Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 9 а, б, в, г, д классах соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - рабочей программе Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новая история», История России. 6—10 классы: / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016. - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Дондуевой А. для 9-х классов. Планируемые результаты изучения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты: Ученик научится: - осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; Ученик получит возможность научиться: - осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего и других народов, толерантности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Ученик научится: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; Ученик получит возможность научиться: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; критериями оценки и - анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Познавательные УУД Ученик научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; Ученик получит возможность научиться: - культуре активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; Коммуникативные УУД Ученик научится: - организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Ученик получит возможность научиться: - компетентности в области коммуникационных технологий. Предметные УУД использования информационно- Ученик научится: -локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; -соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; - использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического направлениях развития, значительных о местах передвижений – важнейших походов, событий, завоеваний, колонизации и др.; - анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; - систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Ученик получит возможность научиться: - используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; - использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); - сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Основное содержание курса истории Всеобщая история в XIX – начале XX вв. Изучение курса истории в классе предполагает использование таких форм работы как: лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Резерв в каждой четверти используется для проведения экскурсий (посещение мест исторических событий, памятников истории и культуры XIX— начала ХХ в.). Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и 319 внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных Образование движений. социалистических Рабочее партий; движение идеологи и и профсоюзы. руководители социалистического движения. Страны Азии в ХIХ в. Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Война за независимость в Латинской Америке. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. Развитие культуры в XIX в. Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. Международные отношения в XIX в. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени. Новейшая история. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900— 1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм. Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая Государственная политика в регламентация условиях политической общественной жизни: консервации. централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, 306 попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. Крепостнический социум. Деревня и город Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление. Культурное пространство империи в первой половине Национальные корни отечественной культуры и западные XIX в. влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры. Пространство империи: этнокультурный облик страны. Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля. Формирование гражданского правосознания. Основные образованное меньшинство: течения общественной мысли. Западное просвещение и кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового 308 сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска. «Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение 309 грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство. Этнокультурный облик империи. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Формирование гражданского общества и основные направления гг. общественной общественных движений. Общественная жизнь самодеятельности. в 1860 Расширение самоуправление, печать, – 1890-х публичной Рост сферы (общественное образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. 310 Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. Кризис империи в начале ХХ века. На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма. Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. освобождения». российской Оппозиционное «Банкетная революции. профессиональных либеральное кампания». Формы революционеров 311 социальных с движение. «Союз Предпосылки Первой протестов. Борьба государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. «Серебряный век» российской культуры Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: 312 традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру. Региональный компонент. Бурятия в XIX в. Административно-территориальные преобразования в Бурятии по реформе М.Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства в Прибайкалье. Рост городов и поселений. Роль Кяхты в торговле с Востоком. Политическая ссылка и ее роль в общественном и культурном развитие края во II половине XIX века. Транссибирская железная дорога. Деловые люди Бурятии. Земельная реформа. Реформа управления. Тематическое планирование Тема раздела Тема урока Количество часов I четверть (18 часов) Мир Введение. на рубеже традиционного XVIII-XIX общества вв. к От 1 обществу индустриальному Раздел I. Революции и реакция в европейском и мировом Империя Наполеона I 1 Народы против французской империи 1 Поход в Россию и крушение Французской 1 империи Священный союз, политическое развитие стран 1 Европы и революционное движение в 1820 – 1830-х гг. развитии Освободительное движение в Латинской 1 Америке в первой половине XIX века Раздел II. Революции 1848 – 1849 гг. в Европе 1 Становление Начало объединения Италии и Германии национальных Внутренняя политика Наполеона III, франко- 1 государств 1 в германская война и Парижская коммуна Европе Раздел III. Рост промышленного Европа на пути зарождение рабочего производства движения в и 1 первой промышленного половине XIX века развития. Индустриальные страны во второй половине 1 Социальные и XIX – начале XX века идейно- Консервативные, политические социалистические идеи в XIX веке либеральные и 1 итоги Раздел IV. Великобритания и ее доминионы 1 США Ведущие 1 страны мира в Страны Западной и Центральной Европы 1 середине XIX – Государства Южной и Юго-Восточной Европы 1 Япония на пути модернизации 1 Резерв 1 начале XX века II четверть (14 часов) Индия под властью англичан «Опиумные войны» и закабаление Китая 1 Раздел V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце – XIX 1 начале XX века индустриальными державами Османская империя и Персия в XIX – нач. XX 1 в. Завершение колониального раздела мира 1 Колониализм: последствия для метрополий и 1 колоний Латинская Америка во второй половине XIX – 1 начале XX века Раздел VI. Военно-политические союзы и международные 1 Обострение конфликты на рубеже XIX – XX вв. противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX века Раздел VII. Технический прогресс и развитие научной 1 Наука, культура картины мира и искусство в Культурное наследие XIX – начала XX вв. 1 XIX – начале XX века Повторение Урок-практикум по курсу: «Всеобщая история. 1 История Нового времени 1801-1914 гг.» Российская империя в XIX – начале XX вв. Первая половина XIX в. Вторая половина XIX 1 Введение в. Начало ХХ в. Глава I. Развитие сельского хозяйства России в первой 1 Социально- половине XIX в. экономическое Развитие развитие торговли России в первой половине XIX в. промышленности, транспорта и 1 Российской империи в первой половине XIX века Резерв 1 III четверть (20 часов) Внутренняя и внешняя политика России в 1801 1 — 1811 гг. Глава II. Отечественная война 1812 г. Российская империя в царствование Российская Николая I Повторение — 1825 гг. четверти XIX в. Глава III. царствование Внешняя и внутренняя политика России в 1815 1 Общественная жизнь в России в первой 1 Александра I империя 1 в Восстание декабристов и его значение 1 Внутренняя политика Николая I 1 Социально-экономическая политика 1 Внешняя политика в 1825— 1855 гг. Крымская 1 война Общественно-политическая жизнь России 1830 1 — 1840-х годов и Российская империя в первой половине XIX в. 1 контроль Глава IV. Просвещение и наука Начало Литература как главное действующее лицо 1 золотого 1 века российской культуры. Архитектура, живопись, русской музыка, театр культуры Глава V. Эпоха Великих реформ Отмена крепостного права 1 Реформы 1860—1870-х годов 1 Внешняя политика Александра II 1 Либеральный и революционный общественно- 1 политические лагери в 1860— 1870-е годы Глава VI. Основные направления в народничестве 1 Внутренняя политика Александра III 1 Резерв 2 Российская империя в царствование Александра III IV четверть (16 часов) Внешняя политика Александра III 1 Массовое и революционное движение в 1880-х 1 —начале 1890-х годов Глава VII. Развитие сельского хозяйства 1 Социально- Промышленность, банковское дело, торговля, экономическое транспорт развитие России Повседневная жизнь основных слоев населения 1 во второй страны в XIX в. половине XIX века Повторение и Российская империя во второй половине XIX 1 контроль века Глава VIII. Просвещение и наука. Периодическая печать и 1 Русская литература культура второй Новые течения в архитектуре, живописи, 1 половины XIX театральном искусстве, музыке века Глава IX. Экономическое развитие России. Социальные, 1 Россия в конце религиозные и национальные отношения в XIX— начале империи ХХ века Государство и общество на рубеже веков 1 1905 год— революция и самодержавие 1 Начало многопартийности 1 Завершающий период революции 1 Общество и власть после Первой российской 1 революции Региональный «Серебряный век» русской культуры 1 Бурятия в XIX в. 1 Итоговое повторение 1 компонент Повторение Итого: 68 Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе