Рабочая программа 10 класс (профиль)

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 10 классов профильного уровня
разработана на основе требований:
-Федерального

государственного

образовательного

стандарта

к

содержанию исторического образования,
-Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории,

включающей

Историко-культурный

стандарт

и

примерной

образовательной программой основного общего образования1,
-Программы
учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного
г.

Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02. 06. 2020 г.;
-Авторской программы: основного общего образования по «Новейшей
истории» О. С. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история, 19411945 гг. Учебник. 10 класс : базовый уровень. Москва : «Просвещение», 2021.
– 223 с; по «Истории России» М. М. Горинова, А. А. Данилова История
России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч.
Часть 1. Москва : «Просвещение», 2016. – 175 с.
-Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
-Учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
-Положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа по истории России и всеобщей истории решает
задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях
предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и
учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Данная программа ориентирована на использование учебника для 10
класса общеобразовательных учреждений О. С, Сорока-Цюпа Всеобщая
1

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., ред 2020. См. на
сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http: //fgosrreestr.ru

история. Новейшая история, 1941-1945 гг. Учебник. 10 класс : базовый
уровень. Москва : «Просвещение», 2021. – 223 с; по «Истории России» М. М.
Горинова, А. А. Данилова История России. 10 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. В 3 ч. Часть 1. Москва : «Просвещение»,
2016. – 175 с.
Рабочая программа рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
истории и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
среднего общего образования.
Личностные результаты освоения курса:

Ученик научится

Ученик

получит

возможность научиться


осознавать

и

эмоционально



установлению

положительно принимать свою идентичность между
как

гражданина

страны,

члена

целью



пониманию

и региональной общности на основе знания складывания
и

основ

культурного

осваивать

гуманистические

демократические

традиции

и

к

осознанию

российской

и идентичности

в

ценности поликультурном

современного общества, уважение прав и чувства
свобод

человека

политической

через

знакомство

историей

российской

наследия идентичности, способности

человечества эпохи Новейшей истории;


учебной

семьи, деятельности и её мотивом;

этнической и религиозной группы, локальной
истории

связи

социуме,

причастности

к

с историко-культурной

европейских общности

российского

государств и США в XX в., процессами народа и судьбе России,
развития
идеологий

и

трансформации
и

политических патриотизма, готовности к

общественных

движений служению Отечеству, его

(либерализма,

консерватизма,

демократии, социализма,
особенностями

социал- защите;

национализма),

демократического

осмысливать

опыта

формированию

и уважения к своему народу,

тоталитарного политических режимов;




чувства

ответственности

социально-нравственного перед Родиной, гордости за

предшествующих

поколений, свой край, свою Родину,

способность к определению своей позиции и прошлое

и

настоящее

ответственному поведению в современном многонационального народа
обществе путём создания учебных ситуаций России,
ценностного

и

нравственного

уважения

к

выбора государственным символам

(дискуссий и обсуждений) при изучении таких (герб, флаг, гимн);
исторических ситуаций, как возникновение и



формированию

распространение фашизма в Европе, Первая и уважения к русскому языку
Вторая мировые войны и т. п.;


как государственному языку

развивать как осознанное понимании и Российской

сопереживание
формирование

чувствам
чувства

других, являющемуся

сопричастности

понимать

культурное

основой

к российской идентичности и

прошлому мировой цивилизации;


Федерации,

главным

фактором

многообразие национального

современного мира; уважение мировоззрения, самоопределения;
истории,

культуры,

религии,

традиций

и



ценностей своего и других народов на основе к

воспитанию уважения
культуре,

изучения различных стилевых направлений традициям
культуры XX в.;


и

языкам,
обычаям

народов, проживающих в

формировать целостное мировоззрение, Российской Федерации.

соответствующего

современному

уровню

развития науки и общественной практики,
учитывающего

социальное,

культурное,

языковое, духовное многообразие мира в
современную эпоху.

Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться


самостоятельно



оценивать ресурсы, в том

определять цели, задавать параметры числе время и другие нематериальные
и критерии, по которым можно ресурсы,
определить, что цель достигнута;


оценивать

последствия

необходимые

достижения поставленной цели;

возможные



выбирать

достижения достижения

цели,

поставленной цели в деятельности, решение
собственной

жизни

и

для
путь

планировать

поставленных

жизни оптимизируя

задач,

материальные

и

окружающих людей, основываясь на нематериальные затраты;
соображениях этики и морали;




организовывать

ставить и формулировать эффективный

собственные

задачи

образовательной

деятельности

поиск

в необходимых

для

ресурсов,
достижения

и поставленной цели;

жизненных ситуациях;

сопоставлять
результат

полученный

деятельности

с

поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться


искать и находить обобщенные



использовать

различные

способы решения задач, в том числе, модельно-схематические средства для
осуществлять

развернутый представления существенных связей

информационный поиск и ставить на и отношений, а также противоречий,
его

основе

новые

(учебные

и выявленных

в

информационных

познавательные) задачи;


критически

источниках;

оценивать

и  находить и приводить критические

интерпретировать

информацию

с

аргументы в отношении действий и

разных

распознавать

и

суждений

в

разумно относиться к критическим

позиций,

фиксировать

противоречия

информационных источниках.

другого;

замечаниям

спокойно

в

и

отношении

собственного

суждения,

рассматривать

их

как

ресурс

собственного развития.
Коммуникативные УУД
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться


осуществлять

деловую

 координировать и выполнять

коммуникацию как со сверстниками, работу

в

условиях

реального,

так и со взрослыми (как внутри виртуального и комбинированного
образовательной организации, так и взаимодействия;
за

ее

пределами),

партнеров

подбирать

для

коммуникации

 развернуто, логично и точно

деловой излагать
исходя

свою

точку

зрения

из использованием адекватных (устных

соображений

результативности и письменных) языковых средств;

взаимодействия,

а

симпатий;


не

с

личных

распознавать
ситуации

конфликтогенные
и

предотвращать

при осуществлении групповой конфликты до их активной фазы,

работы быть как руководителем, так выстраивать
и членом команды в разных ролях образовательную
(генератор

идей,

критик, избегая

исполнитель, выступающий, эксперт суждений.
и т.д.).
Предметные УУД

деловую

и

коммуникацию,

личностных

оценочных

Ученик научится

Ученик

получит

возможность научиться
•

рассматривать

историю

России

как • представлять культурное

неотъемлемую часть мирового исторического наследие России и других
процесса;


знать

стран;
основные

даты

и

временные

 работать

с

периоды всеобщей и отечественной истории из историческими
раздела дидактических единиц;


определять

документами;

последовательность

и

 сравнивать различные

длительность исторических событий, явлений, исторические
процессов;


давать

документы,

им

общую

характеризовать место, обстоятельства, характеристику;

участников,

результаты

исторических событий.

важнейших

 критически
анализировать информацию
из различных источников;
 соотносить
иллюстративный материал с
историческими событиями,
явлениями,

процессами,

персоналиями;
 использовать
статистическую
(информационную)
таблицу, график, диаграмму
как источники информации;
 использовать
аудиовизуальный ряд как
источник информации;
 составлять
исторических

описание

объектов

и

памятников

на

текста,

основе

иллюстраций,

макетов, интернет-ресурсов;
 работать

с

хронологическими
таблицами,

картами

и

схемами;
 читать

легенду

исторической карты;
 владеть

основной

современной
терминологией
исторической

науки,

предусмотренной
программой;
 демонстрировать
умение

вести

диалог,

участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
оценивать роль личности в
отечественной истории ХХ
века;
ориентироваться
дискуссионных
российской

в
вопросах

истории

ХХ

века и существующих в
науке

их

современных

версиях и трактовках.

Содержание учебного курса
Тема

Содержание темы

Введение

Период завершения индустриального общества и начало
формирования

постиндустриального

информационного

общества. Модернизация. Проблема сочетания модернизации
и сохранения традиций. Способы решения исторических
задач. Движущие силы истории. Главные научные концепции
исторического развития в Новейшее время.
Глава I. Мир Мир накануне Первой мировой войны. Мир в начале ХХ в.
накануне и в —

предпосылки

глобальных

годы Первой промышленнотехнологическая
Индустриальное

конфликтов.

революция

общество:

Вторая

как

основа

главные

векторы

мировой

перемен.

войны

исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности
модернизации. Усиление регулирующей роли государства в
экономике и социальный реформизм. Быт и образ жизни в
индустриальную эпоху начала массового промышленного
производства. Формирование единого мирового хозяйства.
Новое соотношение сил и обострение конкуренции между
индустриальными

державами.

Социальные

реформы

и

милитаризация как два альтернативных пути реализации
накопленного

передовыми

странами

экономического

потенциала. Демократизация политической жизни. Партии и
главные

линии

политические

политической

идеологии:

социализм.

Либералы

демократии

в

сторону

у

борьбы.

консерватизм,
власти.

Основные
либерализм,

Эволюция

социалреформизма.

социал-

Появление

леворадикального крыла в социал-демократии. Подъём
рабочего движения и создание профсоюзов. Анархизм. Рост
националистических

настроений.

Суть

«нового

империализма». Завершение территориального раздела мира

между главными колониальными державами в начале ХХ в. и
борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание
противоречий.

Раскол

великих

держав

на

два

противоборствующих блока: Антанту и Тройственный союз.
Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений.
Локальные конфликты как предвестники «Великой войны».
Июльский (1914) кризис, повод для начала Первой мировой
войны и её причины. Цели и планы участников. Характер
войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой
войны. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа
российской армии под Гумбинненом и поражение под
Танненбергом. Наступление российских войск в Галиции.
Война на море. Новые методы ведения войны. Борьба на
истощение. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава
участников двух противоборствующих коалиций (Четверной
союз и Антанта). Война в Месопотамии, Африке и Азии.
Битва при Вердене. Сражение на Сомме. Геноцид в
Османской империи. Брусиловский прорыв. Вступление в
войну США. Великая российская революция 1917 г. и выход
Советской России из войны. Сражение под Амьеном.
Капитуляция государств Четверного союза. Человек и
общество в условиях войны. Итоги войны. Масштабы
человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений.
Политические и морально-психологические последствия
войны.
Глава

II.

Межвоенный
период (1918
—1939)

Последствия

войны:

революции

Социальные

последствия

и

Первой

распад
мировой

империй.
войны.

Формирование массового общества. «Восстание масс» —
вовлечение широких масс в политику и общественную

жизнь. Изменения в расстановке политических сил. Рост
влияния социал-демократов, вставших на путь реформ.
Образование представителями леворадикального крыла в
социал-демократии коммунистических партий. Создание
Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в 1919 г.
и

его

роль

в

мировой

политике.

Активизация

праворадикальных сил — образование и расширение влияния
фашистских

партий.

Революции,

распад

империй

и

образование новых государств как политический результат
Первой мировой войны. Международная роль Великой
российской революции 1917 г. Революция в Германии 1918—
1919 гг. Австрийская революция. Венгерская революция.
Венгерская советская республика 1919 г. Образование
Чехословакии и Югославии. Распад Российской империи.
Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке.
Парижская мирная конференция 1919 г.: надежды и планы
участников. Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект
послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы
по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как
гаранта сохранения мира. Вашингтонская конференция 1921
—1922 гг. Оформление Версальско-Вашингтонской системы
послевоенного мира и её противоречия. Новое соотношение
сил между великими 11 державами. Неустойчивость новой
системы

международных

международных

отношений

отношений.
в

1920-е

гг.

Развитие
Генуэзская

конференция 1922 г. Советско-германское соглашение в
Рапалло 1922 г. Начало признания Советской России. Планы
Дауэса и Юнга. Эра пацифизма в 1920-е гг. Формирование
новых военно-политических блоков — Малая Антанта,

Балканская и Балтийская Антанты. Локарнские договоры
1925 г. Пакт Бриана — Келлога 1928 г. об отказе от войны.
Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический
бум

(эра

«просперити»),

торжество

консерватизма

и

охранительная реакция на «красную угрозу» в США.
Перемещение экономического центра капиталистического
мира в Соединённые Штаты. Эпоха зрелого индустриального
общества. Кумиры и символы 1920-х гг. Контрасты богатства
и бедности. Политическая нестабильность и трудности
послевоенного восстановления в Европе. Коалиционные
правительства в Великобритании, участие лейбористской
(рабочей) партии в управлении страной. Всеобщая забастовка
рабочих в Великобритании в 1926 г. «Национальный блок» и
«Картель

левых»

во

Франции.

Кризис

Веймарской

республики в Германии: «Капповский путч» 1920 г.,
восстание коммунистов в Гамбурге 1923 г., фашистский
«Пивной путч» в Мюнхене 1923 г. Цели авторитарных
режимов. Авторитарный режим Ю. Пилсудского в Польше
(режим «санации») как режим личной власти с чертами
военной диктатуры. Авторитарный режим М. Примо де
Риверы в Испании — попытка создания корпоративного
государства. Фашистский режим в Италии: от формирования
в 1922 г. коалиционного правительства к установлению в
1926

г.

тоталитарного

корпоративного
итальянского

фашистского

государства.
фашизма.

режима

Идеология

Пути

и

выхода.

на

базе

политика
Причины

экономического кризиса 1929— 1933 гг. и его масштабы.
Человек и общество в условиях Великой депрессии.
Социально-политические

последствия

мирового

экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и
государственного регулирования. Два альтернативных пути
выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США.
Либерально-демократическая модель — обеспечение прав
граждан,

социальные

реформы

и

государственное

регулирование. Кейнсианство как идеология и практика
государственного

регулирования

экономики:

массовому

производству должно соответствовать массовое потребление
(спрос).

Тоталитарные

свёртывание
использование

и

демократии,
насилия

авторитарные

режимы

государственный

и

внешняя

—

контроль,

экспансия.

Типы

политических режимов, главные черты и особенности.
Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920
—1930-е

гг.

Основные

экономические

и

социальные

реформы «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта: закон о
восстановлении промышленности, закон о регулировании
сельского хозяйства, закон Вагнера о трудовых отношениях,
закон о социальном страховании и др. Начало социально
ориентированного

этапа

развития

современного

капиталистического государства как главный исторический
итог «Нового курса». Реакция американского общества на
«Новый курс» и отношение к Ф. Д. Рузвельту как к
государственному деятелю. Внешняя политика США в 1930е гг. Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в
Великобритании. Политика социального маневрирования,
формирования

коалиционных

правительств

и

поиска

национального согласия в Великобритании в 1930-е гг.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая
нестабильность

и

обострение

социальных

проблем

в

условиях мирового экономического кризиса. Нацистская
партия на пути к власти. Идеология национал-социализма:
предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда.
Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии.
Этапы установления фашистского режима (1933—1939).
Поджог

Рейхстага

и

принятие

чрезвычайного

законодательства. Роспуск партий, профсоюзов, закон о
единстве партии и государства 1933 г. «Ночь длинных
ножей». «Хрустальная ночь». Нюренбергские законы. Роль
нацистской

партии

и

фашистского

корпоративного

государства в экономической, общественнополитической и
культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к
войне.

Особенности

террористической

германского

тоталитарной

фашизма

нацистской

как

диктатуры.

Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя
политика

Германии

неустойчивость

во

в

1930-е

Франции

гг.
в

Политическая

годы

мирового

экономического кризиса в начале 1930-х гг. Фашистский
путч 1934 г. Формирование единого антифашистского
фронта. VII Конгресс Коминтерна о Едином фронте в борьбе
с фашизмом. Победа на выборах коалиции «Народного
фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции
в 1936 г. Политика «Народного фронта» в 1936—1939 гг.:
запрет

военизированных

фашистских

организаций

и

прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы
фашизма

и

обеспечение

социальной

стабильности.

Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол
в

испанском

обществе:

левый

и

правый

лагерь.

Непримиримые противоречия среди левых сил. Победа

«Народного фронта» в Испании в 1936 г. Мятеж Франко и
начало

Гражданской

войны

(1936—1939).

Поддержка

мятежников фашистской Италией и нацистской Германией.
Социальные

преобразования

в

Испании.

Политика

«невмешательства» западных держав. Испанская республика
и

советский

опыт.

добровольцев.

Интернациональные

Советская

помощь

бригады

Испании.

Оборона

Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение
Испанской

республики.

Франкизм.

Установление

авторитарного режима Э. Дольфуса в Австрии в 1934 г.
Австрофашизм. Конец эры пацифизма и крах ВерсальскоВашингтонской

системы.

Односторонний

пересмотр

Версальского договора нацистской Германией в 1933—1936
гг. Агрессивные действия Германии, Италии и Японии.
Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения»
агрессоров со стороны ведущих стран Европы и нейтралитет
США. Создание оси Берлин — Рим — Токио (1937).
Мюнхенский сговор (1938) и присоединение Судетской
области

Чехословакии

к

Германии.

Ликвидация

независимости Чехословацкого государства. Провал идеи
коллективной

безопасности

в

Европе.

Англо-франко-

советские переговоры весной — летом 1939 г. Советскогерманские договоры (1939), секретные соглашения к ним и
их последствия. Положение в странах Востока в первой
половине ХХ в. Проблема модернизации и сохранения
традиций. Своеобразие японской модернизации. «Японский
дух, европейское знание». Курс Японии на внешнюю
экспансию (пять войн в течение полувека). Реформы и
революции в Китае в первой половине ХХ в. Синьхайская

революция 1911—1912 гг. Национальная революция 1925—
1927 гг. «Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая.
Реформы Чан Кайши — капиталистическая модернизация и
восстановление роли конфуцианства. Гражданская война Чан
Кайши с коммунистами в 1928—1937 гг. Советское движение
и причины его поражения («Великий поход» коммунистов).
Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война
1937—1945

гг.

Колониальные

порядки

и

развитие

демократического самоуправления в Индии. Индийский
национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании
ненасильственного сопротивления и их роль в ликвидации
колониального режима. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности. Особенности развития
латиноамериканских стран в первой половине ХХ в.
Факторы,

способствовавшие

и

препятствовавшие

модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская
революция 1910—1917 гг. Реформы Л. Карденаса 1934—
1940 гг. Развитие Мексики в первой половине ХХ в. как
пример эволюционной модели модернизации. Кубинская
революция (1933— 1934) и её итоги. Демократии и
диктатуры в истории Латинской Америки. Революция в
естествознании и новая картина мироздания в начале ХХ в.
Переход от картины мира, где царит окончательная истина, к
пониманию

мира

с

точки

зрения

субъекта.

Кризис

рационализма, интерес к проблемам бессознательного и
иррационального

(философия

-

жизни,

психоанализ).

Формирование новой художественной системы периода
модернизма (1880— 1960-е гг.). Символизм — идейное
направление в литературе, поэзии, музыке. Появление стиля

модерн,

основанного

пространственных

на

видах

идеях

искусства

символизма,
—

в

архитектуре,

скульптуре, живописи, театре и т. д. Стремление в рамках
стиля

модерн

реализовать

стилевое

единство,

синтез

искусств. Появление новых, параллельно с символизмом,
направлений

в

постимпрессионизма.
провозглашающего
самовыражения

искусстве
Рождение
полную

—

импрессионизма,

искусства
свободу

(абстракционизм,

авангарда,
творческого

экспрессионизм,

сюрреализм, фовизм и др.). Идеи переустройства мира в
конструктивизме.

Интернациональный

стиль

(функционализм) в архитектуре. Литература критического
реализма. Новая драматургия в начале века. Литература
«потерянного

поколения».

Литература

авангарда.

Антиутопии в литературе. Кинематограф в начале ХХ в. как
новый вид массового искусства. Эмиграция научной и
культурной элиты в 1930-е гг. в результате наступления
тоталитаризма. Нью-Йорк — новый художественный центр
мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе: наука на
службе у войны, искусство на службе у пропаганды.
Глава

III. Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация,

Вторая

фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских

мировая

войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте.

