Рабочая программа 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии в 10 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- авторской программе под редакцией В. М. Чаругин;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
- основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия№3»;
- федеральному перечню учебников;
-

положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая

гимназия№3».
Данная программа предусматривает использование дистанционных форм
обучения при помощи различных технологий, таких как интернет-обучение и
сетевая технология через учебные платформы: Якласс, РЭШ, ZOOM, а также
электронная почта, электронный дневник, viber, whatsup.
Данная программа разработана учителем географии Дугаровым А.А. для
параллели 7-х классов гимназии и рассчитана на один учебный год – 34 часа, 1
час в неделю.

Планируемые результаты :
Личностные результаты
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность

и

способность

к
2

личностному

самоопределению,

способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную

жизнь

в

процессе

самостоятельной,

творческой

и

ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,

собственного

мнения,

готовность

и

способность

вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
 готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами

гражданского

общества,

самосовершенствовании,

занятиях

потребность

в

физическом

спортивно-оздоровительной

деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,

распознавать

и

информационных источниках;

3

фиксировать

противоречия

в

 использовать
представления

различные

модельно-схематические

существенных

связей

и

средства

отношений,

а

для
также

противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
 выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Коммуникативные:
4

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник на базовом уровне научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
 самостоятельно

определять

цели,

ставить

и

формулировать

собственные задачи вобразовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые длядостижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять

имеющиеся

возможности

и

необходимые

для

достижения цели ресурсы;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;

5

 выбирать

оптимальный

эффективность

путь

расходования

достижения
ресурсов

и

цели,

учитывая

основываясь

на

соображениях этики и морали;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью;
 оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
 использовать

различные

представления

модельно-схематические

выявленныхв

средства

информационных

для

источниках

противоречий;
 осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебныеи познавательные) задачи;
 искать и находить обобщенные способы решения задач;
 приводить критические аргументы, как в отношении собственного
суждения, так и вотношении действий и суждений другого;
 анализировать

и

преобразовывать

проблемно-противоречивые

ситуации;
 выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск
 возможности широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

6

 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
(быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и
выполнять консультативные функции самостоятельно;
 ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться);
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами);
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы;
 координировать и выполнять работу в условиях виртуального
взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом /решением;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности как передзнакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 подбирать

партнеров

для

деловой

коммуникации,

исходя

из

соображений результативно действия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного
развития;
 точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;
7

 анализировать

ситуации

практико-ориентированного

характера,

узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.
Предметные результаты
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Выпускник на базовом уровне научится:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с
физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа;
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины
затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд.
Строение Солнечной системы
Выпускник на базовом уровне научится:
8

воспроизводить

исторические

сведения

о

становлении

и

развитии

гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры — по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего уточненного закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов
для исследования тел Солнечной системы.
Солнце и звезды
Выпускник на базовом уровне научится:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники
их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из
центра к
поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
9

называть

основные

отличительные

особенности

звезд

различных

последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура
и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы горячей Вселенной;
10

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее
расширения — Большого взрыва;
интерпретировать

современные

данные

об

ускорении

расширения

Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида
материи, природа которой еще
неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной;
Планируемые результаты изучения курса "Астрономия" в 10 классе
Выпускник на базовом уровне научиться:
объяснять смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система,
видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,
комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда,
Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,
параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
объяснять смысл физических величин: парсек, световой год,
астрономическая единица, звездная величина;
объяснять смысл физических законов: Хаббла;
описывать основные этапы освоения космического пространства;
формулировать гипотезы происхождения Солнечной системы;
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего уточненного) закона Кеплера;
11

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
описывать основные характеристики и строение Солнца, солнечной
атмосферы;
характеризовать параметры Галактики, положение и период обращения
Солнца относительно центра Галактики;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.).
интерпретировать современные данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида
материи, природа которой еще неизвестна.
владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на
основании использования законов физики и математики;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.).

содержание
10 класс (35 ч)
Предмет астрономии (1ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации.

Структура

астрономических

методов

и

масштабы

исследования.

Вселенной.
Наземные

Особенности

и

космические

телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное
излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение

астрономических

исследований.
12

История

развития

отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет
Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое
движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Небесная механика (3 ч)
Системы мира. Годичный параллакс. Законы движения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных
спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Космические скорости. Межпланетные полеты.
Строение Солнечной системы (8 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет.
Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического

исследования.

Закон

Стефана—Больцмана.

Источник

энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды:
основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакса расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
13

различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр —
светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и
кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные
рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Галактики (3 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой
взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.«Темная
энергия» и антитяготение.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические

соединения

в

космосе.

Современные

возможности

космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.

14

Тематическое планирование 10 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№
п/п

Тема/раздел

Всего
часов

1.

Предмет
астрономии
Астрометрия
Небесная
механика
Строение
Солнечной
системы
Астрофизика и
звездная
астрономия
Наша галактика –
Млечный путь
Галактики
Строение и
эволюция
Вселенной
Современные
проблемы
астрономии

1

2.
3.
5.

6.

7.
8.
9.

10.

5
3

Из них
лабораторных
контрольных
и
работ
практических
работ

1

8

7

1

1

3

1

3
3

1

3

1

1

Календарно-тематическое планирование
I четверть
Раздел I. Введение
Введение в Астрономию

1
1

Раздел II. Астрометрия

5

Звездное небо

1

Небесные координаты

1

Видимое движение планет и Солнца

1

Движение Луны и затмения

1

Время и календарь

1
15

Раздел III. Небесная механика

3

Система мира

1

Законы движения планет

1

Космические скорости и межпланетные полеты

1

Итого в I четверти:

9
II четверть

Раздел IV. Строение Солнечной системы

8

Современные представления о Солнечной системе

1

Планета Земля

1

Луна и ее влияние на Землю

1

Планеты Земной группы

1

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

1

Малые тела Солнечной системы

1

Современные представления о происхождении Солнечной
системы

2

Итого за II четверть

8
III четверть

Раздел V. Астрофизика и Звездная астрономия

7

Методы астрофизических исследований

1

Солнце

1

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

1

Основные характеристики звезд

1

Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры

1

Новые и сверхновые звезды

1

Эволюция звезд

1

Раздел VI. Наша галактика – Млечный путь

3

Газ и пыль в Галактике

1

Рассеянные и шаровые звезды

1

Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики

1

16

Итого за III четверть

10
IV четверть

Галактики
Классификация галактик
Активные галактики и квазары
Скопления галактик
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы
классической космологии
Расширяющаяся Вселенная
Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия.
Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и
разума во Вселенной
Итого за IV четверть:
Итого за год:

3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
8
35

Итого 35 часа, из них 12 часов на рабочей реализацию программы по
воспитанию

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».