Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 5 класса соответствует:
 Федеральному

образовательному

стандарту

основного

общего

образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
 Примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
 Программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана

в

соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 Авторской программе по предмету «Рабочие программы. Биология в 5
классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, издательство «Дрофа»
 основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 Рабочая программа разработана Бурхиновой А.В. для параллели 5-х
классов гимназии.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 35 часов, 1 час в
неделю.
При

изучении

предмета

применяются

различные

технологии:

коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также
дистанционные технологии и электронные ресурсы: ЯКласс, РЭШ, Zoom.us,
а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».

Планируемые результаты изучения биологии 5 класса
(ФГОС)
В

соответствии

стандартом

с

данная

Федеральным
рабочая

государственным

программа

образовательным

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
предмету и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2)

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно и точно, излагать свои мысли , понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач;
У учащихся должны быть сформированы:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
3. Личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства
Земли.
4. Уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям,

традициям

и

образу

жизни

других

народов;

осознанной

доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере.
5. Компетентности в решении нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам

7. Коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

старшими

и

младшими

в

процессе

образовательной,

общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других
видов деятельности
8. Ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
9. Экологическое сознание, необходимость ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи

метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
3)

осуществлять

констатирующий

и

прогнозирующий

контроль

по

результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;

познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

учащиеся получат возможность научиться:
1)

устанавливать

причинно-следственные

связи;

строить

логические

рассуждения, умозаключения и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ-

компетентности);
3) видеть биологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
4)

выдвигать

гипотезы

при

решении

учебных

задач

и

понимать

необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7)

интерпретировать

информации

(структурировать,

презентовать

полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.

Коммуникативные

учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций

и

учёта

интересов;

слушать

партнёра;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.

Предметные:
Учащийся должен уметь:


Определять роль в природе различных групп организмов;



Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;



Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;



Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении
строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им
объяснение;



Объяснять

приспособленность

организмов

на

разных

стадиях

жизненных циклов;


Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной
деятельности человека;



Перечислять свойства живого организма;



Различать (по таблицам) основные группы живых организмов:
доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также
основные

группы

растений

(водоросли,

мхи,

хвощи,

плауны,

папоротники, голосеменные) и животных;


Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных
групп живых организмов;



Понимать смысл биологических терминов;



Характеризовать

методы

биологической

науки

(наблюдение,

сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой
природы;


Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Ученик получит возможность научиться:



Соблюдать меры профилактики: заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ-

инфекции,

вредных

привычек

(курение,

алкоголизм,

наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;


Оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;



Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил
поведения в окружающей среде;



Выращивать культурные растения, домашних животных и ухаживать
за ними;



Проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

Содержание программы
35 ч (1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие

живых

организмов.

Основные

свойства

живых

организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен
веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие,
раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых
организмах.

Разнообразие

биологических

наук.

Методы

изучения

природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для
научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные
приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная
лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого.
Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её
органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и
животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода,
другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их
роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие
естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации
знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие

жизни

на

Земле:

жизнь

в

Древнем

океане;

леса

каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и
звери

прошлого.

Разнообразие

живых

организмов.

Классификация

организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,
Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их
характеристика,

строение,

особенности

жизнедеятельности,

места

обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные
разных материков (знакомство с отдельными представителями живой
природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга,
смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и
саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах.
Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество
кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и
животных

с

использованием

различных

источников

информации

фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование
особенностей строения растений и животных, связанных со средой
обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными
путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки
человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек
прямоходящий.

Человек

разумный

(неандерталец,

кроманьонец,

современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью
чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект,
радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути
сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие

экологические

проблемы:

сохранение

биологического

разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита
планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность
жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их
профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в
опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы
оказания первой помощи. Демонстрация- Ядовитые растения и опасные
животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Календарно-тематическое планирование
I четверть
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.
Введение. Что такое живой организм.

8
1

Наука о живой природе.

1

Методы изучения природы.

1

Практическая работа №1 Проведение наблюдений, опытов и
измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения
природы.
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового

1

микроскопа»
Живые клетки.

1

Лабораторная работа №2 « Строение клеток кожицы чешуи лука»
Химический состав клетки.

1

Вещества и явления в окружающем мире.

1

Великие естествоиспытатели.

1

Обобщающее повторение по разделу «Живой организм»

1

Контрольный срез №1
Итого за I четверть

9

II четверть
Раздел 2. Многообразие живых организмов.
Как развивалась жизнь на Земле.

14
1

Разнообразие живого.

1

Бактерии.

1

Грибы.

1

Растения. Водоросли.

1

Мхи.

1

Папоротники.

1

Итого за II четверть

7
III четверть

Голосеменные растения.

1

Покрытосеменные (цветковые) растения.

1

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Животные. Простейшие.

1

Беспозвоночные.

1

Позвоночные

1

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Контрольный срез №2

1

Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Три среды обитания живых организмов.

6
1

Жизнь на разных материках.

1

Итого за III четверть

10
IV четверть

Природные зоны Земли.

1

Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №2 Определение
наиболее распространенных растений и животных с
использованием различных источников информации.

1

Что мы узнали о живой природе. Жизнь на земле. Практическая
работа №3. Исследование особенностей строения растений и
животных, связанных со средой обитания.

1

Контрольный срез №3 по разделу «Среда обитания живых
организмов»

1

Раздел 4. Человек на земле.

5

Как человек появился на Земле. Практическая работа №4 Измерение 1
своего роста и массы тела.
Как человек изменил землю.
1
Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?
1
Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 3.
1
Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.
1
Контрольный срез № 4
9
Итого за IV четверть
Итого за год
35
В т.ч. 10 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».