 1 час «Богатырский век». 26 Внутренняя политика царя Алексея Михайловича. 1 час 27 Формирование абсолютизма. 1 час 28 Церковный раскол. 1 час 29 Урок-практикум по теме «Церковный раскол». 1 час 30 Народный ответ. 1 час 31 Урок систематизации и обобщения знаний по теме 1 час «Бунташный век». 32 Повторение 1 час Итого за 2 четверть 14 часов 3 четверть 33 Внешняя политика России в XVII веке. 1 час 34 Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в 1 час XVII веке». 35 Освоение Сибири и Дальнего Востока. 1 час 36 Политика Фёдора Алексеевича Романова. 1 час 37 Борьба за власть в конце XVII века. 1 час 38 Культура Руси в XVII веке. 1 час 39 Мир человека XVII века. 1 час 40 Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун 1 час великих реформ». 41 Итоговое повторение и обобщение. 1 час 42 Бурятия в XVI-XVII вв. 1 час 43 Введение. Ранее новое время. 1 час 44 Начало Великих географических открытий 1 час 45 Новый и Старый Свет: время перемен 2 час 46 Развитие техники 1 час 47 Рождение капитализма 1 час 48 Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII вв. 1 час 49 Культура Высокого Возрождения в Италии 1 час 50 Гуманизм за Альпами 1 час 51 Повторение 1 час Итого за 3 четверть 20 часов 4 четверть 52-53 Реформация и крестьянская война в Германии 2 час 53-54 Реформация и Контрреформация в XVI в. 2 час 55-56 Подъем и закат империи, в которой «никогда не 2 час заходило солнце». 57 Нидерланды против Испании. 1 час 58-59 Англия при Тюдорах. 2 час 60 Франция на пути к абсолютизму. 1 час 61-62 Международные отношения в XVI-XVII веках 2 час 63 Повторительно-обобщающий урок «Государства 1 час Западной Европы в XVI-пер.пол.XVII века» 64 Начало революции в естествознании 1 час 65 Литература и искусство на рубеже XVI-XVII веков 1 час 66-70 Итоговое повторение 4 часа Итого за 4 четверть 18 часов Итого 70 часов Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе