Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 11 класса соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями
- примерной образовательной программе среднего общего образования
- авторской программе по экономике к учебнику «Экономика. Основы
экономической теории, 10-11 класс» С.И. Иванова
- основной образовательной программе среднего общего образования (10-11
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
- федеральному перечню учебников
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа по экономике решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Хантаевым И.Г. для 11 класса и рассчитана на 68 часов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания среднего общего образования.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
Ученик научится:
·
готовности
и
способности
к
отстаиванию
личного
достоинства,
собственного мнения, готовности и способности вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
· готовности и способности обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
· ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
Ученик получит возможность научиться:
·
готовности
и
способности,
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
самосовершенствовании,
общества,
потребность
занятиях
в
физическом
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
· принятию и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
Ученик научится:
· способности к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме,
чувство
причастности
к
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
· уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости
за
свой
край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
Ученик получит возможность научиться:
· формированию уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
· воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
Ученик научится:
· гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
· признанию не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат
каждому
от
рождения,
готовность
к
осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая
и
политическая грамотность;
· пониманию мировоззрения, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
Ученик получит возможность научиться:
· интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
· к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и
интересы,
в
том
числе
в
различных
формах
общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
· уважению идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
·
готовности
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся
с
окружающими людьми:
Ученик научится:
·
нравственному
сознанию
и
поведению
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
· принятию гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное
отношение
к
другому
мировоззрению;
Ученик получит возможность научиться:
человеку,
его
мнению,
· к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
· к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
· развитию сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
Ученик научится:
готовности
и
способности
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
мировоззрению, соответствующему современному уровню развития
науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству,
владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки.
Ученик получит возможность научиться:
экологической культуре, бережному отношению к родной земле,
природным богатствам России и мира; ответственности за состояние
природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим
вред экологии;
эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни.
Ученик научится:
различать типы семей;
интериоризации традиционных семейных ценностей.
Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительному
образу
семьи,
родительства
(отцовства
и
материнства).
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений.
Ученик научится:
потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к
разным видам трудовой деятельности;
готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Ученик получит возможность научиться:
осознанному выбору будущей профессии как пути и способу
реализации собственных жизненных планов;
уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
готовности
к трудовой профессиональной деятельности
как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
Познавательные УУД
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с
взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Ученик получит возможность научиться:
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
до
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
их
активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения курса Экономики
Ученик на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
образовательную
· определять границы применимости методов экономической теории;
· анализировать проблему альтернативной стоимости;
· объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
· представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей
и характеризовать ее;
· иллюстрировать примерами факторы производства;
· характеризовать типы экономических систем;
· различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках
производства.
Микроэкономика
· Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
· строить личный финансовый план;
· анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и
покупателей;
·
принимать
рациональные
решения
в
условиях
относительной
ограниченности доступных ресурсов;
· анализировать собственное потребительское поведение;
· определять роль кредита в современной экономике;
· применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
· объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;
· определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и
предложение;
· приводить примеры товаров Гиффена;
· объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
·объяснять
и
отличать
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности;
· приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
· объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
· различать и представлять посредством инфографики виды издержек
производства;
· анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
· объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики
государства;
· объяснять
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
· сравнивать виды ценных бумаг;
· анализировать страховые услуги;
· определять практическое назначение основных функций менеджмента;
· определять место маркетинга в деятельности организации;
· приводить примеры эффективной рекламы;
· разрабатывать бизнес-план;
· сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
· называть цели антимонопольной политики государства;
· объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
· приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
· Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
· характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
· определять основные виды налогов для различных субъектов и
экономических моделей;
· указывать основные последствия макроэкономических проблем;
· объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
· приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
· приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
· различать сферы применения различных форм денег;
· определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование
величины денежной массы;
· объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
· приводить примеры, как банки делают деньги;
· приводить примеры различных видов инфляции;
· находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
· применять способы анализа индекса потребительских цен;
· характеризовать
основные
направления
антиинфляционной
политики
государства;
· различать виды безработицы;
· находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
· определять целесообразность мер государственной политики для снижения
уровня безработицы;
· приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
· приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
· Объяснять назначение международной торговли;
·
анализировать
систему
регулирования
внешней
торговли
на
государственном уровне;
· различать экспорт и импорт;
· анализировать курсы мировых валют;
· объяснять влияние международных экономических факторов на валютный
курс;
· различать виды международных расчетов;
· анализировать глобальные проблемы международных экономических
отношений;
· объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом
развитии общества;
· объяснять особенности современной экономики России.
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
· Критически осмысливать актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;
·
анализировать
события
общественной
и
политической
жизни
с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
· владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
· оценивать происходящие события и поведение людей с экономической
точки зрения;
· использовать приобретенные знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
· анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках
различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
· Применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального, правомерного и социально
одобряемого поведения;
· оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
· критически осмысливать актуальную экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на
этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
· объективно оценивать и анализировать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
· использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике
для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
· применять теоретические знания по микроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
· понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
· оценивать происходящие события и поведение людей с экономической
точки зрения;
· сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый
план;
· рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
· создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
· решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
· грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
· моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
· Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по
макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
· владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налоговобюджетную политику, используемую государством для стабилизации
экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
· использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных
макроэкономических задач;
· анализировать события общественной и политической жизни разных стран
с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
· осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
· оценивать происходящие мировые события и поведение людей с
экономической точки зрения;
· использовать приобретенные знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и
других экономик;
· анализировать динамику основных макроэкономических показателей и
современной ситуации в экономике России;
· решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные макроэкономические ситуации;
· грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
· отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации из неадаптированных источников;
· аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
· Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры
прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и
первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
· анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
· оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
·ориентироваться
в
мировых
демографических,
миграционных
экономических,
процессах,
экологических,
понимать
механизм
взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
· создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
· решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
· анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий
и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические
знания по данному учебному предмету;
·использовать
экономические
знания
и
опыт
самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики;
· владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и
роли государства в современном мире.
Содержание учебного курса по экономике
Макроэкономика
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и
внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.
Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная
политика государства. Монетарная политика Банка России.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе
национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный
спрос и совокупное предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и
банковская система.
Инфляция
и
дефляция;
виды
инфляции.
Причины
инфляции.
Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области
занятости. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост.
Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Международная экономика
Международная торговля. Государственная политика в области
международной торговли. Обменный курс валюты. Валютный рынок.
Международные финансы. Мировая валютная система. Международные
расчеты. Платежный баланс. Международные экономические организации.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики
России.
Формы самостоятельной работы: Подготовка ученических проектов:
«В
каких случаях
фирме
целесообразно
инвестировать»,
«Значение
грамотного экономического поведения»
Повторение: решение заданий в форме ЕГЭ по обществознанию
(раздел Экономика).
Тематическое планирование по курсу «Экономика»
№
Тема урока
Колво
часов
1
Макроэкономика
Почему необходимо измерять результаты деятельности
национальной экономики
1
2
Что такое валовой внутренний продукт
1
3
Как исчисляется валовой внутренний продукт
1
4
Национальный доход
1
5
Номинальный и реальный ВВП
1
6
Отражает ли ВВП качество жизни
1
7-8
Содержание экономического роста
2
9-10
Факторы экономического роста
2
11
Повторительно-обобщающий урок: Основные
макроэкономические показатели
1
12-13
Совокупный спрос и совокупное предложение
2
14-15
Доход, потребление и сбережения. Функция потребления
2
16
Сбережения и инвестиции
1
17
Мультипликатор
1
18-19
Экономический цикл
2
20-21
Механизм экономического цикла
2
22-23
Длинные циклы экономической динамики
2
24-25
Занятые и безработные
2
26
Причины и формы безработицы
1
27
Последствия безработицы и государственное
1
28-29
Повторительно-обобщающий урок: Макроэкономическое
2
равновесие. Экономический цикл
30
Роль денег в рыночной экономике
1
31
Виды денег и их свойства
1
32
Коммерческие банки
1
33
Потребительский кредит
1
34-35
Центральный банк
2
36
Определение инфляции и ее измерение
1
37
Причины инфляции
1
38-39
Формы инфляции
2
40-41
Социальные последствия инфляции
2
42-43
Бюджетно-финансовая политика
2
44-45
Государственный долг
2
46-47
Кредитно-денежная (монетарная) политика
2
48-49
Повторительно-обобщающий урок: Деньги. Инфляция.
Государственное регулирование экономики
2
50-51
Мировое хозяйство
2
52-53
Современная структура мирового хозяйства
2
54-55
Международная торговля
2
56-57
Внешнеторговая политика
2
58-59
Валютный рынок
2
60-61
Международное движение капиталов
2
62
Платежный баланс
1
63-64
Международная экономическая интеграция
2
65-66
Повторительно-обобщающий урок: Макроэкономика
2
67-68
Резерв
2
Итого 68
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе