Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями: федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень); программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания» от 02.06.2020г; авторской программы: для общеобразовательных БИОЛОГИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ учреждений 10-11 классы (профильный уровень), автор составитель А.В.Теремов, Р.А.Петросова.- М.: Мнемозина, 2013 год; основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; федерального перечня учебников; положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» для 1011 класса (профильный уровень) разработана учителем биологии СугракшиевойСоелмой Владимировной для 10-го и 11-го классов естественнонаучного профиля МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». 1. Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты. Выпускник научится: - гражданской идентичности, патриотизму, уважению к своему народу, чувству ответственности перед Отечеством; - научному мировоззрению, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознает свое место в поликультурном мире; - принятию ценностей здорового образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятию спортивно-оздоровительной деятельностью; - неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Выпускник получит возможность научиться: - бережному, ответственному и компетентному отношению к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умению оказывать первую помощь; - формированию основ экологического мышления, осознанию влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; - формированию готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - делать осознанный выбор будущей профессии и реализовать собственные жизненные планы; формировать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Познавательные результаты. Выпускник научится: • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; • находить и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурировать знания; • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; • определять ориентироваться и основную и второстепенную воспринимать тексты информацию; художественного, свободно научного, публицистического и официально - делового стилей; • понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • моделированию - преобразованию объектов из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символическая). Выпускник получит возможность научиться: - рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и результатов деятельности; - формулировать проблемы; - выдвигать гипотезы и их обосновывать; - строить логические цепочки рассуждений, анализировать истинности утверждений; - устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; - анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - синтезу — составлению целого из частей, в том числе самостоятельному достраиванию с восполнением недостающих компонентов; - самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные результаты. Выпускник научится: - целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планированию – определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозированию – предвосхищению результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - навыкам познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыкам разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Выпускник получит возможность научиться: - коррекции – внесению необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения; - саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; - умению самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умению продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Коммуникативные результаты. Выпускник научится: - вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Выпускник получит возможность научиться: - ставить вопросы — сотрудничать в поиске и сборе информации; - разрешать конфликты — выявлять, идентификации проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликтов, - принимать решения и их реализовать; - управлять поведением партнёра — контролировать, корректировать, оценивать его действий; - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднегообразования ученик научится: 1) В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделять существенные признакибиологическихобъектов(отличительныхпризнаковживыхорганизмов;вид ов,экосистем;биосферы)ипроцессов(обменвеществипревращение энергии, питание, веществ, дыхание, выделение, транспорт рост,развитие,размножение,регуляцияжизнедеятельностиорганизма;круговоротве ществи превращение энергиивэкосистемах); • приводить доказательства родства человека смлекопитающими животными;взаимосвязичеловекаиокружающейсреды;зависимости здоровьячеловекаотсостоянияокружающейсреды;необходимостизащитыокружаю щейсреды; • классифицировать — определять принадлежности биологическихобъектовк определеннойсистематическойгруппе; • объяснятьрольбиологиивпрактическойдеятельностилюдей;местаироли человека вприроде;родства,общностипроисхожденияиэволюциирастенийиживотных (напримересопоставленияотдельныхгрупп);ролиразличныхорганизмоввжизничело века; • значения биологического разнообразия биосферы;механизмовнаследственности для сохранения и изменчивости, проявления наследственныхзаболеванийучеловека,видообразованияиприспособленности; • • различатьнатаблицахчастииорганоидыклетки; сравниватьбиологическиеобъектыипроцессы,уметьделатьвыводыиумо заключениянаосновесравнения; • выявлятьизменчивостьорганизмов;приспособленияорганизмовксредеобитан ия; типывзаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи междуособенностямистроенияклеток,тканей,органов,системоргановиихфунк циями; • владеть методами биологической науки: наблюдать и описыватьбиологическиеобъектыи процессы; ставить простейшие биологические эксперименты и объяснятьихрезультаты. 2) Вценностно-ориентационнойсфере: • знать основные правила поведенияв природеиоснов здоровогообразажизни; • уметьанализироватьиоцениватьпоследствийдеятельностичеловекавприрод е. 3) Всферетрудовойдеятельности: • знатьисоблюдатьправилаработывкабинетебиологии; • соблюдать правила работы с биологическими приборами иинструментами (препаровальныеиглы,скальпели,лупы,микроскопы). 4) Вэстетическойсфере: • уметьоцениватьсэстетическойточкизренияобъектыживойприроды. Выпускникнауглубленномуровненаучится: – оценивать роль биологических открытий и современных исследований вразвитиинаукии впрактическойдеятельностилюдей; – оценивать роль биологии в формировании современной научной картинымира,прогнозировать перспективыразвитиябиологии; – устанавливать биологическихпонятий и (клетка, характеризовать организм, вид, связь основополагающих экосистема, биосфера) с основополагающимипонятиями другихестественныхнаук; – обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,применяябиологическиетеории,учения,законы,закономерности,понимать границыихприменимости; – проводитьучебно- исследовательскуюдеятельностьпобиологии:выдвигатьгипотезы,планироватьрабо ту,отбиратьипреобразовыватьнеобходимуюинформацию,проводитьэксперименты, интерпретироватьрезультаты,делатьвыводынаосновеполученныхрезультатов; – выявлятьиобосновыватьсущественныеособенностиразныхуровнейорга низации жизни; – устанавливатьсвязьстроенияифункцийосновныхбиологическихмакром олекул,ихрольвпроцессахклеточногометаболизма; – ииРНК решать задачи на определениепоследовательностинуклеотидовДНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекулебелка,применяязнанияореакцияхматричногосинтеза,генетическомкоде,пр инципе комплементарности; – делатьвыводыобизменениях,которыепроизойдутвпроцессахматричног осинтезавслучаеизмененияпоследовательностинуклеотидовДНК; – сравниватьфазыделенияклетки;решатьзадачинаопределениеисравнени еколичествагенетическогоматериала(хромосомиДНК)вклеткахмногоклеточныхорг анизмов вразныхфазахклеточногоцикла; – выявлятьсущественныепризнакистроенияклетокорганизмовразныхцар ств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей иорганоидовклетки; – обосновыватьвзаимосвязьпластическогоиэнергетическогообменов;сра вниватьпроцессыпластическогоиэнергетическогообменов,происходящихвклетках живыхорганизмов; – определять количество хромосом в клетках растений основных отделов наразныхэтапахжизненногоцикла; – решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (втомчислесцепленноесполом)наследование,анализирующеескрещивание,применя язаконынаследственностиизакономерностисцепленногонаследования; – раскрыватьпричинынаследственныхзаболеваний,аргументироватьнеоб ходимостьмерпредупреждениятакихзаболеваний; – сравниватьразныеспособыразмноженияорганизмов; – характеризоватьосновныеэтапыонтогенезаорганизмов; – выявлятьпричиныисущественныепризнакимодификационнойимутацио нной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном иискусственномотборе; – обосновыватьзначениеразныхметодовселекциивсозданиисортоврастен ий,породживотныхи штаммовмикроорганизмов; – обосновыватьпричиныизменяемостиимногообразиявидов,применяяси нтетическуютеориюэволюции; – характеризовать популяцию как единицу – устанавливатьсвязьструктуры исвойствэкосистемы; эволюции, вид каксист – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),прогнозироватьихизменениявзависимости отизмененияфакторовсреды; – аргументироватьсобственнуюпозициюпоотношениюкэкологическимп роблемамиповедению вприродной среде; – обосновывать необходимость устойчивого развития как условиясохранения биосферы; – оцениватьпрактическоеиэтическоезначениесовременныхисследований вбиологии,медицине,экологии,биотехнологии;обосновыватьсобственнуюоценку; – выявлятьвтекстебиологическогосодержанияпроблемуиаргументирован ноееобъяснять; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;преобразовыватьграфик,таблицу,диаграмму,схемувтекстбиологическогосо держания. Выпускникнауглубленномуровнеполучитвозможностьнаучиться: – организовыватьипроводитьиндивидуальнуюисследовательскуюдеятел ьностьпобиологии(илиразрабатыватьиндивидуальныйпроект):выдвигатьгипотез ы,планироватьработу,отбиратьипреобразовыватьнеобходимуюинформацию,про водитьэксперименты,интерпретироватьрезультаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлятьпродуктсвоихисследований; – прогнозироватьпоследствиясобственныхисследованийсучетомэтичес кихнормиэкологическихтребований; – выделять существенные особенности жизненных циклов представителейразных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития ввидесхем; – анализироватьи использовать в решенииучебных и исследовательскихзадачинформациюосовременныхисследованияхвбиологии,медиц инеиэкологии; – аргументироватьнеобходимостьсинтезаестественно- научногоисоциогуманитарного знаниявэпохуинформационнойцивилизации; – моделироватьизменениеэкосистемподвлияниемразличныхгруппфакто ровокружающейсреды; – выявлятьвпроцессеисследовательскойдеятельностипоследствияантр опогенноговоздействиянаэкосистемысвоегорегиона,предлагатьспособыснижения антропогенноговоздействиянаэкосистемы; – использовать приобретенные компетенции в практической деятельностииповседневнойжизнидляприобретенияопытадеятельности, предшествующейпрофессиональной,восновекоторойлежитбиологиякакучеб ныйпредмет. Содержание предмета Изучение биологии в 10 классе (профильный уровень) - всего 170 часов. Введение в биологию. История биологии. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Биологические системы, процессы и их изучения. Общебиологические природопользования, закономерности сохранения — окружающей основа среды, рационального интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. ■ Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов, в т.ч. в Байкальском регионе (Краеведческий материал, далее КМ). ■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов с примерами организмов из флоры и фауны Бурятии (КМ). Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера. ■ Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств классификации живых организмов. живой природы, объяснять принципы ■ Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов. Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы. Учение о клетке Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. ■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности{правилоЧаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных. ■ Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.). Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии(КМ: примеры цианобактерий из источника Горячинск), бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной метаболизма клетки; у локализация прокариот. ферментных Генетический аппарат систем и организация бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии(КМ: примеры из фикрофлоры Бурятии);аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах. ■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот. ■ Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. ■ Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма. Жизненный цикл клеток Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др. ■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп. Строение и функции организмов Организм как единое целое. Ткани и органы. Ткани растений. Ткани животных. Опора тела организмов. Движение организмов. Питание организмов. Дыхание организмов. Транспорт веществ у организмов. Выделение у организмов. Защита организмов. Размножение организмов Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. ■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. ■ Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей. ■ Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение. ■ Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни(КМ: на примерах из фауны Бурятии). Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства). Основы генетики и селекции. Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. ■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования Гибридологический метод признаков, изучения выявленные наследственности. Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. ■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. ■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных(КМ: на примере бурятской полугрубошерстной овцы, выведенной Н.Д.Дондоковым), сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью(КМ: на примере новых сортов ягодных культур бурятской селекции). ■ Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. (КМ: на примерах работ бурятских селекционеров) ■ Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. ■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств(КМ: Техносферная безопасность Байкальского региона). Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Тематическое планирование раздела «Общая биология. Профильный уровень» 10 класс Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 час Раздел Кол Тема Колво -во часо 1 полугодие Введение в общую 1в Предмет и задачи общей биологии часо 1в биологию 1. БИОЛОГИ 4 Организация биологических систем ЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ПРОЦЕССЫ И ИХ ИЗУЧЕНЕ 2.ЦИТОЛОГИЯ - 4 НАУКА О КЛЕТКЕ 1 Основные критерии живого Разнообразие биологических систем и процессов. 1 1 Многообразие живых организмов Изучение биологических систем и процессов 1 Цитология как наука. Типы клеточной История открытия и изучения клетки. организации. 1 1 Клеточная теория Методы изучения клетки. Микроскопия 1 Физико-химические, молекулярно-биохимические 1 методы изучения клетки 3. 19 Химические элементы клетки 1 ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Вода и ее роль в клетки 1 КЛЕТКИ Минеральные вещества 1 Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках листа элодеи» Углеводы 2 Липиды 2 Белки. Состав и строение белков 2 Свойства белков 1 Биологическая роль белков 1 Ферменты 1 Обнаружение органических веществ в 1 биологических объектах и материалах Строение и функции ДНК 2 Нуклеиновые кислоты. Строение и функции 1 РНК, АТФ Витамины. Гормоны 1 Обобщение по теме «Химический состав клетки» 1 Зачет по теме 1 «Химический состав клетки» 2 Резервное время 2 4. СТРОЕНИЕ И 20 Мембранный принцип организации 1 ФУНКЦИИ эукариотическойклетки. КЛЕТКИ Лабораторная работа № 5 «Физиологические свойства клеточной мембраны» Пути транспорта веществ в клетку 1 Поверхностный аппарат клетки. Клеточная стенка 1 Цитоплазма и ее компоненты. 1 Лабораторная работа № 6 «Движение цитоплазмы в клетках растений» Одномембранные органоиды клетки 1 Полуавтономные органоиды клетки 1 Немембранные органоиды 1 Включения 1 Лабораторная работа № 7 «Размеры клеток и 1 внутриклеточных структур» Зачет по теме «Цитоплазма и ее органоиды» 1 Клеточное ядро. Хромосомы 2 Лабораторная работа № 8 «Морфология хромосом. Кариотип» Особенности строения растительной клетки 1 Лабораторная работа № 9 «Особенности строения 1 растит. и жив. клеток» Строение Прокариотической клетки 2 Лабораторная работа № 8 «Морфология хромосом. Кариотип» Место и роль прокариот в биосфере 1 Вирусы – неклеточные формы жизни 1 Вирусные инфекции и их профилактика 1 Зачет по теме «Бактерии. Вирусы» 1 Резервное время 2 2 5. ОБМЕН 16 Ассимиляция и диссимиляция - две стороны ВЕЩЕСТВ И обмена веществ ПРЕВРАЩЕНИ Пластический обмен. Фотосинтез Е ЭНЕРГИИ В Лабораторная работа № 11 «Изучение фотосинтеза КЛЕТКЕ и условий его протекания» 1 2 Значение фотосинтеза 1 Хемосинтез 1 Обеспечение клеток энергией.Энергетический 2 обмен Практическая работа № 7 Решение задач по теме «Энергетический обмен» 1 Биосинтез белка. Реакции матричного синтеза 1 Этапы биосинтеза белка 2 Практическая работа № 8 «Решение задач по теме 1 Биосинтез белка» Регуляция активности генов 1 Современное представление о структуре гена. 1 Геном Обобщение по теме «Обмен веществ и 1 превращение энергии в клетке» Зачет по теме «Метаболизм» 2 Резервное время 6.ЖИЗНЕННЫЙ 4 Клеточный цикл и его периоды ЦИКЛ КЛЕТКИ 1 2 1 Деление клетки. Митоз Лабораторная работа №12«Изучение фаз митоза на 2 постоянном микропрепарате кончика корешка лука» Нарушение митоза. Амитоз. Эндомитоз 1 7. СТРОЕНИЕ И 16 Организм как единое целое 1 ФУНКЦИИ Ткани и органы 1 ОРГАНИЗМОВ Опора тела у растений и беспозвоночных 1 животных Скелет позвоночных животных 1 Движение организмов 1 Скелетная мускулатура 1 Всего в 1 полугодии 80 часов 2 полугодие Питание организмов 1 Дыхание организмов 1 Транспорт веществ у организмов. Кровообращение 1 Лимфообращение 1 Выделение у организмов 1 Защита организмов 1 Иммунитет и иммунная система 1 Раздражимость и рефлекторная регуляция у 1 организмов Размножение и Гуморальная регуляция у организмов 1 Обобщение 1 19 Формы размножения организмов 2 развитие Бесполое размножение организмов Половое размножение 1 Строение половых клеток Лабораторная работа № 1 14 «Строение половыхклеток» 9. ГЕНЕТИКА - Мейоз – редукционное деление 2 Гаметогенез у животных 2 Оплодотворение 1 Нерегулярные типы полового размножения Эмбриогенез Регуляция эмбрионального развития. Рост и развитие индукция животных Эмбриональная Практическая работа № 14 «Примеры 1 1 1 1 1 развития с метаморфозом» Размножение и развитие растений 2 Общие закономерности онтогенеза Обобщение «Эмбриональное и 1 1 постэмбриональное развитие» Зачет по теме «Эмбриональное и 1 постэмбриональное развитие» 3 Резервное время 3 2 История становления и развития генетики 1 НАУКА О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И Основные генетические понятия и символы. ИЗМЕНЧИВОСТИ Методы генетики ОРГАНИЗМОВ 1 10. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТ И 18 Моногибридное скрещивание 2 Практическая работа № 15 «Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание» Полное и неполное доминирование 1 Анализирующее скрещивание 1 Дигибридное скрещивание 3 Практическая работа № 17Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание» Сцепленное наследование признаков. Хромосомная 2 теория наследственности Практическая работа № 18 Решение задач по теме «Сцепленное наследование» Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 2 Практическая работа № 19 Решение задач по теме «Сцепленное с полом наследование» Множественное действие и взаимодействие генов 2 Практическая работа № 20 Решение задач «Наследование групп крови у человека» Взаимодействие неаллельных генов 3 Практическая работа № 21 Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов» Обобщение по теме «Закономерности 11. ЗАКОНОМЕРН наследственности» Зачет по теме «Закономерности наследственности» 3 Резервное время 10 Изменчивость признаков Модификационнаяизменчивость ОСТИ Лабораторная работа №15 «Построение ИЗМЕНЧИВОС вариационного ряда и вариационной кривой» Комбинативная изменчивость 1 1 3 1 2 1 ТИ Мутационная изменчивость 1 Типы мутаций 1 Лабораторная работа № 16 12. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА Закономерности мутационного процесса «Геномные и хромосомные мутации» Обобщение по теме «Закономерности Зачет по теме «Закономерности изменчивости» изменчивости» 1 Резервное время 2 1 1 1 8 Геном человека 1 Методы изучения генетики человека 2 Лабораторная работа №17 «Составление и анализ родословных человека» Наследственные заболевания человека 2 Лабораторная работа №18 13. СЕЛЕКЦИЯ ОРГАНИЗМОВ «Кариотип человека. Хромосомные болезни Значение человека»генетики для медицины Обобщение по теме «Генетика человека» 1 1 Зачет по теме «Генетика человека» 1 6 Селекция как процесс и наука 1 Лабораторная работа №19 «Описание фенотипов сортов культурных растений и пород дом. Методы селекции. Искусственный отбор животных. Сравнение их с видами-предками». Экспериментальный мутагенез. Получение 14. 1 1 полиплоидов Внутривидовая гибридизация. Гетерозис 1 Отдалённая гибридизация 1 Достижения селекции в России 1 8 Биотехнология как отрасль производства 1 БИОТЕХНОЛО- Микробиологическая технология 1 ГИЯ Клеточная технология и инженерия (на примере 1 растений) Клеточная технология и инженерия (на примере 1 животных) Хромосомная и генная инженерия 2 Пр. работа № 23 Анализ и оценка этических аспектов развития Обобщение по теме «Селекция. Биотехнология» некоторых исследований в биотехнологии Зачет по теме «Селекция. Биотехнология» 2 Резервное время 1 1 2 Итого во 2 полугодии 90 часов Всего 170 В т.ч. 50 часов на изучение в т.ч.20 ч.на реализацию 170 рабочей программы по воспитанию Содержание предмета Изучение биологии в 11 классе (профильный уровень) - всего 170 часов. Введение (1ч). Историяэволюционногоучения(11ч) ИдеиразвитияорганическогомиравтрудахфилософовАнтичности.Метафизич ескийпериодвисториибиологии.СистематикаК.Линнея.Ж.Бюффон– перваяэволюционнаяконцепция.ЭволюционнаяконцепцияЖ.Б.Ламарка.Значениетр удовЛамаркадляразвитияэволюционнойидеиибиологии.ЭволюционныеидеиЭ.Ж.С ентИлера.Борьбаскреационизмом.ЭволюционнаятеорияЧ.Дарвина.Предпосылкивозни кновениядарвинизма.ЖизньинаучнаядеятельностьЧ.Дарвина.Эволюциякультурны хформорганизмов.Эволюциявидоввприроде.РазвитиеэволюционнойтеорииЧ.Дарв ина.Формированиесинтетическойтеорииэволюции.Значениеэволюционного учения Ч.Дарвина. Демонстрации:схем,рисунков,слайдов,иллюстрирующихосновныеположен ияэволюционныхидей,концепцийитеорий;портретовучёныхифилософов. Микроэволюция(15ч) Генетическиеосновыэволюции.Элементарныйэволюционныйматериал.Элем ентарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Законгенетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга. Движущие силы эволюции.Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны идрейф генов. Миграция. Изоляция. Естественный отбор как фактор эволюции.Предпосылки и механизм действия. Борьба за существование и её формы. Сфераиобъектдействияестественногоотбора.Реальностьестественногоотборавприр оде.Формыестественногоотбора.Творческаяроль.Приспособленностьорганизмовие ёвозникновение.Относительнаяцелесообразность приспособлений.Видиегокритерии.Определениевида.Структуравидавприрод е.Способы видообразования. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, гербариев растений,коллекцийживотных,иллюстрирующихдействиефакторовэволюции,прис пособленностьорганизмов. Лабораторныеработы:№1«Описаниеприспособленностиорганизмовиеёотн осительногохарактера».№2«Изучениекритериеввида». Макроэволюция(13ч) Методыизученияэволюции.Переходныеформыифилогенетическиеряды.Срав нениефлорыифауныматериков,изучениеостровнойфлорыифауны.Гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства,биогенетический закон. Изучение аминокислотной последовательности белков,биохимическаягомология.Моделированиеэволюции.Направленияипутиэво люции.Путидостижениябиологическогопрогресса.Биологическийрегрессивымира ние.Соотношениеичередованиенаправленийэволюции.Формынаправленнойэволю ции.Общиеправила эволюции. Демонстрации:таблиц,схем,рисунков,слайдов,биогеографическихкарт,иллю стрирующихметодыизученияэволюции;коллекций,гербариев,ископаемыхостатков организмов,портретовучёных. Лабораторнаяработа№3«Ароморфозыиидиоадаптацииурастенийиживотны х». Возникновениеиразвитиежизнина Земле(20ч) ГипотезыитеориивозникновенияжизнинаЗемле.Основныеэтапынеорганичес койэволюции.Планетарнаяэволюция.Химическаяэволюция.Абиогенныйсинтезорг аническихвеществ.ОпытС.МиллераиГ.Юри.Образованиеполимеровизмономеров. Коацерватныекаплиимикросферы.Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов.Началоорганическойэволюции.Появлениепервыхклеток.Прокариотыи эукариоты. Гипотезы возникновения эукариот. Возникновение основных царствэукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение.Основныеэтапыэволюциирастительногомира.Основныеароморфозыииди оадаптации. Жизнь в воде. Первые растения – водоросли. Выход на сушу.Первыеспоровыерастения.Освоениеизавоеваниесушипапоротникообразным и.Усложнениеразмножения.Семенныерастения.Основныечертыэволюциирастител ьногомира.Основныеэтапыэволюцииживотного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые животные – простейшие.Специализацияиполимеризацияорганелл.Дифференциацияклеток.Пер выемногоклеточныеживотные.Двуслойныеживотные–кишечнополостные. Первые трёхслойные животные – плоские черви. Выход изавоеваниеживотнымисуши.Членистоногие.Первыехордовыеживотные.Жизньвв оде.Рыбы.Второйвыходживотныхнасушу.Земноводные.Завоеваниепозвоночными животнымисуши.Пресмыкающиеся.Птицы,Млекопитающие. Основные черты эволюции животного мира. История Земли иметодыеёизучения.Ископаемыеорганическиеостатки.Геохронологияиеёметоды.Г еохронологическаяшкала.РазвитиежизнинаЗемлепоэрамипериодам.Характеристик аклиматаигеологическихпроцессов.Появление,расцветигибельхарактерныхоргани змов. Современнаясистемаорганическогомира.Основныесистематическиегруппыо рганизмов.Общаяхарактеристикацарстви надцарств.Современное состояниеизучениявидов. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих основныеэтапы развития органического мира на Земле; ископаемых остатков растений иживотных,формокаменелостей;гербариеврастений,коллекцийживотных,влажных препаратовосновных систематических группорганизмов. Человек-биосоциальнаясистема(27ч) Антропология– наукаочеловеке.Разделы,задачи,методы.Становлениепредставленийопроисхожден иичеловека.Религиозныевоззрения.Научныетеории. Сходства и отличия человека и животных. Систематическое положениечеловека.Свидетельствасходствачеловекасживотными.Движущиесилыа нтропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповоесотрудничествоиобщение.Орудийнаядеятельностьипостоянныежилища. Соотношениебиологическихисоциальныхфакторов.Основныестадииантропогенеза .Находкиископаемыхостатков,времясуществования,рост,объёммозга,образжизни,о рудия.Эволюциясовременногочеловека.Естественныйотборвпопуляциях.Биологич ескаяэволюцияиндивидов.Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны и дрейф генов,миграцияи«эффектоснователя»впопуляцияхсовременногочеловека.Человече скиерасы.Понятиеорасе.Времяиместовозникновениярас.Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза.Единствочеловеческихрас.Критикасоциальногодарвинизмаирасизма.П риспособленностьчеловекакразнымусловиямсреды.Адаптивныетипылюдей. Человек как часть природы и общества. Уровни организации человека.Структурыуровней,происходящиепроцессы иих взаимосвязь. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих внешний обликиобразжизнипредковчеловека,структурнофункциональнуюорганизациюсистем органов тела человека; муляжей окаменелостей, предметов материальнойкультурыпредковчеловека; примеровздорового образажизни. Лабораторнаяработа№4«Изучениеэкологическихадаптацийчеловека». Экология–наукаонадорганизменныхсистемах(2ч) ЗарождениеиразвитиеэкологиивтрудахА.Гумбольдта,К.Ф.Рулье,Н.А.Северц ова, Э.Геккеля, Ф.Клементса, В.Шелфорда, А.Тенсли, В.Н.Сукачёва,Ч.Элтона.Разделыизадачиэкологии.Связьэкологиисдругиминауками .Методы. Демонстрации:схем,рисунков,слайдов,показывающихразличныеметодыэко логическихисследований,приборов,портретовучёных. Организмыисредаобитания(21ч) Средыобитанияорганизмов.Ихособенности.Приспособленияорганизмов кжизни в разных средах обитания. Экологические факторы и закономерности ихдействия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум иограничивающийфактор.ПравиломинимумаЮ.Либиха.Экологическиеспектрыорг анизмов.Эврибионьныеистенобионтныеорганизмы.Классификацияэкологических факторов.Абиотическиефакторы.Светиегодействиенаорганизмы.Экологическиегр уппырастенийиживотныхпоотношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Температура и еёдействиенаорганизмы. Пойкилотермныеигомойотермныеорганизмы.Температурныеприспособлени яорганизмов.Влажностьиеёдействиенаорганизмы.Приспособленияорганизмовкпод держаниюводногобаланса.Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатическиефакторы.Приспособленияорганизмовкдействиюабиотическихфакто ров.Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениямусловий среды. Жизненные формы организмов. Особенности строения и образажизни.Биотическиефакторы.Видыбиотическихвзаимодействий.Значениебио тических взаимодействий для существования организмов в среде обитания ивсообществах. Демонстрации:таблиц,схем,рисунков,слайдов,показывающихдействиеэколо гических факторов на организмы, биотические взаимоотношения междуорганизмами. Лабораторные работы №5 «Сравнение анатомических особенностей растенийиз разных мест обитания», №6 «Методы измерения эдафических факторов средыобитания»,№7«Описаниежизненныхформ урастенийи животных». Экологическаяхарактеристика видаипопуляции(11ч) Экологическаянишавида.МногомернаямодельэкологическойнишиДж.Хатчи нсона.Размерыэкологическойнишииеёсмена.Экологическаяхарактеристика популяции. Популяция как биологическая система. Основныепоказателипопуляции.Экологическаяструктурапопуляции.Динамикапоп уляциииеёрегуляция.Типыдинамикипопуляции.Кривыевыживания.Регуляциячисл енностипопуляции.Факторысмертностииёмкостьсреды. Демонстрации:схем,рисунков,графиков,иллюстрирующихпроцессы,происх одящиевпопуляциях;гербариевиколлекцийрастенийиживотных,принадлежащих кразнымэкологическим расамодноговида. Лабораторныеработы№8«Изучениеэкологическойнишиуразныхвидоврасте ний и животных», №9 «Рост популяции мучного хрущака при разной еёплотностииограниченностиресурсовсреды». Сообществаиэкологическиесистемы(17ч) Сообщества организмов: структуры и связи. Биогеоценоз. Его структуры, связимеждуорганизмами.Экосистемы.Структурныекомпонентыэкосистемы.Круго воротвеществипотокиэнергии.Трофическиеуровни.Трофическиецепиисети.Основн ыепоказатели.Экологическиепирамиды.Свойствабиогеоценозовидинамикасообще ств.Циклическиеизменения.Сукцессии.Природныеэкосистемы.Экосистемыозера.С мешанноголева.Структурныекомпонентыитрофическаясетьприродныхэкосистем. Антропогенныеэкосистемы.Агроэкосистемы.Отличияагроэкосистемотбиогеоцено зов.Урбоэкосистемы.Ихосновныекомпоненты.Городскаяфлораифауна.Биологичес коеихозяйственноезначениеагроэкосистемиурбоэкосистем.Биоразнообразие– основаустойчивостисообществ. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, показывающихвлияние абиотических и биотических факторов на организмы, структуру и связивэкосистемах,способовэкологическогомониторинга. Лабораторнаяработа№10«Моделированиеструктурипроцессов,происходящ их вэкосистемах». Биосфера–глобальнаяэкосистема(8ч) Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудахЭ.Зюсса,В.И.Вернадского.Областибиосферыиеёсостав.Живоевеществобиос ферыиегофункции.Закономерностисуществованиябиосферы.Особенностибиосфер ыкакглобальнойэкосистемы.Круговоротывеществибиогеохимическиециклы.Ритми чностьявленийвбиосфере.Зональностьбиосферы.Основныебиомысуши.Климат,рас тительныйиживотныймиросновных биомовсуши. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, показывающихструктурные компоненты биосферы, биогеохимические процессы круговоротавеществипревращениеэнергиивбиосфере,разнообразиеосновныхбиомо вЗемли. Человекиокружающаясреда(15ч) Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека. Антропобиосфера.Переход биосферы и ноосферу. Воздействие человека на биосферу. Загрязнениевоздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водныхресурсов.Разрушениепочвыиизменениеклимата.Охранапочвенныхресурсов ивоздуха.Антропогенноевоздействиенарастительныйиживотныймир.Охрана растительного и животного мира. Проблемы охраны природы. Красныекниги.ООПТ.Ботаническиесадыизоологическиепарки.Рациональноеприро допользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов.Концепция устойчивого развития.«Повестка дня на XXI век». Сосуществованиечеловека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика. Модели управляемогомира. Демонстрации: слайдов, фильмов, иллюстрирующих воздействие человека набиосферу,мероприятийпорациональномуприродопользованию,охраневод,воздух а,почвы,растительногоиживотногомира,фотографийохраняемыхрастенийиживотн ых Краснойкниги РФ,портретовучёных. Заключение(7ч) Обобщениеитестированиепоразделу. Значениебиологическихзнанийдлячеловечества.Перспективыразвитиясовременно йбиологии. Резервныйурок(2ч) Тематическое планирование раздела «Общая биология. Профильный уровень» 11 класс (5 часов в неделю, 170 часов в год). № п/п Тема Количество часов, отведенных на изучение темы 1 полугодие 1 Введение 1 2 История эволюционного учения 11 3 Микроэволюция 15 2 Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений 13 3 Возникновение и развитие жизни на Земле 20 4 Человек - биосоциальная система 21 Итого в 1 полугодии 81 час 2 полугодие 4а Человек - биосоциальная система 6 5 Экология – наука о надорганизменных системах 2 6 Организмы и среда обитания 21 7 Экологическая характеристика вида и популяции 11 8 Сообщества и экологические системы 17 9 Биосфера – глобальная экосистема 8 10 Человек и окружающая среда 15 11 Обобщение 3 12 Тестирование 1 13 Заключение 3 14 Резервный урок 2 Итого во 2 полугодии 89 часов Всего в учебном году 170 часов