Рабочая программа 11 класс (профиль)

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 11 класса соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями
- примерной образовательной программе среднего общего образования
- авторской программе по Истории России к предметной линии учебников
Н.С Борисова, А.А. Левандовского издательства «Просвещение»
- основной образовательной программе среднего общего образования (10-11
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- федеральному перечню учебников
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа по истории решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Хантаевым И.Г. для 11 класса (углублённый уровень) и рассчитана на 136
часов.

Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания среднего общего образования.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
Ученик научится:
- ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных

жизненных

перспектив,

инициативность,

креативность,

готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовности и способности обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь

в

процессе

самостоятельной,

творческой

и

ответственной

деятельности;
- готовности и способности, обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную

позицию

по

отношению

к

общественно-политическим

событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Ученик получит возможность научиться:
-

готовности

и

способности,

обучающихся

к

саморазвитию

и

самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами

гражданского

самосовершенствовании,

общества,

потребность

занятиях

в

физическом

спортивно-оздоровительной

деятельностью;
- принятию и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
Ученик научится:
- способности к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме,

чувство

причастности

к

историко-культурной

общности

российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости

за

свой

край,

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
Ученик получит возможность научиться:
- формированию уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
Ученик научится:
- гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признанию не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат

каждому

от

рождения,

готовность

к

осуществлению

собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии

с

Конституцией

Российской

Федерации,

правовая

и

политическая грамотность;
- пониманию мировоззрения, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а

также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
Ученик получит возможность научиться:
- интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и

интересы,

в

том

числе

в

различных

формах

общественной

самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- уважению идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному

достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-

готовности

обучающихся

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений,

обучающихся

с

окружающими людьми:
Ученик научится:
-

нравственному

сознанию

и

поведению

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятию гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное

отношение

к

другому

мировоззрению;
Ученик получит возможность научиться:

человеку,

его

мнению,

- к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
- к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитию сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений,

обучающихся

к

окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Ученик научится:


готовности

и

способности

к

образованию,

в

том

числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;


мировоззрению, соответствующему современному уровню развития

науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству,
владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки.
Ученик получит возможность научиться:


экологической культуре, бережному отношению к родной земле,

природным богатствам России и мира; ответственности за состояние
природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим
вред экологии;


эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому

обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни.
Ученик научится:
• различать типы семей;
• интериоризации традиционных семейных ценностей.
Ученик получит возможность научиться:


ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни;


положительному

образу

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства).
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений.
Ученик научится:


потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым

достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к
разным видам трудовой деятельности;


готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение

домашних обязанностей.
Ученик получит возможность научиться:


осознанному выбору будущей профессии как пути и способу

реализации собственных жизненных планов;


уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей

собственности;


готовности

к трудовой профессиональной деятельности

как к

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Метапредметные результаты освоения

Регулятивные УУД
Ученик научится:


ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;


самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по

которым можно определить, что цель достигнута;


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для

достижения поставленной цели;


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной

заранее целью.
Ученик получит возможность научиться:


выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных

задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные

ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;


оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
Познавательные УУД
Ученик научится:


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;


критически оценивать и интерпретировать информацию с разных

позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;


использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;


менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:


выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;


выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с

взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с

использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Ученик получит возможность научиться:
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);


координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;

до

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
их

активной

фазы,

выстраивать

деловую

и

образовательную

коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего
общего образования:

Ученик на углубленном уровне научится:
–

владеть системными историческими знаниями, служащими основой

для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения
(синхронизации)

событий

и

процессов

всемирной,

национальной

и

региональной/локальной истории;
–

характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в

мировом сообществе;
–

определять исторические предпосылки, условия, место и время

создания исторических документов;
–

использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа

историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других
СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
–

определять причинно-следственные, пространственные, временные

связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
–

различать в исторической информации факты и мнения, исторические

описания и исторические объяснения;
–

находить и правильно использовать картографические источники для

реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и
времени;
–

презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем,

графиков;
–

раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории

России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям,
оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе
представлений о достижениях историографии;
–

соотносить

и

оценивать

исторические

события

локальной,

региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
–

обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-

популярной литературе, собственную точку зрения на основные события
истории России Новейшего времени;

–

применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа

историко-социальной информации, ее систематизации и представления в
различных знаковых системах;
–

критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие

человечества;
–

изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев

на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
–

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности

исторических личностей и политических групп в истории;
–

самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к

конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в
результате исследовательских раскопок;
–

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности

исторических личностей и политических групп в истории;
–

давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с

периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить
временной и пространственный анализ.

Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
–

использовать принципы структурно-функционального, временнóго и

пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и
сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции
фрагментов

исторической

действительности,

аргументации

выводов,

вынесения оценочных суждений;
–

анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и

оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на
фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

–

устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные

связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа
исторической ситуации;
–

определять и аргументировать свое отношение к различным версиям,

оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе
представлений о достижениях историографии;
–

применять элементы источниковедческого анализа при работе с

историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.),
излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
–

целенаправленно применять элементы методологических знаний об

историческом

процессе,

познавательной,
социальной

начальные

проектной,

практике,

историографические

учебно-исследовательской

поликультурном

общении,

умения

в

деятельности,
общественных

обсуждениях и т.д.;
–

знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

–

знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

–

работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать

документальную базу по исторической тематике; оценивать различные
исторические версии;
–

исследовать с помощью исторических источников особенности

экономической и политической жизни Российского государства в контексте
мировой истории ХХ в.;
–

корректно использовать терминологию исторической науки в ходе

выступления, дискуссии и т.д.;
–

представлять результаты историко-познавательной деятельности в

свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Содержание учебного курса
История. Россия до 1914 г.
От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая
часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской
истории. Источники по российской истории. Архивы — хранилище
исторической памяти. Интерпретации и фальсификации истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России.
Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в
эллинистическую эпоху. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого
мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и
происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви –
восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая
организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Cоседи восточных славян.
Образование государства Русь

Норманнский

фактор

в

образовании

европейских

государств.

Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о
происхождении Древнерусского государства. Формирование княжеской
власти (князь и дружина, полюдье). Образование Русского государства.
Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя
политика.

Формирование

территории

государства

Русь.

Социально-

экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и
зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и
торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами.
Крещение Руси: причины и значение. Зарождение, специфика и достижения
ранней русской культуры.
Русь в конце X – начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства.
Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое
развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право:
«Русская Правда», церковные уставы. Социально-экономический уклад.
Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских
земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои
древнерусского общества. Зависимые категории населения. Русская церковь
и ее роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского
государства,

укрепление

его

международного

положения.

Развитие

культуры. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности
на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств.
Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Изменения в
политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и
население

крупнейших

русских

земель.

Рост

и

расцвет

городов.

Консолидирующая роль церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры:
формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о
полку Игореве». Развитие местных художественных школ и складывание
общерусского художественного стиля.
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания.
Русские земли в составе Золотой Орды. Влияние Орды на политическую
традицию русских земель, менталитет, культуру и повседневный быт
населения. Золотая Орда в системе международных связей. Русские земли в
составе Литовского государства. Борьба с экспансией крестоносцев на
западных

границах

Руси.

Александр

Невский.

Политический

строй

Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое
княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление
Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против
ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей. Русская православная
церковь

в

условиях

ордынского

господства.

Сергий

Радонежский.

Культурное пространство. Летописание. «Слово о погибели Русской земли».
«Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей
Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в
русских землях.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба
Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад
Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель.
Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская орда и
их отношения с Московским государством. Междоусобная война в

Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и
Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные
символы единого государства. Характер экономического развития русских
земель.

Падение

Византии

и

установление

автокефалии

Русской

православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели.
«Москва — Третий Рим». Расширение международных связей Московского
государства. Культурное пространство единого Русского государства.
Повседневная жизнь.
Россия в XVI–XVII веках: от Великого княжества к Царству
Россия в XVI веке
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV Грозный.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор.
Земские соборы. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссия о
характере опричнины и ее роли в истории России.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в
XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение
Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия

в

конце

XVI в.

Царь

Федор

Иванович.

Учреждение

патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество.
Начало

книгопечатания

(И. Федоров)

и

его

влияние

на

общество.

Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы).
Живопись (Дионисий). «Домострой»: патриархальные традиции в быте и
нравах.
Смута в России
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Пресечение
царской

династии

Рюриковичей.

Царствование

Бориса

Годунова.

Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных
держав.

Подъем

национально-освободительного

движения.

Народные

ополчения. Кузьма Минин и Д.М. Пожарский. Земский собор 1613 г. и его
роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство
Михаила Федоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия в XVII веке
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение
Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление
органов власти и экономики страны. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.
Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского
населения к посадам. Оформление сословного строя. Развитие торговых
связей. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие
мелкотоварного производства. Мануфактуры. Новоторговый устав.
Царь

Алексей

Михайлович.

Начало

становления

абсолютизма.

Соборное Уложение 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная
система. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество.
Протопоп Аввакум. Народные движения в XVII в.: причины, формы,
участники.

Городские

восстания.

Восстание

под

предводительством

С. Разина.
Россия в конце XVII в. Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Необходимость и предпосылки
преобразований. Начало царствования Петра I.
Основные направления внешней политики России во второй половине
XVII в. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.
Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русскопольская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй
половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Культура России в XVII в. Обмирщение культуры. Быт и нравы
допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой.
Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние
летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в.
Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Россия в конце XVII – XVIII веке: от Царства к Империи
Россия в эпоху преобразований Петра I
Предпосылки петровских реформ. Особенности абсолютизма в Европе
и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская
и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления:
учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии:
создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода.
Старообрядчество при Петре I. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича
Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд.
Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Российское
общество в петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и
групп. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Внешняя
политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины,
основные события, итоги. Провозглашение России империей. Культура и
нравы петровской эпохи. Итоги, последствия и значение петровских
преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»
Изменение места и роли России в Европе. Дворцовые перевороты:
причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии.
Внутренняя и внешняя политика в 1725–1762 гг. Расширение привилегий
дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая

политика. Национальная и религиозная политика. Внешняя политика в
1725–1762 гг. Россия в Семилетней войне 1756–1762 гг.
Россия в 1760–1790-е. Правление Екатерины II
Политика

просвещенного

абсолютизма:

основные

направления,

мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Развитие
промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего
землевладения.

Усиление

крепостничества.

Восстание

под

предводительством Е.И. Пугачева и его значение. Основные сословия
российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства.
Жалованные грамоты дворянству и городам. Россия в европейской и
мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их
итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Г.А. Потемкин.
Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и
Великая французская революция. Русское военное искусство.
Россия при Павле I
Изменение

порядка

престолонаследия.

Ограничение

дворянских

привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении
крестьян. Комиссия для составления
Репрессивная

политика.

Внешняя

законов

политика

Российской империи.
Павла

I.

Участие

в

антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А.В.
Суворова. Военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г.
Культурное пространство Российской империи
Век Просвещения. Сословный характер образования. Становление
отечественной
университета.

науки;

М. В. Ломоносов.

Деятельность

Вольного

Основание

Московского

экономического

общества.

Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С.П. Крашенинников). Русские
изобретатели

(И.И. Ползунов,

направления,

жанры,

Г.Р. Державин,

писатели

Д.И. Фонвизин).

И.П. Кулибин).

Литература:

(В.К. Тредиаковский,
Развитие

основные

Н.М. Карамзин,

архитектуры,

живописи,

скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр
(Ф.Г. Волков).
Российская Империя в XIX – начале XX века
Российская империя в первой половине XIX в.
Россия в начале XIX в. Территория и население. Социальноэкономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание
министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы
образования. Проект М.М. Сперанского. Учреждение Государственного
совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и
направления внешней политики. Участие России в антифранцузских
коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальная
блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией.
Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, основные этапы
и сражения войны. Бородинская битва. Патриотический подъем народа.
Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и
др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние
Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное
самосознание. Народная память о войне 1812 г. Заграничный поход русской
армии 1813–1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в
европейской политике в 1813–1825 гг.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816–1825 гг.
А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Основные
итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы
и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская
правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М. Муравьева.
Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге,
их итоги. Значение движения декабристов.

Правление

Николая I.

Преобразование

и

укрепление

роли

государственного аппарата. III Отделение. Кодификация законов. Политика в
области просвещения. Польское восстание 1830–1831 гг.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в.
Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами
П.Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и
социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа
Е.Ф. Канкрина.
Общественное
направление.

движение

Теория

в

1830–1850-е гг.

Охранительное

народности

(С.С. Уваров).

официальной

Оппозиционная общественная мысль. П.Я. Чаадаев. Славянофилы (И.С. и
К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.)
и

западники

(К.Д. Кавелин,

С.М. Соловьев,

Революционно-социалистические

течения

Т.Н. Грановский

(А.И. Герцен,

и

др.).

Н.П. Огарев,

В.Г. Белинский). Русский утопический социализм. Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская
политика, восточный вопрос. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Крымская война 1853–1856 гг.: причины, участники, основные сражения.
Героизм

защитников

Севастополя

(В.А. Корнилов,

П.С. Нахимов,

В.И. Истомин). Парижский мир. Причины и последствия поражения России в
Крымской войне.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники
(Н.И. Лобачевский,

Н.И. Пирогов,

Н.Н. Зинин,

Б.С. Якоби

и

др.).

Географические экспедиции, их участники. Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями. Образование: расширение сети школ и университетов.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм,
ампир, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их
произведения (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь
и

др.).

Формирование

русского

литературного

языка.

Становление

национальной музыкальной школы (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский).
Театр.

Живопись:

художники

стили

(классицизм,

(К.П. Брюллов,

романтизм,

О.А. Кипренский,

реализм),

В.А. Тропинин

жанры,
и

др.).

Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры
первой половины XIX в. в мировую культуру.
Российская империя во второй половине XIX в.
Великие реформы 1860–1870-х гг. Император Александр II и его
окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской
реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение
отмены крепостного права. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в
области образования. Военные реформы. Итоги и следствия реформ 1860–1870х гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское
хозяйство

после

отмены

крепостного

права.

Развитие

торговли

и

промышленности. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства.
Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота,
его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение
основных слоев населения России.
Общественные
общественного

движения

движения

второй

после

половины

поражения

XIX

в

в.

Крымской

Подъем
войне.

Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли.
Народническое
П.Н. Ткачев),

движение:
организации,

идеология
тактика.

(М.А. Бакунин,

«Хождение

в

П.Л. Лавров,

народ».

Кризис

революционного народничества. Начало рабочего движения. «Освобождение
труда». Распространение идей марксизма. Зарождение российской социалдемократии.
Внутренняя политика самодержавия в конце 1870-х – 1890-е гг. Кризис
самодержавия на рубеже 70–80-х гг. XIX в. Политический террор. Политика
лавирования.

Начало

царствования

незыблемости

самодержавия.

Александра III.

Изменения

в

сферах

Манифест

о

государственного

управления, образования и печати. Возрастание роли государства в
экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности.
Экономические и финансовые реформы (Н.X. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка
рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская
политика. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. Русскотурецкая война 1877–1878 гг.; роль России в освобождении балканских
народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем
Востоке. «Союз трех императоров». Россия в международных отношениях
конца XIX в. Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских
ученых,

их

вклад

в

мировую

науку

и

технику

(А.Г. Столетов,

Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение
издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство:
классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н.А. Некрасов,
И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Расцвет театрального
искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись:
академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения
музыкального искусства (П.И. Чайковский, «Могучая кучка»). Место
российской культуры в мировой культуре XIX в.
Российская империя в начале XX в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже
XIX–XX

вв.

Политика

модернизации

«сверху».

С.Ю.

Витте.

Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный
капитал в России. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала ХХ
в. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная
структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II,
его

политические

воззрения.

Консервативно-охранительная

Необходимость преобразований. Самодержавие и общество.

политика.

Русско-японская

война

1904–1905 гг.:

планы

сторон,

основные

сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и
консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их
цели,

тактика,

лидеры

(Г.В. Плеханов,

В.М. Чернов,

В.И. Ленин,

Ю.О. Мартов). Рабочее движение. «Полицейский социализм».
Первая российская революция (1905–1907 гг.): причины, характер,
участники, основные события. «Кровавое воскресенье». Возникновение
Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка.
Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание
Государственной Думы. Формирование либеральных и консервативных
политических партий, их программные установки и лидеры (П.Н. Милюков,
А.И. Гучков, В.И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906–1907 гг.
Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской
системы. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа:
цели,

основные

мероприятия,

итоги

и

значение.

