ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии в 7 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе учреждения воспитания «Лингвистическая муниципального гимназия №3 г. общеобразовательного Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - авторской программе основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», авторы программы: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая; - основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Национально-региональный компонент программы реализуется через знакомство учащихся с национальными бурятскими блюдами, видами текстиля, использовавшимися в национальной одежде, национальными орнаментами вышивки и другой отделки одежды. Рабочая программа предусматривает использование дистанционных технологий обучения. Рабочая программа ориентирована на использование: 1 Технология. Обслуживающий труд. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2012. – 254, (2) с.: ил.; Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/, https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/. 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. 7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД 3 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 3. Смысловое чтение. 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 4 Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ - компетенции). Предметные результаты В познавательной сфере: 1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения; 3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; 4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; 5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; 6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; 5 7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процесса труда; 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; 5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; 6) планирование последовательности операций и составление технологической карты; 7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; 9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни; 10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; 11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; 6 12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; 13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; 14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; 17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 18) документирование результатов труда и проектной деятельности; 19) расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства; 4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; 5) осознание ответственности за качество результатов труда; 7 6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1) дизайнерское конструирование изделия; 2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, аппликация, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; 3) моделирование художественного оформления объекта труда; 4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; 5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; 6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; 7) создание художественного образа и воплощение его в материале; 8) развитие пространственного художественного воображения; 9) развитие композиционного мышления; 10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста; 11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; 12) понимание роли света в образовании формы и цвета; 13) решение художественного образа средствами фактуры материалов; 14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей; 15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; 16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.; 8 17) применение методов художественного проектирования одежды; 18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола; 19) соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива; 2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; 5) способность к коллективному решению творческих задач; 6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива; 7) способность прийти на помощь товарищу; 8) способность бесконфликтного общения в коллективе. В физической сфере: 1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; 2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; 3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; 4) развитие глазомера; 5) развитие осязания, вкуса, обоняния. 9 В результате обучения по данной программе Раздел «Кулинария» Ученик научится: самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Ученик получит возможность научиться: составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма; выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ; экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека. Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 10 Ученик научится: изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. Ученик получит возможность научиться: выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий; определять и исправлять дефекты швейных изделий; выполнять художественную отделку швейных изделий; изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов; определять основные стили одежды и современные направления моды. Раздел «Технология ведения дома» Ученик научится: Выбирать и использовать в оформлении интерьера комнатные растения, изучив их влияние на микроклимат помещения. Выращивать комнатные растения и размещать их. Ученик получит возможность научиться Самостоятельно производить выбор стиля, и средств в оформлении интерьера. изготавливать декоративные изделия для оформления. планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; 11 формирования эстетической среды бытия. Раздел «Творческие проектные работы» Ученик научится: выявлять планировать и выполнять учебные технологические проекты: и проекта, формулировать проблему; обосновывать цель конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Ученик получит возможность научиться: организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. 12 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Кулинария (9 ч) Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (1 ч) Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях. Ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3311/ Тема 2. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (4 ч) Основные теоретические сведения Изделия из пресного, дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Выпечка изделий из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. Пельмени и вареники. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Способы защипывания краев пельменей и вареников. Инструменты и приспособления для защипывания краев. Правила варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Практические работы 1. Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. 2. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору). Ссылки: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3296/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2728/ Тема 3. С ЛАДКИЕ БЛЮДА И ДЕСЕРТЫ (2 ч) Основные теоретические сведения 13 Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Подача десерта к столу. Практические работы 1. Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд. Ссылка: https://videouroki.net/blog/vidieourok-tiekhnologhiiaprighotovlieniia-sladostiei-diesiertov-napitkov.html Тема 4. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (1 ч) Основные теоретические сведения Приготовление варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Способы определения готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром). Практические работы 1. Определение качества плодово-ягодной продукции органолептическим методом. 2. Приготовление цукатов из апельсиновых корок. Тема 5. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «КУЛИНАРИЯ» (1 ч) Раздел 2. Конструирование и моделирование (7 ч) Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (1 ч) Основные теоретические сведения 14 Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Практические работы 1.Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Ссылки: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3359/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7562/ https://videouroki.net/video/14-himicheskie-volokna.html https://videouroki.net/video/15-svojstva-himicheskih-volokon-itkanej-iz-nih.html Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (1 ч) Основные теоретические сведения Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Наладка и уход за швейной машиной. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Практические работы 1. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. 2. Устранение неполадок в работе швейной машины. Ссылка: https://videouroki.net/video/24-prisposobleniya-k-shvejnojmashine.html https://videouroki.net/video/26-primenenie-zigzagoobraznojstrochki.html Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ (4 ч) Основные теоретические сведения 15 Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий с цельнокроеным рукавом. Зрительные иллюзии в одежде. Практические работы 1.Снятие мерок и запись результатов измерений. 2.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. 3.Эскизная разработка модели швейного изделия. 4.Моделирование изделия выбранного фасона. 5.Подготовка выкройки. Ссылка: https://videouroki.net/video/16-snyatie-merok-dlya-postroeniya- osnovy-chertezha-plechevogo-izdeliya-s-celnokroenym-rukavom.html https://videouroki.net/video/18-modelirovanie-plechevogoizdeliya-s-celnokroenym-rukavom.html Тема 4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ» (1 ч) Раздел 3. Технология изготовления швейных изделий (10 ч) Тема 1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ (9 ч) Основные теоретические сведения Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Сборка изделия. Порядок проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Обработка выреза горловины подкройной 16 обтачкой и косой бейкой. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Практические работы 1.Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. 2.Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. 3.Обработка деталей кроя. 4.Скалывание и сметывание деталей кроя. 5.Проведение примерки, исправление дефектов. 6.Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. 7.Влажно-тепловая обработка изделия. Ссылки: https://videouroki.net/video/20-raskroj-izdeliya.html https://videouroki.net/video/27-podgotovka-izdeliya-k-primerkeprovedenie-primerki-ustranenie-defektov.html https://videouroki.net/video/28-obrabotka-vytachek-i-srezovchast-1.html https://videouroki.net/video/29-obrabotka-srezov-iokonchatelnaya-otdelka-izdeliya-chast-2.html Тема 2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» (1 ч) Раздел 4. Рукоделие. Художественные ремесла (5 ч) Тема 1. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (2 ч) Основные теоретические сведения Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком. Раппорт узора и его запись. Тема 1. МАКРАМЕ (3 ч) 17 Основные теоретические сведения Виды узлов макраме. Способы плетения. Технология ткачества поясов на дощечках и бердышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т. п. Практическая работа 1.Творческий проект «Изготовление декоративного изделия в технике макраме» Ссылки: https://videouroki.net/video/30-vyazanie-kryuchkom-instrumentyi-materialy-dlya-vyazaniya-kryuchkom.html https://videouroki.net/video/31-osnovnye-vidy-petel.html https://videouroki.net/video/32-vyazanie-polotna-vyazanie-po-krugu.html Раздел 4. Технология ведения дома (2 ч) Тема 1. ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ. ВЫБОР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ (2 ч) Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений в интерьере. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство. Эстетические требования к составлению букета. Символическое значение цветов. Практическая работа 1. Творческий проект «Оформление жилой комнаты» Ссылки: https://videouroki.net/video/03-komnatnye-rasteniya-v-interere- kvartiry.html https://videouroki.net/video/04-raznovidnosti-komnatnyhrastenij.html 18 https://videouroki.net/video/05-uhod-za-komnatnymirasteniyami.html ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1 ч) 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ VII класс (35 ч) Подразделы и темы Количество учебных часов подразделы темы 1 четверть - 9 часов Кулинария (9 ч) Физиология питания. 1ч Изделия из теста 4ч Сладкие блюда и десерты 2ч Заготовка продуктов 1ч Контрольная работа по разделу «Кулинария» 1ч 2 четверть – 7 часов Конструирование и моделирование (8 ч) Элементы материаловедения 1ч Элементы машиноведения 1 ч Конструирование и моделирование плечевого 4ч изделия с цельнокроеным рукавом Контрольная работа по разделу 1ч «Конструирование и моделирование» 3 четверть - 10 часов Технология изготовления швейных изделий (10 ч) Технология изготовления плечевого изделия с 9ч цельнокроеным рукавом Контрольная работа по разделу «Технология 1ч изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» 4 четверть - 8 часов Рукоделие. Художественные ремесла (5 ч) 20 Рукоделие 4ч Творческий проект по плетению 1ч Технология ведения дома (3 ч) Эстетика и экология жилища 1ч Творческий проект «Оформление жилой 1ч комнаты» Итоговая контрольная работа 1ч Итого Итого за год 35 ч 35 ч ИТОГО: 35 часов, из них 15 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию 21