Рабочая программа 11 класс (база)

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 11 класса
средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования;
- примерной образовательной программы среднего общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
-авторской

программы

Л.Н.Боголюбова,

Н.И.Городецкой

и

др.,

Просвещение, 2017 г.
- основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федерального перечня учебников;
- положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
В

программу

включены

материалы

национально-регионального

компонента.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Дагбаевой В. Д. для 11 класса.
Личностные результаты освоения ООП СОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя.
Ученик научится:


готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;


принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа

жизни, бережного, ответственного отношения к собственному физическому и
эмоционально - психологическому здоровью; социальному благополучию в
жизни

образовательной

организации;

информационной

безопасности;

неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Ученик получит возможность научиться:


ориентироваться

позитивных

на

жизненных

достижение

личного

счастья,

перспектив,

способности

к

реализацию
личностному

самоопределению, ставить цели и строить жизненные планы;


готовности и способности к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовности и способности вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине.
Ученик научится:


уважению к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Бурятии и Российской Федерации;



уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,

гордости

за

свой

край,

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам
России и Бурятии (герб, флаг, гимн).
Ученик получит возможность научиться:


способности к осознанию своей идентичности в поликультурном

социуме, чувство причастности к истории и традициям своего народа;


чувству причастности историко-культурной общности российского

народа и судьбе России, патриотизму, готовности к служению Отечеству, его
защите.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу.
Ученик научится:


интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности,

готовности к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;


признавать неотчуждаемость основных прав и свобод человека,

готовности к осуществлению собственных прав и свобод, отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина, правовой и
политической грамотности.
Ученик получит возможность научиться:


гражданственности, гражданская позиция активного и ответственного

члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;


готовности противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам.

Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

с

уважительному

и

окружающими людьми.
Ученик научится:


гуманистическим

ценностям,

осознанному,

доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;


способности к сопереживанию и позитивному отношению к людям, в

том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережному, ответственному и компетентному отношению к физическому и
психологическому здоровью других людей, умению оказывать первую
помощь.
Ученик получит возможность научиться:


осознанному поведению на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


развитию компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми

младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

к

окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Ученик научится:


готовности

и

способности

к

образованию,

в

том

числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;


мировоззрению, соответствующему современному уровню развития

науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству,
владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки.

Ученик получит возможность научиться:


экологической культуре, бережному отношению к родной земле,

природным богатствам России и мира; ответственности за состояние
природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим
вред экологии;


эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому

обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни.
Ученик научится:
• различать типы семей;
• интериоризации традиционных семейных ценностей.
Ученик получит возможность научиться:


ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни;


положительному

образу

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства).
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений.
Ученик научится:


потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым

достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к
разным видам трудовой деятельности;


готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение

домашних обязанностей.
Ученик получит возможность научиться:


осознанному выбору будущей профессии как пути и способу

реализации собственных жизненных планов;



уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей

собственности;


готовности

к трудовой профессиональной деятельности как к

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные УУД
Ученик научится:


ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;


самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по

которым можно определить, что цель достигнута;


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для

достижения поставленной цели;


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной

заранее целью.
Ученик получит возможность научиться:


выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных

задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные

ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;


оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
Познавательные УУД
Ученик научится:


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных

позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;


использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;


менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:


выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;


выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с

взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с

использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Ученик получит возможность научиться:
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);



координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;

до

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
их

активной

фазы,

выстраивать

деловую

и

образовательную

коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные

результаты

освоения

учебного

предмета

«Обществознание» на уровне среднего общего образования.
Экономика.


Ученик на базовом уровне научится:



Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни

общества;


конкретизировать примерами основные факторы производства и

факторные доходы;


объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры

действия законов спроса и предложения;


оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую

жизнь, поведение основных участников экономики;


различать формы бизнеса;



извлекать социальную информацию из источников различного типа о

тенденциях развития современной рыночной экономики;


различать экономические и бухгалтерские издержки;



приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;



различать деятельность различных финансовых институтов, выделять

задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции,
оценивать последствия


инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;



выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать

механизм их взаимодействия;



определять причины безработицы, различать ее виды;



высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной

политики в области занятости;


объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки

зрения

экономической

рациональности,

анализировать

собственное

потребительское поведение;


анализировать практические ситуации, связанные с реализацией

гражданами своих экономических интересов;


приводить примеры участия государства в регулировании рыночной

экономики;


высказывать обоснованные суждения о различных направлениях

экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;


различать важнейшие измерители экономической деятельности и

показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);


различать и сравнивать пути достижения экономического рост.

Ученик получит возможность научиться:
выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать

возможности

финансирования

малых

и

крупных

фирм;

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника
и производителя;

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства,
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения.
Ученик на базовом уровне научится:


Выделять критерии социальной стратификации;



анализировать

социальную

информацию

из

адаптированных

источников о структуре общества и направлениях ее изменения;


выделять особенности молодежи как социально-демографической

группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;


высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих



успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка

труда;


выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации

разрешения конфликтов;


конкретизировать примерами виды социальных норм;



характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,

различать санкции социального контроля;


различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах

последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;


определять и оценивать возможную модель собственного поведения в

конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;


различать

примерами;

виды

социальной

мобильности,

конкретизировать



выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,

приводить примеры способов их разрешения;


характеризовать основные принципы национальной политики России

на современном этапе;


характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать

факторы, влияющие на формирование института современной семьи;


характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль

семьи в современном обществе;


высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на

демографическую ситуацию в стране;


формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни

современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;


осуществлять

комплексный

поиск,

систематизацию

социальной

информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;


оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими

людьми с


позиций толерантности.

Ученик получит возможность научиться:
Выделять причины социального неравенства в истории и современном
обществе;
высказывать

обоснованное

суждение

о

факторах,

обеспечивающих

успешность самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль
толерантности в современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать
им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося
поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
Политика.
Ученик на базовом уровне научится:


Выделять субъектов политической

деятельности

и

объекты политического воздействия;


различать политическую власть и другие виды власти;



устанавливать связи между социальными интересами, целями и

методами политической деятельности;


высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и

целей в политике;


раскрывать роль и функции политической системы;



характеризовать государство как центральный институт политической

системы;


различать

типы

политических

режимов,

давать

оценку

роли

политических режимов различных типов в общественном развитии;


обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,

принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;



характеризовать демократическую избирательную систему;



различать мажоритарную, пропорциональную,

смешанную

избирательные системы;


устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского

общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;


определять роль политической элиты и политического лидера в

современном обществе;


конкретизировать примерами роль политической идеологии;



раскрывать на примерах функционирование различных партийных

систем;


формулировать суждение о

значении

многопартийности

и



идеологического плюрализма в современном обществе;



оценивать роль СМИ в современной политической жизни;



иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;



различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного

политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике.
Ученик получит возможность научиться:


Находить, анализировать информацию о формировании правового

государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять
проблемы;


выделять основные этапы избирательной кампании:



в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;



отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и

значении местного самоуправления;


самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и

деятельности политических лидеров;


характеризовать особенности политического процесса в России;



анализировать основные тенденции современного политического

процесса.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
среднего общего образования
Глава 1.Экономическая жизнь общества (26 часов).
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон
спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и
функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Диагностическая контрольная работа.
Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники
финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга.
Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок
труда.
Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика
в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система
в

РФ.

Виды

налогов.

Функции

налогов.

Налоги,

уплачиваемые

предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет.

Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и
ВНП – основные макроэкономические показатели. НРК. Особенности
развития экономики РБ.
Практикум

с

использованием

ИКТ.

Экономический

рост.

Экономические циклы.
Мировая экономика. Международная специализация, международное
разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция,
мировой рынок. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического
развития России. Повторение. Контрольная работа.
Глава 2. Социальная сфера (13 часов).
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как
социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов,
их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные

нормы,

виды

социальных

норм.

Отклоняющееся

поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей. НРК. Социальные программы развития в РБ.
Молодежь в современном обществе. Современная демографическая ситуация
в Российской Федерации. Повторение. Контрольная работа.
Глава 3 . Политическая жизнь общества (28 часов).
Политическая деятельность. Политические институты. Политические
отношения. Политическая власть.

Политическая система, ее структура и функции. Государство как
основной институт политической системы. Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Практикум с
использованием ИКТ.
Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство. НРК. Политические
лидеры РБ. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в
обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений. Политическая психология. НРК. Политические
партии РБ.
Политическое поведение. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Политический процесс.
Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России. Повторение. Контрольная
работа. Итоговое повторение.
Тематическое планирование курса «Обществознание»
№

Тема

п/п

раздела

Тема урока

Кол
-во
час
ов

1 четверть (18 часов)
1

Экономиче
ская жизнь

Курс обществознания: цели, задачи, формы работы.

1

общества
(27 часов)
Роль экономики в жизни общества.

1

Экономика и социальная структура общества.

1

Экономика: наука и хозяйство.

1

Экономическая деятельность и ее измерители.

1

Диагностическая контрольная работа.

1

Экономический рост и развитие.

1

Экономические циклы.

1

Рыночные отношения в экономике.

1

Современная рыночная система.

1

Фирма в экономике.

1

Налоги.

1

Правовые

основы

предпринимательской 1

деятельности.
Слагаемые успеха в бизнесе.

1

Экономика и государство.

1

Бюджетно-налоговая политика.

1

НРК. Особенности развития экономики РБ.

1

Практикум.

1
2 четверть (14 часов)

2

Социальна
я сфера
(13 часов)

Финансы в экономике.

1

Инфляция: виды, причины и последствия.

1

Занятость и безработица.

1

Государственная политика в области занятости.

1

Мировая экономика.

1

Глобальные проблемы экономики.

1

Экономическая культура.

1

Повторение «Экономическая жизнь общества»

1

Контрольная

работа

«Экономическая

жизнь 1

общества».
Социальная структура общества.

1

Социальные нормы.

1

Отклоняющееся поведение.

1

Нации и межнациональные отношения.

1

Национальная политика в РФ.

1

3 четверть (20 часов).

3

Политичес

Семья и быт.

1

Гендер - социальный пол.

1

Молодежь в современном обществе.

1

Молодежная субкультура.

1

Демографическая ситуация в современной России.

1

Повторение "Социальная сфера".

2

кая жизнь Контрольная работа "Социальная сфера".
Политика и власть.
общества
(28 часов)

1
1

Политическая сфера и политические институты.

1

Политическая система.

1

Политические режимы.

1

Гражданское общество и правовое государство.

1

Местное самоуправление.

1

Демократические выборы.

1

Типы избирательных систем.

1

Практикум

"Демократические

выборы"

с 1

использованием ИКТ.
Политические партии и партийные системы.

1

НРК. Политические партии РБ.

1

Повторение.

1

4 четверть (16 часов)
Политическая элита и политическое лидерство.

1

НРК. Политические лидеры РБ.

1

Политическое сознание.

1

Современные политические идеологии.

1

СМИ и политическое сознание.

1

Политическое поведение.

1

Регулирование политического поведения.

1

Политический процесс.

1

Политическая культура.

1

Повторение "Политическая жизнь общества".

1

Контрольная

работа

"Политическая

жизнь 1

общества".
Взгляд в будущее.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1

Повторение.

1
Итого 68ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».