Рабочая программа 10-11 класс (профиль)

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (профильный
уровень) составлена в соответствии с требованиями:


федерального государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования;


примерной программы среднего (полного) общего образования по

биологии (профильный уровень);


программы

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерной

программы

воспитания» от 02.06.2020г;


авторской

программы:

для

общеобразовательных

БИОЛОГИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ

учреждений

10-11 классы (профильный

уровень), автор составитель А.В.Теремов, Р.А.Петросова.- М.: Мнемозина, 2013
год;


основной образовательной программы среднего (полного) общего

образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;


учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;

 федерального перечня учебников;
 положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.
Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» для 1011

класса

(профильный

уровень)

разработана

учителем

биологии

СугракшиевойСоелмой Владимировной для 10-го и 11-го классов естественнонаучного профиля МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
1. Планируемые результаты
В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и

реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего
образования.
Личностные результаты.
Выпускник научится:
- гражданской идентичности, патриотизму, уважению к своему народу,
чувству ответственности перед Отечеством;
- научному мировоззрению, соответствующему современному уровню
развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознает свое место в
поликультурном мире;
- принятию ценностей здорового образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятию спортивно-оздоровительной деятельностью;
-

неприятию

вредных

привычек:

курения,

употребления

алкоголя,

наркотиков.
Выпускник получит возможность научиться:
- бережному, ответственному и компетентному отношению к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умению
оказывать первую помощь;
- формированию основ экологического мышления, осознанию влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды;
- формированию готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному

образованию

как

условию

успешной

профессиональной

и

общественной деятельности;
- делать осознанный выбор будущей профессии и реализовать собственные
жизненные планы; формировать отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Познавательные результаты.
Выпускник научится:

• самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
• находить и выделять необходимую информацию; применять методы
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурировать знания;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий;
•

определять

ориентироваться

и

основную

и

второстепенную

воспринимать

тексты

информацию;

художественного,

свободно
научного,

публицистического и официально - делового стилей;
• понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
• ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• моделированию - преобразованию объектов из чувственной формы в
модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символическая).
Выпускник получит возможность научиться:
- рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и
результатов деятельности;
- формулировать проблемы;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- строить логические цепочки рассуждений, анализировать истинности
утверждений;
- устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки
объектов и явлений;
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
- синтезу — составлению целого из частей, в том числе самостоятельному
достраиванию с восполнением недостающих компонентов;

- самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Регулятивные результаты.
Выпускник научится:
- целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планированию – определению последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозированию – предвосхищению результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
- контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-

навыкам

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности, навыкам разрешения проблем; способности и готовности к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
Выпускник получит возможность научиться:
- коррекции – внесению необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознанию качества и уровня усвоения;
- саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий;
-

умению

самостоятельно

определять

цели

и

составлять

планы;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;

- умению продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Коммуникативные результаты.
Выпускник научится:
- вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками —
определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить вопросы — сотрудничать в поиске и сборе информации;
- разрешать конфликты — выявлять, идентификации проблемы, находить и
оценивать альтернативные способы разрешения конфликтов,
- принимать решения и их реализовать;
- управлять поведением партнёра — контролировать, корректировать,
оценивать его действий;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владению монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднегообразования ученик научится:
1) В познавательной (интеллектуальной) сфере:


выделять

существенные

признакибиологическихобъектов(отличительныхпризнаковживыхорганизмов;вид
ов,экосистем;биосферы)ипроцессов(обменвеществипревращение

энергии,

питание,

веществ,

дыхание,

выделение,

транспорт

рост,развитие,размножение,регуляцияжизнедеятельностиорганизма;круговоротве

ществи превращение энергиивэкосистемах);
• приводить

доказательства родства человека смлекопитающими

животными;взаимосвязичеловекаиокружающейсреды;зависимости
здоровьячеловекаотсостоянияокружающейсреды;необходимостизащитыокружаю
щейсреды;
•

классифицировать

— определять принадлежности

биологическихобъектовк определеннойсистематическойгруппе;
•

объяснятьрольбиологиивпрактическойдеятельностилюдей;местаироли

человека
вприроде;родства,общностипроисхожденияиэволюциирастенийиживотных
(напримересопоставленияотдельныхгрупп);ролиразличныхорганизмоввжизничело
века;
•

значения биологического

разнообразия

биосферы;механизмовнаследственности

для

сохранения

и

изменчивости,

проявления
наследственныхзаболеванийучеловека,видообразованияиприспособленности;
•
•

различатьнатаблицахчастииорганоидыклетки;
сравниватьбиологическиеобъектыипроцессы,уметьделатьвыводыиумо

заключениянаосновесравнения;
•

выявлятьизменчивостьорганизмов;приспособленияорганизмовксредеобитан
ия; типывзаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи
междуособенностямистроенияклеток,тканей,органов,системоргановиихфунк
циями;
•

владеть

методами биологической науки: наблюдать и

описыватьбиологическиеобъектыи процессы; ставить простейшие
биологические эксперименты и объяснятьихрезультаты.
2) Вценностно-ориентационнойсфере:
•

знать основные правила поведенияв природеиоснов

здоровогообразажизни;
• уметьанализироватьиоцениватьпоследствийдеятельностичеловекавприрод

е.
3) Всферетрудовойдеятельности:
•

знатьисоблюдатьправилаработывкабинетебиологии;

•

соблюдать правила работы с биологическими приборами

иинструментами
(препаровальныеиглы,скальпели,лупы,микроскопы).
4) Вэстетическойсфере:
• уметьоцениватьсэстетическойточкизренияобъектыживойприроды.
Выпускникнауглубленномуровненаучится:
–

оценивать роль биологических открытий и современных исследований

вразвитиинаукии впрактическойдеятельностилюдей;
–

оценивать роль биологии в формировании современной научной

картинымира,прогнозировать перспективыразвитиябиологии;
–

устанавливать

биологическихпонятий

и

(клетка,

характеризовать
организм,

вид,

связь

основополагающих

экосистема,

биосфера)

с

основополагающимипонятиями другихестественныхнаук;
–

обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней

человека,применяябиологическиетеории,учения,законы,закономерности,понимать
границыихприменимости;
–

проводитьучебно-

исследовательскуюдеятельностьпобиологии:выдвигатьгипотезы,планироватьрабо
ту,отбиратьипреобразовыватьнеобходимуюинформацию,проводитьэксперименты,
интерпретироватьрезультаты,делатьвыводынаосновеполученныхрезультатов;
–

выявлятьиобосновыватьсущественныеособенностиразныхуровнейорга

низации жизни;
–

устанавливатьсвязьстроенияифункцийосновныхбиологическихмакром

олекул,ихрольвпроцессахклеточногометаболизма;
–
ииРНК

решать задачи на определениепоследовательностинуклеотидовДНК
(мРНК),

антикодонов

тРНК,

последовательности

аминокислот

в

молекулебелка,применяязнанияореакцияхматричногосинтеза,генетическомкоде,пр

инципе комплементарности;
–

делатьвыводыобизменениях,которыепроизойдутвпроцессахматричног

осинтезавслучаеизмененияпоследовательностинуклеотидовДНК;
–

сравниватьфазыделенияклетки;решатьзадачинаопределениеисравнени

еколичествагенетическогоматериала(хромосомиДНК)вклеткахмногоклеточныхорг
анизмов вразныхфазахклеточногоцикла;
–

выявлятьсущественныепризнакистроенияклетокорганизмовразныхцар

ств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей
иорганоидовклетки;
–

обосновыватьвзаимосвязьпластическогоиэнергетическогообменов;сра

вниватьпроцессыпластическогоиэнергетическогообменов,происходящихвклетках
живыхорганизмов;
–

определять количество хромосом в клетках растений основных

отделов наразныхэтапахжизненногоцикла;
–

решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное

(втомчислесцепленноесполом)наследование,анализирующеескрещивание,применя
язаконынаследственностиизакономерностисцепленногонаследования;
–

раскрыватьпричинынаследственныхзаболеваний,аргументироватьнеоб

ходимостьмерпредупреждениятакихзаболеваний;
–

сравниватьразныеспособыразмноженияорганизмов;

–

характеризоватьосновныеэтапыонтогенезаорганизмов;

–

выявлятьпричиныисущественныепризнакимодификационнойимутацио

нной

изменчивости;

обосновывать

роль

изменчивости

в

естественном

иискусственномотборе;
–

обосновыватьзначениеразныхметодовселекциивсозданиисортоврастен

ий,породживотныхи штаммовмикроорганизмов;
–

обосновыватьпричиныизменяемостиимногообразиявидов,применяяси

нтетическуютеориюэволюции;
–

характеризовать

популяцию

как

единицу

–

устанавливатьсвязьструктуры исвойствэкосистемы;

эволюции,

вид

каксист

–

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети

питания),прогнозироватьихизменениявзависимости отизмененияфакторовсреды;
–

аргументироватьсобственнуюпозициюпоотношениюкэкологическимп

роблемамиповедению вприродной среде;
–

обосновывать

необходимость

устойчивого

развития

как

условиясохранения биосферы;
–

оцениватьпрактическоеиэтическоезначениесовременныхисследований

вбиологии,медицине,экологии,биотехнологии;обосновыватьсобственнуюоценку;
–

выявлятьвтекстебиологическогосодержанияпроблемуиаргументирован

ноееобъяснять;
–

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,

схемы,графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;преобразовыватьграфик,таблицу,диаграмму,схемувтекстбиологическогосо
держания.
Выпускникнауглубленномуровнеполучитвозможностьнаучиться:
–

организовыватьипроводитьиндивидуальнуюисследовательскуюдеятел

ьностьпобиологии(илиразрабатыватьиндивидуальныйпроект):выдвигатьгипотез
ы,планироватьработу,отбиратьипреобразовыватьнеобходимуюинформацию,про
водитьэксперименты,интерпретироватьрезультаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлятьпродуктсвоихисследований;
–

прогнозироватьпоследствиясобственныхисследованийсучетомэтичес

кихнормиэкологическихтребований;
–

выделять

существенные

особенности

жизненных

циклов

представителейразных отделов растений и типов животных; изображать
циклы развития ввидесхем;
–

анализироватьи

использовать

в

решенииучебных

и

исследовательскихзадачинформациюосовременныхисследованияхвбиологии,медиц
инеиэкологии;
–

аргументироватьнеобходимостьсинтезаестественно-

научногоисоциогуманитарного знаниявэпохуинформационнойцивилизации;
–

моделироватьизменениеэкосистемподвлияниемразличныхгруппфакто

ровокружающейсреды;
–

выявлятьвпроцессеисследовательскойдеятельностипоследствияантр

опогенноговоздействиянаэкосистемысвоегорегиона,предлагатьспособыснижения
антропогенноговоздействиянаэкосистемы;
–

использовать

приобретенные

компетенции

в

практической

деятельностииповседневнойжизнидляприобретенияопытадеятельности,
предшествующейпрофессиональной,восновекоторойлежитбиологиякакучеб
ныйпредмет.
Содержание предмета
Изучение биологии в 10 классе (профильный уровень) - всего 170 часов.
Введение в биологию. История биологии.
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология
— учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и
поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников
формирования диалектико-материалистического мировоззрения.
Биологические системы, процессы и их изучения.
Общебиологические
природопользования,

закономерности

сохранения

—

окружающей

основа
среды,

рационального
интенсификации

сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой,
географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании
научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь».
Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы
Уровни

организации

живой

материи

и

принципы

их

выделения;

молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный,
популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации
живого.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических
элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение
организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в
биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии
существования

живых

систем.

Самовоспроизведение;

наследственность

и

изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на
различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы
избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и
условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов
жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность
живого

вещества

и

взаимоотношение

части

и

целого

в

биосистемах.

Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы,
многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и
распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов, в
т.ч. в Байкальском регионе (Краеведческий материал, далее КМ).
■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от
объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и
методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы,
естественная система классификации живых организмов с примерами организмов
из флоры и фауны Бурятии (КМ).
Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган,
системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие
представления). Биогеоценоз. Биосфера.
■ Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы
метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых
систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи.
Характеризовать

структуру

царств

классификации живых организмов.

живой

природы,

объяснять

принципы

■ Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы
организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.
Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных
организмов.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и
другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая

химия.

Основные

группы

органических

соединений;

биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.
Учение о клетке
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории;
работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых.
Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории
строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Элементный

состав

живого

вещества

биосферы.

Распространенность

элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы.
Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и
органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого
вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель
гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды
в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и
др.

Соли

неорганических

кислот,

их

вклад

в

обеспечение

процессов

жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в
обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление;
осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и
организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная
организация

(первичная,

варианты

вторичной,

третичная

и

четвертичная

структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие).
Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и

др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и
практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы
— белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов
жизнедеятельности.
Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов.
Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов.
Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.
Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник
энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их
функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.
ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной
организации;

структура

полинуклеотидных

цепей,

правило

комплементарности{правилоЧаргаффа), двойная спираль (Уотсон

и Крик);

биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК,
передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача
наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура
и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК.
«Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение,
источники поступления, функции в организме.
Определение

нуклеотидных

последовательностей

(секвенирование)

геномов

растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика
и генотерапия заболеваний человека и животных.
■ Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических
полимеров:

белков

и

нуклеиновых

кислот;

их

сравнение

с

моделями

искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители:
цианобактерии(КМ: примеры цианобактерий из источника Горячинск), бактерии и
микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы
бактериальной
метаболизма

клетки;
у

локализация

прокариот.

ферментных

Генетический

аппарат

систем

и

организация

бактерий;

особенности

реализации

наследственной

информации.

Особенности

жизнедеятельности

бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии(КМ: примеры из фикрофлоры
Бурятии);аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его
биологическое

значение.

Размножение,

половой

процесс

у

бактерий;

рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.
■ Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и
животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных
грибов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений
ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ.
Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических
ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и
гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация
наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических
молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК;
биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм.
Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического
обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное)
расщепление.

Полное

кислородное

окисление;

локализация

процессов

в

митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом
АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран,
энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы;
использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции
процессов превращения веществ и энергии в клетке.
■ Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на
примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и
фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции
метаболизма на уровне целостного организма.

Жизненный цикл клеток
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток
многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной
скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные.
Размножение клеток
Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению,
редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования
хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних
хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза
(бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и
патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности
клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы,
доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и
на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы
строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления.
Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических
групп.
Строение и функции организмов
Организм как единое целое. Ткани и органы. Ткани растений. Ткани животных.
Опора тела организмов. Движение организмов. Питание организмов. Дыхание
организмов. Транспорт веществ у организмов. Выделение у организмов. Защита
организмов.
Размножение организмов
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных;
спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;
вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение
бесполого размножения.

■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и
овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых
грибов и кишечнополостных.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового
размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых
клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в
ней

происходящие:

конъюгация,

кроссинговер.

Механизм,

генетические

последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и
биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и
особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и
оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и
внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших
растений;

двойное

оплодотворение.

Эволюционное

значение

полового

размножения.
■ Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов
различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства
у одной пары родителей.
■ Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого
размножения.

Биологическое

значение

бесполого

размножения.

Половое

размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы
их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение.
Осеменение и оплодотворение.
■ Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток,
используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и
полового размножения.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие;
полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.
Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие:
дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и
смерть; биология продолжительности жизни(КМ: на примерах из фауны Бурятии).

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном
развитии организма. Критические периоды развития.

Влияние изменений

гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ
(табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и
постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Основы генетики и селекции.
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из
поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования
признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и
свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.
Генотип и фенотип организма; генофонд.
■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.
Молекулярная

структура

гена.

Гены

структурные

и

регуляторные.

Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне
транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и
нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и
признаками.
Закономерности

наследования

Гибридологический

метод

признаков,

изучения

выявленные

наследственности.

Г.

Менделем.

Моногибридное

скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон
Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты
гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя
— закон независимого комбинирования.
Хромосомная

теория

наследственности.

Группы

сцепления

генов.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное
сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме;
генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных
с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование,
неполное

доминирование,

кодоминирование

и

сверхдоминирование)

и

неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении
признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
■

Демонстрация.

Карты

хромосом

человека.

Родословные

выдающихся

представителей культуры.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные,
хромосомные

и

геномные

мутации.

Свойства

мутаций;

соматические

и

генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные
мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль
мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций
генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида
(кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и
дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное
значение

комбинативной

изменчивости.

Закон

гомологических

рядов

в

наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства
модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой
характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной
изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции;
зависимость от генотипа. Управление доминированием.
Методы

изучения

наследственности

человека:

генеалогический,

близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека.
Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер
наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и

вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое
родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода,
штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы
отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление
гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология
и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в
животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение
селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской,
микробиологической и других отраслей промышленности.
■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных(КМ: на
примере

бурятской полугрубошерстной овцы, выведенной Н.Д.Дондоковым),

сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов
культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью(КМ: на примере
новых сортов ягодных культур бурятской селекции).
■ Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов
организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков,
выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное
наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и
растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции.
Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт,
порода, штамм. (КМ: на примерах работ бурятских селекционеров)
■ Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в
поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм.
Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать
необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для
повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения
себестоимости продовольствия.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия
отходов химических производств(КМ: Техносферная безопасность Байкальского
региона).
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки,
нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Тематическое планирование раздела «Общая биология.
Профильный уровень» 10 класс
Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 час
Раздел

Кол

Тема

Колво

-во
часо

1 полугодие

Введение в общую 1в Предмет и задачи общей биологии

часо
1в

биологию

1.

БИОЛОГИ

4 Организация биологических систем

ЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ,
ПРОЦЕССЫ И
ИХ ИЗУЧЕНЕ
2.ЦИТОЛОГИЯ - 4
НАУКА О
КЛЕТКЕ

1

Основные критерии живого
Разнообразие биологических систем и процессов.

1
1

Многообразие живых организмов
Изучение
биологических систем и процессов

1

Цитология как наука. Типы клеточной
История
открытия и изучения клетки.
организации.

1
1

Клеточная теория
Методы изучения клетки. Микроскопия

1

Физико-химические, молекулярно-биохимические

1

методы изучения клетки
3.

19 Химические элементы клетки

1

ХИМИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ

Вода и ее роль в клетки

1

КЛЕТКИ

Минеральные вещества

1

Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках листа элодеи»

Углеводы

2

Липиды

2

Белки. Состав и строение белков

2

Свойства белков

1

Биологическая роль белков

1

Ферменты

1

Обнаружение органических веществ в

1

биологических объектах и материалах
Строение и функции ДНК

2

Нуклеиновые кислоты. Строение и функции

1

РНК, АТФ
Витамины. Гормоны

1

Обобщение по теме «Химический состав клетки»

1

Зачет по теме

1

«Химический состав клетки»
2 Резервное время

2

4. СТРОЕНИЕ И 20 Мембранный принцип организации

1

ФУНКЦИИ

эукариотическойклетки.

КЛЕТКИ

Лабораторная работа № 5 «Физиологические
свойства клеточной мембраны»
Пути транспорта веществ в клетку

1

Поверхностный аппарат клетки. Клеточная стенка 1
Цитоплазма и ее компоненты.

1

Лабораторная работа № 6 «Движение цитоплазмы в
клетках растений»
Одномембранные органоиды клетки

1

Полуавтономные органоиды клетки

1

Немембранные органоиды

1

Включения

1

Лабораторная работа № 7 «Размеры клеток и

1

внутриклеточных структур»
Зачет по теме «Цитоплазма и ее органоиды»

1

Клеточное ядро. Хромосомы

2

Лабораторная работа № 8
«Морфология хромосом. Кариотип»
Особенности строения растительной клетки

1

Лабораторная работа № 9 «Особенности строения

1

растит. и жив. клеток»
Строение Прокариотической клетки

2

Лабораторная работа № 8 «Морфология хромосом.
Кариотип»
Место и роль прокариот в биосфере

1

Вирусы – неклеточные формы жизни

1

Вирусные инфекции и их профилактика

1

Зачет по теме «Бактерии. Вирусы»

1

Резервное время

2

2

5.

ОБМЕН

16 Ассимиляция и диссимиляция - две стороны

ВЕЩЕСТВ И

обмена веществ

ПРЕВРАЩЕНИ

Пластический обмен. Фотосинтез

Е ЭНЕРГИИ В

Лабораторная работа № 11 «Изучение фотосинтеза

КЛЕТКЕ

и условий его протекания»

1

2

Значение фотосинтеза

1

Хемосинтез

1

Обеспечение клеток энергией.Энергетический

2

обмен
Практическая работа № 7 Решение задач по теме
«Энергетический обмен»

1

Биосинтез белка. Реакции матричного синтеза

1

Этапы биосинтеза белка

2

Практическая работа № 8 «Решение задач по теме

1

Биосинтез белка»
Регуляция активности генов

1

Современное представление о структуре гена.

1

Геном
Обобщение по теме «Обмен веществ и

1

превращение энергии в клетке»
Зачет по теме «Метаболизм»
2 Резервное время
6.ЖИЗНЕННЫЙ 4 Клеточный цикл и его периоды
ЦИКЛ КЛЕТКИ

1
2
1

Деление клетки. Митоз
Лабораторная работа №12«Изучение фаз митоза на

2

постоянном микропрепарате кончика корешка лука»

Нарушение митоза. Амитоз. Эндомитоз

1

7. СТРОЕНИЕ И 16 Организм как единое целое

1

ФУНКЦИИ

Ткани и органы

1

ОРГАНИЗМОВ

Опора тела у растений и беспозвоночных

1

животных
Скелет позвоночных животных

1

Движение организмов

1

Скелетная мускулатура

1

Всего в 1 полугодии 80 часов
2 полугодие
Питание организмов

1

Дыхание организмов

1

Транспорт веществ у организмов. Кровообращение

1

Лимфообращение

1

Выделение у организмов

1

Защита организмов

1

Иммунитет и иммунная система

1

Раздражимость и рефлекторная регуляция у

1

организмов

Размножение и

Гуморальная регуляция у организмов

1

Обобщение

1

19 Формы размножения организмов

2

развитие

Бесполое размножение

организмов

Половое размножение

1

Строение половых клеток Лабораторная работа №

1

14 «Строение половыхклеток»

9. ГЕНЕТИКА -

Мейоз – редукционное деление

2

Гаметогенез у животных

2

Оплодотворение

1

Нерегулярные типы полового размножения
Эмбриогенез
Регуляция эмбрионального развития.
Рост
и развитие индукция
животных
Эмбриональная
Практическая работа № 14 «Примеры

1
1
1
1
1

развития
с метаморфозом»
Размножение
и развитие растений

2

Общие закономерности онтогенеза
Обобщение «Эмбриональное и

1
1

постэмбриональное развитие»
Зачет по теме «Эмбриональное и

1

постэмбриональное развитие»
3 Резервное время

3

2 История становления и развития генетики

1

НАУКА О
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И

Основные генетические понятия и символы.

ИЗМЕНЧИВОСТИ

Методы генетики

ОРГАНИЗМОВ

1

10.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТ
И

18 Моногибридное скрещивание

2

Практическая работа № 15 «Решение задач по теме
«Моногибридное
скрещивание»
Полное
и неполное
доминирование

1

Анализирующее скрещивание

1

Дигибридное скрещивание

3

Практическая работа № 17Решение задач по теме
«Дигибридное скрещивание»
Сцепленное наследование признаков. Хромосомная

2

теория наследственности
Практическая работа № 18 Решение задач по теме
«Сцепленное наследование»
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

2

Практическая работа № 19
Решение задач по теме «Сцепленное с полом
наследование»
Множественное действие и взаимодействие генов

2

Практическая работа № 20 Решение задач
«Наследование групп крови у человека»
Взаимодействие неаллельных генов

3

Практическая работа № 21 Решение задач по теме
«Взаимодействие неаллельных генов»
Обобщение по теме «Закономерности

11.
ЗАКОНОМЕРН

наследственности»
Зачет по теме «Закономерности наследственности»
3 Резервное время
10 Изменчивость признаков
Модификационнаяизменчивость

ОСТИ

Лабораторная работа №15 «Построение

ИЗМЕНЧИВОС

вариационного ряда и вариационной кривой»
Комбинативная изменчивость

1
1
3
1
2

1

ТИ

Мутационная изменчивость

1

Типы мутаций

1

Лабораторная работа № 16

12. ГЕНЕТИКА
ЧЕЛОВЕКА

Закономерности
мутационного
процесса
«Геномные и хромосомные
мутации»
Обобщение по теме «Закономерности
Зачет
по теме «Закономерности изменчивости»
изменчивости»
1 Резервное время

2
1
1
1

8 Геном человека

1

Методы изучения генетики человека

2

Лабораторная работа №17 «Составление и анализ
родословных человека»
Наследственные заболевания человека

2

Лабораторная работа №18

13. СЕЛЕКЦИЯ
ОРГАНИЗМОВ

«Кариотип человека. Хромосомные болезни
Значение
человека»генетики для медицины
Обобщение по теме «Генетика человека»

1
1

Зачет по теме «Генетика человека»

1

6 Селекция как процесс и наука

1

Лабораторная работа №19 «Описание фенотипов
сортов культурных растений и пород дом.
Методы
селекции.
Искусственный
отбор
животных.
Сравнение
их с видами-предками».
Экспериментальный мутагенез. Получение

14.

1
1

полиплоидов
Внутривидовая гибридизация. Гетерозис

1

Отдалённая гибридизация

1

Достижения селекции в России

1

8 Биотехнология как отрасль производства

1

БИОТЕХНОЛО-

Микробиологическая технология

1

ГИЯ

Клеточная технология и инженерия (на примере

1

растений)

Клеточная технология и инженерия (на примере

1

животных)
Хромосомная и генная инженерия

2

Пр. работа № 23
Анализ и оценка этических аспектов развития
Обобщение
по теме «Селекция.
Биотехнология»
некоторых исследований
в биотехнологии
Зачет по теме «Селекция. Биотехнология»
2 Резервное время

1
1
2

Итого во 2 полугодии 90 часов
Всего

170 В т.ч. 50 часов на изучение в т.ч.20 ч.на реализацию 170
рабочей программы по воспитанию

Содержание предмета
Изучение биологии в 11 классе (профильный уровень) - всего 170 часов.
Введение
(1ч).
Историяэволюционногоучения(11ч)
ИдеиразвитияорганическогомиравтрудахфилософовАнтичности.Метафизич
ескийпериодвисториибиологии.СистематикаК.Линнея.Ж.Бюффон–
перваяэволюционнаяконцепция.ЭволюционнаяконцепцияЖ.Б.Ламарка.Значениетр
удовЛамаркадляразвитияэволюционнойидеиибиологии.ЭволюционныеидеиЭ.Ж.С
ентИлера.Борьбаскреационизмом.ЭволюционнаятеорияЧ.Дарвина.Предпосылкивозни
кновениядарвинизма.ЖизньинаучнаядеятельностьЧ.Дарвина.Эволюциякультурны
хформорганизмов.Эволюциявидоввприроде.РазвитиеэволюционнойтеорииЧ.Дарв
ина.Формированиесинтетическойтеорииэволюции.Значениеэволюционного
учения Ч.Дарвина.
Демонстрации:схем,рисунков,слайдов,иллюстрирующихосновныеположен
ияэволюционныхидей,концепцийитеорий;портретовучёныхифилософов.
Микроэволюция(15ч)
Генетическиеосновыэволюции.Элементарныйэволюционныйматериал.Элем
ентарная
единица
эволюции.
Элементарное
эволюционное
явление.
Законгенетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга. Движущие силы
эволюции.Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные
волны идрейф генов. Миграция. Изоляция. Естественный отбор как фактор
эволюции.Предпосылки и механизм действия. Борьба за существование и её
формы.
Сфераиобъектдействияестественногоотбора.Реальностьестественногоотборавприр

оде.Формыестественногоотбора.Творческаяроль.Приспособленностьорганизмовие
ёвозникновение.Относительнаяцелесообразность
приспособлений.Видиегокритерии.Определениевида.Структуравидавприрод
е.Способы видообразования.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, гербариев
растений,коллекцийживотных,иллюстрирующихдействиефакторовэволюции,прис
пособленностьорганизмов.
Лабораторныеработы:№1«Описаниеприспособленностиорганизмовиеёотн
осительногохарактера».№2«Изучениекритериеввида».
Макроэволюция(13ч)
Методыизученияэволюции.Переходныеформыифилогенетическиеряды.Срав
нениефлорыифауныматериков,изучениеостровнойфлорыифауны.Гомология
и
аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства,биогенетический
закон.
Изучение
аминокислотной
последовательности
белков,биохимическаягомология.Моделированиеэволюции.Направленияипутиэво
люции.Путидостижениябиологическогопрогресса.Биологическийрегрессивымира
ние.Соотношениеичередованиенаправленийэволюции.Формынаправленнойэволю
ции.Общиеправила эволюции.
Демонстрации:таблиц,схем,рисунков,слайдов,биогеографическихкарт,иллю
стрирующихметодыизученияэволюции;коллекций,гербариев,ископаемыхостатков
организмов,портретовучёных.
Лабораторнаяработа№3«Ароморфозыиидиоадаптацииурастенийиживотны
х».
Возникновениеиразвитиежизнина Земле(20ч)
ГипотезыитеориивозникновенияжизнинаЗемле.Основныеэтапынеорганичес
койэволюции.Планетарнаяэволюция.Химическаяэволюция.Абиогенныйсинтезорг
аническихвеществ.ОпытС.МиллераиГ.Юри.Образованиеполимеровизмономеров.
Коацерватныекаплиимикросферы.Протеноиды.
Рибозимы.
Формирование
мембран
и
возникновение
пробионтов.Началоорганическойэволюции.Появлениепервыхклеток.Прокариотыи
эукариоты. Гипотезы возникновения эукариот. Возникновение основных
царствэукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное
значение.Основныеэтапыэволюциирастительногомира.Основныеароморфозыииди
оадаптации. Жизнь в воде. Первые растения – водоросли. Выход на
сушу.Первыеспоровыерастения.Освоениеизавоеваниесушипапоротникообразным
и.Усложнениеразмножения.Семенныерастения.Основныечертыэволюциирастител
ьногомира.Основныеэтапыэволюцииживотного мира. Основные ароморфозы и
идиоадаптации.
Первые
животные
–
простейшие.Специализацияиполимеризацияорганелл.Дифференциацияклеток.Пер
выемногоклеточныеживотные.Двуслойныеживотные–кишечнополостные. Первые
трёхслойные
животные
–
плоские
черви.
Выход
изавоеваниеживотнымисуши.Членистоногие.Первыехордовыеживотные.Жизньвв
оде.Рыбы.Второйвыходживотныхнасушу.Земноводные.Завоеваниепозвоночными
животнымисуши.Пресмыкающиеся.Птицы,Млекопитающие. Основные черты

эволюции
животного
мира.
История
Земли
иметодыеёизучения.Ископаемыеорганическиеостатки.Геохронологияиеёметоды.Г
еохронологическаяшкала.РазвитиежизнинаЗемлепоэрамипериодам.Характеристик
аклиматаигеологическихпроцессов.Появление,расцветигибельхарактерныхоргани
змов.
Современнаясистемаорганическогомира.Основныесистематическиегруппыо
рганизмов.Общаяхарактеристикацарстви
надцарств.Современное
состояниеизучениявидов.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих
основныеэтапы развития органического мира на Земле; ископаемых остатков
растений
иживотных,формокаменелостей;гербариеврастений,коллекцийживотных,влажных
препаратовосновных систематических группорганизмов.
Человек-биосоциальнаясистема(27ч)
Антропология–
наукаочеловеке.Разделы,задачи,методы.Становлениепредставленийопроисхожден
иичеловека.Религиозныевоззрения.Научныетеории. Сходства и отличия человека
и
животных.
Систематическое
положениечеловека.Свидетельствасходствачеловекасживотными.Движущиесилыа
нтропогенеза.
Наследственная
изменчивость
и
естественный
отбор.
Групповоесотрудничествоиобщение.Орудийнаядеятельностьипостоянныежилища.
Соотношениебиологическихисоциальныхфакторов.Основныестадииантропогенеза
.Находкиископаемыхостатков,времясуществования,рост,объёммозга,образжизни,о
рудия.Эволюциясовременногочеловека.Естественныйотборвпопуляциях.Биологич
ескаяэволюцияиндивидов.Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные
волны
и
дрейф
генов,миграцияи«эффектоснователя»впопуляцияхсовременногочеловека.Человече
скиерасы.Понятиеорасе.Времяиместовозникновениярас.Гипотезы полицентризма
и
моноцентризма.
Причины
и
механизмы
расогенеза.Единствочеловеческихрас.Критикасоциальногодарвинизмаирасизма.П
риспособленностьчеловекакразнымусловиямсреды.Адаптивныетипылюдей.
Человек
как
часть
природы
и
общества.
Уровни
организации
человека.Структурыуровней,происходящиепроцессы иих взаимосвязь.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих внешний
обликиобразжизнипредковчеловека,структурнофункциональнуюорганизациюсистем
органов
тела
человека;
муляжей
окаменелостей,
предметов
материальнойкультурыпредковчеловека;
примеровздорового образажизни.
Лабораторнаяработа№4«Изучениеэкологическихадаптацийчеловека».
Экология–наукаонадорганизменныхсистемах(2ч)
ЗарождениеиразвитиеэкологиивтрудахА.Гумбольдта,К.Ф.Рулье,Н.А.Северц
ова,
Э.Геккеля,
Ф.Клементса,
В.Шелфорда,
А.Тенсли,
В.Н.Сукачёва,Ч.Элтона.Разделыизадачиэкологии.Связьэкологиисдругиминауками
.Методы.
Демонстрации:схем,рисунков,слайдов,показывающихразличныеметодыэко

логическихисследований,приборов,портретовучёных.
Организмыисредаобитания(21ч)
Средыобитанияорганизмов.Ихособенности.Приспособленияорганизмов
кжизни в разных средах обитания. Экологические факторы и закономерности
ихдействия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум
иограничивающийфактор.ПравиломинимумаЮ.Либиха.Экологическиеспектрыорг
анизмов.Эврибионьныеистенобионтныеорганизмы.Классификацияэкологических
факторов.Абиотическиефакторы.Светиегодействиенаорганизмы.Экологическиегр
уппырастенийиживотныхпоотношению к свету. Сигнальная роль света.
Фотопериодизм. Температура и еёдействиенаорганизмы.
Пойкилотермныеигомойотермныеорганизмы.Температурныеприспособлени
яорганизмов.Влажностьиеёдействиенаорганизмы.Приспособленияорганизмовкпод
держаниюводногобаланса.Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф.
Погодные
и
климатическиефакторы.Приспособленияорганизмовкдействиюабиотическихфакто
ров.Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным
изменениямусловий среды. Жизненные формы организмов. Особенности строения
и
образажизни.Биотическиефакторы.Видыбиотическихвзаимодействий.Значениебио
тических взаимодействий для существования организмов в среде обитания
ивсообществах.
Демонстрации:таблиц,схем,рисунков,слайдов,показывающихдействиеэколо
гических
факторов
на
организмы,
биотические
взаимоотношения
междуорганизмами.
Лабораторные работы №5 «Сравнение анатомических особенностей
растенийиз разных мест обитания», №6 «Методы измерения эдафических
факторов средыобитания»,№7«Описаниежизненныхформ урастенийи животных».
Экологическаяхарактеристика видаипопуляции(11ч)
Экологическаянишавида.МногомернаямодельэкологическойнишиДж.Хатчи
нсона.Размерыэкологическойнишииеёсмена.Экологическаяхарактеристика
популяции.
Популяция
как
биологическая
система.
Основныепоказателипопуляции.Экологическаяструктурапопуляции.Динамикапоп
уляциииеёрегуляция.Типыдинамикипопуляции.Кривыевыживания.Регуляциячисл
енностипопуляции.Факторысмертностииёмкостьсреды.
Демонстрации:схем,рисунков,графиков,иллюстрирующихпроцессы,происх
одящиевпопуляциях;гербариевиколлекцийрастенийиживотных,принадлежащих
кразнымэкологическим расамодноговида.
Лабораторныеработы№8«Изучениеэкологическойнишиуразныхвидоврасте
ний и животных», №9 «Рост популяции мучного хрущака при разной
еёплотностииограниченностиресурсовсреды».
Сообществаиэкологическиесистемы(17ч)
Сообщества организмов: структуры и связи. Биогеоценоз. Его структуры,
связимеждуорганизмами.Экосистемы.Структурныекомпонентыэкосистемы.Круго
воротвеществипотокиэнергии.Трофическиеуровни.Трофическиецепиисети.Основн
ыепоказатели.Экологическиепирамиды.Свойствабиогеоценозовидинамикасообще

ств.Циклическиеизменения.Сукцессии.Природныеэкосистемы.Экосистемыозера.С
мешанноголева.Структурныекомпонентыитрофическаясетьприродныхэкосистем.
Антропогенныеэкосистемы.Агроэкосистемы.Отличияагроэкосистемотбиогеоцено
зов.Урбоэкосистемы.Ихосновныекомпоненты.Городскаяфлораифауна.Биологичес
коеихозяйственноезначениеагроэкосистемиурбоэкосистем.Биоразнообразие–
основаустойчивостисообществ.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий,
показывающихвлияние абиотических и биотических факторов на организмы,
структуру и связивэкосистемах,способовэкологическогомониторинга.
Лабораторнаяработа№10«Моделированиеструктурипроцессов,происходящ
их вэкосистемах».
Биосфера–глобальнаяэкосистема(8ч)
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в
трудахЭ.Зюсса,В.И.Вернадского.Областибиосферыиеёсостав.Живоевеществобиос
ферыиегофункции.Закономерностисуществованиябиосферы.Особенностибиосфер
ыкакглобальнойэкосистемы.Круговоротывеществибиогеохимическиециклы.Ритми
чностьявленийвбиосфере.Зональностьбиосферы.Основныебиомысуши.Климат,рас
тительныйиживотныймиросновных биомовсуши.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий,
показывающихструктурные компоненты биосферы, биогеохимические процессы
круговоротавеществипревращениеэнергиивбиосфере,разнообразиеосновныхбиомо
вЗемли.
Человекиокружающаясреда(15ч)
Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека.
Антропобиосфера.Переход биосферы и ноосферу. Воздействие человека на
биосферу. Загрязнениевоздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной
среды.
Охрана
водныхресурсов.Разрушениепочвыиизменениеклимата.Охранапочвенныхресурсов
ивоздуха.Антропогенноевоздействиенарастительныйиживотныймир.Охрана
растительного
и
животного
мира.
Проблемы
охраны
природы.
Красныекниги.ООПТ.Ботаническиесадыизоологическиепарки.Рациональноеприро
допользование
и
устойчивое
развитие.
Истощение
природных
ресурсов.Концепция устойчивого развития.«Повестка дня на XXI век».
Сосуществованиечеловека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика.
Модели управляемогомира.
Демонстрации: слайдов, фильмов, иллюстрирующих воздействие человека
набиосферу,мероприятийпорациональномуприродопользованию,охраневод,воздух
а,почвы,растительногоиживотногомира,фотографийохраняемыхрастенийиживотн
ых Краснойкниги РФ,портретовучёных.
Заключение(7ч)
Обобщениеитестированиепоразделу.
Значениебиологическихзнанийдлячеловечества.Перспективыразвитиясовременно
йбиологии.

Резервныйурок(2ч)
Тематическое планирование раздела «Общая биология.
Профильный уровень» 11 класс
(5 часов в неделю, 170 часов в год).
№
п/п

Тема

Количество часов,
отведенных
на изучение темы

1 полугодие
1

Введение

1

2

История эволюционного учения

11

3

Микроэволюция

15

2

Макроэволюция. Биологические последствия
приобретения приспособлений

13

3

Возникновение и развитие жизни на Земле

20

4

Человек - биосоциальная система

21

Итого в 1 полугодии 81 час
2 полугодие
4а

Человек - биосоциальная система

6

5

Экология – наука о надорганизменных системах

2

6

Организмы и среда обитания

21

7

Экологическая характеристика вида и популяции

11

8

Сообщества и экологические системы

17

9

Биосфера – глобальная экосистема

8

10

Человек и окружающая среда

15

11

Обобщение

3

12

Тестирование

1

13

Заключение

3

14

Резервный урок

2

Итого во 2 полугодии 89 часов
Всего в учебном году

170 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».