Пояснительная записка Рабочая программа по экономике для 11 класса соответствует: - федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с изменениями и дополнениями - примерной образовательной программе среднего общего образования - авторской программе по экономике к учебнику «Экономика. Основы экономической теории, 10-11 класс» С.И. Иванова - основной образовательной программе среднего общего образования (10-11 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» - федеральному перечню учебников - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Рабочая программа по экономике решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Хантаевым И.Г. для 11 класса и рассчитана на 68 часов. Планируемые результаты учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего общего образования. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: Ученик научится: · готовности и способности к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовности и способности вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; · готовности и способности обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; · ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; Ученик получит возможность научиться: · готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского самосовершенствовании, общества, потребность занятиях в физическом спортивно-оздоровительной деятельностью; · принятию и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): Ученик научится: · способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; · уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); Ученик получит возможность научиться: · формированию уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; · воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: Ученик научится: · гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; · признанию не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; · пониманию мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Ученик получит возможность научиться: · интериоризации ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; · к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; · уважению идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; · готовности обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: Ученик научится: · нравственному сознанию и поведению на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; · принятию гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому мировоззрению; Ученик получит возможность научиться: человеку, его мнению, · к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; · к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); · развитию сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре. Ученик научится: готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию, в том числе дистанционному, как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; мировоззрению, соответствующему современному уровню развития науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки. Ученик получит возможность научиться: экологической культуре, бережному отношению к родной земле, природным богатствам России и мира; ответственности за состояние природных ресурсов; нетерпимому отношению к действиям, приносящим вред экологии; эстетическому отношению к миру, готовности к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни. Ученик научится: различать типы семей; интериоризации традиционных семейных ценностей. Ученик получит возможность научиться: ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительному образу семьи, родительства (отцовства и материнства). Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений. Ученик научится: потребности трудиться, уважению к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к разным видам трудовой деятельности; готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Ученик получит возможность научиться: осознанному выбору будущей профессии как пути и способу реализации собственных жизненных планов; уважению ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; готовности к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные результаты Регулятивные УУД Ученик научится: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Ученик получит возможность научиться: выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; Познавательные УУД Ученик научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Ученик получит возможность научиться: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные УУД Ученик научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми; подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Ученик получит возможность научиться: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; до распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты их активной фазы, выстраивать деловую и коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения курса Экономики Ученик на углубленном уровне научится: Основные концепции экономики образовательную · определять границы применимости методов экономической теории; · анализировать проблему альтернативной стоимости; · объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; · представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее; · иллюстрировать примерами факторы производства; · характеризовать типы экономических систем; · различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства. Микроэкономика · Анализировать структуру бюджета собственной семьи; · строить личный финансовый план; · анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей; · принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; · анализировать собственное потребительское поведение; · определять роль кредита в современной экономике; · применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни; · объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения; · определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; · приводить примеры товаров Гиффена; · объяснять на примерах эластичность спроса и предложения; ·объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; · приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм; · объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; · различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства; · анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы; · объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства; · объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; · сравнивать виды ценных бумаг; · анализировать страховые услуги; · определять практическое назначение основных функций менеджмента; · определять место маркетинга в деятельности организации; · приводить примеры эффективной рекламы; · разрабатывать бизнес-план; · сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; · называть цели антимонопольной политики государства; · объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; · приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда. Макроэкономика · Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; · характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; · определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей; · указывать основные последствия макроэкономических проблем; · объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»; · приводить примеры сфер применения показателя ВВП; · приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; · различать сферы применения различных форм денег; · определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы; · объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы; · приводить примеры, как банки делают деньги; · приводить примеры различных видов инфляции; · находить в реальных ситуациях последствия инфляции; · применять способы анализа индекса потребительских цен; · характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства; · различать виды безработицы; · находить в реальных условиях причины и последствия безработицы; · определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы; · приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост; · приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи. Международная экономика · Объяснять назначение международной торговли; · анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне; · различать экспорт и импорт; · анализировать курсы мировых валют; · объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс; · различать виды международных расчетов; · анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений; · объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества; · объяснять особенности современной экономики России. Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться: Основные концепции экономики · Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; · анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; · владеть приемами работы с аналитической экономической информацией; · оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; · использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; · анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Микроэкономика · Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения; · оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; · критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; · объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; · использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; · применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; · понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.; · оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; · сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план; · рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни; · создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера; · решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; · грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; · моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана. Макроэкономика · Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации; · владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налоговобюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста; · использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач; · анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации; · осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; · оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения; · использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик; · анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России; · решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации; · грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика; · отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников; · аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства. Международная экономика · Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы; · анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации; · оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения; ·ориентироваться в мировых демографических, миграционных экономических, процессах, экологических, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики; · создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера; · решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; · анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету; ·использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; · владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире. Содержание учебного курса по экономике Макроэкономика Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Монетарная политика Банка России. Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение. Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система. Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Международная экономика Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы. Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс. Международные экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Формы самостоятельной работы: Подготовка ученических проектов: «В каких случаях фирме целесообразно инвестировать», «Значение грамотного экономического поведения» Повторение: решение заданий в форме ЕГЭ по обществознанию (раздел Экономика). Тематическое планирование по курсу «Экономика» № Тема урока Колво часов 1 Макроэкономика Почему необходимо измерять результаты деятельности национальной экономики 1 2 Что такое валовой внутренний продукт 1 3 Как исчисляется валовой внутренний продукт 1 4 Национальный доход 1 5 Номинальный и реальный ВВП 1 6 Отражает ли ВВП качество жизни 1 7-8 Содержание экономического роста 2 9-10 Факторы экономического роста 2 11 Повторительно-обобщающий урок: Основные макроэкономические показатели 1 12-13 Совокупный спрос и совокупное предложение 2 14-15 Доход, потребление и сбережения. Функция потребления 2 16 Сбережения и инвестиции 1 17 Мультипликатор 1 18-19 Экономический цикл 2 20-21 Механизм экономического цикла 2 22-23 Длинные циклы экономической динамики 2 24-25 Занятые и безработные 2 26 Причины и формы безработицы 1 27 Последствия безработицы и государственное 1 28-29 Повторительно-обобщающий урок: Макроэкономическое 2 равновесие. Экономический цикл 30 Роль денег в рыночной экономике 1 31 Виды денег и их свойства 1 32 Коммерческие банки 1 33 Потребительский кредит 1 34-35 Центральный банк 2 36 Определение инфляции и ее измерение 1 37 Причины инфляции 1 38-39 Формы инфляции 2 40-41 Социальные последствия инфляции 2 42-43 Бюджетно-финансовая политика 2 44-45 Государственный долг 2 46-47 Кредитно-денежная (монетарная) политика 2 48-49 Повторительно-обобщающий урок: Деньги. Инфляция. Государственное регулирование экономики 2 50-51 Мировое хозяйство 2 52-53 Современная структура мирового хозяйства 2 54-55 Международная торговля 2 56-57 Внешнеторговая политика 2 58-59 Валютный рынок 2 60-61 Международное движение капиталов 2 62 Платежный баланс 1 63-64 Международная экономическая интеграция 2 65-66 Повторительно-обобщающий урок: Макроэкономика 2 67-68 Резерв 2 Итого 68 Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе