Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается
в рамках двух курсов: «Всеобщая история» и «История России».
Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует:
- образовательному стандарту основного общего образования;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- авторской программе по Истории России к предметной линии учебников
И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др.издательства «Дрофа», по Истории нового
времени (конец XV-XVIIв.) ориентирована на учебник Дмитриевой О.В.
«Всеобщая история. История нового времени. Конец XV-XVIIIв.»;
- основной образовательной программе основного общего образования (5-9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Разработана учителем
истории и обществознания Дондуевой А.В. для 7 классов а, б, в, м.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения Истории:
Ученик научится:
уважению
к
Отечеству,
к
прошлому
и
настоящему
многонационального народа России, приобщаться знанию истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;
уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества.
ответственному
отношению
к
учению;
уважительному
отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному
отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать
этническую
принадлежность,
уважительному
и
доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям родного края и народов России и мира;
чувству ответственности и долга перед Родиной, идентифицировать
себя в качестве гражданина России, осознавать и ощущать личностную
сопричастность судьбе своего народа;
основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на
основе
личностного
выбора,
формировать
нравственные
чувства
и
нравственное
поведение,
осознанное
и
ответственное
отношение
к
собственным поступкам, веротерпимости;
Метапредметные результаты освоения Истории:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать
инструменты
для
оценивания
своей
деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик результата.
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно
пользоваться
выработанными
критериями
оценки
и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких
предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений
или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке,
предлагать
и
применять
способ
проверки
достоверности
информации;
Ученик получит возможность научиться:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных
экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия
одного фактора на другой фактор;
распространять
экологические
знания
и
участвовать
в
практических мероприятиях по защите окружающей среды.
овладеть культурой активного использования словарей, справочников,
открытых источников информации и электронных поисковых систем;
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, базами знаний, справочниками;
формировать
множественную
выборку
из
различных
источников информации для объективизации результатов поиска;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
определять возможные роли в совместной деятельности, и их
играть в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически
относиться
признавать
ошибочность
своего
к
собственному
мнения
(если
мнению,
оно
уметь
ошибочно)
и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать
эффективное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
Ученик получит возможность научиться:
использовать средства логической связи для выделения
смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и
невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
развивать компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций идр.;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Ученик научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и
всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России
и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о
границах России и других государств в Новое время, об основных процессах
социально-экономического
направлениях
развития,
значительных
о
местах
передвижений
–
важнейших
походов,
событий,
завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной
и всеобщей истории Нового времени;
• составлять
описание
положения
и
образа
жизни
основных
социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников
материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных
событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной
и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время,
сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей
истории Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
• используя
историческую
карту,
характеризовать
социально-
экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое
время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять,
в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего
города, края и т. д.
Содержание учебного курса по Истории Нового времени
Раздел 1. Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг
Москвы:
Отмирание
присоединение
удельной
Псковской,
системы.
Смоленской,
Укрепление
Рязанской
земель.
великокняжеской
власти.
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с
Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским
ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование
первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении
государством.
«Малая
дума».
Местничество.
Местное
управление:
наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство
Елены
Глинской.
Сопротивление
удельных
князей
великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация
денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими
кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское
восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в.
«Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов.
Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений.
Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская
реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и
«Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского
государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и
сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и
характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения
России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское
ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и
неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов».
Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения
крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финноугорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России.
Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе.
Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная
церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и
характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские
казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость
личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении.
Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский
мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике.
Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591
г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение
закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской
династии Рюриковичей.
Раздел 2. Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство
Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении
боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение
социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы
и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и
убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание
внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на
территорию
России
польско-литовских
отрядов.
Тушинский
лагерь
самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский
договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои
Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну
против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине.
Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление
польско-литовского
гарнизона
в
Москву.
Подъем
национально-
освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание
1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват
Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы
в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими
выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией,
утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью
Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского
перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Раздел 3. Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича.
Восстановление
экономического
потенциала
страны.
Продолжение
закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в
управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление
роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя.
Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная
ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских
соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его
деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум,
формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная)
реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры.
Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной
специализации
регионов
Российского
государства.
Торговый
и
Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой,
Востоком.
Социальная
структура
российского
общества.
Государев
двор,
служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население,
стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в
XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве.
Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое
оформление крепостного права и территория его распространения. Русский
Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная
реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь.
Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических
контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война.
Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой;
противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с
Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью
Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская
война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей.
«Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский
мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные
столкновения с маньчжурами и империей Цин.
2РРаздел4. Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические
открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы
Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур.
Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и
Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение
русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические
отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь
человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия
и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев
населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в
Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин,
Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (КириллоБелозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город,
Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли).
Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа
иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой».
Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика
Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре.
Симеон
Полоцкий.
Немецкая
слобода
как
проводник
европейского
культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и
Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное
пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI—XVII вв.
Раздел 5. Европа в конце ХV— начале XVII в.
Великие
географические
открытия:
предпосылки,
участники,
результаты. Политические, экономические и культурные последствия
географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и
социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.
Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение
внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в
XVI —
начале
XVII в.:
внутреннее
развитие
и
внешняя
политика.
Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская
война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба
католической церкви против реформационного движения. Религиозные
войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и
значение революции.
Международные
конфликты
между
отношения
в
европейскими
раннее
Новое
державами.
время.
Османская
Военные
экспансия.
Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в XVII— начале ХVIII в.
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.:
начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства,
положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.
Повторение.
Значение
Последствия
революции
в
великих
естествознании.
географических
Связь
Нового
открытий.
времени
с
современностью. Проверочная работа.
Формы занятий
Создание презентаций к урокам. Видеоуроки. Эссе по проблемным
вопросам истории. Защита проектов учащимися. Экскурсии в Национальный
музей Республики Бурятия.
Тематическое планирование по курсу
«История России в конце XVI-XVII в. Всеобщая история. История
Нового времени. Конец XV-XVIIв.»
№
Наименование главы, темы, урока
урока
Кол-во
часов
I четверть
1
Россия на рубеже XVI - XVII веков
1 час
Введение
2-3
Василий III и его время: начало правления, завершение 2 час
объединения земель вокруг Москвы.
4
Российское государство и общество: трудности роста.
1 час
5
Урок-практикум по теме «Начало реформ Ивана IV. 1 час
Избранная рада».
6
Строительство царства.
1 час
7
Урок - лабораторная работа по теме «Строительство 1 час
царства».
8
Урок-практикум по теме «Внешняя политика Ивана 1 час
IV».
9-10
Опричнина.
2 час
11
Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV».
1 час
12
Русская культура в XVI веке.
1 час
13
Урок-практикум «Русская культура в XVI веке».
1 час
14
Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание 1 час
Московского царства».
15
Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков.
1 час
16
Начало Смуты. Самозванец на престоле.
1 час
17
Разгар Смуты. Власть и народ
1 час
18
Повторение
1 час
Итого за 1 четверть
18
часов
2 четверть
19
Окончание Смуты. Новая династия.
1 час
20
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в 1 час
России».
21
Социально-экономическое развитие России в XVII веке. 1 час
22
Сословия XVII века: «верхи» общества.
1 час
23
Сословия XVII века: «низы» общества.
1 час
24
Государственное устройство России в XVII веке.
1 час
25
Повторительно-обобщающий
урок
по
теме 1 час
«Богатырский век».
26
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича.
1 час
27
Формирование абсолютизма.
1 час
28
Церковный раскол.
1 час
29
Урок-практикум по теме «Церковный раскол».
1 час
30
Народный ответ.
1 час
31
Урок систематизации и обобщения знаний
по теме 1 час
«Бунташный век».
32
Повторение
1 час
Итого за 2 четверть
14
часов
3 четверть
33
Внешняя политика России в XVII веке.
1 час
34
Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в 1 час
XVII веке».
35
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
1 час
36
Политика Фёдора Алексеевича Романова.
1 час
37
Борьба за власть в конце XVII века.
1 час
38
Культура Руси в XVII веке.
1 час
39
Мир человека XVII века.
1 час
40
Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун 1 час
великих реформ».
41
Итоговое повторение и обобщение.
1 час
42
Бурятия в XVI-XVII вв.
1 час
43
Введение. Ранее новое время.
1 час
44
Начало Великих географических открытий
1 час
45
Новый и Старый Свет: время перемен
2 час
46
Развитие техники
1 час
47
Рождение капитализма
1 час
48
Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII вв.
1 час
49
Культура Высокого Возрождения в Италии
1 час
50
Гуманизм за Альпами
1 час
51
Повторение
1 час
Итого за 3 четверть
20
часов
4 четверть
52-53
Реформация и крестьянская война в Германии
2 час
53-54
Реформация и Контрреформация в XVI в.
2 час
55-56
Подъем и закат империи, в которой «никогда не 2 час
заходило солнце».
57
Нидерланды против Испании.
1 час
58-59
Англия при Тюдорах.
2 час
60
Франция на пути к абсолютизму.
1 час
61-62
Международные отношения в XVI-XVII веках
2 час
63
Повторительно-обобщающий
урок
«Государства 1 час
Западной Европы в XVI-пер.пол.XVII века»
64
Начало революции в естествознании
1 час
65
Литература и искусство на рубеже XVI-XVII веков
1 час
66-70
Итоговое повторение
4 часа
Итого за 4 четверть
18
часов
Итого
70
часов
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе