Рабочая программа 11 класс (база)

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса составлена в
соответствии с требованиями:


федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего (полного) общего образования;


примерной программы среднего (полного) общего образования по

биологии (базовый уровень);


программы воспитания муниципального общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана
в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы
воспитания» от 02.06.2020г;
 программы среднего (полного) общего образования. Биология.
Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И.
Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2017 г.


основной образовательной программы среднего (полного) общего

образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;


учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-

Удэ» на 2020-2021 учебный год;
 федерального перечня учебников;
 положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» для
11 класса (концентрический курс, базовый уровень) разработана учителем
биологии СугракшиевойСоелмой Владимировной для параллели 11-х классов
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и

реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
общего образования.
Личностные:
-реализация этических установок по отношению к биологическим
открытиям, исследованиям и их результатам;
-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья
своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-

сформированность

получение

нового

знания

познавательных
в

области

мотивов,

биологии

в

направленных
связи

с

на

будущей

профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с
сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные:
составляющими

-овладение

исследовательской

и

проектной

деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника,

научно-популярной

литературе,

биологических

словарях

и

справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации

своей

позиции,

сравнивать

разные

точки

зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
2

-характеристика

содержания

биологических

теорий

(клеточная,

эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;
законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся
учёных в развитие биологической науки;
-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток:
растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических;
организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и
процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение,
действие

искусственного

и

естественного

отбора,

формирование

приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании
научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование
современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем;
-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой
природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей
среды; необходимости сохранения многообразия видов;
-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
-решение элементарных биологических задач; составление элементарных
схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
-описание особей видов по морфологическому критерию;
-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания,
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных
изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на
биологических моделях;
3

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и
неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка
выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической
информации, получаемой из разных источников;
-оценка

этических

аспектов

некоторых

исследований

в

области

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное
изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
-

овладение

умениями

и

навыками

постановки

биологических

экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
-обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
природной среде.
Содержание тем учебного курса
Глава I. Вид. (21 ч)
Тема 1.1. История эволюционных идей (4 часа)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение.
Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный
характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения,
его синтетический характер.
Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К.
Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения
учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
4

Значение
органического

данных
мира.

других

наук

Комплексность

для

доказательства

методов

изучения

эволюции

эволюционного

процесса.
Демонстрации.
Гербарные

Карта-схема

материалы,

показывающие

маршрута

фотографии,

индивидуальную

путешествия

коллекции,

изменчивость

и

другие

Ч.Дарвина.
материалы,

разнообразие

сортов

культурных растений и пород домашних животных.
Тема 1.2. Современное эволюционное учение. (8ч+1 час контр.)
Вид. Критерии

вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.

Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная
единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции.
Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность
особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за
существование. Борьба за существование как основа естественного отбора.
Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль
естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых
видов.
Возникновение

адаптаций

и

их

относительный

характер.

Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными
популяциями,

решения

проблем

охраны

природы

и

рационального

природопользования.Краеведческий материал (КМ): оз. Байкал – объект
Всемирного

наследия;

Заповедное

подлеморье;

заповедники,

заказники,

национальные парки (ООПТ Забайкалья).
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции.
Макроэволюция и филогенез.

5

Дифференциация

организмов

в ходе филогенеза

как

выражение

прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи
с их функцией. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюционного процесса.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрации.
Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие
силы эволюции», «Образование новых видов» (КМ: пример – расы
байкальского омуля), «Сходство начальных стадий эмбрионального развития
позвоночных».

Гербарные

материалы,

фотографии,

коллекции,

другие

материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде
обитания и результаты видообразования(КМ: фото организмов из байкальской
флоры и фауны). Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения
и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы
видообразования

и

соотношение

путей

прогрессивной

биологической

эволюции.
Лабораторные

работы.

Описание

особей

вида

по

морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (КМ: на примере
живых организмов флоры и фауны Забайкалья) .
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир
как результат эволюции. Краткая история развития органического мира.
Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления
эволюции различных групп растений и животных.
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации
живых организмов.
6

Демонстрации окаменелостей, отпечатков растений и животных в
древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных
эр и периодов.
Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни.
Тема 1.4. Происхождение человека (4+1 час контр.обобщ)
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы
антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные
этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и
расообразование. Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные
типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование
природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности
человека на биосферу.
Демонстрация.

Модели

скелетов

человека

и

позвоночных

животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной
культуры.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков
сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их
родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Глава II. Экосистемы. (13 ч)
Тема 2.1. Экологические факторы. Структура экосистем (7 часа)
Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы.
Биотические факторы.
Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема (КМ: на примере р.
Селенга). Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем.
Искусственные сообщества – агроценозы(КМ: посевы пшеницы, гречихи).
7

Демонстрации.

Наглядные

материалы,

демонстрирующие

влияние

экологических факторов. Примеры симбиоза в природе (КМ: использование
примеров

симбиотических

организмов,

обитающих

на

Байкальской

территории).
Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы,
демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды (КМ:
использование примеров п.ц., п.с., э.п. с организмами из флоры и фауны
Забайкалья) ; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных
изменений в экосистемах своей местности.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум).
Решение экологических задач.
Тема 2.2. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции
живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические
процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского
о

биосфере.

Роль

живых

организмов

в

биосфере.

Биомасса

Земли.

Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот
воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал,
отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Тема 2.3. Биосфера и человек (3часа +1 час зачет).
Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на
биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и
национальные программы оздоровления природной среды. Последствия
8

деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в
природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных
ресурсов(КМ: Байкальская проблема рационального природопользования).
Демонстрация:
•

таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы;

•

схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

•

влияние хозяйственной деятельности человека на природу;

•

модели-аппликации «Биосфера и человек»;

•

карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки.

Красная книга (КМ: ООПТ Бурятии; Красная книга Бурятии)

Тематическое планирование
Наименование тем

Число часов

Глава I. Вид. (21 час)
Тема 1.1. История эволюционных идей

4

Тема 1.2. Современное эволюционное учение.

8

Контрольная работа

1

Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле

3

Первое полугодие

16 часов

Тема 1.4. Происхождение человека

4

Зачет

1

Глава II. Экосистемы. (13 часов)
Тема 2.1. Экологические факторы. Структура экосистем.

7

Тема 2.2. Биосфера - глобальная экосистема

2

Тема 2.3. Биосфера и человек

3

Заключительный урок

1

Второе полугодие

18 часов
9

Итого за год:

34 часа в
т.ч.10 ч. на
реализацию
рабочей
программы
по
воспитанию

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».