Рабочая программа 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 9 класса соответствует:

- Федеральному образовательному стандарту основного общего
образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

Примерной
образовательной
программе
основного
общего
образования;
 Программе
воспитания
муниципального
общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;

Авторской программе по предмету «Рабочие программы. География.
6-10 кл. / под редакцией В. И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2012г.

основной образовательной программе основного общего образования
(5-9 кл) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;

учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;

федеральному перечню учебников;

положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ»;

Рабочая программа разработана Бурхиновой А.В. для параллели 9-х
классов гимназии.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в
неделю.
При
изучении
предмета
применяются
различные
технологии:
коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также
дистанционные технологии и электронные ресурсы: ЯКласс, РЭШ, Zoom.us,
а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».
Планируемые результаты изучения географии 9 класса
(ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
личностные:

у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

и

3) умение ясно и точно, излагать свои мысли , понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач;
У учащихся должны быть сформированы:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и

профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
3. Личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства
Земли.
4. Уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере.
5. Компетентности в решении нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
6. Коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других
видов деятельности
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
8. Экологическое сознание, необходимость ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи

метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
3) осуществлять констатирующий
результату и по способу действия;

и

прогнозирующий

контроль

по

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные
рассуждения, умозаключения и выводы;

связи;

строить

логические

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
3) видеть географическую
жизни;

задачу в других дисциплинах, в окружающей

4) выдвигать гипотезы при
необходимость их проверки;

решении

учебных

задач

и

понимать

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7)
интерпретировать
информации
(структурировать,
полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

презентовать

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.

коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
предметные:
Учащийся должен уметь:
1) формировать представление о географической науке, ее роли в освоении
планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира, об их необходимости для решения современных практических
задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей
среды и рационального природопользования;
2) формировать первичные навыки использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места
в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3) формировать представление Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) пользоваться элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
5) пользоваться основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) пользоваться основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
7) пользоваться умениями и навыками использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня

безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
8) формировать представления об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целостного поведения в окружающей среде.
Обучающийся научится:
• использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации,
необходимой для решения учебных и практико- ориентированных задач;
• анализировать,
информацию;

обобщать

и

интерпретировать

географическую

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками
географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические
компьютерных программ.

объекты

и

явления

при

помощи

Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и гео-экологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации;
- создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступления с
презентациями.
Содержание программы
68 ч (2 часа в неделю)
Введение (1ч)
Роль экономической и социальной географии в жизни современного
общества.
Раздел I. Хозяйство России (20 ч)
Тема 1. Общая характеристика. Географическое районирование (4 ч)
Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами
«экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое
межотраслевые комплексы?
Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем
экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие
этапы развития прошла экономика России?
Географическое районирование. Как можно проводить районирование
территории? Каковы особенности административно-территориального
устройства России?
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч)
Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности
сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим?

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем
заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой
состав животноводства?
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое
агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК?
Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география
легкой промышленности?
Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто
является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития
лесного комплекса?
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как
изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве
страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в
угольных районах обострились социальные проблемы?
Нефтяная и газовая промышленность. Каковы особенности размещения
нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой
перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во
внешней торговле?
Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности
различных типов электростанций и их размещения?
Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом» экономики?
В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют
на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены
металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий
цветной металлургии?
Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в
жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных
предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в
хозяйстве страны?
Химическая промышленность. Почему химическая промышленность
является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей
состоит химическая промышленность? Где производят минеральные
удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?
Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные
черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных
видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать
транспортному комплексу страны?
Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации
для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на

территориальную организацию общества? Влияет ли информационная
инфраструктура на образ жизни людей?
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и
особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают
рекреационное хозяйство от других отраслей?
Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает
территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно
развиваться территориальному разделению районов? Как меняется
территориальное разделение труда?
Практические работы.
№1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе
анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
№2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК
(основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование
топливных ресурсов).
№3. Объяснение влияния различных факторов на размещение
металлургического производства.
№4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере
машиностроения или лесного комплекса.
№5.
Составление
схемы
межотраслевых
связей
химической
промышленности.
№6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на
основе карт).
№7. Обозначение на контурной карте главных промышленных и
сельскохозяйственных районов страны.
№8.Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с
промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.
Раздел II. Районы России (45 ч) + 2 часа Крым
Тема 3. Европейская часть России (26 ч+ 2 ч Крым)
Восточно-Европейская равнина. Какие формы рельефа наиболее характерны
для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской
части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской
России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов
Русской равнины?
Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как
Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по
преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни
самого человека?
Центральная Россия

Центральная Россия. Состав, географическое положение.
Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на
западной границе страны, называется Центральной Россией?
Центральный район.Особенности населения. Почему Центральный район
считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального
района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему
так важен человеческий потенциал?
Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло
хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в
последние годы?
Москва — столица России. Какова роль Москвы как инновационного
центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое
Московская агломерация?
Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и
культуры. Современные функции городов.
Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии
района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?
Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен
Нижний Новгород?
Северо-Западный район
Географическое положение и природа. Каковы природные особенности
Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе
людей?
Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на
водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых
городов Северо-Запада?
Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России. Как шло
формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как
изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые
хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада
СССР? Санкт-Петербург — «вторая столица России». Почему СанктПетербург называют городом-музеем?
Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом
Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для
хозяйства России?
Европейский Север
Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на
хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь
района?

Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета
хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную
активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский
период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых
хозяйственных условиях?
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли
монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы
прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у
людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?
Поволжье
Географическое положение и природа. Каковы особенности экономикогеографического положения? В чем проявляется своеобразие природных
условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья?
Какими природными ресурсами богато Поволжье?
Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения
территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой
современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали
становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен
небольшой город?
Крым
Географическое положение. История освоения полуострова. Особенности
природы.
Особенности экономико-географического положения. Природно-ресурсный
потенциал. Население и характеристика хозяйства.
Северный Кавказ
Северный Кавказ. Природные условия. Каковы особенности рельефа
Северного
Кавказа?
Чем
объясняется разнообразие климатических
ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов?
Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют
агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы?
Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными
ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в
районе?
Народы Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района?
Каковы особенности культуры народов Кавказа?
Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы
проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские
купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское
море?

Урал
Урал. Географическое положение и природа. В чем заключается специфика
географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их
минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие
Урала?
Этапы развития и современное хозяйство Урала. Как шло развитие
горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой
Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития
Уральского региона?
Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале?
Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались
города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный
район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем
региона?
Практические работы.
№9. Обозначение на контурной карте основных объектов природы ВосточноЕвропейской равнины.
№10. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.
№11. Описание одного из центров народных художественных промыслов
Центральной России.
№12. Составление географического описания путешествия от Финского
залива до Рыбинска водным путем.
№13. Сравнение двух районов Европейского Севера – Кольско-Карельского и
Двино-Печорского – по плану.
№14. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на
основе работы с разными источниками информации.
№15. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья.
Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортногеографическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в
жизни страны.
№16. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по
природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.
№17. Составление географического описания Среднего Урала по картам.
Тема 4. Азиатская часть России (16ч)
Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири?
Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах?
Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки?

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми
богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек?
Чем характеризуется растительный мир горных районов?
Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей?
Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются
друг от друга арктические моря?
Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как
начиналось русское заселение Сибири? Кто такиесемейские? Чем старожилы
Сибири отличаются от новоселов?
Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась
Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории
Сибири?
Западная Сибирь
Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири?
Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в
Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?
Хозяйство района. Какое значение имеет топливная промышленность
района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской
металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?
Восточная Сибирь
Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на
древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими
полезными
ископаемыми
богата
Восточная
Сибирь?
Почему
разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки
Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой
природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?
Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода
Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает
озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только
в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?
Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной
металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной
Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как
развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение
имеет сельское хозяйство района?
Дальний Восток
Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке?
Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как

завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной
российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как
формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на
Дальнем Востоке? Каковы современные границы района?
Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы
Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке?
Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные
природные явления?
Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря?
Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря?
Каковы характерные черты Японского моря?
Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем
отличается национальный состав населения? Каковы отличительные
особенности современного населения?
Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного
региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?
Практические работы.
№18. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по
Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути,
изменение ландшафта, впечатления).
№19. Обозначение на контурной карте и комплексное физикогеографическое и экономико-географическое описание района Крайнего
Севера Сибири с использованием различных источников географической
информации.
№20. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей
Дальнего Востока.
№21. Комплексная характеристика Якутии как географического района с
использованием различных источников географической информации.
№22. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов
России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими
материалами).
№23. Работа со статистическим материалом с целью выявления уровня
экономического и социального развития России в сравнении с показателями
других стран.
№24. Работа с материалами средств массовой информации с целью
характеристики изменений в экономической и политической жизни России.
Тема 5. Россия в мире (3 ч)
Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве?
Какую роль играла Россия в мировой политике?

Практические работы.
№22. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов
России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими
материалами).
№23. Работа со статистическим материалом с целью выявления уровня
экономического и социального развития России в сравнении с показателями
других стран.
№24. Работа с материалами средств массовой информации с целью
характеристики изменений в экономической и политической жизни России.
Календарно-тематическое планирование
I четверть
Введение
Введение
РАЗДЕЛ Ι. Хозяйство России
1. Общая характеристика хозяйства. Географическое
районирование
Понятие хозяйства. Его структура.
Этапы развития хозяйства.
Географическое районирование.
Итоговый урок по теме «Общая характеристика хозяйства.
Географическое районирование».
2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Животноводство.
Зональная
специализация
сельского
хозяйства. П.р. № 1. Объяснение зональной специализации
сельского хозяйства на основе карт.
Агропромышленный
комплекс.
Легкая
и
пищевая
промышленность.
Лесной комплекс.
Топливно
энергетический
комплекс.
Топливная
промышленность.
Нефтяная и газовая промышленность.
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс. П.р. № 2. Объяснение влияния
различных факторов на размещение металлургического
производства.

1
1
20
4
1
1
1
1
16
1

1
1
1
1
1
1

1

Машиностроительный комплекс.
Химическая промышленность. П.р. № 3.Составление схемы
межотраслевых связей химической промышленности.
Транспорт.
Информационная инфраструктура.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Итого за I четверть

1
1
1
1
1
18
из них 5 часов
на реализацию
рабочей
программы по
воспитанию

II четверть
Территориальное (географическое) разделение труда. П.р. № 4
Обозначение на контурной карте главных промышленных и
сельскохозяйственных районов страны.
Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые
комплексы». П.р. № 5 Объяснение возникновения
экологических проблем, связанных с промышленным
производством, сельским хозяйством и транспортом.
Итоговый урок по разделу «Хозяйство России».
РАЗДЕЛ ΙΙ. Районы России
Тема 3. Европейская часть России
Восточно-Европейская равнина.
Волга. П.р. № 6 Обозначение на контурной карте основных
объектов природы Восточно-Европейской равнины.
Центральная Россия
Центральная Россия: состав, географическое положение. П.р.
№ 7 Определение по картам и оценка ЭГП Центральной
России.
Центральный район: особенности населения.

1

1
1
45
26
1
1
7
1

1
Хозяйство Центрального района.
1
Москва – столица России.
1
Города Центрального района. П.р. № 8 Описание одного из 1
центров
народных
художественных
промыслов
Центральной России.
Центрально-Черноземный район.
1
Волго-Вятский район.
1

Северо-Западный район
Географическое положение и природа.
Города на старых водных торговых путях.
Итого за II четверть

III четверть
Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России.
Калининградская область.
Европейский Север
Географическое положение и природа.
Этапы развития хозяйства.
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. П.р.
№ 9 Описание одного из природных или культурных
памятников Севера на основе работы с разными
источниками.
Поволжье
Географическое положение и природа.
Население и хозяйство.
Крым, Северный Кавказ
Географическое положение. История освоения полуострова.
Особенности природы.
Особенности ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население
и характеристика хозяйства.
Северный Кавказ. Природные условия.
Хозяйство района. П.р. № 10 Сравнение западной и восточной
частей Северного Кавказа.
Народы Северного Кавказа.
Южные моря России.
Урал
Урал. Географическое положение и природа.
Этапы развития и современное хозяйство Урала.
Население и города Урала. Проблемы района.
Итоговый урок по теме «Европейская часть России».
Тема 4. Азиатская часть России
Природа Сибири.

4
1
1
14

из них 5
часов
на
реализацию
рабочей
программы по
воспитанию

1
1
3
1
1

1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
16
1

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.
Итого за III четверть

1
1
20

из них 5
часов
на
реализацию
рабочей
программы по
воспитанию

IV четверть
Население Сибири.
Хозяйственное освоение Сибири.
Западная Сибирь
Природные условия и ресурсы.
Хозяйство района.
Восточная Сибирь
Природные условия и ресурсы.
Байкал.
Хозяйство района. П.р. 11 Обозначение на контурной карте и
комплексное описание района Крайнего Севера.
Дальний Восток
Формирование территории.
Природные условия и ресурсы.
Моря
Тихого
океана.
П.р.
12
Сравнительная
характеристика природных условий и ресурсов морей
Дальнего Востока.
Население района.
Хозяйство района.
Итоговый урок по теме «Азиатская часть России».
Тема 5. Россия в мире
Чем богата Россия?
Итоговый урок по разделу «Районы России».
Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и
географические районы».

1
1
2
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1

1
1
1
3
1
1
1
из них 5
часов
на
реализацию
рабочей
программы по
воспитанию

16

Итого за IV четверть
Итого за год:

68

из них 20

часов
на
реализацию
рабочей
программы по
воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».