Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию в 9 а, б, в, г, д классах составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение; - Учебника Обществознание 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017; - Методических рекомендаций по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008. - основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Дондуевой А.В. для 9-х классов. Планируемые результаты изучения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты: Ученик научится: - осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; Ученик получит возможность научиться: - осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего и других народов, толерантности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Ученик научится: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; Ученик получит возможность научиться: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; - анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Познавательные УУД Ученик научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; Ученик получит возможность научиться: - культуре активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; Коммуникативные УУД Ученик научится: - организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Ученик получит возможность научиться: - компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. Предметные результаты: Ученик научится: - характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; роль деятельности (в том числе познавательной) в жизни человека и общества; основные сферы жизни общества; роль семьи в жизни человека и общества; современное Российское государство (на основе Конституции Российской Федерации); значение российской культуры для мировой культуры; - раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности, способности человека; деятельность; познание; общение; межличностные отношения; семья; общество; государство; конституция; культура; - называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования личности; основные возрастные периоды жизни человека; виды деятельности; социальные общности и группы; причины возникновения и проявления социальных различий в обществе; права и обязанности обучающегося школы; глобальные проблемы современного общества; - описывать особенности подросткового возраста; виды экономической деятельности; особенности социальной структуры современного российского общества; типы семей; ресурсы и возможности экономики России; государственные символы России; место России среди современных государств; - приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) биологических и социальных потребностей человека; проявления способностей человека; отношений между поколениями; осуществления различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; влияния российской культуры на мировую культуру; попыток решения глобальных проблем усилиями международного сообщества; - классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности; межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и группы; - сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов; типы семей; Ученик получит возможность научиться: - осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников видеоизображения, (материалы диаграммы, СМИ, графики учебный и другие текст, фото- и адаптированные источники), составлять на их основе простой план, таблицу, схему; переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему); - анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями и личным социальным опытом, делать выводы; - использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения взаимосвязей общества и природы; взаимосвязи основных сфер жизни общества, относящихся к ним явлений и процессов; для осмысления личного социального опыта общения, межличностных отношений при исполнении типичных для подростка социальных ролей; - определять и объяснять с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; - использовать приобретенные знания и умения для разработки и представления проектов по проблематике учебного предмета. Основное содержание курса Изучение курса обществознание в 9х - классах предполагает использование таких форм работы как: лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин с применением информационно - коммуникативных технологий. Тема 1. Политика Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Тема 2. Право Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой несовершеннолетних. самообороны. Уголовная ответственность Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Итоговое повторение курса (4 часа) Тематическое планирование Тема Тема урока Количество раздела часов I четверть (9 часов) Введение Тема Политика Изучение курса обществознание в 9 классе 1. Политика и власть 1 2 Государство 1 Политический режим 2 Правовое государство 1 Гражданское общество и государство 1 Резерв 1 II четверть (7 часов) Участие граждан в политической жизни 1 Политические партии и движения 2 Повторение «Политика и социальное развитие» 1 Тема 2. Роль права в жизни общества и государства 1 Право Правоотношения и субъекты права 1 Резерв 1 III четверть (10 часов) Право Правонарушения и юридическая 1 ответственность Конституция РФ. Основы конституционного 2 строя Права и свободы гражданина 1 Гражданские правоотношения 1 Право на труд 1 Семейные правоотношения 2 Резерв 2 IV четверть (8 часов) Право Административные правоотношения 1 Уголовная ответственность, преступление 1 Социальные права 1 Международно-правовая зашита жертв 1 вооружённых конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере 1 образования Повторение «Право» 1 Повторение Итоговое повторение 1 Резерв 1 Итого: 34 Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе