Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса соответствует:
 - Федеральному образовательному стандарту основного общего
образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
 Примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
 Программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана

в

соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 Авторской программе по предмету Биология для 6 класса «Живой
организм» автора Н.И. Сонина М.: Дрофа, 2010.
 основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 Рабочая программа разработана Бурхиновой А.В. для параллели 6-х
классов гимназии.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 35 часов, 1 час в
неделю.
При

изучении

предмета

применяются

различные

технологии:

коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также
дистанционные технологии и электронные ресурсы: ЯКласс, РЭШ, Zoom.us,
а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».

Планируемые результаты изучения биологии 6 класса
(ФГОС)
В

соответствии

стандартом

с

данная

Федеральным
рабочая

государственным

программа

образовательным

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
предмету и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2)

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно и точно, излагать свои мысли , понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач;
У учащихся должны быть сформированы:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
3. Личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства
Земли.
4. Уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям,

традициям

и

образу

жизни

других

народов;

осознанной

доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере.
5. Компетентности в решении нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам

6. Коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

старшими

и

младшими

в

процессе

образовательной,

общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других
видов деятельности
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
8. Экологическое сознание, необходимость ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи

метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
3)

осуществлять

констатирующий

и

прогнозирующий

контроль

по

результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;

познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

учащиеся получат возможность научиться:
1)

устанавливать

причинно-следственные

связи;

строить

логические

рассуждения, умозаключения и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ-

компетентности);
3) видеть биологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
4)

выдвигать

гипотезы

при

решении

учебных

задач

и

понимать

необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7)

интерпретировать

информации

(структурировать,

презентовать

полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.

коммуникативные

учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций

и

учёта

интересов;

слушать

партнёра;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.

предметные:
Учащийся должен уметь:


Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных
групп живых организмов;



Понимать смысл биологических терминов;



Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;



Характеризовать

методы

биологической

науки

(наблюдение,

сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой
природы;


Различать (по таблицам) основные группы живых организмов:
доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также
основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные) и животных
Ученик получит возможность научиться:



Соблюдать меры профилактики: заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ-

инфекции,

вредных

привычек

(курение,

алкоголизм,

наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;


Оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;



Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил
поведения в окружающей среде;



Выращивать культурные растения, домашних животных и ухаживать
за ними;



Проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

Содержание программы
35 ч (1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов:
клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии,
питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение,
размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток (2ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические
вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества:
белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы
1. Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая
система (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки.
Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их
значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы
2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. Деление клетки (1ч)
Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и
развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа
размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные
этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы
тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы
тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы
3. Ткани живых организмов.
Тема 1.6. Органы и системы органов (3ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и
значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и
значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган
побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции.
Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник,
тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение
семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные
системы органов животного организма: пищеварительная, опорнодвигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы

4. Распознавание органов растений и животных.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и
окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного
организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды;
симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения
пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их
значение.
Тема 2.2. Дыхание (2ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических
веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и
чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания
животных организмов.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в
растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс
переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных.
Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её
составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторные и практические работы
5. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты
выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у
животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и
энергии.
Тема 2.5. Опорные системы (1 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы
растений. Опорные системы животных.
Лабораторные и практические работы
6. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (2 ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение
двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых
организмов.
Лабораторные и практические работы
7. Движение инфузории туфельки.
8. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция
процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система,
особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение (2ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое
размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое
размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности
полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки.
Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное
оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторные и практические работы
9. Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение
плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия
прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития
животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника).
Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
10. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)
Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная
деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как
единое целое. Организм — биологическая система.
Раздел 3. Организм и среда (2ч)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч)
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на
живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых
организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном
сообществе. Цепи питания.
товарищам.
Резервное время – 4 час

Календарно-тематическое планирование

I четверть
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов
Основные свойства живых организмов.

7
1

Химический состав клеток

1

Л/Р «Определение состава семян пшеницы»

1

Строение растительной клетки.

1

Строение животной клетки.

1

Деление клетки.

1

Ткани растений и животных

1

Органы и системы органов

4

Органы цветкового растения. Корень. Побег. Стебель.

1

Лист. Цветок. Плоды. Семя.
Итого за I четверть

1
9

II четверть
Органы и системы органов животных.
Растения и животные как целостные организмы
Раздел 2. Жизнедеятельность организма

1
1
18

Питание и пищеварение

2

Питание. Особенности питания растительного организма.

1

Особенности питания животных.

1

Дыхание

2

Дыхание растений.

1

Дыхание животных.

1

Итого за II четверть

7

III четверть
Передвижение веществ и энергии
Передвижение веществ в растительном организме.
Передвижение органических веществ в животном организме.

2
1
1

Выделение

2

Выделение

1

Обмен веществ и энергии

1

Опорные системы

1

Опорные системы

1
Движение

2

Движение.

1

Движение многоклеточных животных.
Регуляция процессов жизнедеятельности

6
2

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

1

Нервная система.

1

Размножение
Бесполое размножение.
Итого за III четверть

2
1
10

IV четверть
Половое размножение животных и растений
Рост и развитие

1
3

Рост и развитие растений

1

Рост и развитие животных организмов.

1

Организм как единое целое.

1

Раздел 3. Организм и среда
Среда обитания. Факторы среды.
Природные сообщества
Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 3.
Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.
Контрольный срез № 4
Резерв
Итого за IV четверть
Итого за год
В т.ч. 10 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию

2
1
1
1
1
1
9
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».