Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 11 класса соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями
- примерной образовательной программе среднего общего образования
- авторской программе по праву к учебнику «Право» А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина, 10-11 класс
- основной образовательной программе среднего общего образования (10-11
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- федеральному перечню учебников
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа по праву решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие
вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Хантаевым И.Г. для 11 класса и рассчитана на 68 часов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания среднего общего образования.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
Ученик научится:
- ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовности и способности обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
- готовности и способности, обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную
позицию
по
отношению
к
общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Ученик получит возможность научиться:
-
готовности
и
способности,
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
самосовершенствовании,
общества,
потребность
занятиях
в
физическом
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятию и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
Ученик научится:
- способности к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме,
чувство
причастности
к
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости
за
свой
край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
Ученик получит возможность научиться:
- формированию уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
Ученик научится:
- гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признанию не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат
каждому
от
рождения,
готовность
к
осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая
и
политическая грамотность;
- пониманию мировоззрения, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
Ученик получит возможность научиться:
- интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и
интересы,
в
том
числе
в
различных
формах
общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- уважению идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-
готовности
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся
с
окружающими людьми:
Ученик научится:
-
нравственному
сознанию
и
поведению
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятию гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное
отношение
к
другому
мировоззрению;
Ученик получит возможность научиться:
человеку,
его
мнению,
- к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
- к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитию сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Ученик научится:
готовности
и
способности
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
мировоззрению, соответствующему современному уровню развития
науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству,
владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки.
Ученик получит возможность научиться:
экологической культуре, бережному отношению к родной земле,
природным богатствам России и мира; ответственности за состояние
природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим
вред экологии;
эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни.
Ученик научится:
• различать типы семей;
• интериоризации традиционных семейных ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительному
образу
семьи,
родительства
(отцовства
и
материнства).
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений.
Ученик научится:
потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к
разным видам трудовой деятельности;
готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Ученик получит возможность научиться:
осознанному выбору будущей профессии как пути и способу
реализации собственных жизненных планов;
уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
готовности
к трудовой профессиональной деятельности
как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
Познавательные УУД
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с
взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Ученик получит возможность научиться:
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
до
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
их
активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения курса Право
Ученик на углубленном уровне научится:
–выделять содержание различных теорий происхождения государства;
–сравнивать различные формы государства;
–приводить примеры различных элементов государственного механизма и их
место в общей структуре;
–соотносить
основные
черты
гражданского
общества
и
правового
государства;
–применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях
права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом
материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
–оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и
элемента культуры общества;
–сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых
систем (семей);
–проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными
нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
–характеризовать особенности системы российского права;
–различать формы реализации права;
–выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
–оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
–различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,
юридической
ответственности,
применяемых
санкций,
способов
восстановления нарушенных прав;
–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
–целостно
анализировать
принципы
и
нормы,
регулирующие
государственное устройство Российской Федерации, конституционный
статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в
Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и
юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
–сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
–оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской
Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации;
–характеризовать систему органов государственной власти Российской
Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
–характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации,
выделять
его
основные
функции
и
объяснять
их
внутри-
и
внешнеполитическое значение;
–дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
–характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и
структуру Правительства Российской Федерации;
–характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
–характеризовать
этапы
законодательного
процесса
и
субъектов
законодательной инициативы;
–выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
–характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из
основ конституционного строя Российской Федерации;
–определять место международного права в отраслевой системе права;
характеризовать субъектов международного права;
–различать способы мирного разрешения споров;
–оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
–сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и
контроля в области международной защиты прав человека;
–дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
–различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и
культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов
ведения военных действий;
–выделять структурные элементы системы российского законодательства;
–анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические
факты и правоотношения в сфере гражданского права;
–проводить
сравнительный
предпринимательской
анализ
деятельности,
организационно-правовых
выявлять
их
форм
преимущества
и
недостатки;
–целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
–различать формы наследования;
–различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
–выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности
защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
–анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и
условия регистрации и расторжения брака;
–различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
–выделять права и обязанности членов семьи;
–характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского
права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
–проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового
договоров;
–различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
–дифференцировать уголовные и административные правонарушения и
наказание за них;
–проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности;
иллюстрировать
примерами
привлечения
уголовной
административной
к
и
порядок
и
условия
ответственности
несовершеннолетних;
–целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
–в практических ситуациях определять применимость налогового права
Российской
Федерации;
выделять
объекты
и
субъекты
налоговых
правоотношений;
–соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
–применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления
своего права на жилище;
–дифференцировать права и обязанности участников образовательного
процесса;
–проводить
сравнительный
анализ
конституционного,
гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства,
грамотно
применять
правовые
нормы
для
разрешения
конфликтов
правовыми способами;
–давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального
права правоотношений;
–применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
–выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
–проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
–дифференцировать
теории
сущности
государства
по
источнику
государственной власти;
–сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов
толкования права;
–оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
–понимать
необходимость
правового
воспитания
и
противодействия
правовому нигилизму;
–классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам
принятия, по порядку принятия и изменения;
–толковать государственно-правовые явления и процессы;
–проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой
системы и правовых систем других государств;
–различать принципы и виды правотворчества;
–описывать этапы становления парламентаризма в России;
–сравнивать различные виды избирательных систем;
–анализировать
с
точки
зрения
международного
права
проблемы,
возникающие в современных международных отношениях;
–анализировать институт международно-правового признания;
–выявлять особенности международно-правовой ответственности;
–выделять
основные
международно-правовые
акты,
регулирующие
отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
–оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по
защите прав человека в условиях военного времени;
–формулировать
особенности
страхования
в
Российской
Федерации,
различать виды страхования;
–различать опеку и попечительство;
–находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой деятельности;
–определять применимость норм финансового права в конкретной правовой
ситуации;
–характеризовать
аудит
как
деятельность
по
проведению
проверки
финансовой отчетности;
–определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
Содержание учебного курса по праву
Углубленный уровень
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды
гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений.
Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и
дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание.
Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила.
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы
семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений
супругов.
Брачный
договор.
Условия
вступления
в
брак.
Порядок
регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи.
Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию
детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники
трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Заработная
плата.
Особенности
правового
регулирования
труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности.
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения.
Административная
ответственность
и
административные
наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона.
Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды
наказаний
в
уголовном
несовершеннолетних.
праве.
Финансовое
Уголовная
право.
Правовое
ответственность
регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика.
Финансовый
аудит.
Ответственность
за
Виды
налогов.
уклонение
от
Налоговые
уплаты
правонарушения.
налогов.
Жилищные
правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса.
Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием
несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения.
Суд
присяжных
производства
по
Юридические
профессии:
делам
об
судьи,
заседателей.
Особенности
административных
адвокаты,
судебного
правонарушениях.
прокуроры,
нотариусы,
следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
Формы самостоятельной работы: Подготовка ученических проектов:
«Правозащитная деятельность в РФ»
Повторение: решение заданий в форме ЕГЭ по обществознанию
(раздел Право).
Тематическое планирование по курсу «Право»
№
Тема урока
Колво
часов
1
Основные отрасли российского права (68 часов)
Общие положения гражданского права.
1
2-3
Гражданско-правовые отношения
2
4
Субъекты и объекты гражданского права
1
5-6
Предпринимательская деятельность и её регламентация
2
7-8
Сделки в гражданском праве
2
9-10
Гражданско-правовой договор
2
11
Наследование и его правовая регламентация
1
12-13
Право интеллектуальной собственности
2
14-15
Авторское право
2
16-17
Защита гражданских прав и ответственность в гражданском
праве
2
18-19
Семейное право, как отрасль права
2
20-21
Права, обязанности и ответственность членов семьи
2
22-23
Трудовые правоотношения
2
24
Трудоустройство и занятость
1
25-26
Дисциплина труда
2
27-28
Защита трудовых прав работников
2
29-30
Правовые основы социальной защиты и обеспечения
2
31-32
Повторительно-обобщающий урок: Гражданское, Семейное
и Трудовое право
2
33-34
Административно-правовые отношения: понятие и
структура
2
35-36
Административно-правовой статус гражданина.
2
37-38
Административные правонарушения. Административная
ответственность
2
39-40
Уголовный закон
2
41-42
Преступление
2
43-44
Наказание
2
45
Повторительно-обобщающий урок: Административное,
Уголовное право
1
46-47
Финансовое право. Налоговое право
2
48-49
Экологическое право
2
50-51
Международное право
2
52-53
Международное гуманитарное право
2
54-55
Международное гуманитарное право в условиях
вооружённого конфликта
2
56-57
Гражданский процесс.
2
58-59
Прохождение дела в суде
2
60-61
Уголовный процесс
2
62
Конституционное судопроизводство
2
63
Профессия юрист
1
64-65
Повторительно-обобщающий урок: Отрасли российского
права
2
66-68
Резерв
3
Итого
68
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе