Рабочая программа 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 8 класса
основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- примерной образовательной программы основного общего образования;
- авторской программы под редакцией Л. Н. Боголюбова;
- основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федерального перечня учебников;
- положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
В

программу

включены

материалы

национально-регионального

компонента.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Дондуевой А.В. для 8 б, в, г классов.
Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по

английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения обществознания:
Ученик научится:


уважению

к

Отечеству,

к

прошлому

и

настоящему

многонационального народа России, чувству ответственности и долга перед
Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе родного народа;


способности к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;


уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам

людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;


ответственному

отношению

к

учению;

уважительному

отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному
отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции;


способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания.
Ученик получит возможность научиться:


осознавать этническую принадлежность, уважительному и

доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям родного края и народов России и мира;


чувству

ответственности

и

долга

перед

Родиной,

идентифицировать себя в качестве гражданина России, осознавать и
ощущать личностную сопричастность судьбе своего народа;


основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых

в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на

основе

личностного

нравственное

выбора,

поведение,

формировать

ответственное

нравственные

отношение

к

чувства

и

собственным

поступкам, веротерпимости, основам экологической культуры;
способности к эмоционально-ценностному освоению мира,



самовыражению

и

ориентации

в

художественном

и

нравственном

пространстве культуры;
социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам



социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные результаты освоения обществознания:
Регулятивные УУД
Ученик научится:


ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной

деятельности

с

учетом

выявленных

затруднений

и

существующих

возможностей; обосновывать выбранные подходы и средства;


анализировать

образовательные

существующие

результаты;

определять

и

планировать

необходимые

будущие

действия

в

соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;


определять потенциальные затруднения при решении учебной и

познавательной задачи и находить средства для их устранения;


принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные

последствия принятого решения.
Ученик получит возможность научиться:


определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых

образовательных результатов;


оценивать

самостоятельно

продукт

своей

определенным

деятельности

критериям

в

по

заданным

соответствии

с

и/или
целью

деятельности;


применять понятийный аппарат обществоведческого знания

для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности нашего общества;


выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять

целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);


описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде

алгоритма решения практических задач;


планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную

траекторию;


систематизировать и выбирать приоритетные критерии достижения

планируемых результатов и оценки своей деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений



или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких



предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и



явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в



контексте решаемой задачи;


определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде

обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду



обитания живых организмов;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в


проверке,

предлагать

и

применять

способ

информации.
Ученик получит возможность научиться:

проверки

достоверности



делать вывод на основе критического анализа разных точек

зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными;


объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые

в ходе познавательной и исследовательской деятельности;


определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;


анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации

учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата;


проводить причинный и вероятностный анализ различных

экологических ситуаций;


прогнозировать изменения ситуации при смене действия

одного фактора на другой фактор;


овладеть

культурой

активного

использования

словарей,

справочников, открытых источников информации и электронных поисковых
систем; определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;


осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми

системами, базами знаний, справочниками;


формировать

множественную

выборку

из

различных

источников информации для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:


строить позитивные отношения в процессе учебной и

познавательной деятельности;


определять возможные роли в совместной деятельности, и их

играть в совместной деятельности;


корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,



различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);


критически

относиться

признавать

ошибочность

своего

к

собственному

мнения

(если

оно

мнению,

уметь

ошибочно)

и

корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и
вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой
задачей;


организовывать

эффективное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);


устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,

обусловленные непониманием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Ученик получит возможность научиться:


использовать средства логической связи для выделения

смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и
невербальные средства в соответствии с коммуникативной

задачей;

оценивать эффективность коммуникации после ее завершения;


развивать компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий;


целенаправленно искать и использовать информационные

ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;


выбирать адекватные задаче инструменты и использовать

компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;


создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных

аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты освоения обществознания:
Человек
Ученик научится:


использовать знания о биологическом и социальном в человеке для

характеристики его природы;


характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

особенности подросткового возраста.
Ученик получит возможность научиться:


выполнять

несложные

практические

задания

по

выявлению

биологического и социального в человеке;


оценивать роль человека социального в возникновении общества;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
человека.
Общество
Ученик научится:
различать



экономические,

социальные,

политические,

культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания,



основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в семье.
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать



и

характеризовать

явления

и

события,

происходящие в различных сферах общественной жизни;


выявлять причинно- следственные связи общественных явлений и

событий.
Сфера духовной культуры
Ученик научится:


оценивать роль образования в современном обществе;



различать уровни общего образования в России.

Ученик получит возможность научиться:
объяснять



необходимость

непрерывного

образования

в

современных условиях;


понимать важность самообразования;



использовать информационно-коммуникативные технологии

для самообразования.
Социальная сфера
Ученик научится:


описывать основные социальные роли подростка;



конкретизировать

примерами

процесс

социальной

мобильности;
характеризовать, раскрывать на конкретных



примерах

основные функции семьи в обществе;


раскрывать основные роли членов семьи;



характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания по анализу



ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости



соблюдать здоровый образ жизни;
использовать элементы причинно-следственного анализа при



характеристике семейных конфликтов;


находить и извлекать социальную информацию о государственной

семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Экономика
Ученик научится:


формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся

отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт;


использовать полученные знания при анализе фактов экономического

поведения семьи; оценивать этические нормы трудовой деятельности
подростков;
характеризовать



экономику

семьи;

анализировать структуру семейного бюджета.
Ученик получит возможность научиться:


обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;



анализировать с опорой на полученные знания несложную

экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;


выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных

с описанием состояния семейной экономики;


сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально

распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
Содержание курса «Обществознание»
Введение. Что изучает обществознание. Входная диагностика.
Раздел I. Личность и общество.
Тема 1. Что делает человека человеком.

Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека
и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные
периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности
подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями.
Тема 2.Человек, общество, природа. Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого
себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в
малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Тема 3. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь
общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление
взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его
разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Цифровые ресурсы.
Тема

4.

Развитие

общества.

Современное

российское

общество,

особенности его развития. Практикум с использованием ИКТ.
Раздел II Сфера духовной культуры.
Тема

5.

Сфера

духовной

жизни.

Общественные

ценности.

Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
Тема 6. Мораль. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Тема 7. Моральный выбор-это ответственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое
правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная
ответственность.
Тема 8. Наука в жизни современного общества. Научно-технический
прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Тема

9.Образование.

Образование,

его

значимость

в

условиях

информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни

общего

образования.

Государственная

итоговая

аттестация.

Самообразование.
Тема 10.Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества. Свобода совести.
Тема 11.Влияние искусства на развитие личности. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Практикум. Цифровые ресурсы.
Раздел III. Социальная сфера жизни общества.

Тема 12.Социальная структура общества. Социальные общности и
группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Тема 13 Семья как малая группа. Семья и семейные отношения. Функции
семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг
семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Тема 14. Нации и межнациональные отношения. Этнос и нация.
Национальное

самосознание.

Отношения

между

нациями.

Россия

–

многонациональное государство. Учимся жить в многонациональном
обществе. Религия в Бурятии. НРК.
Тема

15.

Социализация

личности

и

отклоняющееся

поведение.

Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная политика
Российского государства. Видеоурок.
Раздел IV. Экономика
Тема 16. Экономика и ее роль в жизни общества. Понятие экономики.
Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.
Тема

17.Производство-основа

экономики.

Производство

-

основа

экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства.
Производительность

труда.

Разделение

труда

и

специализация.

Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем.
Тема 18. Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм.
Тема 19. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка,
прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов.
Тема 20. Рынок труда и безработица. Рынок труда. Каким должен быть
современный

работник.

стимулирование труда.

Выбор

профессии.

Заработная

плата

и

Тема 21. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Тема 22. Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам:

депозит,

кредит,

платежная

карта,

электронные

деньги,

денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
Тема 23. Страховые услуги. Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья,

имущества,

ответственности.

Инвестиции

в

реальные

и

финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Тема 24. Инфляция и семейная экономика. Практикум «Семейный
бюджет»".

Тематическое планирование
Урок

1.
1.

Наименование главы, темы урока
I четверть (9 часов)
Введение. Входная диагностика.

Количество
часов
1 час

Раздел I. Личность и общество (6 часов)

2.

Что делает человека человеком.

1 час

3

Человек, общество, природа.

1 час

4.

Общество, как форма жизнедеятельности людей.

1 час

Урок

Наименование главы, темы урока

Количество
часов

5.

Развитие общества.

1 час

6.

Практикум «Личность и общество».

1 час

7.

Повторение

1 час

Раздел II. Сфера духовной культуры (9 часов)
8.

Сфера духовной жизни.

1 час

9.

Мораль.

1 час
II четверть (7 часов)

10.

Моральный выбор- это ответственность.

1 час

11.

Образование.

1 час

12.

Наука в современном обществе.

1 час

13.

Религия как одна из форм культуры.

1 час

14.

Религия в Бурятии. НРК.

1 час

15.

Влияние искусства на развитие личности и общества.

1 час

16.

Контрольная работа по теме «Духовная культура».

1 час

III четверть (10 часов )
Раздел III. Социальная сфера (7 часов)
17.

Социальная структура общества.

1 час

18.

Социальные статусы и роли.

1 час

19.

Семья как малая группа.

1 час

Нации и межнациональные отношения в России,
Бурятии. НРК.
20.

1 час

21.

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

1 час

22.

Социальная политика государства.

1 час

23.

Повторение. Практикум. Контрольная работа по теме
«Социальная сфера».

1 час

Раздел IV.Экономика (12 часов)

Урок

Наименование главы, темы урока

Количество
часов

24.

Экономика и ее роль в жизни общества.

1 час

25.

Главные вопросы экономики.

1 час

26.

Рыночная экономика.

1 час

IV четверть (9 часов)
27.

Производство-основа экономики.

1 час

28.

Предпринимательская деятельность.

1 час

29.

Роль государства в экономике.

1 час

30.

Инфляция и семейная экономика.

1 час

31.

Банковские услуги. Страховые услуги.

1 час

32.

Рынок труда и безработица.

1 час

33.

Современный работник.

1 час

34-35. Итоговое повторение.

2 часа
Итого

35 часов

Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».