Рабочая программа 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 10 класса соответствует:
 Федеральному образовательному стандарту среднего(полного)
образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
 Примерной образовательной программе среднего (полного) образования;
 Программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана

в

соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 основной образовательной программе среднего (полного) образования
(10-11кл) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ» на
2021-2022 у.г.;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 Рабочая программа разработана учителем географии Бурхиновой А.В.
для параллели 10-х классов гимназии.
 Данная программа предусматривает использование дистанционных форм
обучения при помощи различных технологий, таких как интернетобучение и сетевая технология через учебные платформы: Якласс, РЭШ,
ZOOM, а также электронная почта, электронный дневник, viber, whatsup.
 Данная программа рассчитана на один учебный год – 35часов, 1 час в
неделю.

Планируемые результаты изучения географии 10 класса
(ФГОС)
В

соответствии

стандартом

с

данная

Федеральным
рабочая

государственным

программа

образовательным

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса
по предмету и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты
освоения учебного предмета:
Программа

позволяет

добиваться

следующих

результатов

освоения

образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2)

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего
поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых
объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений,
рассуждений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) представления о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении филологических задач;
У учащихся должны быть сформированы:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание
единства

географического

пространства

России

как

единой

среды

проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение
гуманистических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;

3.Формирование личностных представлений о целостности природы,
населения и хозяйства Земли.
4.

Формирование

уважительного

отношения

к

истории,

культуре,

национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере
5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении

и

общественной

жизни

в

пределах

возрастных

компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и
экономических особенностей
6.

Развитие

нравственных

морального
чувств

и

сознания

и

нравственного

компетентности
поведения,

в

решении

осознанного

и

в

и

ответственного отношения к собственным поступкам
7.

Формирование

коммуникативной

компетентности

общении

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской,
творческой и других видов деятельности
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах
9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи

11. Развитие

эмоционально

-

ценностного отношения

к природе,

эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1)

определять

последовательность

промежуточных

целей

и

соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5)

создавать,

применять

и

преобразовывать

знаково-символические

средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных литературоведческих проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.)
для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации
учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентности);
3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения
задач;
7)

интерпретировать

информации

(структурировать,

презентовать

полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций

и

учёта

интересов;

слушать

партнёра;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
Знать:
Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран,
ихэтногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения,основные

направления

миграций;

проблемы

современнойурбанизации.
Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых
религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.
Географические особенности отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещение его основных отраслей
Уметь:
Определять

и

сравнивать

по

разным

источниками

информации

географическиетенденции развития природных, социально-экономических
и геоэкологических объектов,процессов и явлений; оценивать и объяснять
демографическую

ситуацию,

уровни

урбанизации

территориальной

концентрации

населения.Географиякультуры,

религий,

цивилизаций(4

часа)Культура как путь разрешения всех острейших проблем человечества.
Мировые религии.Цивилизации Востока и Запада.Учащиеся должны
составлять

реферат,

презентацию;

участвовать

в

обсуждении

проблемныхвопросов, включаться в дискуссию; работать с различными
видами текста,содержащимигеографическую информацию.
Этапы формирования политической карты мира, формы правления,
государственный строй, типологию стран на политической карте мира.
Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы,
таблицы,графики на основе статистических данных и делать на их основе
выводы; составлятьпрезентации; участвовать в обсуждении проблемных
вопросов.Оценивать

и

объяснять

территориальную

концентрацию

производства, степеньприродных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий.
Оценивать и объяснять:
Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, ихдемографическую
ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрациинаселения
и производства, степень природных, антропогенных и техногенных
измененийотдельных территорий.Составлять:Комплексную географическую
характеристику странмира,таблицы,картосхемы, диаграммы, отражающие
географические закономерности различныхявлений
территориальные

взаимодействия.Глобальные

и процессов, их

проблемы

человечества

(5часов)Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Сырьевая, демографическая,продовольственная, экологическая проблемы
как

особо

приоритетные,

пути

их

решения.Проблема

преодоления

отсталости развивающихся стран. Географические аспектыкачества жизни
населения.

Роль

географии

человечества.Учащиеся должны:

в

решении

глобальных

проблем

Оценивать иобъяснять:Экологические

ситуации в отдельных странах и регионах;тенденции и путиразвития

современного

мира,

выявлять

взаимосвязи

глобальныхпроблем

человечества.
УМК по курсу «Экономическая и социальная география мира»
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира,
10 класс, Просвещение, Москва 2018.
Дополнительная литература:
1. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к
учебнику для 10класса М., «Дрофа», 2004 г.
3.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной
географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
4. А.А. Летягин. Тесты по географии 6-10 классы. Учебно-методическое
пособие. -М. Астрель, АСТ, 20016.. В.В. Барабанова, Э.М. Амбарцумова,
С.Ю. Дюкова. Единый государственный экзамен 2007, 2008, 2009.
География.

