Рабочая программа 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для учащихся 7 классов соответствует:
 федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования;
 примерной образовательной программе основного общего образования;
 программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 авторской программе по физике Белага В. В. и др.;
 основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3»
Рабочая программа разработана Цыренов В А для параллели 7-х классов.

Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по физике и
реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
общего образования.

1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как
свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу,
силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию
3. владение экспериментальными методами исследования в процессе
самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения
скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления,
силы Архимеда от объема вытесненной воды
4. понимание смысла основных физических законов и умение применять
их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда,
закон сохранения энергии
5. понимание принципов действия машин, приборов и технических
устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной
жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды,
техника безопасности и др.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса физики
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования
со «знание вой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с
изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «обще учебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам,
становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними

компетенции). Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных
результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
 Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
 Убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
 Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
 Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
 Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации

учебной

деятельности,

постановки

целей,

планирования,

самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
 Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

 Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
 Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
 Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
 Формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию. Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в разделе 11:“ Планируемые результаты изучения курса физики”.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
 умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей
результатов измерений;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез.
Ученик научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным

и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать
проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние,
масса тела, объем, сила, при этом выбирать оптимальный способ измерения и
использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной
инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные
результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и
применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических
величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче,
проводить оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать
полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание курса
I. Физика и мир, в котором мы живем (7 ч)

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и
опыт. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Измерения и точность измерений. Погрешности измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время.
Демонстрации: примеры механических,

тепловых, электрических,

магнитных и световых явлений, портреты ученых, физические приборы, схемы,
рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие связь физики и окружающего мира.
опыты:
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Определение объема твердого тела.
3. Работа со штангенциркулем.
4. Сравнение точности измерения различными видами линеек.
5. Определение диаметра нити.
6. Измерение длины стола.
II. Строение вещества (6 ч)
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели
строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на
основе этих моделей.
Демонстрации: сжимаемость газов, диффузия в газах и жидкостях,
модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда, сцепление свинцовых
цилиндров, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том
числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение вещества.
опыты:
7. Измерение размеров малых тел.
8. Изучение процесса испарения воды.

III. Движение, взаимодействие, масса (10 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного
прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости
от времени.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.
Методы измерения массы и плотности.
Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке
Ньютона, явление инерции, взаимодействие тел, рисунки, таблицы, слайды,
модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
опыты:
9. Изучение физических величин, характеризующих механическое
движение. Измерение скорости движения человека.
10. Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах.
11. Измерение малых масс методом взвешивания.
12. Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.
13. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
IV. Силы вокруг нас (10 ч)
Сила. Сила тяжести. Правило сложения сил. Равнодействующая сила.
Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Вес тела.
Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации пружины,
сложение сил, сила трения, невесомость, рисунки, таблицы, слайды, модели,

видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
опыты:
14. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
15. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.
16. Исследование силы трения скольжения.
17.

Изучение

сил

упругости.

Нахождение

равнодействующей

нескольких сил, направленных вдоль одной прямой.
V. Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч)
Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и
стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических
устройствах. Гидравлические машины.
Демонстрации: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры, закон Паскаля, гидравлический пресс, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
опыты:
18. Определение давления эталона килограмма.
19. Определение зависимости между глубиной погружения тяжелых
свинцовых кирпичей в песок и давлением.
20. Исследование процесса вытекания воды из отверстия в сосуде.
VI. Атмосфера и атмосферное давление (4 ч)
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт
Торричелли. Приборы для измерения давления.
Демонстрации: обнаружение атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом, рисунки, таблицы, слайды, модели,

видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
21. Изготовление «баночного барометра».
VII. Закон Архимеда. Плавание тел (6 ч)
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.
Условие плавания тел. Воздухоплавание.
Демонстрации: закон Архимеда, рисунки, таблицы, слайды, модели,
видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
опыты:
22. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
23. Изучение условий плавания тела в жидкости.
24. Определение плотности деревянной линейки гидростатическим
способом.
VIII. Работа, мощность, энергия (7 ч)
Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.
Демонстрации: изменение энергии тела при совершении работы, превращения механической энергии из одной формы в другую, рисунки, таблицы,
слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
25. Изучение механической работы и мощности.
26. Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела
при движении тела по наклонной плоскости.

IX. Простые механизмы. «Золотое правило» механики (7 ч)
Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы.
Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации: простые механизмы, рисунки, таблицы, слайды, модели,
видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
опыты:
27. Проверка условия равновесия рычага.
28. Определение КПД наклонной плоскости.
29. Определение КПД подвижного блока.
30. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.

Тематическое планированиепо четвертям
Тема

Количество
часов

Виды и формы работ для контроля

1
I четверть
Физика и мир, в котором

7

тесты

мы живем
Строение вещества

6

тесты

5

физический диктант
тесты

Движение, взаимодей-

2

3

физический диктант

ствие, масса

контрольная работа
II Четверть
Движение, взаимодействие, масса

5

тесты
физический диктант
контрольная работа

Силы вокруг нас

10

тесты
контрольная работа

III четверть
Давление твердых тел,

10

физический диктант

жидкостей и газов
Атмосфера и атмосфер-

4

контрольная работа
тесты

ное давление
Закон Архимеда. Плава-

6

тесты

ние тел
IV четверть
Работа, мощность,

физический диктант
7

тесты
самостоятельная работа

энергия

физический диктант
Простые механизмы.

7

«Золотое правило» механики
Повторение
Итого

контрольная работа
тесты
самостоятельная работа

2
70

Из них 20 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».