Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 5 класса соответствует:


Федеральному образовательному стандарту основного общего
образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;



Примерной образовательной программе основного общего
образования;



Программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана

в

соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;


Авторской программе по предмету География 5—9 классы авторы И.
И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство
Дрофа. 2012 г.



основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;



учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;



федеральному перечню учебников;



положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ»;



Рабочая программа разработана Бурхиновой А.В. для параллели 5-х
классов гимназии.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 35 часов, 1 час в

неделю.
При

изучении

предмета

применяются

различные

технологии:

коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также
дистанционные технологии и электронные ресурсы: ЯКласс, РЭШ, Zoom.us,
а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».

Планируемые результаты изучения географии 5 класса
(ФГОС)
В

соответствии

стандартом

с

данная

Федеральным
рабочая

государственным

программа

образовательным

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
предмету и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2)

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно и точно, излагать свои мысли , понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач;
У учащихся должны быть сформированы:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
3. Личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства
Земли.
4. Уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям,

традициям

и

образу

жизни

других

народов;

осознанной

доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере.
5. Компетентности в решении нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам

6. Коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

старшими

и

младшими

в

процессе

образовательной,

общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других
видов деятельности
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
8. Экологическое сознание, необходимость ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи

метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
3)

осуществлять

констатирующий

и

прогнозирующий

контроль

по

результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;

познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

учащиеся получат возможность научиться:
1)

устанавливать

причинно-следственные

связи;

строить

логические

рассуждения, умозаключения и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ-

компетентности);
3) видеть географическую

задачу в других дисциплинах, в окружающей

жизни;
4)

выдвигать

гипотезы

при

решении

учебных

задач

и

понимать

необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7)

интерпретировать

информации

(структурировать,

презентовать

полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.

коммуникативные

учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций

и

учёта

интересов;

слушать

партнёра;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.

предметные:
Учащийся должен уметь:
-называть методы изучения Земли;
-называть основные результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики»,
«полярные круги», «параллели», «меридианы» и тд;
-приводить примеры географических следствий движения Земли;
Ученик получит возможность научиться:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических

и

гео-экологических

проблем

человечества;

примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации;
-

создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на

основе нескольких источников информации, сопровождать выступления с
презентациями.
Содержание программы
35ч (1 час в неделю)
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления
природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология.
Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая
география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание.
Картографический
метод.
Сравнительно
географический
метод.
Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания
финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое
кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера
новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических
описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди
открывали Землю.
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная?
Представления
древних
народов
о
Вселенной.
Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по
Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.
Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о
строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная
температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых
К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по
звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая
работа № 2.
План местности и географическая карта. Изображение земной
поверхности в древности. Практическая работа № 3.Ориентирование по
плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа №
4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (13 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления
о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и
минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной
земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов
землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная
Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав
гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в
атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака.
Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных
явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование
почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 ч)
Резерв (1ч)

Календарно-тематическое планирование

I четверть
Что изучает география

4

Мир, в котором мы живем.

1

Науки о природе

1

География – наука о Земле.

1

Методы географических исследований.

1

Как люди открывали Землю

4

Географические открытия древности и Средневековья.

1

Важнейшие географические открытия.

1

Открытия русских путешественников.

1

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

1

Земля во Вселенной

6

Изучение Вселенной

1

Итого за I четверть

9
II четверть

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Мир звезд

1

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

1

Обобщение по теме «Вселенная»

1

Виды изображений поверхности Земли

6

Стороны горизонта

1

Ориентирование

1

Итого за II четверть

7
III четверть

План местности

1

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию» 1
Географическая карта

1

Обобщениепо теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

Природа Земли

15

Как возникла Земля

1

Внутренне строение Земли

1

Землетрясения и вулканы Практическая работа №5.Обозначение на
контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

1

Материки

1

Материки

1

Вода на Земле

1

Итого за III четверть

10
IV четверть

Воздушная одежда Земли Практическая работа №7.Составление
карты стихийных природных явлений.

1

Погода

1

Климат

1

Живая оболочка Земли

1

Почва – особое природное тело

1

Человек и природа

1

Обобщение по теме «Природа земли»

1

Итоговый урок по всему курсу

1

Резерв

1

Итого за VI четверть

9

Итого за год

35

В т.ч. 10 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».