Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (профильный
уровень) составлена в соответствии с требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования;
примерной программы среднего (полного) общего образования по
биологии (профильный уровень);
программы
воспитания
муниципального
общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии
с
методическими
рекомендациями
«Примерной
программы
воспитания» от 02.06.2020г;
авторской
программы:
для
общеобразовательных
БИОЛОГИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ
учреждений
10-11 классы (профильный
уровень), автор составитель А.В.Теремов, Р.А.Петросова.- М.: Мнемозина, 2013
год;
основной образовательной программы среднего (полного) общего
образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
федерального перечня учебников;
положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.
Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» для 1011
класса
(профильный
уровень)
разработана
учителем
биологии
СугракшиевойСоелмой Владимировной для 10-го и 11-го классов естественнонаучного профиля МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
1. Планируемые результаты
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и
реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего
образования.
Личностные результаты.
Выпускник научится:
- гражданской идентичности, патриотизму, уважению к своему народу,
чувству ответственности перед Отечеством;
- научному мировоззрению, соответствующему современному уровню
развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознает свое место в
поликультурном мире;
- принятию ценностей здорового образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятию спортивно-оздоровительной деятельностью;
-
неприятию
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков.
Выпускник получит возможность научиться:
- бережному, ответственному и компетентному отношению к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умению
оказывать первую помощь;
- формированию основ экологического мышления, осознанию влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды;
- формированию готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию на протяжении всей жизни; сознательному отношению к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
- делать осознанный выбор будущей профессии и реализовать собственные
жизненные планы; формировать отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Познавательные результаты.
Выпускник научится:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
• находить и выделять необходимую информацию; применять методы
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурировать знания;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий;
•
определять
ориентироваться
и
основную
и
второстепенную
воспринимать
тексты
информацию;
художественного,
свободно
научного,
публицистического и официально - делового стилей;
• понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
• ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• моделированию - преобразованию объектов из чувственной формы в
модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символическая).
Выпускник получит возможность научиться:
- рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и
результатов деятельности;
- формулировать проблемы;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- строить логические цепочки рассуждений, анализировать истинности
утверждений;
- устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки
объектов и явлений;
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
- синтезу — составлению целого из частей, в том числе самостоятельному
достраиванию с восполнением недостающих компонентов;
- самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Регулятивные результаты.
Выпускник научится:
- целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планированию – определению последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозированию – предвосхищению результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
- контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
навыкам
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыкам разрешения проблем; способности и готовности к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
Выпускник получит возможность научиться:
- коррекции – внесению необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознанию качества и уровня усвоения;
- саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий;
-
умению
самостоятельно
определять
цели
и
составлять
планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- умению продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Коммуникативные результаты.
Выпускник научится:
- вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками —
определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить вопросы — сотрудничать в поиске и сборе информации;
- разрешать конфликты — выявлять, идентификации проблемы, находить и
оценивать альтернативные способы разрешения конфликтов,
- принимать решения и их реализовать;
- управлять поведением партнёра — контролировать, корректировать,
оценивать его действий;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владению монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднегообразования ученик научится:
1) В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять
существенные
признакибиологическихобъектов(отличительныхпризнаковживыхорганизмов;вид
ов,экосистем;биосферы)ипроцессов(обменвеществипревращение
энергии,
питание,
веществ,
дыхание,
выделение,
транспорт
рост,развитие,размножение,регуляцияжизнедеятельностиорганизма;круговоротве
ществи превращение энергиивэкосистемах);
• приводить
доказательства родства человека смлекопитающими
животными;взаимосвязичеловекаиокружающейсреды;зависимости
здоровьячеловекаотсостоянияокружающейсреды;необходимостизащитыокружаю
щейсреды;
•
классифицировать
— определять принадлежности
биологическихобъектовк определеннойсистематическойгруппе;
•
объяснятьрольбиологиивпрактическойдеятельностилюдей;местаироли
человека
вприроде;родства,общностипроисхожденияиэволюциирастенийиживотных
(напримересопоставленияотдельныхгрупп);ролиразличныхорганизмоввжизничело
века;
•
значения биологического
разнообразия
биосферы;механизмовнаследственности
для
сохранения
и
изменчивости,
проявления
наследственныхзаболеванийучеловека,видообразованияиприспособленности;
•
•
различатьнатаблицахчастииорганоидыклетки;
сравниватьбиологическиеобъектыипроцессы,уметьделатьвыводыиумо
заключениянаосновесравнения;
•
выявлятьизменчивостьорганизмов;приспособленияорганизмовксредеобитан
ия; типывзаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи
междуособенностямистроенияклеток,тканей,органов,системоргановиихфунк
циями;
•
владеть
методами биологической науки: наблюдать и
описыватьбиологическиеобъектыи процессы; ставить простейшие
биологические эксперименты и объяснятьихрезультаты.
2) Вценностно-ориентационнойсфере:
•
знать основные правила поведенияв природеиоснов
здоровогообразажизни;
• уметьанализироватьиоцениватьпоследствийдеятельностичеловекавприрод
е.
3) Всферетрудовойдеятельности:
•
знатьисоблюдатьправилаработывкабинетебиологии;
•
соблюдать правила работы с биологическими приборами
иинструментами
(препаровальныеиглы,скальпели,лупы,микроскопы).
4) Вэстетическойсфере:
• уметьоцениватьсэстетическойточкизренияобъектыживойприроды.
Выпускникнауглубленномуровненаучится:
–
оценивать роль биологических открытий и современных исследований
вразвитиинаукии впрактическойдеятельностилюдей;
–
оценивать роль биологии в формировании современной научной
картинымира,прогнозировать перспективыразвитиябиологии;
–
устанавливать
биологическихпонятий
и
(клетка,
характеризовать
организм,
вид,
связь
основополагающих
экосистема,
биосфера)
с
основополагающимипонятиями другихестественныхнаук;
–
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней
человека,применяябиологическиетеории,учения,законы,закономерности,понимать
границыихприменимости;
–
проводитьучебно-
исследовательскуюдеятельностьпобиологии:выдвигатьгипотезы,планироватьрабо
ту,отбиратьипреобразовыватьнеобходимуюинформацию,проводитьэксперименты,
интерпретироватьрезультаты,делатьвыводынаосновеполученныхрезультатов;
–
выявлятьиобосновыватьсущественныеособенностиразныхуровнейорга
низации жизни;
–
устанавливатьсвязьстроенияифункцийосновныхбиологическихмакром
олекул,ихрольвпроцессахклеточногометаболизма;
–
ииРНК
решать задачи на определениепоследовательностинуклеотидовДНК
(мРНК),
антикодонов
тРНК,
последовательности
аминокислот
в
молекулебелка,применяязнанияореакцияхматричногосинтеза,генетическомкоде,пр
инципе комплементарности;
–
делатьвыводыобизменениях,которыепроизойдутвпроцессахматричног
осинтезавслучаеизмененияпоследовательностинуклеотидовДНК;
–
сравниватьфазыделенияклетки;решатьзадачинаопределениеисравнени
еколичествагенетическогоматериала(хромосомиДНК)вклеткахмногоклеточныхорг
анизмов вразныхфазахклеточногоцикла;
–
выявлятьсущественныепризнакистроенияклетокорганизмовразныхцар
ств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей
иорганоидовклетки;
–
обосновыватьвзаимосвязьпластическогоиэнергетическогообменов;сра
вниватьпроцессыпластическогоиэнергетическогообменов,происходящихвклетках
живыхорганизмов;
–
определять количество хромосом в клетках растений основных
отделов наразныхэтапахжизненногоцикла;
–
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное
(втомчислесцепленноесполом)наследование,анализирующеескрещивание,применя
язаконынаследственностиизакономерностисцепленногонаследования;
–
раскрыватьпричинынаследственныхзаболеваний,аргументироватьнеоб
ходимостьмерпредупреждениятакихзаболеваний;
–
сравниватьразныеспособыразмноженияорганизмов;
–
характеризоватьосновныеэтапыонтогенезаорганизмов;
–
выявлятьпричиныисущественныепризнакимодификационнойимутацио
нной
изменчивости;
обосновывать
роль
изменчивости
в
естественном
иискусственномотборе;
–
обосновыватьзначениеразныхметодовселекциивсозданиисортоврастен
ий,породживотныхи штаммовмикроорганизмов;
–
обосновыватьпричиныизменяемостиимногообразиявидов,применяяси
нтетическуютеориюэволюции;
–
характеризовать
популяцию
как
единицу
–
устанавливатьсвязьструктуры исвойствэкосистемы;
эволюции,
вид
каксист
–
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети
питания),прогнозироватьихизменениявзависимости отизмененияфакторовсреды;
–
аргументироватьсобственнуюпозициюпоотношениюкэкологическимп
роблемамиповедению вприродной среде;
–
обосновывать
необходимость
устойчивого
развития
как
условиясохранения биосферы;
–
оцениватьпрактическоеиэтическоезначениесовременныхисследований
вбиологии,медицине,экологии,биотехнологии;обосновыватьсобственнуюоценку;
–
выявлятьвтекстебиологическогосодержанияпроблемуиаргументирован
ноееобъяснять;
–
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,
схемы,графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;преобразовыватьграфик,таблицу,диаграмму,схемувтекстбиологическогосо
держания.
Выпускникнауглубленномуровнеполучитвозможностьнаучиться:
–
организовыватьипроводитьиндивидуальнуюисследовательскуюдеятел
ьностьпобиологии(илиразрабатыватьиндивидуальныйпроект):выдвигатьгипотез
ы,планироватьработу,отбиратьипреобразовыватьнеобходимуюинформацию,про
водитьэксперименты,интерпретироватьрезультаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлятьпродуктсвоихисследований;
–
прогнозироватьпоследствиясобственныхисследованийсучетомэтичес
кихнормиэкологическихтребований;
–
выделять
существенные
особенности
жизненных
циклов
представителейразных отделов растений и типов животных; изображать
циклы развития ввидесхем;
–
анализироватьи
использовать
в
решенииучебных
и
исследовательскихзадачинформациюосовременныхисследованияхвбиологии,медиц
инеиэкологии;
–
аргументироватьнеобходимостьсинтезаестественно-
научногоисоциогуманитарного знаниявэпохуинформационнойцивилизации;
–
моделироватьизменениеэкосистемподвлияниемразличныхгруппфакто
ровокружающейсреды;
–
выявлятьвпроцессеисследовательскойдеятельностипоследствияантр
опогенноговоздействиянаэкосистемысвоегорегиона,предлагатьспособыснижения
антропогенноговоздействиянаэкосистемы;
–
использовать
приобретенные
компетенции
в
практической
деятельностииповседневнойжизнидляприобретенияопытадеятельности,
предшествующейпрофессиональной,восновекоторойлежитбиологиякакучеб
ныйпредмет.
Содержание предмета
Изучение биологии в 10 классе (профильный уровень) - всего 170 часов.
Введение в биологию. История биологии.
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология
— учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и
поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников
формирования диалектико-материалистического мировоззрения.
Биологические системы, процессы и их изучения.
Общебиологические
природопользования,
закономерности
сохранения
—
окружающей
основа
среды,
рационального
интенсификации
сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой,
географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании
научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь».
Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы
Уровни
организации
живой
материи
и
принципы
их
выделения;
молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный,
популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации
живого.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических
элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение
организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в
биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии
существования
живых
систем.
Самовоспроизведение;
наследственность
и
изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на
различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы
избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и
условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов
жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность
живого
вещества
и
взаимоотношение
части
и
целого
в
биосистемах.
Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы,
многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и
распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов, в
т.ч. в Байкальском регионе (Краеведческий материал, далее КМ).
■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от
объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и
методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы,
естественная система классификации живых организмов с примерами организмов
из флоры и фауны Бурятии (КМ).
Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган,
системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие
представления). Биогеоценоз. Биосфера.
■ Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы
метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых
систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи.
Характеризовать
структуру
царств
классификации живых организмов.
живой
природы,
объяснять
принципы
■ Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы
организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.
Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных
организмов.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и
другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая
химия.
Основные
группы
органических
соединений;
биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.
Учение о клетке
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории;
работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых.
Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории
строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Элементный
состав
живого
вещества
биосферы.
Распространенность
элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы.
Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и
органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого
вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель
гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды
в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и
др.
Соли
неорганических
кислот,
их
вклад
в
обеспечение
процессов
жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в
обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление;
осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и
организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная
организация
(первичная,
варианты
вторичной,
третичная
и
четвертичная
структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие).
Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и
др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и
практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы
— белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов
жизнедеятельности.
Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов.
Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов.
Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.
Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник
энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их
функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.
ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной
организации;
структура
полинуклеотидных
цепей,
правило
комплементарности{правилоЧаргаффа), двойная спираль (Уотсон
и Крик);
биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК,
передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача
наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура
и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК.
«Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение,
источники поступления, функции в организме.
Определение
нуклеотидных
последовательностей
(секвенирование)
геномов
растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика
и генотерапия заболеваний человека и животных.
■ Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических
полимеров:
белков
и
нуклеиновых
кислот;
их
сравнение
с
моделями
искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители:
цианобактерии(КМ: примеры цианобактерий из источника Горячинск), бактерии и
микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы
бактериальной
метаболизма
клетки;
у
локализация
прокариот.
ферментных
Генетический
аппарат
систем
и
организация
бактерий;
особенности
реализации
наследственной
информации.
Особенности
жизнедеятельности
бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии(КМ: примеры из фикрофлоры
Бурятии);аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его
биологическое
значение.
Размножение,
половой
процесс
у
бактерий;
рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.
■ Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и
животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных
грибов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений
ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ.
Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических
ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и
гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация
наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических
молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК;
биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм.
Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического
обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное)
расщепление.
Полное
кислородное
окисление;
локализация
процессов
в
митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом
АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран,
энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы;
использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции
процессов превращения веществ и энергии в клетке.
■ Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на
примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и
фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции
метаболизма на уровне целостного организма.
Жизненный цикл клеток
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток
многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной
скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные.
Размножение клеток
Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению,
редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования
хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних
хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза
(бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и
патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности
клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы,
доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и
на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы
строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления.
Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических
групп.
Строение и функции организмов
Организм как единое целое. Ткани и органы. Ткани растений. Ткани животных.
Опора тела организмов. Движение организмов. Питание организмов. Дыхание
организмов. Транспорт веществ у организмов. Выделение у организмов. Защита
организмов.
Размножение организмов
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных;
спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;
вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение
бесполого размножения.
■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и
овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых
грибов и кишечнополостных.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового
размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых
клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в
ней
происходящие:
конъюгация,
кроссинговер.
Механизм,
генетические
последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и
биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и
особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и
оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и
внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших
растений;
двойное
оплодотворение.
Эволюционное
значение
полового
размножения.
■ Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов
различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства
у одной пары родителей.
■ Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого
размножения.
Биологическое
значение
бесполого
размножения.
Половое
размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы
их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение.
Осеменение и оплодотворение.
■ Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток,
используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и
полового размножения.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие;
полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.
Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие:
дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и
смерть; биология продолжительности жизни(КМ: на примерах из фауны Бурятии).
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном
развитии организма. Критические периоды развития.
Влияние изменений
гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ
(табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и
постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Основы генетики и селекции.
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из
поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования
признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и
свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.
Генотип и фенотип организма; генофонд.
■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.
Молекулярная
структура
гена.
Гены
структурные
и
регуляторные.
Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне
транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и
нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и
признаками.
Закономерности
наследования
Гибридологический
метод
признаков,
изучения
выявленные
наследственности.
Г.
Менделем.
Моногибридное
скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон
Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты
гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя
— закон независимого комбинирования.
Хромосомная
теория
наследственности.
Группы
сцепления
генов.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное
сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме;
генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных
с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование,
неполное
доминирование,
кодоминирование
и
сверхдоминирование)
и
неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении
признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
■
Демонстрация.
Карты
хромосом
человека.
Родословные
выдающихся
представителей культуры.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные,
хромосомные
и
геномные
мутации.
Свойства
мутаций;
соматические
и
генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные
мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль
мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций
генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида
(кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и
дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное
значение
комбинативной
изменчивости.
Закон
гомологических
рядов
в
наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства
модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой
характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной
изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции;
зависимость от генотипа. Управление доминированием.
Методы
изучения
наследственности
человека:
генеалогический,
близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека.
Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер
наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и
вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое
родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода,
штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы
отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление
гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология
и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в
животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение
селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской,
микробиологической и других отраслей промышленности.
■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных(КМ: на
примере
бурятской полугрубошерстной овцы, выведенной Н.Д.Дондоковым),
сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов
культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью(КМ: на примере
новых сортов ягодных культур бурятской селекции).
■ Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов
организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков,
выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное
наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и
растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции.
Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт,
порода, штамм. (КМ: на примерах работ бурятских селекционеров)
■ Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в
поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм.
Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать
необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для
повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения
себестоимости продовольствия.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия
отходов химических производств(КМ: Техносферная безопасность Байкальского
региона).
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки,
нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Тематическое планирование раздела «Общая биология.
Профильный уровень» 10 класс
Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 час
Раздел
Кол
Тема
Колво
-во
часо
1 полугодие
Введение в общую 1в Предмет и задачи общей биологии
часо
1в
биологию
1.
БИОЛОГИ
4 Организация биологических систем
ЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ,
ПРОЦЕССЫ И
ИХ ИЗУЧЕНЕ
2.ЦИТОЛОГИЯ - 4
НАУКА О
КЛЕТКЕ
1
Основные критерии живого
Разнообразие биологических систем и процессов.
1
1
Многообразие живых организмов
Изучение
биологических систем и процессов
1
Цитология как наука. Типы клеточной
История
открытия и изучения клетки.
организации.
1
1
Клеточная теория
Методы изучения клетки. Микроскопия
1
Физико-химические, молекулярно-биохимические
1
методы изучения клетки
3.
19 Химические элементы клетки
1
ХИМИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Вода и ее роль в клетки
1
КЛЕТКИ
Минеральные вещества
1
Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках листа элодеи»
Углеводы
2
Липиды
2
Белки. Состав и строение белков
2
Свойства белков
1
Биологическая роль белков
1
Ферменты
1
Обнаружение органических веществ в
1
биологических объектах и материалах
Строение и функции ДНК
2
Нуклеиновые кислоты. Строение и функции
1
РНК, АТФ
Витамины. Гормоны
1
Обобщение по теме «Химический состав клетки»
1
Зачет по теме
1
«Химический состав клетки»
2 Резервное время
2
4. СТРОЕНИЕ И 20 Мембранный принцип организации
1
ФУНКЦИИ
эукариотическойклетки.
КЛЕТКИ
Лабораторная работа № 5 «Физиологические
свойства клеточной мембраны»
Пути транспорта веществ в клетку
1
Поверхностный аппарат клетки. Клеточная стенка 1
Цитоплазма и ее компоненты.
1
Лабораторная работа № 6 «Движение цитоплазмы в
клетках растений»
Одномембранные органоиды клетки
1
Полуавтономные органоиды клетки
1
Немембранные органоиды
1
Включения
1
Лабораторная работа № 7 «Размеры клеток и
1
внутриклеточных структур»
Зачет по теме «Цитоплазма и ее органоиды»
1
Клеточное ядро. Хромосомы
2
Лабораторная работа № 8
«Морфология хромосом. Кариотип»
Особенности строения растительной клетки
1
Лабораторная работа № 9 «Особенности строения
1
растит. и жив. клеток»
Строение Прокариотической клетки
2
Лабораторная работа № 8 «Морфология хромосом.
Кариотип»
Место и роль прокариот в биосфере
1
Вирусы – неклеточные формы жизни
1
Вирусные инфекции и их профилактика
1
Зачет по теме «Бактерии. Вирусы»
1
Резервное время
2
2
5.
ОБМЕН
16 Ассимиляция и диссимиляция - две стороны
ВЕЩЕСТВ И
обмена веществ
ПРЕВРАЩЕНИ
Пластический обмен. Фотосинтез
Е ЭНЕРГИИ В
Лабораторная работа № 11 «Изучение фотосинтеза
КЛЕТКЕ
и условий его протекания»
1
2
Значение фотосинтеза
1
Хемосинтез
1
Обеспечение клеток энергией.Энергетический
2
обмен
Практическая работа № 7 Решение задач по теме
«Энергетический обмен»
1
Биосинтез белка. Реакции матричного синтеза
1
Этапы биосинтеза белка
2
Практическая работа № 8 «Решение задач по теме
1
Биосинтез белка»
Регуляция активности генов
1
Современное представление о структуре гена.
1
Геном
Обобщение по теме «Обмен веществ и
1
превращение энергии в клетке»
Зачет по теме «Метаболизм»
2 Резервное время
6.ЖИЗНЕННЫЙ 4 Клеточный цикл и его периоды
ЦИКЛ КЛЕТКИ
1
2
1
Деление клетки. Митоз
Лабораторная работа №12«Изучение фаз митоза на
2
постоянном микропрепарате кончика корешка лука»
Нарушение митоза. Амитоз. Эндомитоз
1
7. СТРОЕНИЕ И 16 Организм как единое целое
1
ФУНКЦИИ
Ткани и органы
1
ОРГАНИЗМОВ
Опора тела у растений и беспозвоночных
1
животных
Скелет позвоночных животных
1
Движение организмов
1
Скелетная мускулатура
1
Всего в 1 полугодии 80 часов
2 полугодие
Питание организмов
1
Дыхание организмов
1
Транспорт веществ у организмов. Кровообращение
1
Лимфообращение
1
Выделение у организмов
1
Защита организмов
1
Иммунитет и иммунная система
1
Раздражимость и рефлекторная регуляция у
1
организмов
Размножение и
Гуморальная регуляция у организмов
1
Обобщение
1
19 Формы размножения организмов
2
развитие
Бесполое размножение
организмов
Половое размножение
1
Строение половых клеток Лабораторная работа №
1
14 «Строение половыхклеток»
9. ГЕНЕТИКА -
Мейоз – редукционное деление
2
Гаметогенез у животных
2
Оплодотворение
1
Нерегулярные типы полового размножения
Эмбриогенез
Регуляция эмбрионального развития.
Рост
и развитие индукция
животных
Эмбриональная
Практическая работа № 14 «Примеры
1
1
1
1
1
развития
с метаморфозом»
Размножение
и развитие растений
2
Общие закономерности онтогенеза
Обобщение «Эмбриональное и
1
1
постэмбриональное развитие»
Зачет по теме «Эмбриональное и
1
постэмбриональное развитие»
3 Резервное время
3
2 История становления и развития генетики
1
НАУКА О
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И
Основные генетические понятия и символы.
ИЗМЕНЧИВОСТИ
Методы генетики
ОРГАНИЗМОВ
1
10.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТ
И
18 Моногибридное скрещивание
2
Практическая работа № 15 «Решение задач по теме
«Моногибридное
скрещивание»
Полное
и неполное
доминирование
1
Анализирующее скрещивание
1
Дигибридное скрещивание
3
Практическая работа № 17Решение задач по теме
«Дигибридное скрещивание»
Сцепленное наследование признаков. Хромосомная
2
теория наследственности
Практическая работа № 18 Решение задач по теме
«Сцепленное наследование»
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
2
Практическая работа № 19
Решение задач по теме «Сцепленное с полом
наследование»
Множественное действие и взаимодействие генов
2
Практическая работа № 20 Решение задач
«Наследование групп крови у человека»
Взаимодействие неаллельных генов
3
Практическая работа № 21 Решение задач по теме
«Взаимодействие неаллельных генов»
Обобщение по теме «Закономерности
11.
ЗАКОНОМЕРН
наследственности»
Зачет по теме «Закономерности наследственности»
3 Резервное время
10 Изменчивость признаков
Модификационнаяизменчивость
ОСТИ
Лабораторная работа №15 «Построение
ИЗМЕНЧИВОС
вариационного ряда и вариационной кривой»
Комбинативная изменчивость
1
1
3
1
2
1
ТИ
Мутационная изменчивость
1
Типы мутаций
1
Лабораторная работа № 16
12. ГЕНЕТИКА
ЧЕЛОВЕКА
Закономерности
мутационного
процесса
«Геномные и хромосомные
мутации»
Обобщение по теме «Закономерности
Зачет
по теме «Закономерности изменчивости»
изменчивости»
1 Резервное время
2
1
1
1
8 Геном человека
1
Методы изучения генетики человека
2
Лабораторная работа №17 «Составление и анализ
родословных человека»
Наследственные заболевания человека
2
Лабораторная работа №18
13. СЕЛЕКЦИЯ
ОРГАНИЗМОВ
«Кариотип человека. Хромосомные болезни
Значение
человека»генетики для медицины
Обобщение по теме «Генетика человека»
1
1
Зачет по теме «Генетика человека»
1
6 Селекция как процесс и наука
1
Лабораторная работа №19 «Описание фенотипов
сортов культурных растений и пород дом.
Методы
селекции.
Искусственный
отбор
животных.
Сравнение
их с видами-предками».
Экспериментальный мутагенез. Получение
14.
1
1
полиплоидов
Внутривидовая гибридизация. Гетерозис
1
Отдалённая гибридизация
1
Достижения селекции в России
1
8 Биотехнология как отрасль производства
1
БИОТЕХНОЛО-
Микробиологическая технология
1
ГИЯ
Клеточная технология и инженерия (на примере
1
растений)
Клеточная технология и инженерия (на примере
1
животных)
Хромосомная и генная инженерия
2
Пр. работа № 23
Анализ и оценка этических аспектов развития
Обобщение
по теме «Селекция.
Биотехнология»
некоторых исследований
в биотехнологии
Зачет по теме «Селекция. Биотехнология»
2 Резервное время
1
1
2
Итого во 2 полугодии 90 часов
Всего
170 В т.ч. 50 часов на изучение в т.ч.20 ч.на реализацию 170
рабочей программы по воспитанию
Содержание предмета
Изучение биологии в 11 классе (профильный уровень) - всего 170 часов.
Введение
(1ч).
Историяэволюционногоучения(11ч)
ИдеиразвитияорганическогомиравтрудахфилософовАнтичности.Метафизич
ескийпериодвисториибиологии.СистематикаК.Линнея.Ж.Бюффон–
перваяэволюционнаяконцепция.ЭволюционнаяконцепцияЖ.Б.Ламарка.Значениетр
удовЛамаркадляразвитияэволюционнойидеиибиологии.ЭволюционныеидеиЭ.Ж.С
ентИлера.Борьбаскреационизмом.ЭволюционнаятеорияЧ.Дарвина.Предпосылкивозни
кновениядарвинизма.ЖизньинаучнаядеятельностьЧ.Дарвина.Эволюциякультурны
хформорганизмов.Эволюциявидоввприроде.РазвитиеэволюционнойтеорииЧ.Дарв
ина.Формированиесинтетическойтеорииэволюции.Значениеэволюционного
учения Ч.Дарвина.
Демонстрации:схем,рисунков,слайдов,иллюстрирующихосновныеположен
ияэволюционныхидей,концепцийитеорий;портретовучёныхифилософов.
Микроэволюция(15ч)
Генетическиеосновыэволюции.Элементарныйэволюционныйматериал.Элем
ентарная
единица
эволюции.
Элементарное
эволюционное
явление.
Законгенетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга. Движущие силы
эволюции.Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные
волны идрейф генов. Миграция. Изоляция. Естественный отбор как фактор
эволюции.Предпосылки и механизм действия. Борьба за существование и её
формы.
Сфераиобъектдействияестественногоотбора.Реальностьестественногоотборавприр
оде.Формыестественногоотбора.Творческаяроль.Приспособленностьорганизмовие
ёвозникновение.Относительнаяцелесообразность
приспособлений.Видиегокритерии.Определениевида.Структуравидавприрод
е.Способы видообразования.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, гербариев
растений,коллекцийживотных,иллюстрирующихдействиефакторовэволюции,прис
пособленностьорганизмов.
Лабораторныеработы:№1«Описаниеприспособленностиорганизмовиеёотн
осительногохарактера».№2«Изучениекритериеввида».
Макроэволюция(13ч)
Методыизученияэволюции.Переходныеформыифилогенетическиеряды.Срав
нениефлорыифауныматериков,изучениеостровнойфлорыифауны.Гомология
и
аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства,биогенетический
закон.
Изучение
аминокислотной
последовательности
белков,биохимическаягомология.Моделированиеэволюции.Направленияипутиэво
люции.Путидостижениябиологическогопрогресса.Биологическийрегрессивымира
ние.Соотношениеичередованиенаправленийэволюции.Формынаправленнойэволю
ции.Общиеправила эволюции.
Демонстрации:таблиц,схем,рисунков,слайдов,биогеографическихкарт,иллю
стрирующихметодыизученияэволюции;коллекций,гербариев,ископаемыхостатков
организмов,портретовучёных.
Лабораторнаяработа№3«Ароморфозыиидиоадаптацииурастенийиживотны
х».
Возникновениеиразвитиежизнина Земле(20ч)
ГипотезыитеориивозникновенияжизнинаЗемле.Основныеэтапынеорганичес
койэволюции.Планетарнаяэволюция.Химическаяэволюция.Абиогенныйсинтезорг
аническихвеществ.ОпытС.МиллераиГ.Юри.Образованиеполимеровизмономеров.
Коацерватныекаплиимикросферы.Протеноиды.
Рибозимы.
Формирование
мембран
и
возникновение
пробионтов.Началоорганическойэволюции.Появлениепервыхклеток.Прокариотыи
эукариоты. Гипотезы возникновения эукариот. Возникновение основных
царствэукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное
значение.Основныеэтапыэволюциирастительногомира.Основныеароморфозыииди
оадаптации. Жизнь в воде. Первые растения – водоросли. Выход на
сушу.Первыеспоровыерастения.Освоениеизавоеваниесушипапоротникообразным
и.Усложнениеразмножения.Семенныерастения.Основныечертыэволюциирастител
ьногомира.Основныеэтапыэволюцииживотного мира. Основные ароморфозы и
идиоадаптации.
Первые
животные
–
простейшие.Специализацияиполимеризацияорганелл.Дифференциацияклеток.Пер
выемногоклеточныеживотные.Двуслойныеживотные–кишечнополостные. Первые
трёхслойные
животные
–
плоские
черви.
Выход
изавоеваниеживотнымисуши.Членистоногие.Первыехордовыеживотные.Жизньвв
оде.Рыбы.Второйвыходживотныхнасушу.Земноводные.Завоеваниепозвоночными
животнымисуши.Пресмыкающиеся.Птицы,Млекопитающие. Основные черты
эволюции
животного
мира.
История
Земли
иметодыеёизучения.Ископаемыеорганическиеостатки.Геохронологияиеёметоды.Г
еохронологическаяшкала.РазвитиежизнинаЗемлепоэрамипериодам.Характеристик
аклиматаигеологическихпроцессов.Появление,расцветигибельхарактерныхоргани
змов.
Современнаясистемаорганическогомира.Основныесистематическиегруппыо
рганизмов.Общаяхарактеристикацарстви
надцарств.Современное
состояниеизучениявидов.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих
основныеэтапы развития органического мира на Земле; ископаемых остатков
растений
иживотных,формокаменелостей;гербариеврастений,коллекцийживотных,влажных
препаратовосновных систематических группорганизмов.
Человек-биосоциальнаясистема(27ч)
Антропология–
наукаочеловеке.Разделы,задачи,методы.Становлениепредставленийопроисхожден
иичеловека.Религиозныевоззрения.Научныетеории. Сходства и отличия человека
и
животных.
Систематическое
положениечеловека.Свидетельствасходствачеловекасживотными.Движущиесилыа
нтропогенеза.
Наследственная
изменчивость
и
естественный
отбор.
Групповоесотрудничествоиобщение.Орудийнаядеятельностьипостоянныежилища.
Соотношениебиологическихисоциальныхфакторов.Основныестадииантропогенеза
.Находкиископаемыхостатков,времясуществования,рост,объёммозга,образжизни,о
рудия.Эволюциясовременногочеловека.Естественныйотборвпопуляциях.Биологич
ескаяэволюцияиндивидов.Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные
волны
и
дрейф
генов,миграцияи«эффектоснователя»впопуляцияхсовременногочеловека.Человече
скиерасы.Понятиеорасе.Времяиместовозникновениярас.Гипотезы полицентризма
и
моноцентризма.
Причины
и
механизмы
расогенеза.Единствочеловеческихрас.Критикасоциальногодарвинизмаирасизма.П
риспособленностьчеловекакразнымусловиямсреды.Адаптивныетипылюдей.
Человек
как
часть
природы
и
общества.
Уровни
организации
человека.Структурыуровней,происходящиепроцессы иих взаимосвязь.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих внешний
обликиобразжизнипредковчеловека,структурнофункциональнуюорганизациюсистем
органов
тела
человека;
муляжей
окаменелостей,
предметов
материальнойкультурыпредковчеловека;
примеровздорового образажизни.
Лабораторнаяработа№4«Изучениеэкологическихадаптацийчеловека».
Экология–наукаонадорганизменныхсистемах(2ч)
ЗарождениеиразвитиеэкологиивтрудахА.Гумбольдта,К.Ф.Рулье,Н.А.Северц
ова,
Э.Геккеля,
Ф.Клементса,
В.Шелфорда,
А.Тенсли,
В.Н.Сукачёва,Ч.Элтона.Разделыизадачиэкологии.Связьэкологиисдругиминауками
.Методы.
Демонстрации:схем,рисунков,слайдов,показывающихразличныеметодыэко
логическихисследований,приборов,портретовучёных.
Организмыисредаобитания(21ч)
Средыобитанияорганизмов.Ихособенности.Приспособленияорганизмов
кжизни в разных средах обитания. Экологические факторы и закономерности
ихдействия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум
иограничивающийфактор.ПравиломинимумаЮ.Либиха.Экологическиеспектрыорг
анизмов.Эврибионьныеистенобионтныеорганизмы.Классификацияэкологических
факторов.Абиотическиефакторы.Светиегодействиенаорганизмы.Экологическиегр
уппырастенийиживотныхпоотношению к свету. Сигнальная роль света.
Фотопериодизм. Температура и еёдействиенаорганизмы.
Пойкилотермныеигомойотермныеорганизмы.Температурныеприспособлени
яорганизмов.Влажностьиеёдействиенаорганизмы.Приспособленияорганизмовкпод
держаниюводногобаланса.Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф.
Погодные
и
климатическиефакторы.Приспособленияорганизмовкдействиюабиотическихфакто
ров.Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным
изменениямусловий среды. Жизненные формы организмов. Особенности строения
и
образажизни.Биотическиефакторы.Видыбиотическихвзаимодействий.Значениебио
тических взаимодействий для существования организмов в среде обитания
ивсообществах.
Демонстрации:таблиц,схем,рисунков,слайдов,показывающихдействиеэколо
гических
факторов
на
организмы,
биотические
взаимоотношения
междуорганизмами.
Лабораторные работы №5 «Сравнение анатомических особенностей
растенийиз разных мест обитания», №6 «Методы измерения эдафических
факторов средыобитания»,№7«Описаниежизненныхформ урастенийи животных».