Политическая

и

общественная жизнь в России в 1912–1914 гг.
Культура России в начале XX в. Открытия российских ученых в науке
и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие
литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века.
Изобразительное

искусство:

традиции

реализма,

«Мир

искусства»,

авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С.В. Рахманинов,
Ф.И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Первые
шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. —
составная часть мировой культуры.

Тематическое планирование по курсу «История в XX-начале XXI в.»
№ п/п

Тема урока

От Руси к Российскому государству (22ч)
1-2
Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э.
Образование государства Русь
2-4
Русь в конце X - начале XII в.
5-7
Культура Руси в конце X - начале XII в.
8-9
Русь в середине XII - начале XIII в.
10-11 Культура Руси в XII - начале XIII в.
12-14 Монгольское нашествие. Русские земли в составе Золотой
Орды
15-16 Русские земли в середине XIII-XIV вв.
17-18 Формирование единого Русского государства (вторая
половина XV - начало XVI в.)
19-20 Культура Руси в XIV-XV вв.
21-22 Повторительно-обобщающий урок
Россия в XVI-XVII вв.: от Великого княжества к Царству (17ч)
23-25 Россия в XVI в.
26-27 Русская культура в XVI в.
28-30 Смута в России
31-33 Ликвидация последствий Смуты. Внутренняя политика
России в XVII в.
34-35 Внешняя политика России в XVII в.
36-37 Культура России в XVII в.
38-39 Повторительно-обобщающий урок
Россия в конце XVII-XVIII вв.: от Царства к Империи (26ч)
40-41 Начало правления Петра I

Кол
-во
час
ов
2
2
3
2
2
3
2
2
2
2
3
2
3
3
2
2
2
2

42-44
45-47
48-49
50-52
53-54
55-57

Россия в эпоху преобразований Петра I
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
«Культурная революция» в России в начале XVIII в.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II
Социальная политика Екатерины II. Восстание под
предводительством Е. И. Пугачёва
58-59 Россия в европейской и мировой политике второй половине
XVIII в.
60-61 Россия при Павле I
62-63 Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
64-65 Повторительно-обобщающий урок
Россия в первой половине XIX в. (21ч)
66-67 Социально-экономическое развитие в конце XVIII- первой
половине XIX в.
68-69 Реформы Александра I
70-71 Россия в международных отношениях начала XIX в.
72-74 Изменение внутриполитического курса. Движение
декабристов
75-76 Внутренняя политика Николая I
77-79 Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война
80-82 Общественная жизнь в 1830-1850-е гг.
83-84 Культурное пространство империи в первой половине XIX
в.
85-86 Повторительно-обобщающий урок
Россия во второй половине XIX в. (23ч)
87-89 Начало правления Александра II. Крестьянская реформа
90-91 Социально-экономическое развитие пореформенной России
92-94 Великие реформы 1860-1870-х гг.
95-97 Общественная жизнь середины 1850-х - 1860-х гг.
98-100 Общественная жизнь 1870-х -начала 1880-х гг.
101- «Народное самодержавие» Александра III. Общественная
102 жизнь 1880-1890-x гг.
103- Внешняя политика России во второй половине XIX в.
105
106- Культурное пространство империи во второй половине XIX
107 в.
108- Повторительно-обобщающий урок
109

3
3
2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
3
2
2
3
2
3
3
3
2
3
2
2

110112
113115
116117
118120
121122
123125

Российская империя в начале XX в. (19ч)
Особенности социально-экономического развития России на
рубеже XIX-XX вв.
Политическое развитие России в начале XX в. Внешняя
политика
Общественное движение в России в начале XX в.

3
3
2

Первая российская революция. 1905-1907 гг.

3

Начало российского парламентаризма

2

Общество и власть после революции. Реформы П.A.
Столыпина
Серебряный век российской культуры

3

1263
128
129- Повторительно-обобщающий урок
2
130
131- Итоговое повторение
2
133
134- Резерв
3
136
Из них 40 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».