война Вторая Политика СССР на начальном этапе Второй мировой. Захват
мировая

гитлеровской Германией Дании и Норвегии. Поражение

война. 1939— Франции в июне 1940 г. Битва за Британию. Нападение
1945 гг.

Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная
война — составная часть Второй мировой войны. Восточный
фронт — главный фронт в победе над фашизмом. Провал

молниеносной

войны

на

советско-германском

фронте.

Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г.
Первое поражение гитлеровской Германии во Второй
мировой войне. Коренной перелом в ходе Второй мировой
войны. Сталинградская битва. Курская битва. Переход летом
1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной
Армии. Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии
на США. Пёрл-Харбор 1 декабря 1941 г. Захват Японией
Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о.
Мидуэй в июне 1942 г. Перелом в войне на Тихом океане в
1943 г. Военные действия в Северной Африке. Битва при
Эль-Аламейне в октябре ноябре 1942 г. Освобождение от
германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943 г.
Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение
режима Муссолини в сентябре 1943 г. Антигитлеровская
коалиция. Атлантическая хартия. Ленд-лиз. Тегеранская
конференция «Большой тройки» 2 ноября — 1 декабря 1943
г. Вопрос об открытии Второго фронта во Франции.
Возвращение Китая в число великих держав. Каирская
декларация.
порядок»

Роспуск
на

Коминтерна.

оккупированных

Нацистский

территориях.

«новый
Геноцид.

Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз населения для
принудительных

работ.

Насильственное

переселение.

Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц.
Движение Сопротивления. Освободительные армии в Греции
и

Югославии.

Партизанская

война

в

Югославии.

Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное
наступление

Красной

Армии

в

1944

г.

Операция

«Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие
Второго фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис

нацистского режима, заговор и покушение на Гитлера 20
июля 1944 г. Выход из войны бывших союзников Германии
— Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Провал
контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в
январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в
январе — феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская
(Ялтинская) конференция трёх держав 4—11 февраля 1945 г.
Берлинская операция Красной Армии в апреле — мае 1945 г.
и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8
мая 1945 г. Решающая роль СССР в освобождении Европы.
Берлинская (Потсдамская) конференция трёх держав 17 июля
— 2 августа 1945 г. Наступление союзников против Японии.
Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа
1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа
1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2
сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны. Жертвы.
Потери. Цена Победы для человечества. Решающий вклад
СССР в победу. Послевоенное урегулирование. Главный итог
Второй мировой войны — разгром нацистской Германии,
фашистской
Победила

Италии

и

империалистической

Антигитлеровская

коалиция

Японии.

государств,

объединившаяся на демократической основе. Решающая роль
СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой
войны. Введение в практику понятия преступления против
человечности.

Мирное

демилитаризация,
декартелизация
Германии.

урегулирование.

денацификация,
Германии.

Распад

Оккупация,

демократизация

Договоры

Антигитлеровской

с

и

союзниками

коалиции.

Сан-

Францисская конференция и проблема мирного договора с

Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над
главными

военными

преступниками.

Суды

над

коллаборационистами в Европе. Токийский процесс над
главными японскими военными преступниками.
Региональный Территория и население Бурятии в период Новейшего
компонент.

времени.

Территория и
население
Бурятии

в

Новейшее
время.
Тема
Глава I.
Россия в годы
«великих
потрясений»

Содержание темы
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление
России в войну. Геополитические и военно-стратегические
планы

командования.

Боевые

действия

на

австро-

германском и кавказском фронтах, взаимодействие с
союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его
значение.

Массовый

героизм

воинов.

Национальные

подразделения и женские батальоны в составе русской
армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и
изменения в настроениях солдат. Политизация и начало
морального

разложения

армии.

Власть,

экономика

и

общество в условиях войны. Милитаризация экономики.
Формирование

военно-промышленных

комитетов.

Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.
Содействие гражданского населения армии и создание
общественных

организаций

помощи

фронту.

Благотворительность. Введение государством карточной
системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война

и

реформы:

несбывшиеся

ожидания.

Нарастание

экономического кризиса и смена общественных настроений:
от патриотического подъема к усталости и отчаянию от
войны.

Кадровая

Взаимоотношения

чехарда

в

представительной

правительстве.
и

исполнительной

ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа.
Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на
окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.
Политические

партии

интернационалисты

и

и

война:

оборонцы,

«пораженцы».

Влияние

большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в
жизни общества. Российская империя накануне революции.
Территория и население. Объективные и субъективные
причины обострения экономического и политического
кризиса.

Война

Национальные

как

революционизирующий

и

конфессиональные

фактор.

проблемы.

