Рабочая программа 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 9-х классов соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования по биологии;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы
воспитания» от 02.06.2020г;
- авторской программе основного общего образования по биологии для
9 класса «Биология. Общие закономерности» В.Б. Захарова, Н.И. Сонина,
Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не
превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;
- основной образовательной программе основного общего образования
(5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (концентрический курс) разработана учителем биологии
Сугракшиевой Соелмой Владимировной для параллели 9-х классов МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Биология, курса «Общие закономерности» 9 класс
1

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования.
Деятельность в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию
из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
2

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Планируемые результаты по формированию метапредметных универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД
Выпускник научится
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при
их нарушении.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
3

• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в
форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия
на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
4

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции
других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
5

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений,
понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
6

• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Планируемые результаты по формированию ИКТ-компетентности
обучающихся
ИКТ компетентность формируется по следующим видам деятельности:
- Обращение с устройствами ИКТ
- Фиксация изображений и звуков
- Создание письменных сообщений
- Создание графических объектов
- Создание музыкальных и звуковых сообщений
- Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
- Коммуникация и социальное взаимодействие
- Поиск и организация хранения информации
- Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
- Моделирование, проектирование и управление.
Планируемые

результаты

по

формированию

основ

учебно-

исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные
исследуемой проблеме;
7

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы
исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция
и идеализация, доказательство, доказательство от противного,
доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные
и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание,
сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении
научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор
логических возможностей, математическое моделирование;
8

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство общего особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных
знаний, за качество выполненного проекта.
Планируемые предметные результаты
Ученик научится:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:


выделять существенные признаки биологических объектов (от-

личительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);


приведить доказательстав (аргументировать) родство человека с

млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;


объяснять зависимости здоровья человека от состояния окру-

жающей среды; необходимости защиты окружающей среды; необходимость
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ9

инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;


классификацировать — определять принадлежности биологиче-

ских объектов к определенной систематической группе;


объяснять роли биологии в практической деятельности людей;

места и роли человека в природе; родство, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роли различных организмов в жизни человека;


объяснять значения биологического разнообразия для сохранения

биосферы; механизмы наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний у человека, видообразование и приспособленности;


различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и сис-

тем органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и
домашних животных; съедобные и ядовитые грибы; опасные для человека
растения и животных;


сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать вы-

воды и умозаключения на основе сравнения;


выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов

к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;


объяснять взаимосвязи между особенностями строения клеток,

тканей, органов, систем органов и их функциями;


научно обосновывать приемы оказания первой помощи при от-

равлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;


овладеет знаниями по соблюдению правил работы в кабинете

биологии.
10

Ученик получит возможность:
В ценностно-ориентационной сфере:
 приобрести знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни;
 научиться анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
 познакомиться с правилами работы с биологическими приборами
и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
 овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановки биологических
экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности:
 освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
 рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
1. Содержание учебного предмета «Биология.
Общие закономерности»
(ФГОС)
Введение (1 ч)
Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предме11

та для понимания единства всего живого и взаимозависимости! Всех частей
биосферы Земли.
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 ч.)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность
и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие.
Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы
и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и
целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы
квалификации живых организмов. Видовое разнообразие. Краеведческий
материал (КМ): Привести примеры из флоры и фауны Бурятии.
 Демонстрация схем структуры царств живой природы.
РАЗДЕЛ 1
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 ч)

Тема 2.1. Химическая организация живого (3 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность
элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства
и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли
неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении про12

цессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое
поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Уровни
структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация
ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция.
РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные
РНК.
 Демонстрация. Модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных
полимеров (презентация). КМ: В презентации материал о создании бурятскими учеными экспресс-теста, позволяющего по капле крови определить
наличие антител IgM и IgG к коронавирусу COVID-19.
Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение
и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3. Строение и функции клеток (6 ч.)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в
биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитосклет. Включения, значение и
роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедея13

тельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин
(гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.


Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и

электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной
биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных
и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка
лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа. Изучение клеток бактерий, растений (НРК: изучение клеток спирогиры, связать с распространением в водах оз.Байкал) и
животных на готовых микропрепаратах*.(виртуально)
 Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка. Многообразие
эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма – главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения
клеточной теории строения организмов.
РАЗДЕЛ 2
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 ч)

Тема 3. 1. Размножения организмов (2 ч)
14

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение
растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.


Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативно-

го размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов
яйцеклеток; КМ: фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной
пары родителей на примере плодовых и овощных культур, произрастающих в
Бурятии.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический
смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.
Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.


Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза

у членистоногих (жесткокрылых и чешуйчатокрылых), позвоночных амфибий на примере фауны Бурятии КМ); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей
в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Поло15

вое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его
биологическое значение. Оплодотворение.
Раздел 3
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 ч)

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (7 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
 Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся
представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
 Практическая работа решение генетических задач и составление родословных.
Тема 3.2. Закономерности изменчивости. (2 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. КМ:Примеры модификационной изменчивости на растениях из флоры Бурятии..
Лабораторная работа. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, произрастающих в Бурятии (КМ), антропометрические данные учащихся).
Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч.)

16

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт,
порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития
сельскохозяйственного производств, медицинской, микробиологической и
других отраслей промышленности.


Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних живот-

ных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью (КМ:демонстрация результатов работы отдела селекции и размножения плодовых, ягодных культур Бурятского НИИСХ (Презентации)). Демонстрация результатов селекционной работы профессора Московской ветеринарной академии Нимы Дамдиновича Дондокова по выведению новой породы овец, когда Бурятия единственная в стране зарегистрировала новую полугрубошерстную овцу (Презентация)

. https://www.infpol.ru/137377-kto-v-

respublike-buryatiya-sozdal-chudo-selektsii/
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования
признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение
пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Раздел 4
Эволюция живого мира на Земле. (23 ч)
Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой при17

роды. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.
Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые
русские эволюционисты.
 Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б. Ламарка.
Тема 4.2. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч.)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области
естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая

индивидуальная изменчивость и избыточная численность по-

томства. Борьба за существование и естественный отбор.
 Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки
Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 4.3. Приспособленность организмов к условиям внешней среды
как результат действия естественного отбора (3 ч.)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения
животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 4.4. Микроэволюция (2 ч.)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и
ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
 Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования (КМ:рассмотреть на примере рас Байкальского омуля); живых
растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуаль18

ную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты видообразования.
 Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного
отбора на сортах культурных растений КМ:(на примере селекционной работы Бурятского НИИСХ)
Тема 4.5. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
(4 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс
и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического
прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция,
параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
 Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их
строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной
государства (на примере Красной книги Бурятии).
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за
существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование
в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и
скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Тема 4.6. Возникновение и развитие жизни на Земле (2ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие
жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
19

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация
живых организмов.
 Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 4.7. Развитие жизни на Земле (5 ч.)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые
следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных
животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные
растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление
и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и
свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим
группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура
вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
 Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и
флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы.
Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.КМ: Фото представителей различных рас,
проживающих в многонациональной Республике Бурятия.

20

 Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи.
Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптация, общая дегенерация.
Теория академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования
Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям
среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека.
Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
РАЗДЕЛ 5
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИИ (13 ч)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (9 ч)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в
биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности,
влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсив21

ность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие
факторов среды; пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи
и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена
биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения
– симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения –
нейтрализм.


Демонстрация. А) схем, иллюстрирующих структуру биосферы

и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава
и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в
природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.


Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов
взаимодействия разных видов в данной экосистеме КМ:(на примерах экосистем Байкальского региона) *.
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 ч.)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в
природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений,
сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.


Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
22



Практическая работа Анализ и оценка последствий деятельности

человека в экосистемах* (КМ:Риски хозяйственной деятельности в бассейне
озера Байкал. ... Вопросы об экологических проблемах лесов Байкальского региона: ... Экологические проблемы Забайкалья и т.п.)


Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая

продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот
веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы.
Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический
и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Повторение и обобщение (1 ч.)
Итоговая контрольная работа (1 ч.)
Резервное время – 1 ч.
2. Календарно-тематическое планирование
Кол-во
Раздел, тема урока

часов.

1 четверть
Введение. Предмет и задачи общей биологии

1

Тема 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и
основные свойства живых организмов.

1

РАЗДЕЛ 1. Структурная организация живых организмов

12

Тема 1.1. Химическая организация клетки.

3
23

Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3

Тема 1.3. Строение и функции клеток.

6

РАЗДЕЛ 2. Размножение и индивидуальное развитие ор-

4

ганизмов
Тема 2.1. Размножение организмов.

2

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов

2
18 ч.

Итого часов за 1 четверть
2 четверть
РАЗДЕЛ 3. Наследственность и изменчивость орга-

13

низмов
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

7

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

2

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорга-

4

низмов
Итого часов за 2 четверть

13 + 1 из раздела «Эволюция
живого мира»

3 четверть
РАЗДЕЛ 4. Эволюция живого мира на Земле

23

Тема 4.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

2

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов.

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям

3

внешней среды как результат действия естественного
отбора.
Тема 1.5. Микроэволюция.

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Мак-

4

роэволюция.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.

2
24

Итого часов за 3 четверть

17 + 3 из темы
«Развитие жизни
на Земле»

4 четверть
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле.

5

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды.

13

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции.

9

Структура биосферы
Тема 5.2. Биосфера и человек.
Итого часов за 4 четверть
Резервное время
Итого часов за год

4
15ч
1
68ч, в т.ч. 20 ч.
на реализацию
рабочей программы по воспитанию

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».