Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии в 10 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- авторской программе под редакцией В. М. Чаругин;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
- основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия№3»;
- федеральному перечню учебников;
-
положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия№3».
Данная программа предусматривает использование дистанционных форм
обучения при помощи различных технологий, таких как интернет-обучение и
сетевая технология через учебные платформы: Якласс, РЭШ, ZOOM, а также
электронная почта, электронный дневник, viber, whatsup.
Данная программа разработана учителем географии Дугаровым А.А. для
параллели 7-х классов гимназии и рассчитана на один учебный год – 34 часа, 1
час в неделю.
Планируемые результаты :
Личностные результаты
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность
и
способность
к
2
личностному
самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность
и
способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества,
самосовершенствовании,
занятиях
потребность
в
физическом
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
информационных источниках;
3
фиксировать
противоречия
в
использовать
представления
различные
модельно-схематические
существенных
связей
и
средства
отношений,
а
для
также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Коммуникативные:
4
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник на базовом уровне научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
самостоятельно
определять
цели,
ставить
и
формулировать
собственные задачи вобразовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые длядостижения поставленной ранее цели;
сопоставлять
имеющиеся
возможности
и
необходимые
для
достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
5
выбирать
оптимальный
эффективность
путь
расходования
достижения
ресурсов
и
цели,
учитывая
основываясь
на
соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать
различные
представления
модельно-схематические
выявленныхв
средства
информационных
для
источниках
противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебныеи познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы, как в отношении собственного
суждения, так и вотношении действий и суждений другого;
анализировать
и
преобразовывать
проблемно-противоречивые
ситуации;
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
6
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
(быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и
выполнять консультативные функции самостоятельно;
ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться);
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального
взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом /решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности как передзнакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации,
исходя
из
соображений результативно действия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного
развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;
7
анализировать
ситуации
практико-ориентированного
характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Предметные результаты
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Выпускник на базовом уровне научится:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с
физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа;
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины
затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд.
Строение Солнечной системы
Выпускник на базовом уровне научится:
8
воспроизводить
исторические
сведения
о
становлении
и
развитии
гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры — по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего уточненного закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов
для исследования тел Солнечной системы.
Солнце и звезды
Выпускник на базовом уровне научится:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники
их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из
центра к
поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
9
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура
и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы горячей Вселенной;
10
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее
расширения — Большого взрыва;
интерпретировать
современные
данные
об
ускорении
расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида
материи, природа которой еще
неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной;
Планируемые результаты изучения курса "Астрономия" в 10 классе
Выпускник на базовом уровне научиться:
объяснять смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система,
видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,
комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда,
Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,
параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
объяснять смысл физических величин: парсек, световой год,
астрономическая единица, звездная величина;
объяснять смысл физических законов: Хаббла;
описывать основные этапы освоения космического пространства;
формулировать гипотезы происхождения Солнечной системы;
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего уточненного) закона Кеплера;
11
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
описывать основные характеристики и строение Солнца, солнечной
атмосферы;
характеризовать параметры Галактики, положение и период обращения
Солнца относительно центра Галактики;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.).
интерпретировать современные данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида
материи, природа которой еще неизвестна.
владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на
основании использования законов физики и математики;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.).
содержание
10 класс (35 ч)
Предмет астрономии (1ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации.
Структура
астрономических
методов
и
масштабы
исследования.
Вселенной.
Наземные
Особенности
и
космические
телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное
излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение
астрономических
исследований.
12
История
развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет
Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое
движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Небесная механика (3 ч)
Системы мира. Годичный параллакс. Законы движения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных
спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Космические скорости. Межпланетные полеты.
Строение Солнечной системы (8 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет.
Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического
исследования.
Закон
Стефана—Больцмана.
Источник
энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды:
основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакса расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
13
различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр —
светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и
кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные
рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Галактики (3 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой
взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.«Темная
энергия» и антитяготение.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические
соединения
в
космосе.
Современные
возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
14
Тематическое планирование 10 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№
п/п
Тема/раздел
Всего
часов
1.
Предмет
астрономии
Астрометрия
Небесная
механика
Строение
Солнечной
системы
Астрофизика и
звездная
астрономия
Наша галактика –
Млечный путь
Галактики
Строение и
эволюция
Вселенной
Современные
проблемы
астрономии
1
2.
3.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
5
3
Из них
лабораторных
контрольных
и
работ
практических
работ
1
8
7
1
1
3
1
3
3
1
3
1
1
Календарно-тематическое планирование
I четверть
Раздел I. Введение
Введение в Астрономию
1
1
Раздел II. Астрометрия
5
Звездное небо
1
Небесные координаты
1
Видимое движение планет и Солнца
1
Движение Луны и затмения
1
Время и календарь
1
15
Раздел III. Небесная механика
3
Система мира
1
Законы движения планет
1
Космические скорости и межпланетные полеты
1
Итого в I четверти:
9
II четверть
Раздел IV. Строение Солнечной системы
8
Современные представления о Солнечной системе
1
Планета Земля
1
Луна и ее влияние на Землю
1
Планеты Земной группы
1
Планеты-гиганты. Планеты-карлики
1
Малые тела Солнечной системы
1
Современные представления о происхождении Солнечной
системы
2
Итого за II четверть
8
III четверть
Раздел V. Астрофизика и Звездная астрономия
7
Методы астрофизических исследований
1
Солнце
1
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
1
Основные характеристики звезд
1
Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры
1
Новые и сверхновые звезды
1
Эволюция звезд
1
Раздел VI. Наша галактика – Млечный путь
3
Газ и пыль в Галактике
1
Рассеянные и шаровые звезды
1
Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики
1
16
Итого за III четверть
10
IV четверть
Галактики
Классификация галактик
Активные галактики и квазары
Скопления галактик
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы
классической космологии
Расширяющаяся Вселенная
Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия.
Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и
разума во Вселенной
Итого за IV четверть:
Итого за год:
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
8
35
Итого 35 часа, из них 12 часов на рабочей реализацию программы по
воспитанию
17