Учебно-тренировочные

материалы

для

подготовки

учащихся./ФИПИ М: Интеллект–Центр, 2007, 2008, 20097. 5. В.И. Сиротин.
Программно-методические

материалы.

География.

10-11

кл.-М.:

Дрофа,20009. Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10–11
классы.–М.:Дрофа 2005.
6. Мультимедийные обучающие программы. Ресурсы Интернет.
Содержание программы учебного предмета
Раздел, тема

№

Содержание

п/п
1. Введение

Что

изучает

экономическая

и

социальная

география мира. Знакомство с учебником и
атласом.
2. Раздел I.

Общая Многообразие стран современного мира. Влияние

характеристика

международных отношений на политическую

мира.

карту мира. Государственный строй стран мира.

Тема

1.

Политическая география.

Современная
политическая
карта

мира(6

часов)
3. Тема 2. Природа и Взаимодействие общества и природы. Мировые
в природные

человек
современном мире

ресурсы.

Загрязнение

и

охрана

окружающей

среды.

Географическоересурсоведение и геоэкология.
№1 Определение обеспеченности стран запасами
основных

видов

топливных

ресурсов

при

современном уровне добычи.
№2 Характеристика природных ресурсов Земли.
Классификация. Размещение.
4. Тема 3.География Численность
населения мира

и

воспроизводство

населения.

Состав (структура) населения. Размещение и
миграция

населения.

Городское

и

сельское

население.
№3

Построение

половозрастной

пирамиды

населения одной из стран мира.
№4 Объяснение особенностей населения одной из
стран (региона) мира.
5. Тема

4.

Научно- Научно-техническая

техническая
революция

хозяйство.
и структура

мировое хозяйство размещения.

революция.

Отраслевая
мирового

и

Мировое

территориальная

хозяйства.

Факторы

6. Тема 5. География География

промышленности.

География

отраслей мирового сельского хозяйства и рыболовства. География
хозяйства.

транспорта.

Всемирные

экономические

отношения.
№5 Характеристика одной из отраслей мирового
хозяйства.
№6 Группировка стран на политической карте
мира.
7. РазделII.
Региональная

Зарубежная Европа. Зарубежная Азия. Австралия.
Африка. Северная Америка. Латинская Америка

характеристика
мира.

Календарно-тематическое планирование
I четверть
Введение

1

Раздел I. Общая характеристика мира.
Тема 1. Современная политическая карта мира

5

Многообразие стран современного мира.

1

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

1

Государственный строй стран мира. Политическая география.

1

Зачет по политической карте мира.

1

Тема 2. Природа и человек в современном мире

5

Взаимодействие общества и природы.

1

Мировые природные ресурсы.

1

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

Географическоересурсоведение и геоэкология.

1

№1 Определение обеспеченности стран запасами основных видов
топливных ресурсов при современном уровне добычи.
№2 Характеристика природных ресурсов Земли. Классификация.
Размещение.
Итого за I четверть

9
II четверть

Тема 3. География населения мира

4

Численность и воспроизводство населения.

1

Состав (структура) населения.

1

Размещение и миграция населения.

1

Городское и сельское население.

1

№3 Построение половозрастной пирамиды населения одной из стран
мира. №4 Объяснение особенностей населения одной из стран
(региона) мира.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство

4

Научно-техническая революция.

1

Мировое хозяйство.

1

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

Факторы размещения.

1

Обобщение по теме.
Итого за II четверть

8
III четверть

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

5

География промышленности.

1

География сельского хозяйства и рыболовства.

1

География транспорта.

1

Всемирные экономические отношения

1

№5 Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства.

1

№6 Группировка стран на политической карте мира.
Раздел II. Региональная характеристика мира.
Тема 6. Зарубежная Европа.

2

Общая характеристика Зарубежной Европы. №7 Определение ЭГП 1
страны.
Расселение и хозяйство ЗЕ.

1

Субрегионы и стары ЗЕ. №8 Составление сравнительной экономико- 1
географической характеристики двух стран
Итого за III четверть

8
IV четверть

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.

2

Общая характеристика Зарубежной Азии.

1

Китай. Япония. Индия. Австралия. №9 Определение ЭГП страны.

1

Тема 8. Африка

2

Общая характеристика Африки.

1

Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР. №11 Определение 1
ЭГП страны.
Тема 9. Северная Америка.

2

Общая характеристика Северной Америки.

1

Общая

характеристика

сравнительной

США.

Канада.

экономико-географической

№12

Составление 1

характеристики

двух

стран.
Тема 10. Латинская Америка

2

Общая характеристика Латинской Америки.

1

Бразилия. Мексика. №13 Характеристика отдельной страны по 1
плану. (с. 337)
Итого за IV четверть
В т.ч. 10 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».