Пояснительная записка Рабочая программа по праву для 11 класса соответствует: - федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с изменениями и дополнениями - примерной образовательной программе среднего общего образования - авторской программе по праву к учебнику «Право» А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина, 10-11 класс - основной образовательной программе среднего общего образования (10-11 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» - федеральному перечню учебников - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Рабочая программа по праву решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Хантаевым И.Г. для 11 класса и рассчитана на 68 часов. Планируемые результаты учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего общего образования. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: Ученик научится: - ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовности и способности обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовности и способности, обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; Ученик получит возможность научиться: - готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского самосовершенствовании, общества, потребность занятиях в физическом спортивно-оздоровительной деятельностью; - принятию и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): Ученик научится: - способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); Ученик получит возможность научиться: - формированию уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: Ученик научится: - гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признанию не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - пониманию мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Ученик получит возможность научиться: - интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - уважению идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовности обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: Ученик научится: - нравственному сознанию и поведению на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятию гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому мировоззрению; Ученик получит возможность научиться: человеку, его мнению, - к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитию сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре. Ученик научится: готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; мировоззрению, соответствующему современному уровню развития науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки. Ученик получит возможность научиться: экологической культуре, бережному отношению к родной земле, природным богатствам России и мира; ответственности за состояние природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим вред экологии; эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни. Ученик научится: • различать типы семей; • интериоризации традиционных семейных ценностей. Ученик получит возможность научиться: ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительному образу семьи, родительства (отцовства и материнства). Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений. Ученик научится: потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к разным видам трудовой деятельности; готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Ученик получит возможность научиться: осознанному выбору будущей профессии как пути и способу реализации собственных жизненных планов; уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; готовности к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные результаты Регулятивные УУД Ученик научится: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Ученик получит возможность научиться: выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; Познавательные УУД Ученик научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные УУД Ученик научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Ученик получит возможность научиться: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; до распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения курса Право Ученик на углубленном уровне научится: –выделять содержание различных теорий происхождения государства; –сравнивать различные формы государства; –приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; –соотносить основные черты гражданского общества и правового государства; –применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов; –оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; –сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей); –проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние; –характеризовать особенности системы российского права; –различать формы реализации права; –выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры; –оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; –различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; –выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; –целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; –сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу; –оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; –характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии; –характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение; –дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; –характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; –характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; –характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы; –выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации; –характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; –определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права; –различать способы мирного разрешения споров; –оценивать социальную значимость соблюдения прав человека; –сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; –дифференцировать участников вооруженных конфликтов; –различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий; –выделять структурные элементы системы российского законодательства; –анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права; –проводить сравнительный предпринимательской анализ деятельности, организационно-правовых выявлять их форм преимущества и недостатки; –целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; –различать формы наследования; –различать виды и формы сделок в Российской Федерации; –выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; –анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака; –различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; –выделять права и обязанности членов семьи; –характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений; –проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров; –различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; –дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них; –проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами привлечения уголовной административной к и порядок и условия ответственности несовершеннолетних; –целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации; –в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений; –соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение; –применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; –дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса; –проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; –давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; –применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; –выявлять особенности и специфику различных юридических профессий. Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться: –проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права; –дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти; –сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права; –оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе; –понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму; –классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения; –толковать государственно-правовые явления и процессы; –проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств; –различать принципы и виды правотворчества; –описывать этапы становления парламентаризма в России; –сравнивать различные виды избирательных систем; –анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях; –анализировать институт международно-правового признания; –выявлять особенности международно-правовой ответственности; –выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права; –оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени; –формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; –различать опеку и попечительство; –находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности; –определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации; –характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности; –определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса. Содержание учебного курса по праву Углубленный уровень Основные отрасли российского права Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном несовершеннолетних. праве. Финансовое Уголовная право. Правовое ответственность регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Ответственность за Виды налогов. уклонение от Налоговые уплаты правонарушения. налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Основы российского судопроизводства Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных производства по Юридические профессии: делам об судьи, заседателей. Особенности административных адвокаты, судебного правонарушениях. прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. Формы самостоятельной работы: Подготовка ученических проектов: «Правозащитная деятельность в РФ» Повторение: решение заданий в форме ЕГЭ по обществознанию (раздел Право). Тематическое планирование по курсу «Право» № Тема урока Колво часов 1 Основные отрасли российского права (68 часов) Общие положения гражданского права. 1 2-3 Гражданско-правовые отношения 2 4 Субъекты и объекты гражданского права 1 5-6 Предпринимательская деятельность и её регламентация 2 7-8 Сделки в гражданском праве 2 9-10 Гражданско-правовой договор 2 11 Наследование и его правовая регламентация 1 12-13 Право интеллектуальной собственности 2 14-15 Авторское право 2 16-17 Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве 2 18-19 Семейное право, как отрасль права 2 20-21 Права, обязанности и ответственность членов семьи 2 22-23 Трудовые правоотношения 2 24 Трудоустройство и занятость 1 25-26 Дисциплина труда 2 27-28 Защита трудовых прав работников 2 29-30 Правовые основы социальной защиты и обеспечения 2 31-32 Повторительно-обобщающий урок: Гражданское, Семейное и Трудовое право 2 33-34 Административно-правовые отношения: понятие и структура 2 35-36 Административно-правовой статус гражданина. 2 37-38 Административные правонарушения. Административная ответственность 2 39-40 Уголовный закон 2 41-42 Преступление 2 43-44 Наказание 2 45 Повторительно-обобщающий урок: Административное, Уголовное право 1 46-47 Финансовое право. Налоговое право 2 48-49 Экологическое право 2 50-51 Международное право 2 52-53 Международное гуманитарное право 2 54-55 Международное гуманитарное право в условиях вооружённого конфликта 2 56-57 Гражданский процесс. 2 58-59 Прохождение дела в суде 2 60-61 Уголовный процесс 2 62 Конституционное судопроизводство 2 63 Профессия юрист 1 64-65 Повторительно-обобщающий урок: Отрасли российского права 2 66-68 Резерв 3 Итого 68 Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе