Рабочая программа 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 9 а, б, в, г, д классах составлена
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию
и авторской программы Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение;
- Учебника Обществознание

6 класс: учебник для общеобразоват.

организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М:
Просвещение 2017;
- Методических рекомендаций по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.
Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва.
«Просвещение» 2008.
- основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Дондуевой А.В. для 9-х классов.
Планируемые результаты изучения учебного курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты:
Ученик научится:
- осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоению гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
Ученик получит возможность научиться:
-

осмыслению

социально-нравственного

опыта

предшествующих

поколений, способности к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
- пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего
и других народов, толерантности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности

с

учетом

выявленных

затруднений

и

существующих

возможностей;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
Ученик получит возможность научиться:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
-

свободно

пользоваться

выработанными

критериями

оценки

и

самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Познавательные УУД
Ученик научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
Ученик получит возможность научиться:
- культуре активного использования словарей, справочников, открытых
источников информации и электронных поисковых систем;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;

Ученик получит возможность научиться:
-

компетентности

в

области

использования

информационно-

коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- характеризовать социальные свойства человека, особенности его
взаимодействия с другими людьми; роль деятельности (в том числе
познавательной) в жизни человека и общества; основные сферы жизни
общества; роль семьи в жизни человека и общества; современное Российское
государство (на основе Конституции Российской Федерации); значение
российской культуры для мировой культуры;
- раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность;
потребности, способности человека; деятельность; познание; общение;
межличностные отношения; семья; общество; государство; конституция;
культура;
- называть черты сходства и различия человека и животных; факторы
формирования личности; основные возрастные периоды жизни человека;
виды деятельности; социальные общности и группы; причины возникновения
и проявления социальных различий в обществе; права и обязанности
обучающегося школы; глобальные проблемы современного общества;
- описывать особенности подросткового возраста; виды экономической
деятельности; особенности социальной структуры современного российского
общества; типы семей; ресурсы и возможности экономики России;
государственные символы России; место России среди современных
государств;
- приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) биологических
и социальных потребностей человека; проявления способностей человека;
отношений

между

поколениями;

осуществления

различных

видов

деятельности; межличностных отношений; межличностных конфликтов и
способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; традиционных

ценностей

российского

народа;

взаимосвязей

общества

и

природы;

взаимодействия основных сфер жизни общества; влияния российской
культуры на мировую культуру; попыток решения глобальных проблем
усилиями международного сообщества;
-

классифицировать

потребности

и

способности

человека;

виды

деятельности; межличностные отношения; межличностные конфликты;
социальные общности и группы;
-

сравнивать

основные

сферы

жизни

общества;

основные

виды

деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов; типы семей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из
различных

источников

видеоизображения,

(материалы

диаграммы,

СМИ,

графики

учебный
и

другие

текст,

фото-

и

адаптированные

источники), составлять на их основе простой план, таблицу, схему;
переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему);
- анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста,
фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных
источников и т. п.) по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями и личным социальным опытом, делать выводы;
- использовать изученные понятия и теоретические положения для
объяснения взаимосвязей общества и природы; взаимосвязи основных сфер
жизни общества, относящихся к ним явлений и процессов; для осмысления
личного социального опыта общения, межличностных отношений при
исполнении типичных для подростка социальных ролей;
- определять и объяснять с опорой на факты общественной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным
социальным явлениям, процессам;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных

ролей;

типичные

социальные

взаимодействия

в

различных

сферах

общественной жизни;
- использовать приобретенные знания и умения для разработки и
представления проектов по проблематике учебного предмета.
Основное содержание курса
Изучение

курса

обществознание

в

9х

-

классах

предполагает

использование таких форм работы как: лекции, беседы, опережающие
задания

по

использованию

дополнительной литературы

и

местного

материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами,
исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, практические
занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин с применением
информационно - коммуникативных технологий.
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое

государство.

Разделение

властей.

Условия

становления

правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие

граждан

в

политической

жизни.

Участие

в

выборах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы
права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные

органы.

Судебная

система

РФ.

Адвокатура.

Нотариат.
Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное

устройство.

Органы

государственной

власти

в

РФ.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека
— идеал права. Воздействие международных документов по правам человека
на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права

и

свободы

человека

и

гражданина

в

РФ,

их

гарантии.

Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые

правоотношения.

Право

на

труд.

Правовой

статус

несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Пределы

допустимой

несовершеннолетних.

самообороны.

Уголовная

ответственность

Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право
на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение курса (4 часа)
Тематическое планирование
Тема

Тема урока

Количество

раздела

часов
I четверть (9 часов)

Введение
Тема
Политика

Изучение курса обществознание в 9 классе
1. Политика и власть

1
2

Государство

1

Политический режим

2

Правовое государство

1

Гражданское общество и государство

1

Резерв

1
II четверть (7 часов)

Участие граждан в политической жизни

1

Политические партии и движения

2

Повторение «Политика и социальное развитие»

1

Тема 2.

Роль права в жизни общества и государства

1

Право

Правоотношения и субъекты права

1

Резерв

1
III четверть (10 часов)

Право

Правонарушения

и

юридическая 1

ответственность
Конституция РФ. Основы конституционного 2
строя
Права и свободы гражданина

1

Гражданские правоотношения

1

Право на труд

1

Семейные правоотношения

2

Резерв

2
IV четверть (8 часов)

Право

Административные правоотношения

1

Уголовная ответственность, преступление

1

Социальные права

1

Международно-правовая

зашита

жертв 1

вооружённых конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере 1
образования
Повторение «Право»

1

Повторение Итоговое повторение

1

Резерв

1
Итого: 34

Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».