Пояснительная записка Рабочая программа по химии для учащихся 11 класса соответствует: Федеральному образовательному стандарту среднего общего образования; Примерной образовательной программе среднего общего образования; Авторской программе по предмету «Рабочие программы. Химия. 10-11 классы: учебно-методическое пособие \ сост. О.С.Габриелян– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 409 с.». Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; Программе учреждения воспитания муниципального «Лингвистическая гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; Федеральному перечню учебников; Положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; Рабочая программа разработана учителем химии Шишкиной Т.И. для параллели 11-х классов гимназии. Рабочая программа предусматривает использование дистанционных форм обучения при помощи различных технологий, таких как интернет-обучение и сетевая технология через учебные платформы: Якласс, РЭШ, ZOOM, а также электронная почта, электронный дневник, viber, whatsup. Программа рассчитана на один учебный год –34 часа, 1 час в неделю (базовый уровень). Планируемые результаты изучения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая следующих личностных, программа метапредметных обеспечивает и формирование предметных результатов школьного курса химии и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего общего образования. Личностные результаты учебного предмета: у учащихся будут сформированы: -в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку; -в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности; -в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ; -формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории; -формирование целостной естественнонаучной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами; -ответственное отношение к учению; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; У учащихся могут быть сформированы: -первоначальные представления о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; -критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; -креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении химических задач; У учащихся должны быть сформированы: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; -формирование личностных представлений о целостности природы; -формирование уважительного отношения к истории, культуре, осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; -развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности; -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; -формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: Регулятивные результаты Ученик научится: -использовать умения и навыки деятельности, применять основные различных методы видов познавательной познания (системно- информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности; -владеть основными интеллектуальными операциями (формулировка гипотез, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов); познать объекты окружающего мира от общего через особенное к единичному; -уметь выдвигать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; -уметь определять цели и задачи деятельности, реализации цели и применять их на практике; выбирать средства -использовать различные источники для получения химической информации, понимать зависимость содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата; -уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; -уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; -владеть языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения); -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -планировать пути достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -соотносить свои действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности; - определять источники химической информации, получать и анализировать её, создавать информационный продукт и его презентовать; -использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявлять причинно-следственные связи и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания; -уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; -генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации. -составлять план и последовательность действий; Ученик получит возможность научиться: -определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; -предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; -осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; -выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; -концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; Познавательные результаты ученик научится: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -использовать общие приёмы решения задач; -применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; -осуществлять смысловое чтение; -создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; -самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; -понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; -понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; -находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации. ученик получит возможность научиться: -устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; -формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности); - видеть химическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; -выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; -планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; -выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; -интерпретировать информации (структурировать, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); -оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); -устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения. Коммуникативные результаты ученик научится: -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; -взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; -разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета Ученик на базовом уровне научится: -понимать изученные понятия, законы и теории; -описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; -уметь классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям; -уметь характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции; -проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы; -формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; -искать источники химической информации, получать необходимую информацию, её анализировать, -владеть обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ; -устанавливать зависимость свойств и применение важнейших соединений от их химического строения моделирование молекул неорганических и органических веществ; -понимать химическую картину мира как неотъемлемую часть целостной научной картины мира; -анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов; - проводить химический эксперимент; -развивать навыки учебной, проектно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии; -соблюдать правила безопасного обращения с веществами, материалами; -оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием. -раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; -демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; -объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; -владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; -представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: -иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; -использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; -объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; -устанавливать генетическую связь между классами веществ; -устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний; - выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; -использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; -использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; -объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; -осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; - создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. Содержание учебного предмета Раздел I. Теоретические основы химии (19 ч.) Тема 1. Современные представления о строении атома (3 ч.) Строение атома: ядро и электронная оболочка. Изотопы. Химический элемент. Большой адронный коллайдер. Уровни строения вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Физический смысл номеров: элемента, периода, группы. Валентные электроны. Электронная конфигурация атомов. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Электронные семейства химических элементов. Философские основы общности Периодического закона и теории химического строения. Предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения. Роль личности в истории химии. Роль практики в становлении и развитии химической теории. Тема 2. Химическая связь (2 ч.) Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Катионы как продукт восстановления атомов металлов. Анионы как продукт окисления атомов неметаллов. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решётка. Ионы простые и сложные. Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки. Ковалентная неполярная и полярная связи. Электроотрицательность. Кратность ковалентной связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентных связей. Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Металлическая связь. Металлические кристаллические решётки. Металлическая химическая связь: ион-атомы и электронный газ. Физические свойства металлов и их применение на основе этих свойств. Сплавы чёрные и цветные. Водородная химическая связь. Водородная химическая связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Значение водородной связи в природе и жизни человека. Тема 3. Вещество (5 ч.) Полимеры. Полимеры, их получение: реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы. Волокна. Неорганические полимеры Дисперсные системы. Дисперсные системы: дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: золи и гели. Синерезис и коагуляция. Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита, модели кристаллических решёток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объёма газа. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Лабораторные опыты. Моделирование металлической кристаллической решётки. Денатурация белка. Получение эмульсии растительного масла. Получение суспензии «известкового молока». Получение коллоидного раствора куриного белка и исследование его свойств с помощью лазерной указки. Химические реакции (9 ч.) Классификация веществ: химических аллотропизации реакций. Реакции и изомеризации. без изменения Причины состава аллотропии. Классификация реакций по числу и составу реагентов и продуктов и по тепловому эффекту. Термохимические уравнения реакций. Скорость химических реакций. Скорость химической реакции и факторы её зависимости: природа реагирующих веществ, площадь их соприкосновения, температура, концентрация и наличие катализатора. Катализ. Ферменты. Ингибиторы. Химическое равновесие и способы его смещения. Обратимые реакции. Общая характеристика реакции синтеза аммиака и условия смещения равновесия производственного процесса вправо. Гидролиз. Гидролиз необратимый и обратимый. Три случая гидролиза солей. Роль гидролиза в обмене веществ. Роль гидролиза в энергетическом обмене. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Электронный баланс. Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование. Демонстрации. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди(II). Модель электролизёра. Лабораторные опыты. Проведение реакций, идущих до конца, по правилу Бертолле. Разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) с железом и гидроксидом натрия. Вещества и их свойства (15 ч.) Металлы. Общие физические свойства металлов. Классификация металлов в технике и химии. Общие химические свойства металлов. Условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. Металлотермия. Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертные или благородные газы. Галогены. Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомномолекулярного учения. Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Кислоты с точки зрения протонной теории. Общие химические свойства кислот. Классификация кислот. Основания неорганические и органические. Основания с точки зрения атомно-молекулярного учения. Основания с точки зрения теории электролитической диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории. Общие химические свойства оснований. Классификация оснований. Амфотерные соединения неорганические и органические. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Получение и свойства амфотерных неорганических соединений. Аминокислоты — амфотерные органические соединения. Пептиды и пептидная связь. Соли. Классификация солей. Жёсткость воды и способы её устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие химические свойства солей. Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышка термитной смеси. Вспышка чёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворов другими галогенами. Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дым без огня»). Получение аммиака и изучение его свойств. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой. Различные случаи взаимодействия растворов солей алюминия со щёлочью. № 1. Перечень практических работ «Получение, собирание и распознавание газов». 2. «Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ». Тематическое планирование 1 полугодие (16 ч.) Раздел I. Теоретические основы химии (19 ч.) Тема: Современные представления о строении атома (3 ч.) 1 1.Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация 1 элементов (s- и р-элементы). 2 2.Особенности строения электронных оболочек атомов переходных 1 элементов. 3 3.Периодический закон и периодическая система химических 1 элементов Д. И. Менделеева. Тема: Химическая связь (2 ч.) 4 1.Ионная связь. Ковалентная связь. 5 2.Металлическая связь. 1 Водородная связь. Единая природа 1 химических связей. Тема: Вещество (5 ч.) 6 1. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. 1 Кристаллические решетки. 1 7 2.Состав веществ. Причины многообразия веществ. 8 3.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их 1 использование. 9 4.Истинные растворы. Способы выражения концентрации 1 растворов: массовая доля растворенного вещества. 10 1 5.Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели). Тема: Химические реакции (9 ч.) 11 1.Классификация химических реакций в неорганической и 1 органической химии. Тепловой эффект химической реакции. 1 12 2.Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. 13 3.Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. 1 Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. 14 4.Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его 1 смещения. 15 5.Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда 1 водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) растворов. 16 6.Гидролиз солей. 1 2 полугодие (18 ч.) 17 7.Окислительно - восстановительные реакции. Электролиз 1 растворов и расплавов. Практическое применение электролиза. 18 8.Обобщение и систематизация материала по общей химии. 1 19 9.Контрольная работа №1 по теме «Химическая реакция. Общая 1 химия». Раздел II. Неорганическая химия (15 ч.) Тема: Вещества и их свойства (15 ч.) 20 1.Классификация и номенклатура неорганических соединений. 1 21 2.Металлы и их свойства. 1 22 3.Общие способы получения металлов. Коррозия. 1 23 4.Неметаллы и их свойства. Благородные газы. 1 24 5.Общая характеристика галогенов. 1 25 6.Оксиды, классификация, свойства. 1 26 7.Кислоты, классификация и свойства. 1 27 8.Основания, классификация, свойства. 1 28 9.Соли, классификация и свойства. 1 29 10.Генетическая связь между классами неорганических веществ. 1 30 11.Обобщение и систематизация знаний о неорганических 1 веществах. 31 12.Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства». 32 13.Практическая работа №1 «Получение, собирание 1 и распознавание газов». 33 14.Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на 1 идентификацию веществ». 34 15.Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. 1 ИТОГО:34 из них 15 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию