Рабочая программа 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 7 класса соответствует:


Федеральному образовательному стандарту основного общего
образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;



Примерной образовательной программе основного общего
образования;
 Программе воспитания муниципального общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 Авторской программе по предмету «Рабочие программы. Биология для
7 класса « Многообразие живых организмов»– авторы – В.Б. Захаров,
С.Г. Сонин, Дрофа, 2019г.
 Основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 Учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 Федеральному перечню учебников;
 Положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 Рабочая программа разработана Бурхиновой А.В. для параллели 7-х
классов гимназии.

Данная программа рассчитана на один учебный год – 70 часов, 2 часа в
неделю.
При

изучении

предмета

применяются

различные

технологии:

коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также
дистанционные технологии и электронные ресурсы: ЯКласс, РЭШ, Zoom.us,
а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».

Планируемые результаты изучения биологии 7 класса
(ФГОС)
В

соответствии

стандартом

с

данная

Федеральным
рабочая

государственным

программа

образовательным

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
предмету и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2)

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно и точно, излагать свои мысли , понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач;
У учащихся должны быть сформированы:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
3. Личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства
Земли.
4. Уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям,

традициям

и

образу

жизни

других

народов;

осознанной

доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере.
5. Компетентности в решении нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам

6. Коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

старшими

и

младшими

в

процессе

образовательной,

общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других
видов деятельности
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
8. Экологическое сознание, необходимость ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи

метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
3)

осуществлять

констатирующий

и

прогнозирующий

контроль

по

результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;

познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

учащиеся получат возможность научиться:
1)

устанавливать

причинно-следственные

связи;

строить

логические

рассуждения, умозаключения и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ-

компетентности);
3) видеть биологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
4)

выдвигать

гипотезы

при

решении

учебных

задач

и

понимать

необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7)

интерпретировать

информации

(структурировать,

презентовать

полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.

коммуникативные

учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций

и

учёта

интересов;

слушать

партнёра;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.

предметные:
Учащийся должен уметь:
1) формировать системы научных знаний о живой природе и
закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для создания естественнонаучной картины мира;
2) формировать первоначальные систематизированные представления о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о

взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) использовать методы биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формировать основы экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5) формировать представления о значении биологических наук в решении
проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) применять приёмы оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
Ученик получит возможность научиться:


Соблюдать меры профилактики: заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ-

инфекции,

вредных

привычек

(курение,

алкоголизм,

наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;


Оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;



Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил
поведения в окружающей среде;



Выращивать культурные растения, домашних животных и ухаживать
за ними;



Проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

Содержание программы
70 ч (2 часа в неделю)
Введение.
Мир живых организмов. Уровни организации жизни.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Систематика — наука о разнообразии и классификации живых организмов.
Часть1. Царство прокариоты
Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии,
Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии.
Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма).
Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к
переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в
природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии.
Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бактерий и
серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности
строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.
Часть 2. Царство грибы
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения
одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел
настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты,
Дейтеромицеты (несовершенные грибы).
Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания,
размножения на примере мукора. Практическое значение.Класс Аскомицеты.
Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания,
размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты,
черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным
злакам. Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жиз недеятельности на
примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе,
практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы.
Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности
строения тела, размножения.
Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода
фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов.
Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как
симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.
Часть 3. Царство растения
1. Общая характеристика царства растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их
роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
2.Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика.
Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы
водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.
Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания.
Особенности
строения,
жизнедеятельности
одноклеточных
и
многоклеточных форм. Роль в природе. Отдел Бурые водоросли.
Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль
в природе. Практическое значение. Отдел Красные водоросли (Багрянки).
Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями.
Роль в природе, практическое значение.
3.Высшие растения
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности
строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по
сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений.
Особенности их строения, жизнедеятельности, распространения, роль в
природе. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности
организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в
природе и их практическое значение. Отдел Покрытосеменные — цветковые
растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как
наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.
Часть 4. Царство животные
Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности
животных, отличающие их от организмов других царств живой природы.
Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие
видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых,
роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения
как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими.
Многообразие видов, роль в природе. Тип Споровики. Особенности
организации споровиков — паразитов человека и животных.
Подцарство Многоклеточные
Общая
характеристика
подцарства.
Особенности
строения,
жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы,
системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как
двухслойных многоклеточных с лучении симметрией. Бесполое и половое
размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов.
Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы.
Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения,
особенности индивидуального развития. Роль природных сообществ.
Тип Плоские черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на
примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов,
роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения
и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.
Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.
Многообразие червей паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Тип Круглые черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на
примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности
строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.
Тип Кольчатые черви
Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение.
Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви,
Пиявки.
Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как
наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и
круглыми червями. Роль в природе, практическое значение. Класс
Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере
дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе,
почвообразовании, практическое значение.
Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания.
Роль в природе, жизни человека.
Тип Моллюски
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее
сложноорганизованных
по
сравнению
с
кольчатыми
червями.
Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые,
Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе,
жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Членистоногие
Особенности организации членистоногих. Происхождение членистоногих.
Многообразие пилон. Основные классы. Класс Ракообразные. Общая
характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и
высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение. Класс

Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов.
Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания.
Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания,
многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным
превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни
человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Иглокожие
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов.
Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности
строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные,
Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные.
Особенности
строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники.
Особенности строения, размножения асцидий.
Класс Рыбы. Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты.
Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и
развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и
двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде
обитания.
Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых
наземных
позвоночных.
Происхождение.
Особенности
строения,
жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные
отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты
приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое
значение.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как
настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные
отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.
Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания.
Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие
группы пресмыкающихся.
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности
строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных
позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие.
Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса,
степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные
хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной
деятельности.
Класс Млекопитающие Общая характеристика класса. Происхождение.
Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные,Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления
плацентарных
как
наиболее
высокоорганизованных
позвоночных.
Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои,
грызущие звери, хищные звери, гидробионты, хоботные, приматы. Роль в
природе, практическое значение.
Подкласс
Первозвери.
Общая
характеристика,
распространение.
Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса.
Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по
сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их
охраны.
Часть5. Царство вирусы
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на
примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы
— возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания
гриппом.

Календарно-тематическое планирование
I четверть
Введение

1

Мир живых организмов
Ч.Дарвин о происхождении видов.
Многообразие организмов и их классификация
Царство Прокариоты
Общая характеристика и происхождение прокариот
Подцарство оксифотобактерии: особенности организации, роль в
природе и жизни человека
Контрольная работа
Царство Грибы
Царство Грибы, особенности организации.

1
1
1
3
1
1

Отдел Настоящие Грибы
Отдел Лишайники.
Царство Растения
Общая характеристика Царства растений
Общая характеристика водорослей.
Размножение и развитие водорослей.
Многообразие водорослей, их роль в природе.

1
1
17
1

1
3
1

1
1

Общая характеристика подцарства .Высшие растения.
Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности
Отдел Плауновидные,
Хвощевидные.
Отдел Папоротниковидные.
Отдел Голосеменные растения. Многообразие Голосеменных, роль в
природе.

1
1
1

Итого за I четверть

18

1
1

II четверть
Контрольная работа
Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.
Размножение покрытосеменных.
Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные .
Класс Двудольные.
Семейство Пасленовые.
Класс Двудольные.
Семейство Розоцветные.
Класс Двудольные.
Семейство Сложноцветные
Класс Однодольные.
Семейство Злаки и Лилейные.
Контрольная работа
Царство Животные
Общая характеристика Царства Животные.
Особенности организации простейших, их классификация.
Многообразие Одноклеточных, их значение.
Контрольная работа
Подцарство Многоклеточные, особенности организации.

Итого за II четверть

1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
1
1
1
1
1
14

III четверть
Особенности организации Кишечнополостных.
Многообразие кишечнополостных.
Особенности организации Плоских червей.
Плоские черви-паразиты.
Тип Круглые черви
Кольчатые черви.
Класс Многощетинковые и Малощетинковые.
Особенности организации Моллюсков.
Особенности организации Членистоногих.
Ракообразные, их многообразие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Класс Паукообразные, их многообразие.
Класс Насекомые,
особенности их строения и жизнедеятельности
Размножение и развитие насекомых.
Многообразие насекомых, их значение в природе и для человека.
Особенности организации Хордовых. Бесчерепные животные.

1
1

Подтип Позвоночные. Класс Рыбы.

1

1
1
1

Основные группы рыб, их роль в природе.
Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности.
Размножение и развитие земноводных
Контрольный тест

Итого за III четверть

1
1
1
1
20

IV четверть
Класс Пресмыкающиеся.
Многообразие пресмыкающихся.
Класс Птицы.
Особенности организации птиц, связанные с полетом
Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.
Класс млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности как
высокоорганизованных животных.
Класс Млекопитающие
Класс Млекопитающие
Класс Млекопитающие
Обобщающий урок
Вирусы
Повторение и обобщение курса
Повторение. Прокариоты.
Повторение. Грибы.
Повторение. Лишайники.
Повторение. Растения.
Повторение. Позвоночные
Контрольная работа
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1

Итого за IV четверть
Итого за год:
В т.ч. 20 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию

18

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1

70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».