Пояснительная записка Рабочая программа по биологии 5 класса соответствует: Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; Примерной образовательной программе основного общего образования; Программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Авторской программе по предмету «Рабочие программы. Биология в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, издательство «Дрофа» основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; Рабочая программа разработана Бурхиновой А.В. для параллели 5-х классов гимназии. Данная программа рассчитана на один учебный год – 35 часов, 1 час в неделю. При изучении предмета применяются различные технологии: коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также дистанционные технологии и электронные ресурсы: ЯКласс, РЭШ, Zoom.us, а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте». Планируемые результаты изучения биологии 5 класса (ФГОС) В соответствии стандартом с данная Федеральным рабочая государственным программа образовательным обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по предмету и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения учебного предмета: личностные: у учащихся будут сформированы: 1) ответственное отношение к учению; 2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) умение ясно и точно, излагать свои мысли , понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5) ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; 6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; у учащихся могут быть сформированы: 1) первоначальные представления о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач; У учащихся должны быть сформированы: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 3. Личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства Земли. 4. Уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. 5. Компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 7. Коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности 8. Ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей 9. Экологическое сознание, необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. 10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи метапредметные: регулятивные учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; учащиеся получат возможность научиться: 1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; 2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; 4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; познавательные учащиеся научатся: 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4) осуществлять смысловое чтение; 5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; 6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; 7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации учащиеся получат возможность научиться: 1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; 2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности); 3) видеть биологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 7) интерпретировать информации (структурировать, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); 9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения. Коммуникативные учащиеся научатся: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; 4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные: Учащийся должен уметь: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов; Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека; Перечислять свойства живого организма; Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных; Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; Понимать смысл биологических терминов; Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать меры профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; Оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего; Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; Выращивать культурные растения, домашних животных и ухаживать за ними; Проводить наблюдения за состоянием собственного организма. Содержание программы 35 ч (1 час в неделю) Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Строение клеток кожицы чешуи лука*. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч) Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч) Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Лабораторные и практические работы: Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. Раздел 4. Человек на Земле (4 ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация- Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Календарно-тематическое планирование I четверть Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. Введение. Что такое живой организм. 8 1 Наука о живой природе. 1 Методы изучения природы. 1 Практическая работа №1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы и светового 1 микроскопа» Живые клетки. 1 Лабораторная работа №2 « Строение клеток кожицы чешуи лука» Химический состав клетки. 1 Вещества и явления в окружающем мире. 1 Великие естествоиспытатели. 1 Обобщающее повторение по разделу «Живой организм» 1 Контрольный срез №1 Итого за I четверть 9 II четверть Раздел 2. Многообразие живых организмов. Как развивалась жизнь на Земле. 14 1 Разнообразие живого. 1 Бактерии. 1 Грибы. 1 Растения. Водоросли. 1 Мхи. 1 Папоротники. 1 Итого за II четверть 7 III четверть Голосеменные растения. 1 Покрытосеменные (цветковые) растения. 1 Значение растений в природе и жизни человека. 1 Животные. Простейшие. 1 Беспозвоночные. 1 Позвоночные 1 Значение животных в природе и жизни человека. 1 Контрольный срез №2 1 Раздел 3. Среда обитания живых организмов Три среды обитания живых организмов. 6 1 Жизнь на разных материках. 1 Итого за III четверть 10 IV четверть Природные зоны Земли. 1 Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №2 Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. 1 Что мы узнали о живой природе. Жизнь на земле. Практическая работа №3. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. 1 Контрольный срез №3 по разделу «Среда обитания живых организмов» 1 Раздел 4. Человек на земле. 5 Как человек появился на Земле. Практическая работа №4 Измерение 1 своего роста и массы тела. Как человек изменил землю. 1 Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? 1 Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 3. 1 Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. 1 Контрольный срез № 4 9 Итого за IV четверть Итого за год 35 В т.ч. 10 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию