Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса составлена в соответствии с требованиями: федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень); программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания» от 02.06.2020г; программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2017 г. основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан- Удэ» на 2020-2021 учебный год; федерального перечня учебников; положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» для 11 класса (концентрический курс, базовый уровень) разработана учителем биологии СугракшиевойСоелмой Владимировной для параллели 11-х классов МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Планируемые результаты изучения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по биологии и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные: -реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; -признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; - сформированность получение нового знания познавательных в области мотивов, биологии в направленных связи с на будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. Метапредметные: составляющими -овладение исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: 2 -характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки; -выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; -приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; -умение пользоваться биологической терминологией и символикой; -решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); -описание особей видов по морфологическому критерию; -выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях; 3 -сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения. 2. В ценностно-ориентационной сфере: -анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников; -оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). 3. В сфере трудовой деятельности: - овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. 4. В сфере физической деятельности: -обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде. Содержание тем учебного курса Глава I. Вид. (21 ч) Тема 1.1. История эволюционных идей (4 часа) Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. 4 Значение органического данных мира. других наук Комплексность для доказательства методов изучения эволюции эволюционного процесса. Демонстрации. Гербарные Карта-схема материалы, показывающие маршрута фотографии, индивидуальную путешествия коллекции, изменчивость и другие Ч.Дарвина. материалы, разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных. Тема 1.2. Современное эволюционное учение. (8ч+1 час контр.) Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.Краеведческий материал (КМ): оз. Байкал – объект Всемирного наследия; Заповедное подлеморье; заповедники, заказники, национальные парки (ООПТ Забайкалья). Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. 5 Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюционного процесса. Доказательства эволюции органического мира. Демонстрации. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов» (КМ: пример – расы байкальского омуля), «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования(КМ: фото организмов из байкальской флоры и фауны). Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Лабораторные работы. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (КМ: на примере живых организмов флоры и фауны Забайкалья) . Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов. 6 Демонстрации окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Тема 1.4. Происхождение человека (4+1 час контр.обобщ) Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу. Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры. Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. Глава II. Экосистемы. (13 ч) Тема 2.1. Экологические факторы. Структура экосистем (7 часа) Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема (КМ: на примере р. Селенга). Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы(КМ: посевы пшеницы, гречихи). 7 Демонстрации. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов. Примеры симбиоза в природе (КМ: использование примеров симбиотических организмов, обитающих на Байкальской территории). Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды (КМ: использование примеров п.ц., п.с., э.п. с организмами из флоры и фауны Забайкалья) ; круговорот веществ и энергии в экосистеме. Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. Тема 2.2. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа) Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода). Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы. Тема 2.3. Биосфера и человек (3часа +1 час зачет). Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Последствия 8 деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов(КМ: Байкальская проблема рационального природопользования). Демонстрация: • таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; • схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; • влияние хозяйственной деятельности человека на природу; • модели-аппликации «Биосфера и человек»; • карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки. Красная книга (КМ: ООПТ Бурятии; Красная книга Бурятии) Тематическое планирование Наименование тем Число часов Глава I. Вид. (21 час) Тема 1.1. История эволюционных идей 4 Тема 1.2. Современное эволюционное учение. 8 Контрольная работа 1 Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле 3 Первое полугодие 16 часов Тема 1.4. Происхождение человека 4 Зачет 1 Глава II. Экосистемы. (13 часов) Тема 2.1. Экологические факторы. Структура экосистем. 7 Тема 2.2. Биосфера - глобальная экосистема 2 Тема 2.3. Биосфера и человек 3 Заключительный урок 1 Второе полугодие 18 часов 9 Итого за год: 34 часа в т.ч.10 ч. на реализацию рабочей программы по воспитанию 10