Незавершенность и противоречия модернизации. Основные
социальные слои, политические партии и их лидеры
накануне революции. Основные этапы и хронология
революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде
и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за
рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия,
фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.
Формирование Временного правительства и программа его
деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских
депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие»
политических сил при росте влияния большевиков во главе с
В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия».
православная церковь. Всероссийский Поместный собор и

восстановление патриаршества. Выступление Корнилова
против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:
провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября
по новому стилю): свержение Временного правительства и
взятие власти большевиками («октябрьская революция»).
Создание коалиционного правительства большевиков и
левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Диктатура

пролетариата

как

главное

условие

социалистических преобразований. Первые мероприятия
большевиков в политической и экономической сферах.
Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского
мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств
Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей.
Отделение церкви от государства и школы от церкви. Созыв
и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание
нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость
центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК
Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и
саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства
(ВСНХ)

и

территориальных

совнархозов.

Первая

Конституция России 1918 г. Установление советской власти
в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр,
Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток,
Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало
формирования

основных

очагов

сопротивления

большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской
Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа.

Человеческие потери. Причины, этапы и основные события
Гражданской

войны.

антибольшевистских

Военная
сил:

интервенция.

их

Палитра

характеристика

и

взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч,
Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и
П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях
антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской
войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые»
реквизиции.

Политика

Продразверстка,

«военного

принудительная

коммунизма».

трудовая

повинность,

сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка
плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии.
Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство
царской

семьи.

Ущемление

прав

Советов

в

пользу

чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье
и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польскосоветская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.
Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской
войне. Декларация прав народов России и ее значение.
Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние
отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–
1922 гг. «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание
Государственной

комиссии

по

просвещению

и

Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План

монументальной пропаганды. Национализация театров и
кинематографа.

Издание

Пролетаризация

вузов,

Антирелигиозная
общества.

и

Ликвидация

Повседневная

быт:

карточкам,

рабфаков.

секуляризация

сословных

закрепление
жизнь

библиотеки».

организация

пропаганда

Законодательное
Городской

«Народной

и

привилегий.

равноправия

общественные

бесплатный

субботники

полов.

настроения.

транспорт,

и

жизни

трудовые

товары

по

мобилизации.

Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост
социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы
как средство выживания. Голод, «черный рынок» и
спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности.
Влияние военной обстановки на психологию населения.
Глава

II.

Советский
Союз в 1920–
1930-е гг.

Катастрофические

последствия

Первой

мировой

и

Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале
1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его
преодоление.

Реквизиция

сопротивление

церковного

верующих

имущества,

и

преследование

священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на
Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание.
Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к
новой

экономической

политике

(нэп).

Использование

рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для
улучшения

экономической

продразверстки
Иностранные

в

деревне

концессии.

ситуации.
единым

Стимулирование

Замена

продналогом.
кооперации.

Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и
разработка

годовых

и

пятилетних

планов

развития

народного

хозяйства.

Попытки

внедрения

научной

организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в
СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой
Социалистического Труда).

Предпосылки и значение

образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых
национальных

образований

в

1920-е

гг.

Политика

«коренизации» и борьба по вопросу о национальном
строительстве.

Административно-территориальные

реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и
установление

в

СССР

однопартийной

политической

системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И.
Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в
партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В.
Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции
внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика
большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация
женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты».
Становление системы здравоохранения. Охрана материнства
и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью.
Организация детского досуга. Меры по сокращению
безработицы.

Положение

«эксплуататорских
социум:

бывших

классов».

кулаки,

Сельскохозяйственные

представителей

Лишенцы.

середняки

Деревенский

и

коммуны,

артели

бедняки.
и

ТОЗы.

Отходничество. Сдача земли в аренду. «Великий перелом».
Перестройка

экономики

администрирования.

на

основе

Форсированная

командного

индустриализация:

региональная и национальная специфика. Создание рабочих

и инженерных кадров. Социалистическое соревнование.
Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и
предпринимательства.

Кризис

снабжения

и

введение

карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и
ее

трагические

последствия.

«Раскулачивание».

Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности
коллективизации. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как
следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых
пятилеток

в

центре

и

национальных

республиках.

Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и
Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство
Московского метрополитена. Создание новых отраслей
промышленности. Иностранные специалисты и технологии
на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства,
ускоренное развитие военной промышленности. Результаты,
цена и издержки модернизации. Превращение СССР в
аграрно-индустриальную
безработицы.

Успехи

державу.
и

Ликвидация

противоречия

урбанизации.

Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы»
представителей

советской

элиты

руководителей.

Партийные

органы

и

региональных

как

инструмент

сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в
поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
«Краткого

курса

идеологического

истории
контроля

ВКП(б)»
над

и

усиление

обществом.

Введение

паспортной системы. Массовые политические репрессии
1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты
репрессий на уровне регионов и национальных республик.

Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социальнополитические

и

национальные

характеристики

его

контингента. Роль принудительного труда в осуществлении
индустриализации

и

в

освоении

труднодоступных

территорий. Советская социальная и национальная политика
1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция
СССР 1936 г. Культурное пространство советского общества
в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные
настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни.
Нэпманы

и

отношение

«Коммунистическое

к

ним

чванство».

в

обществе.

Падение

трудовой

дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение
к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и
праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих
безбожников».

Обновленческое

движение

в

церкви.

Положение нехристианских конфессий. Культура периода
нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью.