Экологическаяхарактеристика видаипопуляции(11ч)
Экологическаянишавида.МногомернаямодельэкологическойнишиДж.Хатчи
нсона.Размерыэкологическойнишииеёсмена.Экологическаяхарактеристика
популяции.
Популяция
как
биологическая
система.
Основныепоказателипопуляции.Экологическаяструктурапопуляции.Динамикапоп
уляциииеёрегуляция.Типыдинамикипопуляции.Кривыевыживания.Регуляциячисл
енностипопуляции.Факторысмертностииёмкостьсреды.
Демонстрации:схем,рисунков,графиков,иллюстрирующихпроцессы,происх
одящиевпопуляциях;гербариевиколлекцийрастенийиживотных,принадлежащих
кразнымэкологическим расамодноговида.
Лабораторныеработы№8«Изучениеэкологическойнишиуразныхвидоврасте
ний и животных», №9 «Рост популяции мучного хрущака при разной
еёплотностииограниченностиресурсовсреды».
Сообществаиэкологическиесистемы(17ч)
Сообщества организмов: структуры и связи. Биогеоценоз. Его структуры,
связимеждуорганизмами.Экосистемы.Структурныекомпонентыэкосистемы.Круго
воротвеществипотокиэнергии.Трофическиеуровни.Трофическиецепиисети.Основн
ыепоказатели.Экологическиепирамиды.Свойствабиогеоценозовидинамикасообще
ств.Циклическиеизменения.Сукцессии.Природныеэкосистемы.Экосистемыозера.С
мешанноголева.Структурныекомпонентыитрофическаясетьприродныхэкосистем.
Антропогенныеэкосистемы.Агроэкосистемы.Отличияагроэкосистемотбиогеоцено
зов.Урбоэкосистемы.Ихосновныекомпоненты.Городскаяфлораифауна.Биологичес
коеихозяйственноезначениеагроэкосистемиурбоэкосистем.Биоразнообразие–
основаустойчивостисообществ.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий,
показывающихвлияние абиотических и биотических факторов на организмы,
структуру и связивэкосистемах,способовэкологическогомониторинга.
Лабораторнаяработа№10«Моделированиеструктурипроцессов,происходящ
их вэкосистемах».
Биосфера–глобальнаяэкосистема(8ч)
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в
трудахЭ.Зюсса,В.И.Вернадского.Областибиосферыиеёсостав.Живоевеществобиос
ферыиегофункции.Закономерностисуществованиябиосферы.Особенностибиосфер
ыкакглобальнойэкосистемы.Круговоротывеществибиогеохимическиециклы.Ритми
чностьявленийвбиосфере.Зональностьбиосферы.Основныебиомысуши.Климат,рас
тительныйиживотныймиросновных биомовсуши.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий,
показывающихструктурные компоненты биосферы, биогеохимические процессы
круговоротавеществипревращениеэнергиивбиосфере,разнообразиеосновныхбиомо
вЗемли.
Человекиокружающаясреда(15ч)
Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека.
Антропобиосфера.Переход биосферы и ноосферу. Воздействие человека на
биосферу. Загрязнениевоздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной
среды.
Охрана
водныхресурсов.Разрушениепочвыиизменениеклимата.Охранапочвенныхресурсов
ивоздуха.Антропогенноевоздействиенарастительныйиживотныймир.Охрана
растительного
и
животного
мира.
Проблемы
охраны
природы.
Красныекниги.ООПТ.Ботаническиесадыизоологическиепарки.Рациональноеприро
допользование
и
устойчивое
развитие.
Истощение
природных
ресурсов.Концепция устойчивого развития.«Повестка дня на XXI век».
Сосуществованиечеловека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика.
Модели управляемогомира.
Демонстрации: слайдов, фильмов, иллюстрирующих воздействие человека
набиосферу,мероприятийпорациональномуприродопользованию,охраневод,воздух
а,почвы,растительногоиживотногомира,фотографийохраняемыхрастенийиживотн
ых Краснойкниги РФ,портретовучёных.
Заключение(7ч)
Обобщениеитестированиепоразделу.
Значениебиологическихзнанийдлячеловечества.Перспективыразвитиясовременно
йбиологии.
Резервныйурок(2ч)
Тематическое планирование раздела «Общая биология.
Профильный уровень» 11 класс
(5 часов в неделю, 170 часов в год).
№
п/п
Тема
Количество часов,
отведенных
на изучение темы
1 полугодие
1
Введение
1
2
История эволюционного учения
11
3
Микроэволюция
15
2
Макроэволюция. Биологические последствия
приобретения приспособлений
13
3
Возникновение и развитие жизни на Земле
20
4
Человек - биосоциальная система
21
Итого в 1 полугодии 81 час
2 полугодие
4а
Человек - биосоциальная система
6
5
Экология – наука о надорганизменных системах
2
6
Организмы и среда обитания
21
7
Экологическая характеристика вида и популяции
11
8
Сообщества и экологические системы
17
9
Биосфера – глобальная экосистема
8
10
Человек и окружающая среда
15
11
Обобщение
3
12
Тестирование
1
13
Заключение
3
14
Резервный урок
2
Итого во 2 полугодии 89 часов
Всего в учебном году
170 часов