Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается
в рамках двух курсов: «Всеобщая история» и «История России».
Рабочая программа по истории для 10 класса соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями
- примерной образовательной программе среднего общего образования
- авторской программе по Истории России к предметной линии учебников
М.М. Горинова, А.А. Данилова, М.Ю. Морукова и др. издательства
«Просвещение», по Истории новейшего времени (XX-начало XXI вв.)
ориентирована на учебник О.С. Сорок0-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая
история. Новейшая история. XX- начало XXI вв.»
- основной образовательной программе среднего общего образования (10-11
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- федеральному перечню учебников
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Хантаевым И.Г. для 10 класса (базовый уровень) и рассчитана на 68 часов.
Планируемые результаты учебного предмета
В
соответствии
стандартом
с
данная
Федеральным
рабочая
государственным
программа
образовательным
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания среднего общего образования.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
Ученик научится:
- ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовности и способности обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
- готовности и способности, обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную
позицию
по
отношению
к
общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Ученик получит возможность научиться:
-
готовности
и
способности,
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятию и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
Ученик научится:
- способности к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме,
чувство
причастности
к
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости
за
свой
край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
Ученик получит возможность научиться:
- формированию уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
Ученик научится:
- гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признанию не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат
каждому
от
рождения,
готовность
к
осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая
и
политическая грамотность;
- пониманию мировоззрения, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
Ученик получит возможность научиться:
- интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и
интересы,
в
том
числе
в
различных
формах
общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- уважению идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-
готовности
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные
результаты
окружающими людьми:
в
сфере
отношений,
обучающихся
с
Ученик научится:
-
нравственному
сознанию
и
поведению
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятию гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное
отношение
к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению;
Ученик получит возможность научиться:
- к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
- к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитию сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Ученик научится:
готовности
и
способности
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
мировоззрению, соответствующему современному уровню развития
науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству,
владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки.
Ученик получит возможность научиться:
экологической культуре, бережному отношению к родной земле,
природным богатствам России и мира; ответственности за состояние
природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим
вред экологии;
эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни.
Ученик научится:
• различать типы семей;
• интериоризации традиционных семейных ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительному
образу
семьи,
родительства
(отцовства
и
материнства).
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений.
Ученик научится:
потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к
разным видам трудовой деятельности;
готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Ученик получит возможность научиться:
осознанному выбору будущей профессии как пути и способу
реализации собственных жизненных планов;
уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
готовности
к трудовой профессиональной деятельности
как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
Познавательные УУД
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с
взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Ученик получит возможность научиться:
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
до
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
их
активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего
общего образования:
Ученик на базовом уровне научится:
–
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
–
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов;
–
характеризовать
место,
обстоятельства,
участников,
результаты
важнейших исторических событий;
–
представлять культурное наследие России и других стран;
–
работать с историческими документами;
–
сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
–
критически анализировать информацию из различных источников;
–
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
–
использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
–
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
–
составлять описание исторических объектов и памятников на основе
текста, иллюстраций, макетов, Интернет-ресурсов;
–
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
–
читать легенду исторической карты;
–
владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
–
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
–
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
–
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ
века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
–
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события
российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
–
устанавливать
аналогии
и
оценивать
вклад
разных
стран
в
сокровищницу мировой культуры;
–
определять место и время создания исторических документов;
–
проводить
отбор
необходимой
информации
и
использовать
информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих
зарубежных стран;
–
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
–
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения
социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и
революций;
–
использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
–
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков и др., заполнять контурную карту;
–
соотносить историческое время, исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ века;
–
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
–
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников,
знание
исторических
фактов,
владение
исторической
терминологией;
–
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
–
применять полученные знания при анализе современной политики
России;
–
владеть элементами проектной деятельности.
Содержание учебного курса по Новейшей истории
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны»
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в
Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия»
и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол
Германии.
Коминформ.
Советско-югославский
конфликт.
Террор
в
Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на
ведьм» в США.
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в
СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина.
Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского
договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный
спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра».
Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в
1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о
запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее.
Национально-освободительные и коммунистические движения в ЮгоВосточной Азии. Индокитайские войны. Поражение США и их союзников в
Индокитае. Советско-китайский конфликт.
«Разрядка»
Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор
ОСВ-1
и
об
ограничении
ПРО.
Новая
восточная
политика
ФРГ.
Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод
советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века
«Общество
экономического
потребления».
сообщества.
Возникновение
Германское
Европейского
«экономическое
чудо».
Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая
Великобритания. «Скандинавская модель» общественно-политического и
социально-экономического развития.
Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за
гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре.
Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический
кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х
гг. Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и
Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира
«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС.
Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г.
и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель
социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.
Строительство
социализма
в
Китае.
Мао
Цзэдун
и
маоизм.
«Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический
режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже.
Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и
политические
последствия
реформ
в
Китае.
Антикоммунистические
революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и
СССР.
Воссоздание
независимых
государств
Балтии.
Общие
черты
демократических преобразований. Изменение политической карты мира.
Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
Латинская Америка в 1950–1990-е гг.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные
реформы и импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе.
Социалистические
движения
в
Латинской
Америке.
«Аргентинский
парадокс». Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран.
Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские
войны в Центральной Америке.
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.
Колониальное
общество.
Роль
итогов
войны
в
подъеме
антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение
колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Попытки
создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система
апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт
на Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке.
Арабские
страны
и
возникновение
государства
Израиль.
Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке.
Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская
революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его
преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР.
Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто.
Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета
Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо.
Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские
драконы».
Современный мир
Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция,
Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности
интеграционных
процессов
в
Европе,
Евразии,
Тихоокеанском
и
Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений.
Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на
международной арене. Демократический и левый повороты в Южной
Америке.
Международный
революции».
«Арабская
пространство:
терроризм.
весна»
политическое
и
и
Война
ее
в
Ираке.
последствия.
«Цветные
Постсоветское
социально-экономическое
развитие,
интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в
современном мире.
История России
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний
сталинизм» (1945–1953)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество.
Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о
послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение
жилищной
проблемы.
Демобилизация
армии.
Социальная
адаптация
фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков.
Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного
детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления.
Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской
продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское
хозяйство
и
положение
деревни.
Помощь
не
затронутых
войной
национальных республик в восстановлении западных регионов СССР.
Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный
проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на
послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и
коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена
карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение
административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах
власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии.
«Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело
Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина».
Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового
законодательства военного времени. Союзный центр и национальные
регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых»
республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги
ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной
Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание
Совета
экономической
взаимопомощи.
Конфликт
с
Югославией.
Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО).
Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса.
Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства
к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике,
экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС
и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в
стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия.
Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых
политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение
депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка
отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа».
Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное
пространство
и
повседневная
жизнь.
Изменение
общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф,
театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом
музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный
фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга.
Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского
кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и
попытки
создания
«советской
моды».
Неофициальная
культура.
Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги».
Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь.
Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР.
«Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной
проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в
СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский
секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения
космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А.
Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые
советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР
на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности.
Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав
союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре
советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским
населением.
Положение
и
проблемы
рабочего
класса,
колхозного
крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного
труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и
программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека».
Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления.
Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к
«государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского
«социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная
реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов
населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада.
Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия
ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г.,
Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956
г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец
«оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти
Л.И. Брежнева.
Оценка
Хрущева
и
его
реформ
современниками
и
историками.
Наш край в 1953–1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического
курса.
Поиски
идеологических
ориентиров.
Десталинизация
и
ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры
аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г.
Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной
политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных
тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики.
Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание
потенциала
экстенсивной
индустриальной
модели.
Новые
попытки
реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности
развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические
приоритеты.
МГУ
им
М.В.
Ломоносова.
Академия
наук
СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса
в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с
США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса
(ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в
городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в
крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные
формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев.
Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные
настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы
производственной мотивации. Отношение к общественной собственности.
«Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и
очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры
и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и
искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство.
Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые
правозащитные
выступления.
А.Д.
Сахаров
и
А.И.
Солженицын.
Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная
война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и
снижение
международного
авторитета
СССР.
Конфликт
с
Китаем.
Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки».
Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в
Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной
Европе.
Кризис
просоветских
режимов.
Л.И.
Брежнев
в
оценках
современников и историков.
Наш край в 1964–1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его
негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его
окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике,
в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об
индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков.
Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и
плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности
населения.
Массовые
митинги,
собрания.
Либерализация
цензуры.
Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в
идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна
десталинизации.
Отношение
к
История
войне
в
страны
как
фактор
Афганистане.
политической
Неформальные
жизни.
политические
объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической
конфронтации
приоритета
двух
систем
общечеловеческих
и
провозглашение
ценностей
над
руководством
классовым
СССР
подходом.
Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу.
Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии.
Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.
Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация
советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов –
высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов
СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной
депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы.
Раскол
в
КПСС.
Подъем
национальных
движений,
нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного
Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение
межнационального противостояния:
Закавказье,
Прибалтика,
Украина,
Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит.
Последний
этап
Конституции
«перестройки»:
СССР
о
1990–1991
руководящей
гг.
роли
Отмена
КПСС.
6-й
статьи
Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н.
Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной
(Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и
избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей.
Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского
законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление
центробежных
тенденций
и
угрозы
распада
СССР.
Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на
Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» –
предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский
процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста
президента
РСФСР.
Избрание
Б.Н.
Ельцина
президентом
РСФСР.
Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический
фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и
коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение
карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная
реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки
магазинов
и
усталость
населения
от
усугубляющихся
проблем
на
потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от
планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и
российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый
этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники
Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния
Горбачева.
Распад
КПСС.
Ликвидация
союзного
правительства
и
центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о
независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и
создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция
мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского
ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене.
Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Наш край в 1985–1991 гг.
Формы самостоятельной работы: подготовка проектной работы по
теме: «Политика «перестройки». Распад СССР»
Российская Федерация в 1992–2012 гг.
Становление новой России (1992–1999)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие
ветвей
власти
на
первом
этапе
преобразований.
Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного
проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром.
Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен.
«Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики.
Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения.
Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства
граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления реформ в регионах России.
От
сотрудничества
к
противостоянию
исполнительной
и
законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ
по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в
условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993
г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н.
Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность
мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция
регионов.
Посреднические
усилия
Русской
православной
церкви.
Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома.
Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г.
Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993
года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного
устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение.
Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции.
Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы
построения федеративного государства. Утверждение государственной
символики.
Итоги
радикальных
преобразований
1992–1993
гг.
Обострение
межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг.
Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра
с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления
федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной
целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного
порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки
стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов
и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения
зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация
экономики на производственный и энергетический секторы. Положение
крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском
сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия.
Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из
страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и
общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные
настроения в зеркале социологических исследований. Представления о
либерализме
и
демократии.
Проблемы
формирования
гражданского
общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности.
Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов.
Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена
ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые
русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных
слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой
России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на
международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной
державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке».
Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и
расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и
союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ.
Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская
многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис
центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства
В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном
Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в
Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка
Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992–1999 гг.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Политические
и
экономические
приоритеты.
Первое
и
второе
президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские
выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума.
Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и
сепаратизм.
Восстановление
единого
правового
пространства
страны.
Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая
угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия
развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое
положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–
2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и
задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе
мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в.
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и
профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная
политика. Основные принципы и направления государственной социальной
политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование
образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры.
Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и
тенденции депопуляции. Государственные программы демографического
возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению
рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и
паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество,
уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные
представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством
вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном
информационном
пространстве:
СМИ,
компьютеризация,
Интернет.
Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический
курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России
в международных отношениях. Современная концепция российской внешней
политики в условиях многополярного мира. Участие в международной
борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС.
Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.
Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО.
Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение
общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация
культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система
платного
образования.
Сокращение
финансирования
науки,
падение
престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения
российских ученых и невостребованность результатов их открытий.
Религиозные
конфессии
и
повышение
их
роли
в
жизни
страны.
Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и
предметов
культа
для
религиозных
нужд.
Особенности
развития
современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра,
изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000–2012 гг.
Повторение: Контрольная работа по курсу «История в XX-начале XXI
в.» с использованием заданий в формате ЕГЭ.
Тематическое планирование по курсу «История в XX-начале XXI в.»
№
п/п
1
2
3
4-5
Тема урока
Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (20 часов)
Место и роль СССР в послевоенном мире
Восстановление и развитие экономики. Изменение в
политической системе в послевоенные годы.
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной
войны». Смена политического курса.
Экономическое и социальное развитие в период 1950-х –
середине 1960-х гг.
Кол
-во
час
ов
1
1
1
2
6
Политика мирного сосуществования в 1950-х – середине 1
1960-х гг.
7
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.
1
8-9 Социально-экономическое развитие. Национальная политика 2
и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг.
10-11 Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-х – 2
середине 1980-х гг.
12
Политика разрядки международной напряженности.
1
13
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.
1
14-15 Реформы политической системы. Новое политическое 2
мышление.
16-17 Перемены в духовной сфере в годы перестройки
2
18
Национальная политика и подъём национальных движений. 1
Распад СССР
19
Наш край во второй половине ХХ в.
1
20
Повторительно-обобщающий урок
1
Послевоенный мир. Международные отношения,
политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной
Америки (17 часов)
21-22 Международные отношения в 1945 - первой половине 1950-х
2
гг.
23-24 Международные отношения в 1950-1980-е гг.
2
25
Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-e
1
гг.
26
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального
1
информационного общества
27-28 Экономическая и социальная политика. Heoконсервативный
2
поворот. Политика «третьего пути»
29-30 Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные
2
движения.
31
Соединённые Штаты Америки
1
32
Великобритания
1
33
Франция
1
34
Германия. Италия.
1
35-36 Преобразования и революции в странах Центральной
2
И Восточной Европы
37
Повторительно-обобщающий урок
1
Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки (9 часов)
38
Концепции исторического развития в Новейшее время.
1
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей
развития
39-40 Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия
2
41-42 Китай. Индия.
2
43-44 Япония. Новые индустриальные страны
47
Латинская Америка
48
Повторительно-обобщающий урок
Российская Федерация (15 часов)
49-50 Политическое развитие Российской Федерации в 1990-х гг.
Российская экономика на пути к рынку
51-52 Духовная жизнь страны в 1990-е годы
53-54 Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е
годы
55-56 Политическая жизнь России в начале XXI века
57-58 Экономика России в начале XXI века
59
Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 20082014 гг.
60
Наш край в начале XXI века.
61
Культура второй половины 20 века
62
Глобализация в конце 20 века
63
Повторительно-обобщающий урок
Современный мир и новые вызовы XXI в. (2)
64
Постсоветское пространство: политическое развитие,
интеграционные процессы и конфликты
65
На пути к новой научной картине мира. Культура и искусство
во Второй половине XX- начале XXI в
66-68 Резерв. Повторение
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
3
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе