Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса разработана в соответствии с нормативными документами: федеральным образовательным стандартом основного общего образования; примерной образовательной программой основного общего образования; программой к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5 – 7 классов «Музыка» под редакцией Т.И. Науменко, В.В.Алеева; основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; программой воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; федеральным перечнем учебников; учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; положением о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа по музыке решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. В соответствии с учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ» на изучение предмета «Музыка» в 7 классе отводится 1 час, 35 часов соответственно. Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по музыке и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. 2 Личностные результаты: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира; развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач. Метапредметные результаты: Познавательные УУД Учащиеся научатся: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях; Учащиеся получат возможность научиться: 3 основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней; определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 4 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Учащиеся получат возможность: участвовать в жизни класса, гимназии, города и республики, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Предметные результаты: иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 5 воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности; понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности; знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом; применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры; постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира; расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала. находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки; определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров; Содержание программы Раздел 1. Что значит современность в музыке (10 часов) 6 Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции. Слушание музыки: Н.Паганини, Каприс № 24; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Il Divo «Silient Night»; Andrea Bocelli «Sogno»; М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие. Разучивание песен А.Островского «Песня остается с человеком», Т.Хренникова «Московские окна», Ю.Чичкова «Наша школьная страна». Раздел 2. Музыка лёгкая и серьёзная (7 часов) Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса» Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденньий отдых фавна. Фрагмент; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...» Разучивание песен Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И. Сохадзе «Добрая фея», А.Варламова «Российский Дед Мороз», Г.Гладкова «Расскажи, Снегурочка, где была?». Джаз – дитя двух культур. Причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности блюза, регтайма, спиричуэлса; выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра. Раздел III. Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. (10 часов) 7 Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Бардовская (авторская) песня. Определения «бард», «бардовская песня»; истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. Слушание музыки: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (Silient Night); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой. Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет». 8 Слушание музыки: Л. Бетховен, Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты; И.С.Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»; И.С.Бах, Гуно «Аве Мария»; Бах С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо...»; П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»; П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт»; Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель»; Лучано Поваротти «Sanctus», Франко Корелли «O, Sole mio», Андреа Бочелли «Sogno»; В.Высоцкий «Любовь»; Е.Крылатов «О любви». Разучивание романсов А.Алябьева «Зимняя дорога» и «Вечерний звон», песен Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Высоцкого «Песня о друге», Раздел Великие наши современники (3 часа) Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование. Слушание музыки: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» и « Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; 9 Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви». Календарно-тематическое планирование № п/п Название темы Кол Содержание -во час 1 Что значит современность 1 в музыке? 2 Современна ли музыка 1 И.С. Баха? Искусство в борьбе за со- 2 хранение жизни на Земле 3,4 5-7 8-9 10 Человек-главный герой 2 искусства. Тема страдания в музыке 18-ый, 19ый,20-ый в.в. «…Вслушайтесь в нее не 2 только своим слухом, но и всем своим сердцем» Д.Б. Кабалевский. Соната № 14 Л.Бетховена Может ли быть современ- 1 ной классическая музыка? (Обобщение тем 1 четверти) 1 четверть 9 часов Понятия «мода» и «современность». Музыка современная, т.е. соответствующая духу времени, воспевающая любовь, добро, красоту. Значение термина «токката» Общее в музыкальном языке И.С. Баха и П. Сигера и в воздействии их музыки на чувства людей. Понятие «конкретная музыка» Понятие «страсть», развитие музыкальной темы, и характерный музыкальный язык. Знать понятие «рок-опера» Содержание музыкальной формы «соната». Современность сонаты № 14, соответствует ли ее музыкальный характер чувствам, которые переживаем и мы. Понятия «классика», «классический». Роль моды в современной музыкальной культуре 2 четверть 7 часов 10 11 Новые краски музыки 20го века 1 12 Музыка «легкая» и «серьезная» 1 13 «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька) 1 14 «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс) 1 15 «Легкое» и «серьезное» в песне 1 16 Ансамбль – значит вместе 1 17 Музыка – язык, понятный всем 1 18 19 Урок - концерт Бардовская (авторская) песня Урок – концерт 1 3 Авнгардизм (аматорика, додекафония, сонористика, коллаж; стохастическая, конкретная, электронная, компьютерная музыка), атональная музыка Разграничение музыки «легкой» и «серьезной» по содержанию и восприятию Преобладающая роль ритма в танцевальной музыке. Характерный ритмический рисунок польки. Зависимость жанра от музыкальной моды. значение термина «пиццикато». Жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бывают и легкие, и серьезные). Музыкальные примеры и мысль о том, что в танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств. Значение слов «шансон», «шансонье»; характерные особенности современной француз. песни. Критическое оценивание творчество попгрупп на основании эстетических категорий-гармонии, красоты и правды, заложенных в нас музыкой классиков. Особеннсти и черты ансамблевого исполнения Ориентация в легкой музыке, которая должна отвечать требованиям высокого художественного вкуса. 3 четверть 10 часов Определения «бард», «бардовская песня»; истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. 11 20 Джаз – дитя двух культур Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав 2 Причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности блюза, регтайма, спиричуэлса; выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра. Основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра-сифоджаз. 21 От оперы к оперетте 1 22 Мюзикл. Любовь – вечная 2 тема в искусстве. Периоды развития. 23 От оперы к рок-опере 1 24 «Легкая» музыка в драматических спектаклях Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра 1 Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле. 1 Определение «оперетта», ее характерные особенности, отличие от оперы. Средства, черты взаимопроникновения легкой и серьезной музыки, которые повлияли на рождение жанра оперетты. Истоки появления жанра мюзикла, характерные особенности, разновидности мюзикла, отличие от оперетты. Возникновение нового жанра как результата взаимопроникновения легкой и серьезной музыки. Развитие вечной темы в искусстве – любви на музыкальных и синтезированных произведениях. Сплав традиций и новаторства спосбствовал возникновению нового жанра-рок-оперы, новых произведений в рок – музыке. 4 четверть 9 часов Роль частушки в драматическом произведении Музыка Бизе по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников Характерные черты творчества А. Хачатуряна. Возможности уживания «легкой» и «серьезной» музыки в одном 25 26 1 12 27 Два протока могучей реки 1 28 Обобщение темы «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» 1 29 Великие наши «современники». Л. Бетховен 1 30 Человек и народ – герои М.П. Мусоргского 1 произведении Значение вкраплений в музыкальную ткань драматических произведений легкой музыки Определение и анализ произведений легкой и серьезной музыки, ее авторов, исполнителей Что такое «экосез, каприччио». Значимость произведений Л. Бетховена; характерные особенности творчества; в чем заключается новизна его творчества Новаторство музыки М.П. Мусоргского. Созвучие его произведений и элементов музыкальной речи современой музыке Традиционные и новаторские черты творчества С. С. Прокофьева. Традиции и новаторство в 1 творчестве С. С. Прокофьева Резервный урок 1 ИТОГО 35, из них 15 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию. 31