Сельские

направления в литературе

избы-читальни.
(футуризм)

Основные

и архитектуре

(конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Культурная революция и ее особенности в национальных
регионах. Советский авангард. Создание национальной
письменности

и

смена

алфавитов.

Деятельность

Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия
наук и Коммунистическая академия, Институты красной
профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда
коллективистских
интернационализма
Общественный

ценностей.
и

энтузиазм

Воспитание

советского
периода

патриотизма.

первых

пятилеток.

Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды
летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной
профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания
Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная

революция.

От

обязательного

начального

образования – к массовой средней школе. Установление
жесткого государственного контроля над сферой литературы
и искусства. Создание творческих союзов и их роль в
пропаганде советской культуры. Социалистический реализм
как художественный метод. Литература и кинематограф
1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е
гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров:
ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и
конструкторы

гражданской

Формирование

и

национальной

военной

техники.

интеллигенции.

Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Снижение уровня доходов населения по сравнению с
периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и
очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного
переселения и миграции населения. Жилищная проблема.
Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные
формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в
середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и
отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия
и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство
и

детство

в

СССР.

Жизнь

в

деревне.

Трудодни.

Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя
политика: от курса на мировую революцию к концепции

«построения социализма в одной стране». Деятельность
Коминтерна

как

инструмента

мировой

революции.

Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход
СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927
г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы
мировой

войны.

коллективной

Попытки

безопасности

организовать
в

Европе.

систему
Советские

добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты
на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем
Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой
Отечественной

войны.

Форсирование

военного

производства и освоения новой техники. Ужесточение
трудового

законодательства.

Нарастание

негативных

тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и
угроза

международной

изоляции

СССР.

Заключение

договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и
Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война»
с Финляндией.
Глава

III.

Великая
Отечественная
война.
1945 гг.

1941-

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР.
Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План
«Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г.
Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех
народов СССР. Причины поражений Красной Армии на
начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства
страны, образование Государственного комитета обороны.
И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии
в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий

народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление
советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
«молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление
гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и
разгром

немецкой

группировки

под

Москвой.

Наступательные операции Красной Армии зимой–весной
1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за
Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда.
Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация
ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на
военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов.
Введение норм военной дисциплины на производстве и
транспорте.

Нацистский

«Генеральный

план

гитлеровцев

против

уничтожения.

оккупационный

Ост».

Массовые

советских

Холокост.

СССР.

преступления

граждан.

Этнические

оккупированной территории

режим.
Лагеря

чистки

Нацистский

на
плен.

Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты
над заключенными. Угон советских людей в Германию.
Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало
массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских
лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной
перелом

в

ходе

войны

(осень

1942

–

1943

г.).

Сталинградская битва. Германское наступление весной–
летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за
Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение
неприятельской

группировки

под

Сталинградом

и

наступление

на

Ржевском

направлении.

Разгром

окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и
значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва
на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого
наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и
Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и
значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение
Левобережной

Украины

и

форсирование

Днепра.

Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии
летом–осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе
1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Развертывание

массового

партизанского

движения.

Антифашистское подполье в крупных городах. Значение
партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы.
Создание

гитлеровцами

воинских

формирований

из

советских военнопленных. Генерал Власов и Русская
освободительная армия. Судебные процессы на территории
СССР

над

военными

преступниками

и

пособниками

оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство
фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!».
Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном

и

сельскохозяйственном

производстве.

Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту.
Добровольные
эвакуированным.

взносы

в

фонд

обороны.

Помощь

Повседневность

военного

времени.

Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на
войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в
советском тылу. Военная дисциплина на производстве.

Карточная

система

и

нормы

снабжения

в

городах.

Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на
селе. Государственные меры и общественные инициативы
по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских
училищ.

Культурное

пространство

войны.

Песня

«Священная война» – призыв к сопротивлению врагу.
Советские писатели, композиторы, художники, ученые в
условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления
фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и
фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы
войны. Избрание на патриарший престол митрополита
Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение
представителей религиозных конфессий. Культурные и
научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема
второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г.
Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а
также польские и чехословацкие воинские части на
советско-германском фронте. Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение

освобождения

территории

Освобождение

правобережной

Украины

СССР.
и

Крыма.

Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике.
Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная
содружество

миссия

советской

Красной
армии

Армии.
и

войск

Боевое
стран

антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за
Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская
операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских
граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и

общество. Военно-экономическое превосходство СССР над
Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в
освобожденных районах. Начало советского «Атомного
проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни.
ГУЛАГ.

Депортация

«репрессированных

народов».

Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор
1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго
фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные
решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза
выступить против Японии. Потсдамская конференция.
Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации,
демилитаризации,

демонополизации,

демократизации

(четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советскояпонская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые
действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских
островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки
японских городов американской авиацией и их последствия.
Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945
г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и
Токийский

судебные

процессы.

