Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса составлена в
соответствии с требованиями:
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего (полного) общего образования;
примерной программы среднего (полного) общего образования по
биологии (базовый уровень);
программы воспитания муниципального общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана
в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы
воспитания» от 02.06.2020г;
программы среднего (полного) общего образования. Биология.
Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И.
Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2017 г.
основной образовательной программы среднего (полного) общего
образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-
Удэ» на 2020-2021 учебный год;
федерального перечня учебников;
положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» для
11 класса (концентрический курс, базовый уровень) разработана учителем
биологии СугракшиевойСоелмой Владимировной для параллели 11-х классов
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и
реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
общего образования.
Личностные:
-реализация этических установок по отношению к биологическим
открытиям, исследованиям и их результатам;
-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья
своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-
сформированность
получение
нового
знания
познавательных
в
области
мотивов,
биологии
в
направленных
связи
с
на
будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с
сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные:
составляющими
-овладение
исследовательской
и
проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника,
научно-популярной
литературе,
биологических
словарях
и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации
своей
позиции,
сравнивать
разные
точки
зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
2
-характеристика
содержания
биологических
теорий
(клеточная,
эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;
законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся
учёных в развитие биологической науки;
-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток:
растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических;
организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и
процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение,
действие
искусственного
и
естественного
отбора,
формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании
научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование
современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем;
-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой
природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей
среды; необходимости сохранения многообразия видов;
-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
-решение элементарных биологических задач; составление элементарных
схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
-описание особей видов по морфологическому критерию;
-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания,
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных
изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на
биологических моделях;
3
-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и
неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка
выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической
информации, получаемой из разных источников;
-оценка
этических
аспектов
некоторых
исследований
в
области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное
изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
-
овладение
умениями
и
навыками
постановки
биологических
экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
-обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
природной среде.
Содержание тем учебного курса
Глава I. Вид. (21 ч)
Тема 1.1. История эволюционных идей (4 часа)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение.
Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный
характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения,
его синтетический характер.
Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К.
Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения
учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
4
Значение
органического
данных
мира.
других
наук
Комплексность
для
доказательства
методов
изучения
эволюции
эволюционного
процесса.
Демонстрации.
Гербарные
Карта-схема
материалы,
показывающие
маршрута
фотографии,
индивидуальную
путешествия
коллекции,
изменчивость
и
другие
Ч.Дарвина.
материалы,
разнообразие
сортов
культурных растений и пород домашних животных.
Тема 1.2. Современное эволюционное учение. (8ч+1 час контр.)
Вид. Критерии
вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.
Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная
единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции.
Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность
особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за
существование. Борьба за существование как основа естественного отбора.
Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль
естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых
видов.
Возникновение
адаптаций
и
их
относительный
характер.
Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными
популяциями,
решения
проблем
охраны
природы
и
рационального
природопользования.Краеведческий материал (КМ): оз. Байкал – объект
Всемирного
наследия;
Заповедное
подлеморье;
заповедники,
заказники,
национальные парки (ООПТ Забайкалья).
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции.
Макроэволюция и филогенез.
5
Дифференциация
организмов
в ходе филогенеза
как
выражение
прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи
с их функцией. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюционного процесса.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрации.
Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие
силы эволюции», «Образование новых видов» (КМ: пример – расы
байкальского омуля), «Сходство начальных стадий эмбрионального развития
позвоночных».
Гербарные
материалы,
фотографии,
коллекции,
другие
материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде
обитания и результаты видообразования(КМ: фото организмов из байкальской
флоры и фауны). Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения
и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы
видообразования
и
соотношение
путей
прогрессивной
биологической
эволюции.
Лабораторные
работы.
Описание
особей
вида
по
морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (КМ: на примере
живых организмов флоры и фауны Забайкалья) .
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир
как результат эволюции. Краткая история развития органического мира.
Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления
эволюции различных групп растений и животных.
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации
живых организмов.
6
Демонстрации окаменелостей, отпечатков растений и животных в
древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных
эр и периодов.
Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни.
Тема 1.4. Происхождение человека (4+1 час контр.обобщ)
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы
антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные
этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и
расообразование. Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные
типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование
природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности
человека на биосферу.
Демонстрация.
Модели
скелетов
человека
и
позвоночных
животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной
культуры.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков
сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их
родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Глава II. Экосистемы. (13 ч)
Тема 2.1. Экологические факторы. Структура экосистем (7 часа)
Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы.
Биотические факторы.
Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема (КМ: на примере р.
Селенга). Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем.
Искусственные сообщества – агроценозы(КМ: посевы пшеницы, гречихи).
7
Демонстрации.
Наглядные
материалы,
демонстрирующие
влияние
экологических факторов. Примеры симбиоза в природе (КМ: использование
примеров
симбиотических
организмов,
обитающих
на
Байкальской
территории).
Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы,
демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды (КМ:
использование примеров п.ц., п.с., э.п. с организмами из флоры и фауны
Забайкалья) ; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных
изменений в экосистемах своей местности.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум).
Решение экологических задач.
Тема 2.2. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции
живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические
процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского
о
биосфере.
Роль
живых
организмов
в
биосфере.
Биомасса
Земли.
Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот
воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал,
отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Тема 2.3. Биосфера и человек (3часа +1 час зачет).
Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на
биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и
национальные программы оздоровления природной среды. Последствия
8
деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в
природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных
ресурсов(КМ: Байкальская проблема рационального природопользования).
Демонстрация:
•
таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы;
•
схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
•
влияние хозяйственной деятельности человека на природу;
•
модели-аппликации «Биосфера и человек»;
•
карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки.
Красная книга (КМ: ООПТ Бурятии; Красная книга Бурятии)
Тематическое планирование
Наименование тем
Число часов
Глава I. Вид. (21 час)
Тема 1.1. История эволюционных идей
4
Тема 1.2. Современное эволюционное учение.
8
Контрольная работа
1
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле
3
Первое полугодие
16 часов
Тема 1.4. Происхождение человека
4
Зачет
1
Глава II. Экосистемы. (13 часов)
Тема 2.1. Экологические факторы. Структура экосистем.
7
Тема 2.2. Биосфера - глобальная экосистема
2
Тема 2.3. Биосфера и человек
3
Заключительный урок
1
Второе полугодие
18 часов
9
Итого за год:
34 часа в
т.ч.10 ч. на
реализацию
рабочей
программы
по
воспитанию
10