Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии в 10 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе среднего общего образования; - авторской программе под редакцией В. М. Чаругин; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия№3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия№3». Данная программа предусматривает использование дистанционных форм обучения при помощи различных технологий, таких как интернет-обучение и сетевая технология через учебные платформы: Якласс, РЭШ, ZOOM, а также электронная почта, электронный дневник, viber, whatsup. Данная программа разработана учителем географии Дугаровым А.А. для параллели 7-х классов гимназии и рассчитана на один учебный год – 34 часа, 1 час в неделю. Планируемые результаты : Личностные результаты ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к 2 личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, самосовершенствовании, занятиях потребность в физическом спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Метапредметные результаты: Познавательные: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и информационных источниках; 3 фиксировать противоречия в использовать представления различные модельно-схематические существенных связей и средства отношений, а для также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Регулятивные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Коммуникативные: 4 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Выпускник на базовом уровне научится: соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи вобразовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые длядостижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; определять несколько путей достижения поставленной цели; 5 выбирать оптимальный эффективность путь расходования достижения ресурсов и цели, учитывая основываясь на соображениях этики и морали; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные представления модельно-схематические выявленныхв средства информационных для источниках противоречий; осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебныеи познавательные) задачи; искать и находить обобщенные способы решения задач; приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и вотношении действий и суждений другого; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; 6 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.); развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных(устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом /решением; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как передзнакомой, так и перед незнакомой аудиторией; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативно действия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений; 7 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. Предметные результаты Астрономия, ее значение и связь с другими науками Выпускник на базовом уровне научится: воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа; воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Строение Солнечной системы Выпускник на базовом уровне научится: 8 воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Солнце и звезды Выпускник на базовом уровне научится: определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; 9 называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек новых и сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Строение и эволюция Вселенной Выпускник на базовом уровне научится: объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; 10 Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Жизнь и разум во Вселенной Выпускник на базовом уровне научится: систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной; Планируемые результаты изучения курса "Астрономия" в 10 классе Выпускник на базовом уровне научиться: объяснять смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; объяснять смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; объяснять смысл физических законов: Хаббла; описывать основные этапы освоения космического пространства; формулировать гипотезы происхождения Солнечной системы; воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера; 11 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: описывать основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; характеризовать параметры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. владеть различными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики и математики; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). содержание 10 класс (35 ч) Предмет астрономии (1ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура астрономических методов и масштабы исследования. Вселенной. Наземные Особенности и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. 12 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Астрометрия (5 ч) Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Небесная механика (3 ч) Системы мира. Годичный параллакс. Законы движения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Космические скорости. Межпланетные полеты. Строение Солнечной системы (8 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Астрофизика и звездная астрономия (7 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакса расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура 13 различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Наша Галактика — Млечный Путь (3 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Галактики (3 ч) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.«Темная энергия» и антитяготение. Современные проблемы астрономии (3 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. 14 Тематическое планирование 10 класс (35 часов, 1 час в неделю) № п/п Тема/раздел Всего часов 1. Предмет астрономии Астрометрия Небесная механика Строение Солнечной системы Астрофизика и звездная астрономия Наша галактика – Млечный путь Галактики Строение и эволюция Вселенной Современные проблемы астрономии 1 2. 3. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 5 3 Из них лабораторных контрольных и работ практических работ 1 8 7 1 1 3 1 3 3 1 3 1 1 Календарно-тематическое планирование I четверть Раздел I. Введение Введение в Астрономию 1 1 Раздел II. Астрометрия 5 Звездное небо 1 Небесные координаты 1 Видимое движение планет и Солнца 1 Движение Луны и затмения 1 Время и календарь 1 15 Раздел III. Небесная механика 3 Система мира 1 Законы движения планет 1 Космические скорости и межпланетные полеты 1 Итого в I четверти: 9 II четверть Раздел IV. Строение Солнечной системы 8 Современные представления о Солнечной системе 1 Планета Земля 1 Луна и ее влияние на Землю 1 Планеты Земной группы 1 Планеты-гиганты. Планеты-карлики 1 Малые тела Солнечной системы 1 Современные представления о происхождении Солнечной системы 2 Итого за II четверть 8 III четверть Раздел V. Астрофизика и Звездная астрономия 7 Методы астрофизических исследований 1 Солнце 1 Внутреннее строение и источник энергии Солнца 1 Основные характеристики звезд 1 Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры 1 Новые и сверхновые звезды 1 Эволюция звезд 1 Раздел VI. Наша галактика – Млечный путь 3 Газ и пыль в Галактике 1 Рассеянные и шаровые звезды 1 Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики 1 16 Итого за III четверть 10 IV четверть Галактики Классификация галактик Активные галактики и квазары Скопления галактик Строение и эволюция Вселенной Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии Расширяющаяся Вселенная Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение Современные проблемы астрономии Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и разума во Вселенной Итого за IV четверть: Итого за год: 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 8 35 Итого 35 часа, из них 12 часов на рабочей реализацию программы по воспитанию 17