Осуждение

главных

военных преступников. Итоги Великой Отечественной и
Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и
материальные потери. Изменения политической карты
Европы.
Региональный

Территория и население Бурятии в период Новейшей

компонент

истории.

Бурятия

в

годы

Первой

Мировой

войны.

Установление Советской власти в Бурятии. Образование
Бурят-Монгольской

автономии.

Модернизационные

процессы в Бурятии. Вклад трудящихся Бурятии в разгром
фашистской Германии в годы Великой Отечественной
войны.

Тематическое планирование
Тема раздела

Тема урока

Количество
часов

Введение.
Глава

Новейшее время

I.

1

Мир Мир накануне Первой мировой войны

1

накануне и в годы Новый «империализм». Происхождение 1
Первой

мировой Первой мировой войны

войны

Первая мировая война

2

(6 часов)

Резерв

1

Глава

II. Последствия войны: революции и распад 1

Межвоенный
период

империй

(1918– Версальско-Вашингтонская

система. 1

1939)

Международные отношения в 1920-е гг.

(16 часов)

Страны

Запада

в

1920-е гг.

США. 1

Великобритания. Франция. Германия.
Авторитарные режимы в Европе в 1920-е 1
гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания.
Фашистский режим в Италии.
Мировой экономический кризис 1929— 1
1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «Новый 1
курс» Ф. Д. Рузвельта. Великобритания:
национальное правительство.
Нарастание

агрессии

в

мире. 1

Установление нацистской диктатуры в

Германии.
Борьба с фашизмом. Народный фронт во 1
Франции и Испании. Гражданская война
в Испании. Австрия: от демократии к
авторитарному режиму
Международные отношения в 1930-е гг. 1
Политика «умиротворения» агрессора
Латинская Америка в первой половине 1
XX в
Восток в первой половине ХХ в. Китай. 2
Индия.
Япония в первой половине XX в.
Мусульманские

страны

в

1
первой 1

половине ХХ в. Турция. Иран.
Формирование научной картины мира в 1
Новейшее время.
Культура и искусство в первой половине
ХХ в
Резерв
Глава III.
Вторая

1

Начало Второй мировой войны. 1939— 1
мировая 1941 гг.

война

Вторая

мировая

война.

Великая 1

(6 часов)

Отечественная война Советского Союза.
От нападения Германии на СССР до
начала коренного перелома. 1941—1942
гг.
Вторая

мировая

война.

Великая 2

Отечественная война Советского Союза.
Коренной

перелом

и

завершающий

период войны. 1943—1945 гг.

Итоги

Второй

мировой

войны. 1

Послевоенное урегулирование.
Резерв
История Бурятии.

Территория

1
и

население

Бурятии

в 4

Новейшее время.
ИСТОРИЯ РОССИИ с начала XX-начало XXI вв.
Глава I. Россия в Россия и мир накануне Первой мировой 2
годы

«великих войны

потрясений»

Российская империя в Первой мировой 2

(20 часов)

войне
Великая российская революция: Февраль 2
1917 г.
Великая российская революция: Октябрь 2
1917 г.
Первые революционные преобразования 2
большевиков
Экономическая

политика

советской 2

власти. Военный коммунизм
Гражданская война

2

Революция и Гражданская война на 2
национальных окраинах.
Идеология

и

культура

периода 2

Гражданской войны

Глава

Повторение

1

Резерв

2

II. Экономический и политический кризис 2

Советский Союз в начала 1920-х гг. Переход к нэпу
1920—1930-е гг.

Экономика нэпа

(25 часов)

Образование

2
СССР.

Национальная 2

политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг.

2

Международное положение и внешняя 2
политика СССР в 1920-е гг.
Культурное

пространство

советского 2

общества в 1920-е гг.
«Великий перелом». Индустриализация

2

Коллективизация сельского хозяйства

2

Политическая система СССР в 1930-е гг.

2

Советская национальная политика в 1930- 2
е гг.
Культурное

пространство

советского 2

общества в 1930-е гг.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 2
гг.
Повторение

1

Резерв

2

Глава III. Великая. СССР накануне Великой Отечественной 2
Отечественная.

войны

Священная

Начало Великой Отечественной войны. 2

(21 час)

Первый период войны (22 июня 1941ноябрь 1942 г.) Тульская оборонительная
операция. Тула-Город-Герой.
Поражения

и

победы

1942

года. 2

Сталинградская битва
Человек и войны: единство фронта и тыла 2
Культурное пространство СССР в годы 2
войны
Образование, здравоохранение и наука в 2

годы войны
Второй период Великой Отечественной 2
войне. Коренной перелом (ноябрь 19421943 г.)
Третий период войны. Победа СССР в 2
Великой

Отечественной

войне.

Окончание Второй мировой войны.
Советская дипломатия в годы Великой 2
Отечественной

войны.

Советская

разведка и контрразведка в годы Великой
Отечественной войны
Итоги

и

уроки

Фальсификации

Великой
истории

Победы. 2
Великой

Отечественной войны.

Региональный

Повторение

1

Резерв

2

Бурятия в Новейшее время.

4

Итоговое повторение

4

Итого

140 часов

компонент

Из них 40 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».