Рабочая программа 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
 федеральным образовательным стандартом основного общего образования;
 примерной образовательной программой основного общего образования;
 программой к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5 –
7 классов «Музыка» под редакцией Т.И. Науменко, В.В.Алеева;
 основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
 программой воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 федеральным перечнем учебников;
 учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
 положением о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3
г. Улан-Удэ».
Рабочая программа по музыке решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы
духовно-нравственного воспитания.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г.
Улан-Удэ» на изучение предмета «Музыка» в 7 классе отводится 1 час, 35
часов соответственно.
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по музыке и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования.

2

Личностные результаты:
 целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
 развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
 усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
 владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
 определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
 устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной
музыкально-учебной деятельности;
 сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов;
 использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
 размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства;
 определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать
средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:

3
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать её актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
 проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
 оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
 определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать
средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной
на достижение поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

4
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
 применять информационно-коммуникационные технологии для расширения
опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на
электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
 участвовать в жизни класса, гимназии, города и республики, общаться,
взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
 применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
 иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;

5
 воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события
в мире музыки;
 проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
 понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
 знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества,
отечественного и зарубежного музыкального наследия;
 рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
 применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
 постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
 расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
 осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
 находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5
класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
 определять главные отличительные особенности музыкальных жанров –
песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
Содержание программы
Раздел 1. Что значит современность в музыке (10 часов)

6
Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не
бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки.
С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции.
Слушание музыки: Н.Паганини, Каприс № 24; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет
шмеля»; Il Divo «Silient Night»; Andrea Bocelli «Sogno»; М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие.
Разучивание

песен

А.Островского

«Песня

остается

с

человеком»,

Т.Хренникова «Московские окна», Ю.Чичкова «Наша школьная страна».
Раздел 2. Музыка лёгкая и серьёзная (7 часов)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных
образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии.
«Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса»
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденньий отдых
фавна. Фрагмент; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...»
Разучивание песен Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И. Сохадзе «Добрая фея», А.Варламова «Российский Дед Мороз», Г.Гладкова «Расскажи,
Снегурочка, где была?».
Джаз – дитя двух культур. Причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности блюза, регтайма, спиричуэлса; выразительные средства их
музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра.
Раздел III. Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. (10 часов)

7
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви.
Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского
церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Бардовская (авторская) песня. Определения «бард», «бардовская песня»; истоки авторской песни, ее тематика, исполнители.
Слушание музыки: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти
по Матфею»; Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из
«Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из
поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные
песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник»;
Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный
рождественский гимн «Святая ночь» (Silient Night); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой.
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях
И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн
любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты
Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре
Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском
искусстве. Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет».

8
Слушание музыки: Л. Бетховен, Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1
часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт.
Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты; И.С.Бах «Страсти по
Матфею», «Страсти по Иоанну»; И.С.Бах, Гуно «Аве Мария»; Бах С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо...»; П. Чайковский, Сцена письма из
оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит
огонь желанья...», романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова
«Юнона и Авось»; П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»,
фрагмент; Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт»; Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель»; Лучано Поваротти «Sanctus», Франко Корелли «O,
Sole mio», Андреа Бочелли «Sogno»; В.Высоцкий «Любовь»; Е.Крылатов «О
любви».
Разучивание романсов А.Алябьева «Зимняя дорога» и «Вечерний звон», песен Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Высоцкого «Песня о друге»,
Раздел Великие наши современники (3 часа)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ
века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ
века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала
по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.
Слушание музыки: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и
Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и
«Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.
«Рапсодия в стиле блюз» и « Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни
«Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и
песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина
«Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio;

9
Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из
цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви».

Календарно-тематическое планирование
№ п/п Название темы

Кол Содержание
-во
час

1

Что значит современность 1
в музыке?

2

Современна ли музыка 1
И.С. Баха?
Искусство в борьбе за со- 2
хранение жизни на Земле

3,4

5-7

8-9

10

Человек-главный герой
2
искусства. Тема страдания в музыке 18-ый, 19ый,20-ый в.в.
«…Вслушайтесь в нее не 2
только своим слухом, но и
всем своим сердцем» Д.Б.
Кабалевский. Соната №
14 Л.Бетховена
Может ли быть современ- 1
ной классическая музыка?
(Обобщение тем 1 четверти)

1 четверть 9 часов
Понятия «мода» и «современность». Музыка современная, т.е.
соответствующая духу времени,
воспевающая любовь, добро,
красоту.
Значение термина «токката»
Общее в музыкальном языке
И.С. Баха и П. Сигера и в воздействии их музыки на чувства людей.
Понятие «конкретная музыка»
Понятие «страсть», развитие
музыкальной темы, и характерный музыкальный язык.
Знать понятие «рок-опера»
Содержание музыкальной формы
«соната».
Современность сонаты № 14,
соответствует ли ее музыкальный характер чувствам, которые
переживаем и мы.
Понятия «классика», «классический». Роль моды в современной
музыкальной культуре
2 четверть 7 часов

10
11

Новые краски музыки 20го века

1

12

Музыка «легкая» и «серьезная»

1

13

«Легкое» и «серьезное» в
танцевальной музыке
(полька)

1

14

«Легкое» и «серьезное» в
танцевальной музыке
(вальс)

1

15

«Легкое» и «серьезное» в
песне

1

16

Ансамбль – значит вместе 1

17

Музыка – язык, понятный
всем

1

18
19

Урок - концерт
Бардовская (авторская)
песня
Урок – концерт

1
3

Авнгардизм (аматорика, додекафония, сонористика, коллаж;
стохастическая, конкретная,
электронная, компьютерная музыка), атональная музыка
Разграничение музыки «легкой»
и «серьезной» по содержанию и
восприятию
Преобладающая роль ритма в
танцевальной музыке. Характерный ритмический рисунок польки. Зависимость жанра от музыкальной моды. значение термина
«пиццикато».
Жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бывают
и легкие, и серьезные). Музыкальные примеры и мысль о том,
что в танцевальных интонациях
могут быть воплощены различные оттенки человеческих
чувств.
Значение слов «шансон», «шансонье»; характерные особенности современной француз. песни.
Критическое оценивание творчество попгрупп на основании эстетических категорий-гармонии,
красоты и правды, заложенных в
нас музыкой классиков. Особеннсти и черты ансамблевого исполнения
Ориентация в легкой музыке, которая должна отвечать требованиям высокого художественного
вкуса.
3 четверть 10 часов
Определения «бард», «бардовская песня»; истоки авторской
песни, ее тематика, исполнители.

11
20

Джаз – дитя двух культур
Джаз и европейский симфонизм – неожиданный
сплав

2

Причины возникновения, истоки
джаза; характерные особенности
блюза, регтайма, спиричуэлса;
выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного
жанра.
Основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной
музыки способствовало появлению нового жанра-сифоджаз.

21

От оперы к оперетте

1

22

Мюзикл. Любовь – вечная 2
тема в искусстве.
Периоды развития.

23

От оперы к рок-опере

1

24

«Легкая» музыка в драматических спектаклях
Слияние музыки двух
столетий – рождение нового шедевра

1

Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле.

1

Определение «оперетта», ее характерные особенности, отличие
от оперы. Средства, черты взаимопроникновения легкой и серьезной музыки, которые повлияли
на рождение жанра оперетты.
Истоки появления жанра мюзикла, характерные особенности,
разновидности мюзикла, отличие
от оперетты.
Возникновение нового жанра как
результата взаимопроникновения
легкой и серьезной музыки.
Развитие вечной темы в искусстве – любви на музыкальных и
синтезированных произведениях.
Сплав традиций и новаторства
спосбствовал возникновению нового жанра-рок-оперы, новых
произведений в рок – музыке.
4 четверть 9 часов
Роль частушки в драматическом
произведении
Музыка Бизе по строю чувств,
образности не менее современна
для нас, чем музыка современников
Характерные черты творчества
А. Хачатуряна.
Возможности уживания «легкой»
и «серьезной» музыки в одном

25

26

1

12
27

Два протока могучей реки 1

28

Обобщение темы «Взаимопроникновение легкой
и серьезной музыки»

1

29

Великие наши «современники». Л. Бетховен

1

30

Человек и народ – герои
М.П. Мусоргского

1

произведении
Значение вкраплений в музыкальную ткань драматических
произведений легкой музыки
Определение и анализ произведений легкой и серьезной музыки, ее авторов, исполнителей
Что такое «экосез, каприччио».
Значимость произведений Л.
Бетховена; характерные особенности творчества; в чем заключается новизна его творчества
Новаторство музыки М.П. Мусоргского. Созвучие его произведений и элементов музыкальной речи современой музыке
Традиционные и новаторские
черты творчества С. С. Прокофьева.

Традиции и новаторство в 1
творчестве С. С. Прокофьева
Резервный урок
1
ИТОГО 35, из них 15 часов на реализацию рабочей программы
по воспитанию.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».